Педагогические условия организации и проведения народных игр (подготовительная к школе группа)
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Сайт средней группы МБДОУ Детский сад №342 Теремок

Народные подвижные игры обеспечивают разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому мы используем народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Мы знаем, что содержание русских народных подвижных игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих детей, быть доступным и интересным для них, обеспечивать повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений. Только нужно соблюсти несколько условий при отборе таких игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия организации и проведения народных игр
(подготовительная к школе группа)

Народные подвижные игры обеспечивают разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствуют формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому мы используем народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

Мы знаем, что содержание русских народных подвижных игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих детей, быть доступным и интересным для них, обеспечивать повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений. Только нужно соблюсти несколько условий при отборе таких игр.

Первое: соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

А еще очень важно, чтобы разнообразие двигательных заданий обеспечивалось бы не только тем, что в каждой новой игре будет показано новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. Например, в одной игре идет ходьба группой, в другой - ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей детей должны ходить парами или врассыпную. Также разнообразить нужно и бег: дети могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от «ловишки» на свои места и т. п.

Подбирая игры, мы учитываем всегда состав группы детей, группу здоровья всех воспитанников, а также самочувствие и настроение каждого ребенка. Немаловажным является и момент прихода ребенка в детский сад, например, после какого-либо перенесенного заболевания, с ослабленным иммунитетом.

Мы стараемся всегда учитывать и общее состояние группы. Если ребята возбуждены, проводим спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от детей определенного внимания («Найди и промолчи»). Если же дети сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае выбираем игру, где движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Кот и мыши», «День и ночь», «Совушка-совушка» и др.).

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке, одежды детей, имеющегося оборудования и т. д.)

При выборе игры мы учитываем, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера сочетаем с играми и занятиями, которые есть в режиме дня.

Русские народные подвижные игры мы стараемся проводить с ребятами старшего дошкольного возраста ежедневно. До завтрака играем в игры с несложными заданиями, более спокойного характера с небольшими группами детей или с некоторыми - индивидуально. В нашей группе русская народная подвижная игра может заменить утреннюю гимнастику. Такое обычно бывает в предпраздничные дни. Мы понимаем, что очень полезны игры на свежем воздухе, в конце прогулки (в соответствии с санитарными правилами и нормами). Лишь в ненастную погоду (сильный дождь, ветер, холод) игры организовываем в помещении, часто используем зал, так как в групповой комнате полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей затруднительно. На прогулке в первой половине дня проводим разные по характеру русские народные подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы. При подборе игр учитываем предшествующие занятия. Так, после занятий по ознакомлению с окружающим, художественному творчеству проводим игры с более активными действиями («Охотник и звери», «Мышеловка»). Никогда не исключаем подвижные игры и в те дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия, только подбираем подвижные игры с менее активными действиями. Так как детей в группе много, периодически организовываем игры по подгруппам. На вечерней прогулке предлагаем часто детям самостоятельно выбрать подвижную игру и организовать ее. Значительные затруднения вызывает проведение народных подвижных игр с детьми на участке в зимнее время, ранней весной и поздней осенью. Тяжелая одежда и обувь затрудняют их движения, делают неповоротливыми, неловкими. В этот период лучший вариант - самые простые игры с несложными движениями, чаще всего с ходьбой и не слишком быстрым бегом, например «Колечко», «Молчанка», «Солнце и месяц». Для этого времени хорошо подходят игры с текстом, с пением, хороводные.

Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а, следовательно, вызывают эмоции, радости, опасения, осторожности - и этим увлекают детей. По этому плану построены наиболее популярные народные игры. Структура народной игры очень проста: в ней есть единая цель и одноплавность действия, на котором сосредоточиваются все внимание играющих. Вариации в игре относятся или к ее началу, или составляют ее конец.

Русские народные подвижные игры создают атмосферу радости и поэтому делают наиболее эффективными комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Русские народные подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ,
КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ:

«Пятнашки»

Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.

Ход: Взрослый предлагает детям с помощью считалочки выбрать водящего - «пятнашку», который получает отличительную повязку. Он встает в центре площадки и по сигналу взрослого начинает догонять («пятнать») остальных играющих, стараясь коснуться кого-нибудь из них рукой. Тот, кого он коснулся, выбывает из игры. Игра может продолжаться, пока «пятнашка» не поймает 3-4 играющих. Затем выбирается новый водящий, и игра повторяется. Следует выбрать нового водящего и в том случает, если «пятнашка» долгое время не может никого поймать.

«Гуси и волк»

Задача: приучить детей четко следовать правилам игры, развить подражательность, эмоциональность, двигательные навыки детей.

Ход: Из числа играющих с помощью считалочки выбираются волк и пастух. Остальные дети - гуси. Они встают на одной стороне площадки или комнаты - это их дом. Сбоку обозначается место - логово волка. Пастух зовет гусей на луг - середину комнаты. Там они ходят в разные стороны, «летают», вытягивая руки - «крылья» в стороны, щиплют травку, нагибаясь и вытягивая шею. Через некоторое время гуси и пастух ведут такой диалог:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Ну, летите же домой!

- Серый волк под горой, не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

После этого гуси расправляют «крылья» и летят домой, но тут появляется волк и старается поймать кого-нибудь из гусей. Пойманных гусей волк уводит к себе в логово. Оставшиеся гуси возвращаются домой, а затем снова идут пастись на луг. После 3-4 повторений подсчитывается количество пойманных гусей. Далее игра продолжается после назначения новых водящих волка и пастуха.

«Караси и щука»

Задача: развить двигательные навыки, скорость реакции, ловкость детей.

Ход: Играющие делятся на «карасей» и «камешки» (обычно мальчики и девочки), одного ребенка с помощью считалки выбирают щукой. Дети-«камешки» встают кругом, «караси» плавают (бегают) внутри круга. Ребенок - «щука» находится за кругом. По команде взрослого: «Щука!» он быстро вбегает внутрь и старается поймать карасей, которые должны успеть спрятаться за «камешком» - присесть за кем-нибудь из детей, стоящих по кругу. Те, кто не успели, считаются пойманными и уходят за круг. Игра продолжается, пока не останется 2-3 ребенка. Затем выбирается новая «щука», а дети-«камешки» и «караси» меняются ролями.

«Мы - весёлые ребята»

Задача: развить ловкость, двигательные навыки детей.

Ход: На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку - несколько кружков. Это дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором произносят:

Мы - весёлые ребята, любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три - лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий, выбранный с помощью считалочки, должен поймать кого-либо из бегущих детей, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в обратном направлении. После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра продолжается.

«Совушка-совушка»

Ход: Из числа играющих выбирается с помощью считалочки «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке - мышки -располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде. По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - «мышки» начинают бегать, прыгать, пищать. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо, и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались.

«Карусель»

Ход: Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, потом, потом все кругом, кругом, кругом!

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «кругом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по площадке.

«Жмурки»

Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения.

Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки (всех выбирают считалкой). Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями. Этот вариант используем по подгруппам.

«Колечко»

Цель: развить внимательность и наблюдательность детей, координацию движений.

Оборудование: небольшое металлическое колечко.

Описание. Водящий, выбранный с помощью считалки, стоит напротив остальных играющих, которые сидят, сложив руки лодочкой. Он держит в руках колечко и, подходя к каждому из игроков, как будто вкладывает им колечко в руки. Получивший кольцо не должен подавать вида, что это именно он. Когда водящий обошел всех детей, он говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого колечко, должен быстро встать и выбежать к водящему. Остальные дети должны удержать его и не позволить встать с места. Если все же ребенку с колечком это удается, он становится водящим, и игра повторяется снова.

«Горелки»

Оборудование: платочек.

Ход: Участники игры стоят парами друг за другом. Впереди – водящий, выбранный счиалочкой, он держит в руке над головой платок. Дети говорят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет его за руку и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», то есть водит.

«Два Мороза»

Ход: На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих (выбраны с помощью считалочки), два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям:

Мы два брата молодые:

Два Мороза удалые.

Я Мороз - синий нос,

Я Мороз - красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рождество. Сценарий проведения праздника в подготовительной к школе группе.

Празднование Рождества в детском саду не всегда удается провести, так как это время каникул. Но очень хочется познакомить детей с этим замечательным праздником, дать понять и почувствовать атмосферу э...

Перспективный план проведения «Театральной пятницы» (подготовительная к школе группа)

ОКТЯБРЬ. 1 неделя.Беседа с детьми "Что такое театр"Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров   (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый ...

Перспективный план проведения «Театральной пятницы» (подготовительная к школе группа)

ОКТЯБРЬ. 1 неделя.Беседа с детьми "Что такое театр"Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с видами театров   (художественный, драматический, кукольный). Формировать устойчивый ...

Конспект проведения досуга в подготовительной к школе группе «Волшебник Изумрудного города»

Сценарий досуга имеет социально-коммуникативное направление.    Программное содержание:1.    Освоение первоначальных представлений социального характера.2.    Р...

Конспект организации и проведения развлечения в подготовительной к школе группе по правилам дорожного движения «Внимание пешеход!»

Закрепить у детей знание правил дорожного движения. Расширять знания о видах транспорта.Рсширять словарный запас....

Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (подготовительная к школе группа)

Цель:1. Формирование  представлений детей о русской культуре и воспитание патриотических чувств.2. Развитие интереса к устному народному творчеству.Задачи:Обучающие:1.Познакомить детей с интерьер...

Программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса для детей подготовительной к школе группы" Мы здоровыми растем"

Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей...