семинар практикум
материал по физкультуре

Устенкова Александра Ивановна

семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx35.63 КБ
Файл razgadaem_krossvord.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум с педагогами

Тема: «Повышение двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ».

Цель: систематизировать знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить представления педагогов о понятии «двигательная активность» детей в ДОУ.

2. Проанализировать эффективность используемых форм и методов организации физкультурной и оздоровительной работы в ДОУ по повышению двигательной активности детей.

3. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал, направленный на оптимизацию двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ, а также на всестороннее развитие детей.

Материалы и оборудование: магнитная доска, мячи (разного размера и формы), обручи - 12 штук, круги - 12 штук, фишка, скакалки (3 штуки), канат, резиночки - для прыжков, «парашют», методические памятки, практический материал по теме.   Раздаточный материал участникам семинара-практикума: лэпбук (заготовка для работы по теме семинара), бумага разных цветов, ножницы, клей – карандаш, ручка, карандаши.

Ход семинара-практикума.

1. Вступление.

      "Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый должен осознавать важность разумного отношения к своему здоровью.

      А как относитесь к своему  здоровью вы, уважаемые коллеги? Продолжите, пожалуйста, фразу: "Путь к здоровью – это…"(блиц опрос педагогов)

     Мы уточнили, что путь к здоровью  - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что «путь к здоровью» зависит,  прежде всего, от нас самих.

    По общепринятым представлениям, структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это  образ жизни. Если считать, что здравоохранение наше находится не в лучшей форме, а ситуация с окружающей средой у нас в городе по меньшей мере неблагоприятна, то «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций», в условиях дошкольного учреждения пойдёт речь на семинаре-практикуме, тема которого звучит так - «Повышение двигательной активности детей в режимных процессах ДОУ».

     В целом в дошкольном учреждении сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако, любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться и обновляться. Оснований  для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей, снижение двигательной активности детей. Однако, переломить эту негативную тенденцию возможно, ведь все в наших руках. (Педагогам раздаются лэпбуки, которые будут заполняться по ходу семинара-практикума).

2. Понятие «двигательная активность». Положительное влияние двигательной активности на организм ребенка.

     Педагогам предлагается ознакомиться с понятием «двигательная активность» различных авторов и сформулировать свое понятие ДА.  Затем педагогам предлагается сформулировать основной вопрос по теме семинара, на который хотелось бы в ходе мероприятия получить ответ (записать этот вопрос в лэпбук).

     Для того, чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д.  Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская,  Юрий Фёдорвич  Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это положительное влияние двигательной активности на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма (на магнитной доске прикрепляются опознавательные значки, обозначающие: «сердечко» - сердечно-сосудистую систему, «облачко» - дыхательную систему, «цветочек» - иммунную систему). Посудите сами, без пищи человек сможет прожить какое-то время, имея нарушения в опорно-двигательном аппарате, возможно, будет прикован к инвалидному креслу, но всё-таки он будет жить. А если нарушится деятельность сердца или лёгкие перестанут усваивать кислород, а самый простейший вирус, попав в организм не встретит там преграды в виде иммунной системы, я думаю не нужно быть медиком, чтобы сделать вывод к чему это приведёт. Поэтому так важны эти самые «КИТЫ», поддерживающие здоровье ребёнка.

      Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы  являются движения, двигательная активность. Может показаться, что всё это для нас не ново. Но вот знаем ли мы, каким движениям следует отдавать предпочтение именно в дошкольном возрасте, какие условия должны быть соблюдены в первую очередь, чтобы обеспечить им оздоровительную направленность? В своей работе «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях» кандидат психологических наук Вера Григорьевна Алямовская обозначила основные утверждения, на которые должна ориентироваться система физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Рассмотрим их подробнее!

     Развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. Назовите их,  пожалуйста? (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, прыжки и т.д.).

      Какой из перечисленных видов движений наиболее благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы ребёнка? - (бег) Древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай! Хочешь быть красивым – бегай! Хочешь быть умным – бегай(пословицу можно записать в лэпбук). Бег – естественное движение, привычное для детей с раннего возраста. Задача педагогов разнообразить задания по бегу, для того, чтобы у детей не снижался интерес к этому виду движений. Назовите виды бега, используемые при работе с дошкольниками (педагоги приводят примеры различных видов бега). Именно циклические виды движений (бег, ходьба, прыжки) наиболее естественны для ребёнка дошкольника. Поэтому первое утверждение, на которое должна ориентироваться система физического воспитания в детском саду звучит так: при проведении физкультурного занятия в детском саду две трети движений, составляющих его структуру, должны быть циклического характера.

     Развитие дыхательной системы, сущность деятельности которой заключается в усвоении организмом кислорода из воздуха, также напрямую связано с движением. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород из воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но…только на свежем воздухе! Напомните мне, пожалуйста, какова ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста? (ответы педагогов). Поэтому под вторым «китом» - «облачко», напишите фразу: «Прогулка ребёнка-дошкольника должна составлять 4 – 4,5 часов в день». Прогулка в детском саду должна быть интересной, увлекательной, насыщенной разнообразной двигательной активностью. Назовите виды двигательной активности детей на прогулке. Педагоги озвучивают виды двигательной активности на прогулке (подвижные игры, спортивные игры и упражнения, индивидуальная работа над ОВД, самостоятельная двигательная активность и т.д.). Из всего сказанного вытекает утверждение, позволяющее обеспечить оздоровительную направленность физическому развитию в детском саду: повышение резервов дыхательной системы ребёнка происходит за счёт регулярной двигательной активности на свежем воздухе.

     А сейчас поговорим о третьем «ките», на котором держится здоровье, - об иммунной системе. Система иммунобиологической защиты достаточно сложная, но и она связана с движением. Это движения особого рода. Они происходят благодаря деятельности терморегуляционного аппарата. При смене температуры внешней среды кровь от внутренних органов то приливает кожным покровам, то вновь поступает к внутренним органам. Это движение внутри организма, движение на клеточном уровне. Как показали исследования, с включением терморегуляционного аппарата автоматически включает систему иммунной защиты. Закаливающее воздействие на организм ребёнка оказывают природные факторы. Назовите их пожалуйста! (Ответы педагогов) Правильно, не зря говорят: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (записать в лэпбук). Также двигательная активность имеет положительное влияние и на ЦНС, и гормональную систему, т.к. в процессе движений вырабатывается гормон счастья и радости  - серотонин и эндорфин.

3. Структурные компоненты ДА.

     Педагогам дается 2-3 минуты, чтобы записать в лэпбуке структурные компоненты двигательной активности и выделить в них главные компоненты (утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физминутки, динамические паузы, прогулка, бодрящая гимнастика после сна, подвижные игры,  спортивные игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей и т.д.).

4. Игра «Эксперты и Практики».

Цель: выявить причины, способствующие снижению двигательной активности детей.

Ход: педагогам предлагается разделиться на 2 круга - внешний - «практики», внутренний - «эксперты». «Эксперты» встают лицом к «практикам» и берут листок с ручкой - стоят на месте в кругу. «Практики» двигаются по кругу и по сигналу ведущего - свисток, называют причины снижения двигательной активности, по свистку переходят к следующему «эксперту». Когда «практики» пройдут каждого «эксперта», «практики» садятся, а «эксперты» озвучивают причины снижения двигательной активности (записать в лэпбук). Педагоги вместе делают вывод - как способствовать повышению двигательной активности (создать мотивацию у детей, создать условия для двигательной активности).

5. Практическая часть семинара-практикума «Всё новое - хорошо забытое старое, или игры нашего детства».

        Ведущий обращает внимание педагогов на мольберт (таблички: резиночки, классики, скакалка, мяч.). Ни для кого не секрет, коллеги, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость. Малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого. Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение. И не просто научить и рассказать, а организовать большую детскую компанию, играя вместе с ребятишками в качестве тренера. Не беда, если вы забыли правила почти всех игр. Будем вспоминать вместе!

     1) «Резиночки».

Как оказалось, всё новое – хорошо забытое старое. Это «новая» старая игра в «резиночку». И я подумала: «А почему бы и наших детей не увлечь этой замечательной игрой?». Так, обыкновенная резинка может стать настоящей находкой в работе с детьми по стимулированию их двигательной активности. Основой игры являются прыжки.  

Прыжок в «Резиночки» – это не просто прыжок в высоту. Он имеет особую, отработанную технику, поэтому игра в «резиночку» способствует развитию координации движений, выносливости, ловкости, укреплению всех мышцы тела и сердечно - сосудистой системы организма. Прыжки направлены на тренировку внутренних органов и систем детского организма. Прыжки через резинку способствуют повышению выносливости, тренируют чувство ритма, в прыжках дети проявляют большую активность и настойчивость.

Правила игры в «резиночку» просты, как все гениальное. Для игры понадобится отрезок резинки, длиной от 2 до 4 метров и участники в количестве от 3 человек. Резиночка связывается, образуя замкнутый контур, и растягивается на ногах 2 играющих, после чего 3 участник начинает игру (предложить педагогам по схемам прыжки через резиночки).

     2) «Классики».

Классические «Классики»

     Вариантов игры в «классики» было великое множество. Но чаще всего играли так. На асфальте расчерчивали игровое поле из десяти клеток примерно 30x30 см. Клетки шли двумя столбиками. Первый нумеровался от 1 до 5, второй в обратном направлении от 6 до 10. Самое главное в «классиках» – хорошая бита. Делали ее из круглых жестяных коробочек от леденцов или баночек от обувного крема. Внутрь насыпался песок. Иногда биту заменял камешек. Играло несколько человек. Первый игрок бросал биту в «первый класс» – клеточку с цифрой «1». Задача игрока, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни игрок, ни бита не должны были попадать на линии. Если это случалось, ход переходил к следующему участнику, а этот игрок начинал все сначала. Если же первый класс проходился успешно, игрок переходил во второй класс. Теперь ему нужно было, не заходя на игровое поле, бросить биту в клетку с цифрой «2» и уже оттуда гнать ее из клетки в клетку. Необходимо было обладать достаточной долей сноровки и для того, чтобы ловко прыгать, и для меткого броска биты в нужную клетку. Выигрывал тот, кто первым проходил все классы. Педагогам раздаются карточки «классиков».

     Игра проводится по группам: ранний и младший  возраст (педагоги), старший возраст (по схемам).

     3) «Игры с мячом».

     Сколько замечательных игр с мячом было во времена нашего детства, и всегда они проходили необыкновенно весело и интересно. Сейчас понимаешь, что кроме радости эти игры несли в себе и массу других полезных свойств: развивали ловкость и выносливость, тренировали координацию движений и внимание. Давайте попробуем вспомнить, что же умели делать наши мячи, и мы вместе с ними. А потом научим этим волшебным играм наших подрастающих детей.

     Целая серия игр предполагала соревнования между участниками в ловкости и умении виртуозно владеть мячом. Назывались эти игры по-разному: «Попугайчики», «Десятки» «Козлик», «Вышибалы». Для одних упражнений нужен был только небольшой мячик (идеально – теннисный), для других – мяч побольше (волейбольный) и стена.

Игра «Действия с мячом».

     Участники встают в большой круг, передают мяч друг другу и с помощью глаголов называют действия и манипуляции с мячом.

Проиграть игры «Козлик», «Вышибалы».

        

     4) «Скакалка».

     Предложить педагогам вспомнить игры: «Часы бьют раз…» (через длинную скакалку), обычные прыжки через скакалку.

6. «Мозговая атака».

1) Загадки в лэпбуке (написать отгадки).

2) «Раздумье». Аббревиатура (СССР, МАДОУ, ФСБ, СНГ, МЧС, ЦРУ, ФЗОЖ, ООП, ФГОС, ЧБД). Педагогам  предлагается  расшифровать аббревиатуры в соответствии с физкультурно-оздоровительной тематикой. Например: СССР – самые сильные и смелые ребята, МЧС – мы чемпионы спорта и.тд.

7. Итог.

     Уважаемые педагоги, от вас зависит  насколько насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность будет предложена детям для того, чтобы реализовать главную их потребность в дошкольном возрасте — потребность в движении. Играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт и, может, с вашей легкой руки многие забытые игры и забавы вновь оживут. И в детстве наших воспитанников тоже будут и резиночки, и классики, и скакалки, и радость настоящей детской дружбы, и такие одновременно простые и очень непростые дворовые игры, игры -  вашего детства. Возвращаются к главному вопросу (по теме семинара-практикума) и подводят итог (получили ли ответ на поставленный для себя вопрос). Сообщается тема следующего семинара-практикума - «Развитие двигательной активности дошкольников через народные подвижные игры».



Предварительный просмотр:

Разгадаем кроссворд.

ВОПРОСЫ

к кроссворду №1

по горизонтали:

  1. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение травм, заболеваний.

3. В его целях используют для детей воздушные и солнечные ванны

5. Как называется гимнастика, выполняемая после сна.

10. Что восстанавливают спортсмены после длительного бега.

по вертикали:

    2. Часть физкультурного занятия

    4. Способность противостоять утомлению в какой либо деятельности.

     6. Спортивное сооружение

     7. Вид спорта, игра.

     8. Основное движение

     9. Предмет, как правило, имеющий упругую поверхность и полый, предназначенный для игры или спортивных тренировок.

Кроссворд №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ

к кроссворду №2

по горизонтали:

1. Комплексное качество, позволяющее выполнять сложное по координации движение экономно и точно.

6. Какую атлетику называют королевой спорта.

8. Разновидность бега в старших группах

9. Регулярное занятие спортсменов

по вертикали:

2. Начало эстафеты.

3. Что несут в руках избранные спортсмены на открытие олимпиады.

4. Место проведения третьего физкультурного занятия.

5. Название гимнастики, в которой участвуют только руки.

7. Способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

10. Зимний вид спорта.

Кроссворд №2

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

9

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разгадаем кроссворд.

ВОПРОСЫ

к кроссворду №1

по горизонтали:

  1. Комплекс мероприятий, направленных на предупреждение травм, заболеваний.

3. В его целях используют для детей воздушные и солнечные ванны

5. Как называется гимнастика, выполняемая после сна.

10. Что восстанавливают спортсмены после длительного бега.

по вертикали:

     2. Часть физкультурного занятия

    4. Способность противостоять утомлению в какой либо деятельности.

     6. Спортивное сооружение

     7. Вид спорта, игра.

     8. Основное движение

     9. Предмет, как правило, имеющий упругую поверхность и полый, предназначенный для игры или спортивных тренировок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

т

 

в

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф

 

а

 

ы

 

м

 

 

 

8

 

5

п

р

о

б

у

ж

д

е

н

и

я

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

т

 

и

 

о

 

ч

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

б

 

о

 

с

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

 

о

 

н

 

л

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

и

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

в

 

 

 

3

з

а

к

а

л

и

в

а

н

и

е

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

1

п

р

о

ф

и

л

а

к

т

и

к

а

 

 

 

 

 

 

 

д

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 

10

д

ы

х

а

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ

к кроссворду №2

по горизонтали:

1. Комплексное качество, позволяющее выполнять сложное по координации движение экономно и точно.

6. Какую атлетику называют королевой спорта.

8. Разновидность бега в старших группах

9. Регулярное занятие спортсменов

по вертикали:

2. Начало эстафеты.

3. Что несут в руках избранные спортсмены на открытие олимпиады.

4. Место проведения третьего физкультурного занятия.

5. Название гимнастики, в которой участвуют только руки.

7. Способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия.

10. Зимний вид спорта. 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

р

 

 

 

 

 

3

 

 

 

п

9

т

р

е

н

и

р

о

в

к

а

 

 

4

 

 

ф

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

в

 

 

у

 

 

а

 

2

 

л

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

н

 

1

л

о

в

к

о

с

т

ь

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

о

 

 

и

 

 

е

 

т

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

й

 

 

в

 

 

ц

 

 

л

 

а

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

6

л

е

г

к

а

я

 

 

 

р

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

т

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

 

8

ч

е

л

н

о

ч

н

ы

й

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...