Педагогический проект "Золотая осень"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.
Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_osen.docx | 53.6 КБ |
вернисаж | 412.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Золотая осень»
Тип проекта: информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.
По времени проведения: 1 неделя.
Срок реализации: 1 неделя октября.
Состав участников: групповой.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру.
Осень - это не только удивительная пора. Наверное, мы взрослые уже не так воспринимаем окружающий мир, как наши малыши - мы потеряли веру в волшебство и сказку.
Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Познание природы, проникновение в её причинно-следственные связи между объектами и явлениями развивает мышление и способность к формированию научного мировоззрения. Многие великие мыслители и педагоги писали о том, что развитие ребёнка в значительной степени зависит от природного окружения. А воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.
Цель проекта:
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Золотая осень».
Задачи проекта:
1. Обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
2. Развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
3. Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
4. Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения, познавательный интерес;
5. Способствовать развитию памяти, восприятия;
6. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
1. Закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках;
2. Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
3. Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
4. Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);
5. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Работа с родителями:
1. «Осенние месяцы» - выучить с детьми осенние месяцы (папка-передвижка);
2. Консультация «Как сохранить здоровье детей осенью»;
3. Подборка на стенд для родителей стихов, текста песен, инсценировок на осеннюю тематику
4. Привлечь родителей к изготовлению костюмов и атрибутов для утренника «Проводы осени»;
5. «Золотая осень» (папка – передвижка).
Продукт проекта:
1. Утренник «Проводы осени»;
2. Участие родителей и детей в выставке «Дары осени»;
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы);
4. Спортивный досуг «Осенние эстафеты».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.
2. Основной этап:
Реализация проекта «Золотая осень».
3. Результат проекта:
1. Утренник «Проводы осени»;
2. Участие родителей и детей в выставке «Дары осени»;
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды «Осеннее настроение» (уголок природы);
4. Спортивный досуг «Осенние эстафеты».
Комплексно – тематическое планирование
Образовательные области проекта | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие | НОД «Путешествие в осенний лес» с применением ИКТ; Просмотр презентации «Осень»; Наблюдение: осенний ветер, осенняя погода, деревья осенью, птицы осенью, насекомые осенью. Ведение дневника «Наблюдение за погодой»; Рассматривание альбома «Осень»; Беседа «Осень. Приметы осени»; Ситуативная беседа: «Почему я люблю (не люблю) осень?». «Что нам осень принесла?» Викторина по изо «Осенние картины» |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья»: сюжет: «Собираемся на прогулку в парк», «Семейный праздник». Дидактические игры: «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «С какой ветки детки?», «Найди дерево по описанию», «Знатоки осенней природы»; «Вершки, корешки», «Что лишнее»; Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что где растет?», лото «Осень»; Трудовая деятельность: сбор осенних листьев для гербария; сбор природного материала на прогулке, уборка опавшей листвы. Подготовка клумбы группового участка к зиме, укрывание корней деревьев опавшей листвою; Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью» Беседа по ОБЖ: «Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?», «Как вести себя у водоёмов поздней осенью?». |
Речевое развитие | Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья»; Чтение художественной литературы: Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени, рассказы об осени; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье», А. Плещеев «Скучная картина», К. Бальмонт «Осень», Н. Сладков «Осень на пороге», Е. Благинина «Улетают, улетели», Л.Толстой «Дуб и орешник», К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев»; А. Введенский «Песенка о дожде»; М.А. Познанская «Журавли» П. Воронько «Лучше нет родного края» А. Ремезов «Хлебный голос» (сказка) Чтение загадок о природных явлениях осени, чтение осенних рассказов; Составление рассказов по сюжетным картинкам «Осень». |
Художественно-эстетическое развитие | Песенное творчество: попевка «Листики летят»; Лепка «Лукошко с грибами»; Рисование «Лес, точно терем расписной»; «Ветка рябины» Аппликация: «Вот уж последняя стая крыльями машет вдали»; Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»; Самостоятельная художественная деятельность: Рисование «Чем нам осень нравится»; Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь», А. Вивальди «Осень»; Пение: «Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой, «Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой, «В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой; Музыкальная игра с пением: «Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина; Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»; Досуги, развлечения: «Час загадки» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки); |
Физическое развитие | Беседы: «Как одеваться осенью?», «Если хочешь быть здоров»; Подвижные игры: «Съедобное - несъедобное!», «Собери урожай», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди». Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи» Физкультминутки: «Гриб», «Осень», «Солнце вышло из-за тучки»; Пальчиковые игры «Листья»; «Собираем листочки»; Спортивный досуг «Осенние забавы». |
Приложение 1
НОД «Путешествие в осенний лес» с применением ИКТ
Задачи:
1. Расширять представления об изменениях, происходящих в природе осенью.
2. Обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания, о деревьях.
3. Развивать внимание, память, мышление.
4. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, игрушка Лесовичок, телефон, макеты деревьев (береза, дуб, рябина), магнитофон, фонограмма "Пение птиц", шум леса, шум воды, классическая музыка для релаксации, геометрические фигуры.
Предварительная работа: чтение В. Золотов «Лесная мозаика», «Зимовье зверей», заучивание стихотворения «Лесные правила», рассматривание иллюстраций с изображением животных и их жилища, наблюдение за животными и птицами на прогулке.
Ход НОД:
В-ль: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
В-ль: Дети, проходите и присаживайтесь на стульчики.
Ребята, мне кажется, нас ждет интересное путешествие в сказочный лес! Но прежде, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Дети: Осень!
В-ль: Молодцы ребята! Значит мы отправимся в какой лес?
Дети: В осенний!
В-ль: А какие признаки осени мы знаем?
Дети: листики желтеют и опадают, часто идут дожди, дни стали короче, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай и т. д.
- А теперь, ребята, отгадаем загадку (2 слайд)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Лесовичок: -Здравствуйте, ребята. Я Лесовичок. Я хочу попросить у вас помощи! Злая колдунья усыпила Матушку Природу, и теперь лес, в котором я живу заколдован. Помогите мне расколдовать лес (4 слайд)
Воспитатель: Ну что ребята, поможем Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Не будем терять время, и отправимся в путь!
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная тропинка! Она состоит из геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы здесь видите?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал.
Воспитатель: Передвигаясь вам нужно идти не по треугольникам, не по квадратам. По каким геометрическим фигурам вам надо пройти?
Дети: По кругам и овалам.
Воспитатель: На круг мы будем наступать одной ногой, на овал двумя ногами.
Вед: Дорогой Лесовичок, мы пришли в лес, чтобы получше узнать о его обитателях. Ты нам поможешь в этом?
Лесовичок: Ну, конечно помогу и все расскажу про мою лесную жизнь!
Лес мой необычный, он волшебный — в нём растут загадки… Ребята, а как вы думаете, что такое лес?
(Дети отвечают)
Лесовичок: Дорогие ребятишки, у меня есть волшебная корзина с загадками! Если вы их отгадаете, то сразу поймете, какие деревья растут в нашей полянке. (5слайд)
(6 слайд) Русская красавица
Стоит на полянке,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
(8 слайд) Не береза, не рябина -
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина)
(10слайд) Осень дивная настанет,
Красным дерево то станет.
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие!
(Клен)
Лесовичок: Какие молодцы, детишки! Все загадки отгадали!
А теперь давайте играть!
Игра «С какого дерева листочек? » (13 слайд)
Вед: Спасибо тебе, Лесовичок, за интересную игру! А наше путешествие продолжается!
- Давайте представим, что мы находимся в лесу.
(Вносим корзинку с натуральными листьями)
- Это подарок Осени.
(Воспитатель читает стихотворение и раскладывает листочки на пол)
(14 слайд)- Осень в гости к нам пришла,
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает,
С веточек листву срывает.
Листья по ветру кружатся
И под ноги к нам ложатся
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем…
ИГРА «Мы по лесу шли, мы листок нашли…»
(Дети становятся в круг, двигаясь по кругу, произносят слова, находят тот листок, о котором говорится в тексте)
Мы по лесу шли, мы листок нашли,
Мы по лесу шли, мы дубовый лист нашли….
… листик липовый нашли…
…от березы лист нашли…
…мы кленовый лист нашли!
В-ль: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить навести порядок в нашем лесу. Вам нужно будет собрать весь мусор на этой поляне и рассортировать его.
Игра «Собери мусор»
— А вот и наше последнее задание. Старичок-лесовичок оставил нам картинки, но они непростые. Люди каждый день ходят в лес, и не все знают что можно делать, а что нанесёт вред. Нам необходимо вспомнить, что в лесу делать нельзя.
1. Не рвите в лесу, на лугу цветы! (слайд 15)
2. Не разоряйте муравейник! (16 слайд)
3. Не подходите близко к гнёздам птиц,
не разоряйте их! (17 слайд)
4. Правильно разводите костры,
не забывайте их тушить!(18 слайд)
5. Не оставляйте в лесу, на лугу, у реки мусор.(19 слайд)
Лесовичок: Спасибо вам ребята! Вы очень помогли природе и лесу! (20 слайд)
Воспитатель: -Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели песни птицы (включается фонограмма пения птиц). И лес ожил. А вот и Старичок-лесовичок пришёл. Он просит вас поблагодарить и принёс вам подарок – штриховки с лесными ягодами. Скажем Старичку-Лесовичку и лесу до свидания. А нам пора в детский сад. Передвигаясь вам нужно идти не по треугольникам, не по квадратам. По каким геометрическим фигурам вам надо пройти?
Дети: По кругам и овалам.
Воспитатель: На круг мы будем наступать одной ногой, на овал двумя ногами.
Рефлексия:
1. Понравилось ли вам путешествие?
2. Что интересного узнали?
3. Какое задание было трудное?
4. Кому помогли?
5. Чему научились?
6. Какое задание было легкое?
Приложение 2
Подвижные игры
Подвижная игра «Съедобное – несъедобное».
Цель: развивать внимание, быстроту мышления, координацию движений.
Атрибуты: мяч
Ход игры: Дети становятся в шеренгу, а ведущий по очереди кидает им мяч.
В момент кидания, ведущий произносит одно слово, являющееся предметом, например: (ручка, молоко, стакан и т. д.). Если слово означает съедобный предмет, то ребенок должен поймать мяч, если несъедобный, то должен оттолкнуть мяч. Если ребенок ловит мяч или просто прикасается руками к мячу при несъедобном предмете, то он проиграл и меняется с ведущим местами.
Подвижная игра «Собери урожай».
Цель: развивать быстроту и скорость бега.
Атрибуты: муляжи овощей и фруктов, корзина.
Ход игры: По сигналу воспитателя дети разбегаются по участку и находя муляжи овощей и фруктов складывают их в корзину.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать у детей выдержку, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге, лазании.
Описание игры: дети стоят врассыпную на одном конце площадки – «птицы». На другом конце – вышка для влезания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами. По сигналу «птицы улетают» птицы летят, расправив крылья. По сигналу «буря» птицы летят на вышку – скрываются от бури. По сигналу «буря прекратилась», птицы летают. Продолжительность 5-7 минут.
Физкультминутки
«Осень»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело.
Съежилось,
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
«Гриб»
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
«Солнце вышло из-за тучки»
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Пальчиковые игры
«Осень»
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" (постучать пальцами правой руки по ладошке левой руки)
Град по ним заколотил, (щепотью правой руки постучать по левой ладошке)
Листья все насквозь пробил. (постучать кулачком правой руки по левой ладошке)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд- назад)
Одеялом их накрыл. (положить правую ладонь на левую)
«Собираем листочки»
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
Приложение 3
Пословицы, поговорки, приметы, загадки об осени
Пословицы, поговорки, приметы про осень
Как лето со снопами, так и осень - с пирогами.
От осени к лету назад поворота нету.
Весна и осень - всё на дню погод восемь.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Сырое лето да теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Если осенью паутина стелется по растениям - это к теплу.
Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто - готовься к суровой зиме.
Как в лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало - сухая.
Осенью птицы летят низко - к холодной, высоко - к теплой зиме.
Осень прикажет, а весна свое скажет.
Много желудей на дубу уродилось - к лютой зиме.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.
Осень хвастлива, а весна справедлива.
Осенью и воробей богат.
Отложил бы на осень, а там бы и бросил.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Придет осень, да за всё спросит.
Брюзжит, как худая муха в осень.
Весна и осень на пегой кобыле ездят.
Клевала ворона хлеб в осень, а зимой и сама попала в осил.
Ты корми меня в весну, а осенью я и сам сыт буду.
Летом поём, осенью воем.
На будущую осень, годков через восемь.
Не плачь, овес, что осенью продавать повез, - втридорога заплачу да весной ворочу.
Осенние приметы
- Теплая осень — к долгой зиме.
- Осенью серенько утро, так жди красного денька.
- Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме.
- Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко — мало снега будет.
- Гром в сентябре предвещает теплую осень.
- Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
- Паутина стелется по растениям — к теплу.
- С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета.
- Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
- Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.
- Если с дерева лист не чисто спадет — будет холодная зима.
- Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
- Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если с низу — то поздняя.
- В октябре гром — зима бесснежная.
- Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу.
- Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Если в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
- В лесу много рябины — осень будет дождливая, если мало — сухая.
- Если много кизила — будет холодная зима.
- Если паутинки летают осенью — пришло бабье лето.
- Если птицы перелётные высоко летят по осени , так и снегу много будет, а низко — мало снегу будет.
- Осиновые листья ложатся лицом вверх — к студенной зиме, навыворот — зима будет мягкая, а если на обе стороны — и зима средняя будет.
Загадки про осень.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
(Осенью)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
(Осень)
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я — …
(Осень)
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
(Осень)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает,
И бормочет, и поёт, убаюкивает?
(дождь)
Крупно, дробно зачастило, и всю землю намочило.
(дождь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет.
(Ветер)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно …
(Листопад)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад )
Литература: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/06/18/nablyudeniya-naprogulke-osen-podgotovitelnaya-gruppa
«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет
Н.В.Дубровская СанктПетербург «Детство-пресс» 2005
«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л.Б.Фесюкова Харьков 2008
«Экологическое воспитание в детском саду» О.А.Соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005
«Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
«Словесные игры в детском саду» А.К.Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т.С.Комарова Москва «Просвящение» 1991
Приложение 4
Познавательное развитие Беседа с детьми об осени.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениям, между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и приспособлением их к зиме.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Ход:
Загадать детям загадку:
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь елочек и сосен.
Кто я, дети? … (осень)
- Какое сейчас время года?
- Назовите признаки осени. (солнце светит реже, и не греет, день становятся короче, а ночь длиннее, на улице стало холоднее, люди тепло одеваются; часто идут холодные, моросящие дожди, листья становятся разноцветные и опадают; птицы собираются стаями и улетают на юг и др.)
- Почему происходят эти изменения в природе? (солнце меньше светит и не греет)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Сентябрь - первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей.) (дети объясняют, почему так называют.)
- Как называют октябрь в народе? (листопадом, грязник) Почему?
- Как в народе называют ноябрь? («предзимник», «ворота зимы», месяц молодого звонкого льда) Почему?
- Почему деревья сбрасывают листья? (готовятся к зиме)
- Что произойдет, если листья с деревьев не опадут? (под тяжестью ветки нагнутся и сломаются)
- Что ещё может произойти, как вы думаете? (весной лес будет стоять голый, не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей, в воздухе не будет кислорода, который выделяют зеленые листья, людям и животным нечем будет дышать.)
- Почему птицы собираются стаями и улетают на юг? (стало холодно, все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки, нечего есть)
- Какие птицы улетают первыми? Почему? (стрижи, ласточки, т.к. они питаются только насекомыми
к. остался корм: зерна, плоды, ягоды)
- Какие птицы улетают последними? Почему? (гуси, утки и лебеди, пока водоемы не замерзли, корма им хватает.)
- Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные)
- Как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие) - Как животные готовятся к зиме? (строят норы, впадают в спячку, делают запасы, меняют шубы)
- Какие работы осенью у людей в саду, в поле? (с полей и огородов убирают урожай, заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных, поля вспахивают, в сентябре на полях сажают озимые хлеба- рожь и пшеницу.)
- Осень бывает разная. Какая? (ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая)
- Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про осень. Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...»
- Какие стихи про осень вы знаете? ( А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало..») (дети читают знакомые стихи об осени
Приложение 5
ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ "Репка" / по мотивам русской народной сказки/.
Задачи: воспитывать у детей чувство взаимопомощи, честности, доброты, любви к русскому народному фольклору, развивать у детей выразительность интонации, мимики, движений.
Дидактический материал и костюмы. Костюм скомороха (шапочка, рубашка, воротник); шапка, палка, тяпка, борода - для деда; платок, передник - для бабы; сарафан, косыночка - для внучки; наголовники, хвосты, шапочки, для Жучки, Мурки и Мышки, шапочка, желтый сарафан (широкий) - для репки. Русский костюм - для ведущей.
Предварительная работа. Дети смотрели сказку «Репка», заучили потешки, научились играть на металлофоне мелодию "Во саду ли, в огороде...", разучили роли.
Скоморох. Зазывает всех на спектакль. Приглашает занимать места в зрительном зале. («На сцене» стоит деревенский дом. забор, за забором огород. С обратной стороны колодец)
Педагог: Сегодня мы покажем вам русскую народную сказку. «РЕПКА». Назовите героев сказки (зрители называют).
Педагог. Давайте посмотрим, чем же заняты наши герои, как они живут.
(На огороде дед сажает репку, бабка сидит возле дома на лавочке взбивает тесто для пирога.)
Дед. Ох, устал. пойду отдохну (Садится возле бабки).
Баба Дед, ты уже стар, нельзя так много работать!
Дед 'Без дела жить, только небо коптить"
Баба Да уж, без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дед Ох, дырявая моя голова, хотел сказать пословицу, да забыл (вздыхает).
Педагог. Не переживай, дедушка, ребята тебе подскажут. Ребята, помогите дедушке вспомнить пословицы о труде
Дети говорят пословицы.
! Кто не работает, тот не ест.
2. Скучен день до вечера, коли делать нечего. (и др.)
Дед. Вот, спасибо, помогли мне старому.
Баба. Иди, дел, отдохни, а я внученьке пирог испеку, уж я внученьке румяненький, на нем корочка пшеничная, а начиночка яичная, а помазочка медовая, наша внученька бедовая! (Дед тяжело встает и уходит с бабкой в дом
Педагог. Вот и внученька проснулась, потянулась, улыбнулась, умылась (выходит внучка? выполняя движения под слова педагога). Берет расческу, причесывается и говорит. Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд. Расти коса, не путайся, маму, дочка, слушайся~
Бабка (кричит в окно). Внученька, полей огород.
Внучка. Хорошо, бабушка! (Берет лейку, идет в огород, поливает и говорит). Я умница- - разумница. Про то знает вся улица, (Ставит лейку, считает на пальцах) Петух да курица, Кот ла кошка, Мой друг Ермошка Да я немножко. (Берет лейку, подпрыгивая, уходит в дом).
Педагог. А вот и Жучка с Муркой. Послушаем, о чем же они говорят! Жучка. (Лает и грустно говорит:) Кисонька - Мурысенька, где была?
Мурка. (Лениво потягивается, облизывается) На мельнице!
Жучка. Кисонька - Мурысенька, что на мельнице делала"
Мурка, Муку молола.
Жучка. Кисонька - Мурысенька, что из муки делала?
Мурка. Прянички.
Жучка. Кисонька - Мурысенька, с кем прянички ела?
Мурка. Одна!
Жучка. (Лает, бежит за Муркой, говорит): Не ешь одна, не ешь одна, не ешь одна| (Жучка бегает за Муркой вокруг колодца, «кошка залезает на колодец, кричит "Мяу, Мяу". (шум, гам)
Баба. (выглядывает в окно, грозит). Что такое? Опять поссорились! Мурка, Жучка, идите ко мне! (Дает им: Жучке косточку, Мурке блюдце с молоком). Живите дружно! Не лайтесь, не царапайтесь, не кусайтесь! (Жучка и Мурка довольные уходят за дом).
Педагог Вот уж поистине говорят: живут как кошка с собакой! Про каких людей так говорят? Подскажите дети.
Дети. (Ответы)
Педагог. A вот и Мышка из норки вылезла! Ребята, да она поет! Послушайте!
Мышка. (Подпрыгивает то на одной, то на другой ноге, исполняет песню под игру на металлофонах. На металлофоне играют 2-е детей - зрителей)
Во салу ли, в огороде, Выросла капуста, Лучше б сыр тут посадили Густо, густо, густо! A я серенькая мышка, В норке проживаю. Где же взять кусочек сыра? Кажется, я знаю! (Крадется медленно к домику).
Педагог. Мышка, мышка, ты что, хочешь сыр украсть".
Мышка (останавливается). Но мне так хочется сырочка
шу. (Подходит к домику, пищит, грубо просит): Бабка, дай сыра' !
Педагог. Да разве так просят?
Мышка. А как?
Педагог. Дети, подскажите, как надо просить?
Дети. Вежливо, говорить, пожалуйста, ласково смотреть в глаза.
Мышка (стучит). Бабушка, добренькая, бабушка, миленькая. дай, пожалуйста. кусочек сыра!
Бабка. На маленькая, на хорошая, мы про тебя совсем забыли. (Мышка берет сыр и убегает за дом)
Мышка. Спасибо, бабушка!
Педагог. Да, доброе слово лечит, а худое калечит. Вот мы и познакомились с нашими героями! Но сказка только начинается.
Посадил дед репку. Выросла репка большая - пребольшая. (Выходит дед, кашляет, смотрит на небо).
Дед, Какой хороший день, пора репку тащить. (Поражен ее размером). Педагог. Стал дед репку тащить из земли. Все. Тянет - потянет - вытащить не может.
Репка. Не хочу я вылезать!
Дед. (удивленно разводит руками). Вот так чудеса. Что бы репка говорила, такого я не слыхал. Наверно почудилось. Бабка, бабка, беги сюда, помоги репку тащить!
Педагог. Не идет бабка, не слышит. Хлопочет по хозяйству. Позовем 6абкy!' Все. Бабка, бабка, не сиди, репку вытянуть помоги!
Бабка. Иду, иду! Репка. И не вытянете, не хочу вылезать!
Дед – 6а6кa (удивляются). Ты слыхал'. Наверно послышалось! Надо внучку позвать, Внучка, помоги!
Спешит внучка на помощь старикам Иду, иду
ВСЕ. Внучка за бабку, бабка за дедку, Дедка за репку, тянут - потянут, вытянуть не могут (удивлены).
Репка. И не буду вылезать.
Все. Вот так чудеса
Надо Жучку на помощь звать! Жучка, Жучка, помоги! Жучка не задержалась. Жучка. Гав, гав, гав, бегу!
Все. Жучка за внучку, внучка, за бабку, бабка за дедку... вытянуть не могут. Репка. Все равно не вытащите! (все удивляются, ищут, ходят вокруг репки); Жучка. А мы на помощь Мурку позовем. Мурка, помоги.
Педагог. Не идет Мурка, лежит — нежится на солнышке, не слышит Жучку. Давайте позовем все вместе.
Все. Мурка, иди же, не справятся без тебя!
Мурка. Да, иду, иду! Кошка за Жучку, Жучка за внучку….. вытянуть не могут!
Репка. Не вытащите, и все!
Педагог. Позвала кошка мышку. Мышка попискивает от страха, но все же спешит на помощь. Не бойся мышка, надо же им помочь.
Все. Мышка за кошку, кошка за жучку... тянут - потянут - вытащить не могут. (Все герои удивлены, огорчены).
Репка. А я ведь вам говорила - не вытащите!
Дед, Но так не бывает в сказке . Скажи, что нам делать?
Репка. Я обижена, я рассержена! Про вас много сказок сложено, а про меня всего лишь одна! (Плачет) Ничего вы про меня не знаете, только горькой обзываете.
Педагог. Репка, не плачь, сейчас дети о тебе расскажут. Они очень много про тебя знают и любят тебя! Репа - это овощ, растет на грядке, круглая, желтая. сладковато-горькая, сочная, полезная.
Дети. Загадки.
1) Круглая, да не мяч, Желтая, да не масло, Сладкая, да не сахар С хвостиком, да не мышь.
2) Круглый бок, желтый бок Сидит на грядке колобок' Вросла в землю крепко Что же это? (Репка)
3) В землю - крошки, из земли лепешки
Репка. Спасибо! Вы меня порадовали!
Дед. Ну, все, репка, давай, вылезай.
Репка. Не вылезу! (плачет) Не хочу чтобы меня ели, хочу с вами вместе жить, хочу с вами дружить! Ведь я репка не простая, а волшебная - живая Педагог. Что же делать? Как же быть? Ребята, будем с репкою дружить.. Дети. Да!
Педагог. Вот и хорошо, что хорошо кончается. Становитесь в хоровод, песню заводите. будет весело у нас, кто хочет заходите ~
(Хоровод под запись песни). Есть у нас огород Своя репка там растет. Вот такой ширины - Вот такой вышины (2 раза) Репка, ты сюда спеши И немного попляши, Ты не плачь, не грусти ] С нами вместе попляши (2 раза) Все участники выстраиваются на сцене и говорят. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. Кто не верит, что так было...Тот...догадайтесь сами.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Осенние фантазии"
В этой методической разработке представлено комплексно-тематическое планирование в форме проекта с учетом ФГТ и интеграцией в образовательные области....
Педагогический проект "Осенние фантазии"
В этой методической разработке представлено комплексно-тематической планирование в форме проекта с учтетом ФГТ и интеграцией в обазовательные области....
Конспект проведения открытого итогового педагогического мероприятия «Осеннее путешествие» 2 младшая группа с презентацией "Осень"
Образовательная область. Задачи.Коммуникация. Формировать правильное звукопроизношение, стимулировать речевую активность.Социализация. Продолжать учить детей про...
Педагогический проект "Осенние листья"
Участники проекта: воспитатели; дети подготовительной к школе группы, родители, музыкальный работник.Вид проекта: Среднесрочный, исследовательский - творческий, групповой.Проблема:...
Проект (педагогический) "Здравствуй, осень золотая!"
Педагогический проект предназначен для детей среднего возраста. Длительность проекта месяц....
Педагогический проект "Осенние деревья" в средней группе
Педагогический проект по изобразительной деятельности (нетрадиционная техника аппликации) направлен на развитие творческих способностей дошкольников, развитие мелкой моторики, а , следовательно, и инт...
Психолого-педагогический проект "Осень, осень в гости просим!"
Проект для старших дошкольников содержит описание деятельности, которую может организовать педагог-психолог ДОО по теме осень....