Консультация для педагогов
консультация по физкультуре
Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_podhod_k_razvitiyu_dvigatelnyh_navykov_doshkolnikov.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников
Физическая культура занимает ведущее место в воспитании детей, и одним из важных ее разделов является подвижная игра. Есть справедливое выражение, что все взрослые «родом из детства», то можно уверенно сказать, что ни одно поколение не может обойтись без игр.
Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему важен оптимальный режим двигательной активности в игровых упражнениях и подвижных играх.
Допустимую двигательную нагрузку в игровых заданиях и играх необходимо регулировать: изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре.
В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления, так как даже в одной возрастной группе уровень физической подготовленности детей неодинаков. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно четкое выполнение заданий и, главное, отсутствие жалоб в чем-либо.
В том случае, если движения детей нечетки, неуверенны (сильное покраснение или, наоборот, чрезмерная бледность лица, жалобы на усталость, проявление излишнего возбуждения и даже конфликтности, отказ от участия в игре), то необходимы срочные меры для снижения двигательной нагрузки, а может быть, и переход к другому виду деятельности».
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Не случайно П. Ф. Лесгафт, основатель отечественной системы физического воспитания, утверждал, что игре, относится к упражнениям, которые подготовляют ребенка к жизни. Они, по его словам — наиболее полезное для детей занятие, которое к тому же вызывает у малышей «повышенное чувство удовлетворения».
Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает интересными для детей хорошо знакомые игры.
В младшем дошкольном возрасте при обучении детей различным движениям широко применяются игровые приёмы, которые ведут к эмоционально – образному уточнению представлений о характере движений. Например, когда детям говорят: «Бегайте тихо, как мышки. Прыгайте, как зайчики».
Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, педагоги широко используют обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к содержанию.
Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости, потому что их нужно ещё учить играть, формировать интерес к подвижным играм. Поэтому руководитель, привлекая внимание, демонстративно играет мячом, сопровождая движения стихами: «Мой весёлый звонкий мяч…», или кружится, держась за руки с именинником или куклой и напевая песенку «Каравай», или, подойдя к детям, таинственным голосом предлагает посмотреть, чьи ушки торчат за кустиком, а начерченный на площадке домик, куда приглашает воспитательница, похож на настоящий – с крышей и трубой…
Дети среднего дошкольного возраста любят и умеют играть. С ними можно договариваться о месте и сигнале сбора задолго до начала прогулки. Детей можно собрать при помощи зазывалок : «Раз! Два! Три! Играть скорей беги!; Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть! » и др. Можно поручить собрать остальных в установленный ограниченный срок (пока вращается юла, звучит мелодия, размещаются атрибуты). Можно использовать нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок – колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и др.) Эффективны сюрпризные моменты: играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой, кто сумеет проскользнуть по ледяной дорожке и пр.
Здесь необходим дифференцированный подход, ведь одним детям интереснее играть в игры спортивного характера, другим – в сюжетные с яркими ролями, образными текстами, а ещё другим – в бессюжетные игры – соревнования, эстафеты, игры – забавы с предметами (кегли и т.п.).
Необходимо учитывать:
1. Склонности и интересы конкретного ребёнка, например, создавать такую предметную среду, чтобы привлечь его к интересным именно для него играм или движениям, подбирать нужные атрибуты, определять место для игры).
2. Возможности ребёнка, уровень его способностей (в организованных играх ребёнок без должного уровня сформированности двигательных навыков, инициативы, самостоятельности, коммуникабельности будет чувствовать себя неуверенно, не сможет творчески решить, двигательное задание в изменяющихся ситуациях, а при необходимости – найти компромисс при выборе игры, распределении ролей и т.п.).
Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребёнок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами. Если цель игры, сама перспектива активной двигательной деятельности, тогда будет легче приучать их обдумывать и подготовку , и организацию игры ( как собраться, договориться об игре, как распределить роли, следить за соблюдением правил и др.). В такой коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решением которых воспитатель может воспользоваться, чтобы развивать у детей уважение к мнению другого, справедливость, формировать качества личности.
Важную роль в развитии творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению правил. Данную работу целесообразно проводить, начиная со старшей группы. Воспитатель сначала сам, а дальше привлекая к этому детей, подаёт им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит двигательный игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы.
Это можно реализовать, создавая проблемно – поисковые ситуации: «Как поиграть иначе?». Не следует останавливаться на одних и тех же направлениях вариативности игры. Например, кроме хорошо известного осложнения способов выполнения движений или введения дополнительных двигательных задач, полезно познакомить малышей с варьированием правил, строений игроков, количественных параметров движений, количества ролей, способов воплощения игровых образов, а также выбора физкультурного оборудования и атрибутики, места проведения игры и т.д.
Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит педагогу, но постепенно детям предоставляется всё больше и больше самостоятельности. После этого детям предлагается самим придумать варианты игр. Из предложенных вариантов выбираются наиболее интересные.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
1. Увеличить дозировку (повторность и общую продолжительность игры);
2. Усложнить двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают).
3. Изменить размещение играющих на площадке («ловишка» не сбоку, а в середине площадки).
4. Сменить сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный).
5. Провести игру в нестандартных условиях (по песку бежать труднее, в лесу, убегая от «ловишки», можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);
6. Усложнить правила (в старшей группе «пойманных» можно выручать; увеличить число ловишек и т.д.).
Таким образом, показателем творчества детей в игре является не только быстрота реакции, умение войти в роль, передавая своё понимание образа, самостоятельность в решении двигательных задач в связи с изменением игровой ситуации, но и способность к созданию комбинаций движений, вариантов игр, усложнению правил. Высшим проявлением творчества у детей является придумывания ими новых подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.
Придумывание новых подвижных игр даётся не всем детям. Причинами этого могут являться индивидуальные особенности, уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ребёнка к творчеству.
Каждый раз, применяя разные соответственно возрасту детей способы сбора их на игру, формирования интереса к ней, распределения ролей. Приёмы оценки и подведения итогов по её окончании, педагог создаёт у воспитанников положительный потенциал средств самоорганизации для совместных игр, творческого самовыражения в них во время произвольной ( самостоятельной) двигательной деятельности. Следует прибегать к различным формам организации подвижных игр (коллективным, групповым, индивидуальным) и вводить их не только в процессе организованного обучения (занятия), но и в самостоятельную деятельность, постепенно поощряя самостоятельно придумывать соответствующие игры.
Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роль в игре. Неплохо, если руководитель расскажет об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен отдых после физической нагрузки.
Творческие подвижные игры – это игры, созданные (придуманные) самими детьми на основе картин, знакомых литературных произведений.
Для воспитания у детей самостоятельности творчества необходимо вооружить воспитателя соответствующей методикой. Для содержательного и эффективного проведения подвижных игр с детьми необходимо проводить большую подготовительную работу. Прежде всего, при обучении детей двигательным действиям следует формировать их творческую активность. Это обеспечит самостоятельность в применении двигательных навыков в игре. Важно также расширять знания и представления детей об окружающем. Для этого детей знакомят с действиями различных персонажей, читают соответствующую литературу, рассматривают картины. Необходимо проводить беседы, уточнять их представления об игровых персонажах, учить выделять в прослушанных сказках, рассказах эпизод с движениями, вызывая эмоциональное переживание, желание отобразить этот эпизод в игре. Желательно предложить данный эпизод в разных вариантах, привлекая детей к импровизации. В поисках решения тех или иных задач в подвижных играх детям предлагается придумать своё действие, не похожее на действие других детей, новые правила, решить по – своему двигательную задачу. Постановка соответствующих задач, их решение способствует не только сознательному, творческому движению, но и развитию умственных способностей детей.
Для повышения интереса к физическим движениям широко применяются игры-тренинги, которые имеют эмоциональную привлекательность. Дети становятся непосредственными участниками тех или иных событий, перевоплощаются в какой либо образ, что повышает их интерес к игре. Как следствие, мотивация к выполнению заданий на таких занятиях очень высока, что помогает даже самым неактивным детям не оставаться в стороне.
Игры-тренинги в течение года проводятся со всей группой, это позволяет независимо от типа двигательной активности непрерывно решать следующие задачи:
-Совершенствование двигательных умений и навыков;
-Развитие взаимоотношений в группе;
-Развитие коммуникативных навыков;
-Развитие воображения.
Система занятий по двигательному игро-тренингу для старших дошкольников включает в себя следующие разделы:
- «зверобатика»;
- двигательные сказки;
- «театр в руке»- пальчиковые игры с использованием художественного слова, игры с использованием нетрадиционного оборудования;
- игры – тренинги с использованием ТРИЗ технологий.
«Зверобатика» это игра перевоплощения, точнее, это элементарные перемещения детей, включающиеся в любую спортивную игру или т ренировку. Автор данной методики С.В. Реутский создал внешне очень простую, но хитроумную организованную последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей сложности, от самых простых до рискованных. Упражнения в «зверобатике» - работа в непривычных условиях. Например, футбольный матч в положении «паучка». Десять минут игры – и упадешь от усталости. Принципиально новых упражнений в «зверобатике» нет.
В ней важно другое:
-Постоянное усложнение заданий;
-Возможность совместных действий в непривычных условиях;
-Образная основа движения.
Всю «Зверобатику» можно делать на скорость, точность, чувствительность (вслепую), в парах и командах; по всем усложняющим траекториям. Особое внимание в физическом развитии старших дошкольников уделяется играм и упражнениям на взаимодействие. Это так называемые «игры дружбы»,которые предполагают обязательное партнерство, чувство локтя, взаимопомощь, тактильный контакт.
Освоив движения животных в зверобатике, можно приступить к обыгрываниям «двигательных сказок», перевоплощаясь обыгрывать какое либо действие.
Для игры нам понадобятся мнемотаблицы либо эмблемки на руку (если распределяются роли среди детей), на руках эмблемы с изображением животных детям не мешают и к тому же дети всегда видят тот образ, в который им нужно перевоплощаться.
Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении детей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя один из вариантов мнемотехники, позволяющий с помощью образов запомнить и воспроизвести сюжет. С ее помощью дети «выполняют» сказку, как единый двигательный комплекс. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания.
В разделе «театр в руке» представлены занимательные игры, пальчиковая гимнастика с носочками – животными, которые одеваются на руку, они повышают эмоционально- положительный фон занятий, развивая мелкую моторику рук, физические качества, творческие способности.
Игры – тренинги с использованием ТРИЗ технологий
Ребенок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Нужно развивать в детях умение анализировать, размышлять, договариваться. Стремиться к тому, чтобы дети сами пришли к решению задачи, а не давать точные указания. Этому способствуют игры с использованием ТРИЗ технологий.
1.Синектика (аналогия)
Задачи: Формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение. В основном используется в младшем дошкольном возрасте.
Личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем, как воробушки);
Прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки;
Сравнение объекта с чем-либо (нахохлился как…; задиристый как петушок)
Старший дошкольный возраст:
Символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают (Игра «»)
Преобразование - отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.
Для старших дошкольников можно предложить более сложную ситуацию, где заложена много вариантность решения. Взрослый не дает прямых подсказок, готовых правильных ответов, а только помогает активизировать самостоятельные размышления детей с помощью вопросов и может вместе с ним открыть абсолютно новые варианты решений. Это развивает самостоятельность дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте стоит знакомить детей с работой по графическим изображениям, по карте.
Очень интересен детям такой вид, как спортивное ориентирование, где дети, получая на руки план местности с определенным маршрутом должны быстро добраться до определенного пункта. Но для начала нужно научить детей читать карту, ориентировать на местности по плану карты. Затем уже по 3-5 человек соревнуются на время. Затем можно усложнять ситуацию, в план включать препятствия, например: подбежав к песочной яме прыгнуть 2 раза.
2.Дробление и объединение
Задачи: Развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.
а) Большой снежный ком, прикоснулся к нему Волшебник Дроби и разлетелся снежный ком на маленькие снежки, которые можно взять в руку, поиграть - О. Р. У. со снежками, покидать - кто дальше бросит.
б) Из множества камней волшебник объединил - сделал мостик через ручей, реку по которому прошли дети на противоположный берег
3.Метод морфологического анализа
Задачи: Обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков.
Классификация по одному признаку - цвету.
Игра "Цветные автомобили». Красные автомобили едут в красный гараж. Зеленые автомобили едут в зеленый гараж. И гра «Ваня-Ваня не зевай себе пару выбирай»
Классификация по половому признаку. (Кто быстрей построиться в колонну девочки или мальчики?)
Классификация по иному признаку (животные, птицы, живое- неживое,..)
4. Игры -медитации
Задачи: Способствуют регуляции дыхательных и других функций организма; оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость, дает возможность детям насладиться приятными эмоциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....