Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Формула здоровья" для детей 5-6 лет
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая программа «Формула здоровья» реализуется в летний период и является краткосрочной. Программа осуществляется в рамках физкультурно-спортивной направленности и нацелена на укрепление здоровья, развитие физических, духовных сил, обогащение новыми впечатлениями детей - дошкольников.
Актуальность программы.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью детей и их родителей (законных представителей) в программах, направленных на пропаганду здорового образа жизни, развития двигательной активности детей посредством игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_pr-mma_formula_zdorovya.docx | 70.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
____________________________________________________________
Принята на заседании
методического совета
от «___» _______ 2021г.
Протокол № ________
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ-
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»
1-ый год обучения
(стартовый уровень)
Возраст учащихся: 5 – 7 лет
Срок реализации: 1 месяц
Направленность: физкультурно-спортивная
Автор-составитель:
_____________ /__________/
Г.о. Подольск, 2021 г.
Пояснительная записка
«Забота о красоте и здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнедеятельности детей зависит их духовная
жизнь, умственное развитие, красота внешняя и внутренняя»
В.А. Сухомлинский.
Известно, что здоровье ребенка формируется под воздействием целого комплекса факторов: биологических, экологических, физиологических и др. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, большое значение имеет двигательная активность - естественная потребность в движении, которая оказывает благоприятное воздействие на формирование организма. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. Оптимальный объем развития двигательных качеств - одно из условий сохранения и укрепления здоровья детей 5-7 лет.
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для творческого и физического развития, обогащение духовного мира, что создаёт условия для социализации детей с учетом реалий современной жизни.
Дополнительная общеобразовательная/общеразвивающая программа «Формула здоровья» реализуется в летний период и является краткосрочной. Программа осуществляется в рамках физкультурно-спортивной направленности и нацелена на укрепление здоровья, развитие физических, духовных сил, обогащение новыми впечатлениями детей - дошкольников.
Актуальность программы.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью детей и их родителей (законных представителей) в программах, направленных на пропаганду здорового образа жизни, развития двигательной активности детей посредством игры.
Педагогическая целесообразность программы «Формула здоровья» заключается в применении традиционных методов (наглядного, словесного, игрового, практического, репродуктивного и др.) и современных педагогических технологий в области физического развития и культуры здоровья путем формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни.
Цель программы: привлечение детей 5-7 лет к занятиям физической культурой и спортом, посредством подвижных игр.
Задачи программы.
Личностные:
- воспитывать активную личность;
- воспитывать организованность и взаимовыручку в команде;
- формировать основы ведения здорового образа жизни.
Метапредметные:
- развивать мотивацию к занятиям физической культурой;
- способствовать формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости и др.), привитию организаторских способностей.
Предметные:
- учить детей заботиться о своём здоровье и безопасности, соблюдать правила личной гигиены, использовать полученные знания в повседневной жизни;
- формировать интерес к игровой деятельности;
- знакомить детей с содержанием и правилами подвижных игр.
Отличительные особенности программы.
Главной особенностью дополнительной общеразвивающей программы «Формула здоровья» является построение занятий в игровой форме, с опорой на наглядно-предметное мышление, т.к. ведущий вид деятельности дошкольников – это игра. Януш Корчак говорил, что игра – не столько стихия, сколько единственная область, где ребёнку предоставляется более или менее широкая инициатива. Лишь в играх ребенок чувствует себя до некоторой степени независимым.
Программа имеет практическую значимость, которая заключается в том, что занятия по ней способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированию двигательного опыта, здоровьесбережению.
Новизна программы.
Новизна настоящей программы состоит в том, что впервые на территории Городского округа Подольск для воспитанников учреждений дошкольного образования предлагается краткосрочная ознакомительная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности. Новизна также определяется повышенным интересом в настоящее время к проблеме физического развития детей дошкольного возраста и заключается в организации занятости детей в летний период времени.
Адресат программы.
Данная программа разработана для детей в возрасте 5-7 лет. В ней учитываются следующие характерные особенности данного возраста.
В возрасте 5-7 лет движения детей становятся более координированными. Двигательная деятельность детей становится все более многообразной. Им доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Дети владеют различными видами движений на уровне, соответствующем их возрасту, умеют адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки.
Движения детей становятся все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Дети осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить двигательную задачу, выбирая разные способы её решения. В процессе выполнения двигательных заданий старшие дошкольники проявляют скоростные, скоростно-силовые качества, гибкость, ловкость и выносливость.
На седьмом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в различных вариантах игр и упражнений.
У детей отмечаются высокие темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, и времени двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты повторяющихся движений.
На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «мышечную» радость и удовлетворение. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умений анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и получаемого результата. Все это содействует увеличению двигательной активности детей, проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости. В то же время у детей на шестом году жизни появляется умение самостоятельно пользоваться приобретенным двигательным опытом в различных условиях. В возрасте 7 лет рост костной ткани не завершен, еще много хрящевой ткани. Мышечная ткань растет за счет утолщения мышечных волокон, но из-за быстрой утомляемости дети не способны к длительному мышечному напряжению. Длина ног увеличивается более чем в 3 раза, рук – в 2,5 раза, туловища – 4 раза (по сравнению с новорожденным). Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития. Сердце и кровеносная система приспособлены к росту и развитию организма (сосуды шире, кровь течет свободно), скорость кровообращения больше, пульс до 90-100 уд/мин.
Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, для развития познавательной деятельности. Безусловно, надо использовать тягу ребенка к познанию окружающего мира, его творческие способности, глубокую память, радостное удивление перед манящими тайнами мира, его творческие способности, гибкую память, радостное удивление перед манящими тайнами мира. И делает это педагог чрезвычайно деликатно, весело и занимательно. Ведь важно не столько механическое усвоение той или иной информации, сколько развитие духовного мира.
Педагог делает акцент на психолого-педагогические условия:
- обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательной со стороны педагога;
- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него предметами и стимулами с целью развития любознательности;
- поощрение высказывания оригинальных идей;
- использование личного примера, творческого подхода к решению проблем.
Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 месяц обучения 2 раза в неделю по 1 часу (всего 8 часов). Академический час равен 30 минутам.
Уровень программы.
Программа имеет стартовый уровень, который предполагает минимальную сложность программного материала предлагаемого для освоения детьми.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Для обучения по дополнительной общеобразовательной/ общеразвивающей программе «Формула здоровья» принимаются все желающие, проявляющие интерес к подвижным играм. Количество детей в группе – 10 - 15 человек. Состав группы: постоянный, разновозрастной.
При неблагоприятных метеоусловиях (ветер свыше 15 м/с, дождь и т.д.) занятия, запланированные на открытых площадках, будут проводиться в помещении.
Планируемые результаты:
- Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
- Укрепление иммунитета, физических и психологических сил детей – дошкольников, приобретение новых знаний.
Личностные.
У учащихся будет воспитаны/сорфмированы:
- активность;
- организованность и взаимовыручка в команде;
- основы ведения здорового образа жизни.
Метапредметные:
- мотивация к занятиям физической культурой;
- двигательные навыки и умения, развиты психофизические качества (быстрота, ловкость, гибкость, сила, выносливость и др.), привиты организаторские способности.
Предметные:
Учащиеся будут обучены:
- заботиться о своём здоровье и безопасности, соблюдать правила личной гигиены, использовать полученные знания в повседневной жизни;
- с содержанием и правилами подвижных игр;
- развит интерес к игровой деятельности.
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Формы аттестации: опрос, наблюдение, практическая (творческая) работа, зачет.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал тестирования, фотографии.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: отчет итоговый.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в спортивном зале. В хорошую погоду занятия проводятся на спортивной площадке.
Перечень оборудования:
- мячи (диаметром не более 15 см),
- скакалки,
- обручи,
- флажки,
- цветные ленточки,
- кубики, кегли,
- свисток для подачи сигналов,
- аптечка медицинская.
ТСО:
- фотоаппарат,
- мультимедийный проектор, экран,
- музыкальный центр.
Информационное обеспечение:
- слайды с элементами игр,
- печатная продукция: научно-популярные журналы, методические материалы с описанием игр.
Перечень Интернет-ресурсов:
- http://dohcolonoc.ru/ - «Дошколёнок. ру»! – портал для воспитателей и педагогов,
- http://dovosp.ru/j_zd/ - Здоровье дошкольника,
- http://tanja-k.chat.ru/ - материалы в помощь работникам, воспитателям, физ. инструкторам, методистам детских дошкольных учреждений. (на сайте представлены: картотека подвижных игр, материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях, считалки, загадки, стихи, пословицы, поговорки, кроссворды,
- http://tanja-k.chat.ru/ - картотека подвижных игр, материалы по физкультурно-оздоровительной работе в дошкольных учреждениях, считалки, загадки, стихи, пословицы, поговорки, кроссворды,
- http://www.tigrulki.ru/ - Всестороннее развитие детей с помощью игр и игрушек.
Кадровое обеспечение осуществляет педагог дополнительного образования, реализующий дополнительную общеобразовательную / дополнительную общеразвивающую программу «Формула здоровья».
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Освоение новых игр.
| 2 | 0,5 | 1,5 | Опрос, тестирование, наблюдение практическая работа |
2. | Освоение новых игр. 2.1.Беседа: «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика». 2.2. Игры «Удочка», «У кого мяч?». | 2 | 0,5 | 1.5 | Наблюдение, творческая работа |
3. | Правила дорожного движения. Освоение новой игры. 3.1. Беседы с детьми «Знай и выполняй правила уличного движения», «Наш друг – Светофор!», ««Зебра» на дороге!». 3.2. Игра «Гуси – лебеди». | 2 | 1 | 1 | Опрос, практическая работа |
4. | Итоговое занятие. Освоение новых игр. 4.1.Игры «Затейники», «Лошадки». 4.2. Итоговое соревнование- эстафета «Змейка». | 2 | 0,5 | 1,5 | Практическая (творческая) работа, зачет |
Итого: | 8 | 2,5 | 5,5 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. Освоение новых игр.
Теория: Правила безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке. Беседа: «Мир движений и здоровье». Содержание и правила игр «Пятнашки», «Жмурки».
Практика:
Практическая работа:
- Освоение игр «Пятнашки», «Жмурки».
- Система упражнений с мячом.
- Развитие быстроты реакции на сигнал.
- Упражнение в беге с увёртыванием и в ловле.
Описание подвижных игр.
«Пятнашки».
Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный педагогом или выбранный детьми «пятнашка», получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.
После сигнала педагога: «Лови!» - все дети разбегаются по площадке, а водящий старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого водящий коснулся рукой, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда «пятнашка» поймает 3-4 играющих.
При повторении игры выбирается новый «пятнашка».
Если «пятнашка» в течение 30-40 секунд не может поймать никого из играющих, педагог должен назначить другого водящего.
«Жмурки».
До начала игры с помощью считалки выбирают водящего или «воду». Потом шарфом или плотным платком ему завязывают глаза, чтобы он не мог ничего видеть перед собой. Ловца ставят в центр круга и несколько раз раскручивают на месте, приговаривая игровую припевку. Например, такую:
Кот, кот, что ты пьешь?
Пиво, квас!
Лови мышек, а не нас!
После этого участники разбегаются в разные стороны. Водящий вслепую пытается найти любого из игроков. Ребята могут «подсказывать» нужное направление – звонить в колокольчик, хлопать в ладоши, покашливать. Если игра проводится в помещении, где стоит мебель, товарищи обязаны предупреждать водящего об острых углах и других препятствиях.
В облегченном варианте Жмурок ловящему достаточно дотронуться до любого из игроков. Тот, кого осалили, становится новым водящим.
В более сложном варианте нужно поймать игрока и на ощупь определить, кто это. Когда ведущий угадывает и правильно называет имя, пойманный занимает его место. Если произошла ошибка, другие участники несколько раз хлопают в ладоши, и игра продолжается дальше.
Раздел 2. Освоение новых игр.
Теория: беседа: «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика».
Содержание и правила игр «Удочка», «У кого мяч?».
Практика:
Практическая работа:
- Освоение игры «Удочка».
- Развитие у детей внимания, ловкости, выдержки.
- Упражнения в прыжках на месте в высоту.
- Освоение игры «У кого мяч?».
- Развитие у детей внимания, наблюдательности, координации движений.
Описание подвижных игр.
«Удочка».
Дети стоят по кругу. В центре круга – педагог. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. педагог вращает скакалку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь чтобы мешочек не задел их ног.
Предварительно педагог показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Время от времени следует делать паузы, чтобы дать детям отдохнуть.
«У кого мяч?».
Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной. Педагог даёт кому-либо мяч (диаметром не более 15 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки», - и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а у кого найден мяч, начинает водить.
Раздел 3. Правила дорожного движения. Освоение новой игры».
Теория: Беседы с детьми «Знай и выполняй правила уличного движения», «Наш друг – Светофор!», ««Зебра» на дороге!». Содержание и правила игры «Гуси-лебеди».
Практика:
- Игра на внимание «Ты - пешеход!».
Практическая работа:
- Освоение игры «Гуси-лебеди».
- Развитие у детей выдержки, умения выполнять движения по сигналу.
- Упражнения в беге с увёртыванием.
Описание подвижной игры.
«Гуси – лебеди».
Из числа играющих выбирается волк и пастух. Остальные дети – гуси. На одной стороне площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Сбоку площадки очерчивается место – логово волка. Пастух выгоняет гусей на луг. Гуси ходят, летают по лугу.
- Гуси, гуси! (Га, га, га!);
- Есть хотите? (Да, да, да!)
- Так летите!
- Нам нельзя: Серый волк под горой, не пускает нас домой!
- Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой). Пойманных гусей волк уводит к себе. После 3 – 4 перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей. Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.
Примечание. Когда педагог впервые проводит игру, он рассказывает детям, что гуси гуляют на лугу, щиплют травку, при этом они нагибаются, вытягивают шею, а когда летают, расправляют крылья.
Раздел 4. Итоговое занятие. Освоение новых игр «Затейники», «Лошадки».
Итоговая эстафета.
Теория: Содержание и правила игр «Затейники», «Лошадки».
Практика:
Практическая работа:
- Освоение игры «Затейники».
- Развитие у детей находчивости, ловкости.
- Освоение игры «Лошадки».
- Развитие у детей умений действовать по сигналу и согласовывать движения друг с другом.
- Упражнения в ходьбе и беге.
Итоговое соревнование- эстафета «Змейка».
- Развитие у детей ловкости и координации движений.
Описание подвижных игр.
«Затейники».
Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:
Ровным кругом, Стой на месте,
Друг за другом Дружно вместе
Мы идем за шагом шаг. Сделаем…вот так
По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук. Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем педагог выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается. Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.
«Лошадки».
Дети делятся на две равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. Педагог говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». Каждый конюх выбирает себе лошадку, запрягает вожжами и бегают или ходят. По слову в-ля «приехали» конюхи останавливают и распрягают лошадей. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву. Игра продолжается.
Итоговое соревнование- эстафета «Змейка»
Суть задания заключается в следующем: на определенной дистанции устанавливаются препятствия в виде кубиков или кеглей. Дети делятся на две команды и выстраиваются колоннами на старте. Первые участники команд должны оббежать препятствия по принципу «змейки» и вернуться обратно к команде, где к участнику прицепляется следующий ребенок. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой в полном составе. Важно, чтобы во время эстафеты дети не сбили препятствия.
По завершению обучения по краткосрочной общеобразовательной/общеразвивающей программе «Формула здоровья» учащиеся будут знать:
- о значении укрепления здоровья посредством подвижных игр, утренней гимнастики;
- правила техники безопасности в спортивном зале/на спортивной площадке;
- содержание подвижных игр, их правила;
- выражать творческое отношение к выполнению заданий.
По завершению обучения по краткосрочной общеобразовательной/общеразвивающей программе «Формула здоровья» учащиеся будут уметь:
- уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками;
- осуществлять анализ выполненных действий при игре;
- активно включаться в процесс выполнения заданий;
- импровизировать при выполнении заданий;
- слушать и вступать в диалог с педагогом и учащимися;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Методическое обеспечение программы
Подвижные игры являются одним из самых массовых и доступных средств физического воспитания детей, начиная с самого раннего возраста.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях.
При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности;
повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям программы.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- принцип добровольности (зачисление в кружок по желанию);
- принцип личностного подхода;
- принцип соответствия возрасту детей;
- принцип опоры на интерес ребенка;
- принцип доступности (детскому пониманию и восприятию);
- принцип последовательности и систематичности.
Ведущей формой организации обучения является групповая.
Методы обучения:
- При реализации программы используются различные методы обучения: словесные – рассказ, объяснение нового материала;
- наглядные – показ новых игр, демонстрация иллюстративного материала;
Наглядные пособия.
В усвоении нового материала большую роль играет применение наглядных пособий. Средства наглядности (иллюстративный материал) позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образе или выполнении определенного задания, способствуют более прочному освоению материала. Наглядные пособия демонстрируются в процессе беседы или при объяснении задания.
- практические – апробирование новых игр: игры на свежем воздухе на спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.
Каждое занятие по темам программы включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах и группах игр. Теоретический материал даётся в начале занятия, закрепляется показом наглядного материала и преподносится в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к учащимся. При объяснении нового материала используются методы фронтальной работы – демонстрация рисунков, иллюстраций, наглядного материала, различных технических приемов работы. Показ сопровождается объяснением педагога.
Основное место на занятиях отводится практическим работам, которые включают игры.
Содержание и ход каждого занятия основано на том, что практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Учитываются возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Оценочный материал по программе «Формула здоровья»
Диагностика учащихся осуществляется по двум показателям:
Теоретическая подготовка (знания игр по темам программы)
- Устный опрос проводится с целью выявления предметных знаний о играх по темам программы.
Низкий уровень (1 балл )- ребёнок не справляется, т.е правильных ответов не более чем 1-2 вопросов педагога из 6, его объём знаний по программе менее чем ½.
Средний уровень (2 балла) - ребёнок ответил на 3-4 вопроса, его объём знаний по программе составляет более ½ .
Высокий уровень(3 балла) - ребёнок справился с тестом, ответил на 5-6 вопросов значит освоен практически весь объём знаний по программе.
Практическая подготовка
- Наблюдение осуществляется в течении всего обучения с целью выявления личностных, метапредметных качеств каждого ребёнка.
- Соревноваиие-эстафета – проводиться в конце обучения с целью подведения итогов по пройденному курсу краткосрочной программы.
Низкий уровень (1 балл)- ребёнок не может самостоятельно провести игру т.к. не может объяснить содержание и правила игры.
Средний уровень (2 балла) - ребёнок проводит самостоятельно игру, используя алгоритм проведения игр и помощь педагога, т.к затрудняется в объяснениях содержания и правил игры
Высокий уровень(3балла) - ребёнок без замечания, без помощи педагога самостоятельно проводит игру, используя алгоритм проведения игр, считалки, вовлекая всех ребят в игру.
Педагогические технологии
По типу организации взаимодействия педагогов с учащимися при реализации данной программы используются технологии:
- Личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Личностно-ориентированное занятие, в отличие от традиционного, в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог – учащийся». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности учащегося. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
- Групповая технология (А.В. Ривин, В.К. Дьяченко).
Цель технологии группового обучения – создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.
Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера или педагога.
- Технология сотрудничества (С.Л. Соловейчик Ф. Шаталов, Н.П. Гузик, Ш.А. Амонашвили и др.).
Цель технологии сотрудничества – создание условий для активной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.
Идея обучения в сотрудничестве:
- учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять;
- учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.
Данная технология способствует выработке новых идей, появлению новых вопросов, поиск ответов, которые стимулируют к изучению нового материала. Формирует навыки совместной деятельности и работы в команде.
- Здоровьесберегающие технологии (Н.К.Смирнов).
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить учащемуся возможность
сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки
по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на решение
задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающая деятельность реализуется:
* через создание безопасных материально-технических условий;
* включением в занятие динамических пауз, периодической смены
деятельности учащихся;
* контролем соблюдения учащимися правил работы на ПК;
* через создание благоприятного психологического климата в учебной
группе в целом.
- Игровые технологии (Д.Б. Эльконин, И.Б. Первин, В.К. Дьяченко и др.).
Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий деятельности учреждения дополнительного образования и уровня развития детей.
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Желание каждого педагога – привить интерес и любовь к предмету.
Алгоритм проведения занятия
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие.
- Организационный момент (приветствие детей, настраивание учащихся на совместную работу, объявление темы занятия).
- Теоретическая часть (ТБ во время проведения игры, беседа).
- Разминка (ходьба, бег, прыжковые упражнения, упражнения на внимание).
- Основная часть (знакомство с содержанием игры. объяснение содержания игры. объяснение правил игры, разучивание игры, проведение игры).
- Заключительная часть (ходьба, упражнения на восстановление дыхания).
- Подведение итога (педагог проводит итог игры, анализируя игровую деятельность;
рефлексия).
Базовые нормативно-правовые документы, учитываемые при разработке программы:
• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,
• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р),
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
• Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2015 № 1040),
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242),
• О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564),
• Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844),
• Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499),
• Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 – 13 в/07).
Список литературы для педагога:
- Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика» для детей 5 – 7 лет. - ТЦ Сфера 2015.
- Бабенко Е.А. . .Федоровская О.М. «Игры которые лечат» для детей от 5 до 7 лет. - ТЦ Сфера, 2016.
- Бриедис А.А., Коротков И.М. «Подвижные игры». - М.:ФиС, 2015.
- Геллр Е.М. «Спортивные развлечения и игры». - Мн., Беларусь, 2018.
- «Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие» / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2017.
- Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников /авт. - сост. Л.Н. Волошина, Е.В. Гавришова и др.- Волгоград: Учитель.- 2014++.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. « Физические упражнения и подвижные игры»: Методическое .пособие. - М.: НЦ ЭНАС, 2015.
- Литвинова М.Ф. «Русские народные игры». - М.: Просвещение/ 2016.
- Яковлев В. Г. Ратников В.П. «Подвижные игры». - М.: Просвещение, 1997.
Список литературы для детей и родителей:
- Гайдай И.П. "Игры, забавы, развлечения". М.: АРКТИ, 2015.
- Зайцев Г.К. "Твое здоровье" Укрепление организма. Санкт - Петербург, 2016.
- Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста»: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2017.
Календарный учебный график
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная -
дополнительная общеразвивающая программа
«Формула здоровья»
Срок реализации: 1 месяц.
Уровень освоения: стартовый.
Группа:1.
№ п/п | Месяц | Число | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | Июнь | 1 | Вводное занятие. Правила безопасности в спортивном зале, на спортивной площадке. Беседа: «Мир движений и здоровье». Содержание и правила игр «Пятнашки», «Жмурки». | Спортивная площадка | Опрос, тестирование | |
2. | Июнь | 1 | Освоение игр «Пятнашки», «Жмурки». | Спортивная площадка | Наблюдение, практическая работа | |
3. | Июнь | 1 | Беседа: «Красивая осанка», «Утренняя гимнастика». Содержание и правила игр «Удочка», «У кого мяч?». | Спортивная площадка | Опрос, наблюдение | |
4. | Июнь | 1 | Освоение игр «Удочка», «У кого мяч?». | Спортивная площадка | Творческая работа | |
5. | Июнь | 1 | Беседы «Знай и выполняй правила уличного движения», «Наш друг – Светофор!», ««Зебра» на дороге!». Содержание и правила игры «Гуси-лебеди». | Спортивная площадка | Опрос | |
6. | Июнь | 1 | Освоение правила игры «Гуси-лебеди». | Спортивная площадка | Практическая работа | |
7. | Июнь | 1 | Итоговое занятие. Содержание. правила, освоение игр «Затейники», «Лошадки». | Спортивная площадка | Практическая (творческая) работа | |
8. | Июнь | 1 | Итоговое соревнование- эстафета «Змейка». | Спортивная площадка | Зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей 5-7 лет по легоконструированию
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по LEGO - конструированию...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Каблучок» Танцевально-ритмические движения
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Каблучок» является приложением к общеобразовательной (общеразвивающей) программе дополнительного образования, относитс...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья, «Ступенька» Степ аэробика
Дошкольные группы МКОУ С(К)НШ № 60 посещают дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми наруше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей «Карапуз» (бисероплетение), художественная направленность.
Разработчики:Козлова Альфинур Хидиятовна, воспитательСимонова Ирина Борисовна, старший воспитательСавуляк Лилия Владимировна, педагог-психологАктуальность Программы определена запросом родителей, мате...
Методическая разработка.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РИСОВАНИЕ» дети 3-4,4-5 лет.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Рисование» с использованием нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей младше...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата "Джиу джитсу"...