статья "Развитие дошкольников через образовательные риски"
презентация к уроку по физкультуре (старшая группа)
В статье показаны средовые решения для развития детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_doshkolnikov_cherez_obrazovatelnye_riski.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие дошкольников через образовательные риски посредством погружения в технологию «Диалог с препятствиями».
Детское любопытство и любознательность закономерно приводит нас к рискам. Ведь все неизвестное и неопределенное привлекает внимание ребенка. Именно в игре и досуге со сверстниками, ребенок встречается с рисками. Один из способов работы с образовательными рисками – это погружение в технологию «Диалог с препятствиями». Именно данная технология способствует развитию в ребенке единства разума и тела.
Сейчас мы посмотрим видео где показана ситуация риска, и после порассуждаем. На сколько, такая ситуация допустима в детском саду? (ситуация: «Где дети пытаются достать шарик, но им не хватает своего роста и они залезают ногами на стол и снимают шар». Внимание на экран!
1 Кто считает такую ситуацию в дет саду не допустимой?
2 Кто думает, что это вполне нормальные действия детей?
3 Я не знаю как относиться к этой ситуации?
Давайте вспомним, какие игры раньше были интересные для нас? (салки , прятки, а мальчишки в ножечек т д). А жмурки, где надо было действовать с закрытыми глазами? А какие места нас привлекали? Хотелось залезть на высоту, пойти на речку через опасный страшный лес, ну или пойти на стройку и поиграть там в салки.
Поэтому создание ситуации образовательного риска является важным ростком в развитии ребенка.
К сожалению сейчас сложилась такая тенденция – возрастает родительская тревожность. Те родители, которые лазали сами по деревьям, стремятся уберечь максимально детей, сделать их жизнь более комфортной.
Современный мир очень быстро меняется, новые технологии нас озаряют уже не с промежутком в десятилетие, а каждый месяц. И эти изменения влекут за собой изменения в общественном сознании. В противовес этому сейчас складываются практики, которые целенаправленно работают на развитие детей.
-это и ростовое моделирование, где дети рискуют не только когда лазают по своим собственным постройкам, но и когда находятся в процессе сюжетно-ролевой игры. И зарядки с родителями. Здесь уже вовлекаются семьи, и задача этой практики – создать ситуацию образовательного риска, через движение и через игру, и 3Д физкультура. Здесь дети играют, лазают в трехуровневом пространстве, периодически на очень большой высоте и делают гимнастические трюки. Педагоги ставят перед детьми задачи, где нужно договариваться, принимать совместное конструктивное решения. И часто в эти задачи вводятся оправданные риски, которые мобилизуют детей.
Как это работает у нас?
Сегодня я расскажу об одном из направлений, которое способствует развитию дошкольников через образовательные риски. Это технология «Диалог с препятствиями». Создателем такого направления является С.В. Реутский.
Как развивается ребенок через образовательные риски? И все ли риски надо минимизировать ? А может запретить рисковать вообще ? Всякая новизна непредсказуема, рискованна. Соответственно отказ от рисков, отказ от новизны. Отказ от нового – это отказ от развития. Отказ от развития – это застой. А застой – это деградация, разрушение. Поэтому отказ от риска может оказаться не такой безопасной ситуацией, как может показаться на первый взгляд. Ограничивая риск здесь и сейчас, мы не задумываемся, что будет происходить, когда ребенок неподготовленный , уйдет в другие пространства.
В своей работе , я развиваю дошкольников через образовательные риски с помощью 3Д физкультуры и погружение в технологию «Диалог с препятствиями» .
С моей точки зрения оправданный риск будет тогда, когда ребенок будет знать свои возможности, сможет оценить сложность ситуации, владеть саморегуляцией в сложных ситуациях, может упрощать или усложнять задачи.
Современный человек должен действовать в ситуации неопределенности, решать задачи при минимуме исходных данных, причем с минимальным количеством отведенного времени. И если говорить, что это нельзя и это нельзя, что мы получим на выходе?
Я всегда исхожу от внутренней ситуации, смотрю, что делает ребенок. И тогда, придерживаюсь алгоритма:
На 1этапе происходит работа на доверие, где происходит соединение педагога с детьми. Когда их интерес и внимание сконцентрировано на педагоге, то и на упражнениях дети будут внимательны и сосредоточены. В вводной части развивается у ребенка чувство ритма, единство ритма, умение слУшать и слЫшать, соотносить собственные действия с внешним сигналом. Это формируется через, так называемые, Топы-хлопы-шлепы или элементы боди перкусия.
Например -Упражнение. На чувство ритма. Важно начинать делать после слова, пожалуйста. «В 1 сторону ХЛОП-хлоп-топ и по кругу» Можно усложнять. Пускать ритм в разные стороны. ХЛОП-ХЛОП – влево, топ-топ-вправо.
Также в своей работе я использую упражнения на доверие. Один падает, другой ловит. Или же упражнения на формирование умения работать в команде. С помощью тренажера шарик попадает с одной стороны игрового лабиринта и выкатывается с другой стороны, В процессе этой деятельности включены органы слуха, зрительные анализаторы, осуществляется мышечный контроль, управление координацией.
2. этап включает в себя работу на противоположности. Все физические действия осуществляются парами, тройками или всей командой. Поочередно даются задания, требующие проявление противоположных качеств. Предлагаю упражнения: динамичные, статичные, с открытыми, закрытыми глазами, индивидуальные, групповые, движения быстрые и медленные.
3 этап Основные виды деятельности . На данном этапе ребенок проходит тест на готовность, где учится слышать, реагировать на сигналы, действовать в команде. Дается задание, состоящее из нескольких разнообразных действий, которые ребенок должен понять со слов с минимальным показом и выполнить по цепочке: воспринял-понял-запомнил-сделал-соотнес. Важно, чтобы ребенок понимал речь педагога. Здесь в своей работе применяю ритмичные упражнения, например «Хор и солист».
4 этап Заключительная часть – это работа в физкультурном комплексе, направленная на преодоление препятствий.
Работа в комплексе так же имеет свою последовательность и форму проведения. Сначала ребенок выстраивает себе самостоятельно маршрут, так же в своей работе использую деление на пары, и тогда маршрут дети могут задать друг другу или каждый себе. Можно так же разделиться на две команды, каждая команда придумывает себе препятствия, причем проходить препятствия можно, начиная с разных точек.
1 Работая с детьми в комплексе, задаю ребенку вопрос (Ты где? Что делаешь? Ты высоко или низко? Ты висишь или стоишь? Ты держишься одной рукой или двумя? ) Т е проясняю намерения ребенка, его замыслы и потребности.
2 Перевожу ситуацию в тренировку. (Хочешь прыгнуть с высокой ступеньки? Давай потренируемся сначала с первой, со второй. Научимся правильно приземляться. Выкладывать мат для страховки).
3 Провожу мониторинг через наблюдения . Важно выявить возникает ли у ребенка страх. Готов ли ребенок действовать? Выбор есть всегда. Он может сам упрощать или усложнять задачи. Если это путешествие, ребенок сам решает каким путем ему идти. На какую высоту залезть? Ребенок договаривается не только со взрослым, но и с самим собой. Также важно, чтобы дети понимали, что взрослый всегда ему поможет. Если я вижу, что у ребенка получается, тогда все действия фиксируются.
4 Проводим анализ . Точечно обсуждаем результаты. Идет рефлексия, где ребенок сам себя оценивает. Мы научились прыгать с пятой ступеньки, пятая ступенька – это 1м 20. У нас достигнут результат.
Нельзя действовать через запрет. Запрет всегда ведет его нарушить.
Какие же условия должны быть при работе в физкультурном комплексе 3Д?
Первое условие : педагоги должны быть готовыми давать возможность ребенку реализовывать себя в пространстве. В нашем дет саду сначала педагоги поучаствовать в процессе лазания на 3Д физкультурном комплексе. У каждого была возможность почувствовать «пойду ли я вперед». Сначала это эмоции. Затем наполнение себя энергией. Педагоги видят ресурс методики «Диалога с препятствиями» и как развивается ребенок . Дети учатся не только слушать, но и реагировать на сигнал, уступать и пропускать друг друга. И то, что казалось опасным, оказывается реально преодолимым.
Важное условие: уметь регулировать свою высоту.
А как же действовать, если родители не понимают, зачем мы рискуем?
Понимание смыслов и разделение ценностей происходит с помощью озвучивания результатов детей через действия. Совместные занятия с родителями на регулярной основе, позволило создать поле для реального обсуждения. Мы смогли развить у детей не только навык саморегуляции, но и возможность совместного действия родителя и ребенка, взаимодействие родителей между собой, оказание поддержки своему ребенку, умение меняться позициями, когда ребенок руководит родителем, когда родитель руководит игрой, процессом.
Когда родители становятся полноправными партнерами образовательного процесса, союзниками - это дает более высокие результаты в развитии ребенка.
Я надеюсь, что сегодняшняя встреча посеяла зерно размышления. Сразу встает вопрос , сможем ли мы минимизировать риск или запретить его вообще? Если да, тогда сможет ли ребенок полноценно формироваться как личность? Ведь он, встречаясь с риском, обязательно учится чему-то новому. Например, рассказать стихотворение на утреннике и не стесняться или выбрать в дальнейшем профессию без затруднений.
Взрослый может конечно минимизировать риск, игнорируя его, но только здесь и сейчас, а может помочь понять зачем ребенок рискует, помочь начать ребенку действовать. И тем самым научит ребенка быть успешным в детском саду, в школе, во дворе с друзьями, и в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...
"Формирование гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников через образовательный маршрут выходного дня."
В презентации представлены практические материалы по теме на примере маршрута выходного дня в городе Губкине Белгородской области....
Раскрытие духовно-нравственных качеств дошкольников через образовательное событие.
laquo;Раскрытие духовно- нравственных качеств дошкольников через образовательное событие. образовательное событие «Остров семейных сокровищ»/ Целью, которого является Восп...
Программа «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
Программа«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлеченияв научно – техническое творчество дошкольников,через образовательные модули»...
Проект «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
Проект«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»...
Программа «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
Программа«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлеченияв научно – техническое творчество дошкольников,через образовательные модули»...
Проект «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
Проект«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»...