Проект «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
рабочая программа
Проект
«STEM – технология,
как развитие интеллектуальных
способностей и вовлечения
в научно – техническое
творчество дошкольников,
через образовательные модули»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_programmy_stem.docx | 59.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 «РОСИНКА»
| |
ПРИНЯТА Советом педагогов от ___ ________2021г №____ | УТВЕРЖДЕНА Заведующий _______________ Р.А. Ротова от _____________2022 г |
Проект
«STEM – технология,
как развитие интеллектуальных
способностей и вовлечения
в научно – техническое
творчество дошкольников,
через образовательные модули»
г. Нижневартовск
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта | 3 | |
1. | Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность и значимость темы проекта | 6 |
2. | Инновационность проекта | 7 |
3. | Методологические основы проекта | 10 |
4. | Цель и задачи проекта | 11 |
5. | Описание проекта | 11 |
6. | Комплекс необходимых условий для реализации проекта | 12 |
6.1 | Кадровые условия | 12 |
6.2 | Финансовые условия | 12 |
6.3 | Материально-технические условия | 13 |
6.4 | Психолого-педагогические условия | 13 |
6.5 | Информационно-педагогические условия | 14 |
6.6 | Учебно-методические и информационные условия | 14 |
7. | Практическая значимость проекта | 14 |
8. | Этапы реализации проекта | 15 |
9. | Содержание проекта | 17 |
10. | Степень вовлеченности различных категорий участников к реализации проекта | 21 |
11. | Результативность реализации проекта | 22 |
12. | Транслируемость и тиражируемость проекта | 23 |
13. | Список литературы | 24 |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование Проекта | «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули» |
Муниципальное образование | Город Нижневартовск |
Юридический адрес учреждения | 628616, Российская федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Нижневартовск, ул. Северная, дом 9А |
ФИО руководителя учреждения | Ротова РамзияАгзамовна |
Нормативноправовая база | Федеральный уровень:
Региональный уровень:
изменениями на 24 сентября 2020 года);
Муниципальный уровень: Программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» Институциональный уровень:
|
Разработчики Проекта | Р.А. Ротова, заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка», Почетный работник общего образования Российской Федерации; Г.Т. Атнабаева, и.о. заместителя заведующего по ВМР; воспитательно-методической работе; Е.В. Сухинина, заведующий методическим отделом; М.И. Шульц, заведующий воспитательным отделом В.П.Самарина, воспитатель. |
Срок реализации проекта | 2022 – 2025 годы |
Цель проекта | Развитие интеллектуальных способностей дошкольников |
Задачи, на решение которых направлен проект | 1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду «Мини-кванториум» 2. Организовать работу образовательных модулей STEM-технологии: «S» - Модуль «Мастерская опытно-экспериментальной; деятельности «Хочу все знать»»; Модуль «Метеоплощадка» «Т» - Модуль «Робототехника и моделирование»; «Е» - Модуль «Лего – конструирование»; «М» - Модуль интеллектуального развития «Волшебные игры В. Воскобовича». 3. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей. 4. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта. |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. |
Ожидаемые результаты проекта |
|
- Актуальность проекта
Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-технологии.
Внедрение STEM технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
В условиях реализации ФГОС ДО современное образование все более и более ориентировано на формирование ключевых личностных компетентностей, на развитие способности воспитанников самостоятельно решать проблему, на совершенствование умений оперировать знаниями, на развитие интеллектуальных способностей. В этой связи актуальными становятся формирование у детей технического мышления, развитие исследовательских, инженерно - конструкторских навыков.
Благодаря STEM подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают кардинально новый уровень развития ребенка.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта: 3 года (с 01.09.2022 по 31.05.2025)
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Адресация проекта: Проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта:
По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
Особенности проекта: на уровне образовательного учреждения межгрупповое сотрудничество.
- Инновационность проекта
Новизна: Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик и STEM - технологии c учетом интеграции образовательных областей основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ.
«Мини-кванториум»
Цель: Создание современной образовательной среды, лабораторного комплекса ориентированного на развитие технического творчества и познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формировать познавательную активность, способствовать воспитанию социально-активной личности;
- Формировать навыки общения и сотворчества;
Кванториум позволяет обеспечить познавательно – исследовательскую деятельность, получение новых и объективных знаний в области природы, науки, и техники. Одним из значимых направлений познавательно – исследовательской деятельности является детская научно-техническое творчество, а одной из наиболее инновационных областей в этой сфере – образовательная робототехника, объединяющая классические подходы к изучению основ техники и информационное моделирование, программирование, информационные технологии.
Образовательная среда «Мини – кванториума» предполагает познание природного мира, освоение детьми начальных навыков экспериментирования, формирование интереса к науке и технике, знакомства с элементами робототехники. «Мини – кванториум» позволяет формировать у детей такие качества, как креативность, каммуникативность, критическое мышление, умение работать в команде.
Для достижения цели и решения задач были разработаны следующие модули:
«S» Модуль «Мастерская опытно-экспериментальной деятельности
«Хочу все знать»»
Цель: развивать у детей познавательную активность, через опытно – экспериментальную и исследовательскую деятельность, а также элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости воздуха и воды в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
Образовательный модуль позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов неживой и живой природы, оптическими явлениями.
Набор экспериментов, предложенных в модуле, поможет увлечь детей изучением самых разных свойств окружающего мира.
Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных является технология детского экспериментирования. С утверждением федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям
основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная
деятельность дошкольников вышла на новый этап развития.
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность,
- задает вопросы взрослым и сверстникам
- интересуется причинно-следственными связями,
- пытается самостоятельно придумать --объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения
в различных видах деятельности.
В реализации данного образовательного модуля участвуют воспитанники МАДОУ.
Модуль «Метеоплощадка»
Данный модуль подразумевает создание предметно — развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников; формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.
Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.
Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеоплощадка должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
«Т» Модуль «Робототехника»
Цель: внедрение современных научно-практических технологий в образовательный процесс.
Задачи:
- Содействовать развитию детского научно- технического творчества;
- Популяризация научно-технического творчества и робототехники;
- Развитие пространственного и логического мышления старших дошкольников.
Робототехника - направление новое, инновационное, тем самым привлекает внимание детей и родителей. Отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
Образовательные конструкторы - многофункциональное оборудование, у которого есть возможность использования по пяти областям ФГОС: речевое развитие, познавательное, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое и физическое.
Основная идея внедрения робототехники заключается в реализации более широкого использования в образовательной деятельности конструкторов разных видов.
Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. Каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище - все это является развитием речи и формированием умения выступать на публике легко и непринужденно.
«Е» Модуль «LEGO – конструирование»
Цель: приобщениедошкольников к детскому научно-техническому творчеству
Задачи:
1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.
2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.
3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей
Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить детей c моделированием при помощи конструктора: «LEGO», «LEGO - DUPLO», «Маки», «Мални». Через данный образовательный модуль развивается способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; - свободное овладение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре); - умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию.
Конструирование и робототехника - направление новое, инновационное, тем самым привлекает внимание детей и родителей. Отличная возможность, дать шанс ребенку проявить конструктивные, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.
«М «Модуль интеллектуального развития
«Волшебные игры В. Воскобовича»
Цель: формирование естественно-научной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста на основе технологии В. В. Воскобовича.
Задачи:
- Развивать познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение;
- Развивать творческие способности, мелкую моторику рук;
- Развитие математических способностей.
Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, игры В.В. Воскобовича и др. Через образовательный модуль «Математическое развитие» - реализуется комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет. Математическое развитие осуществляется в играх и познавательно исследовательской деятельности.
Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности . Работая по технологии развивающих игр В.Вокобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта
Проект поможет на основании положительного опыта внедрения STEM - образования в воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста осуществить проецирование элементов данной технологии в работу с детьми раннего возраста.
- Методологические основы проекта
В основу проекта легли концептуальные положения ФГОС дошкольного образования: обеспечение вариативности, разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
В соответствии с теорией А. В. Запорожца программа STEM-образования предполагает максимальное обогащение специфичных форм детской деятельности: игры, познавательно
-исследовательской, конструирования, художественно-эстетической, а также обеспечивает
возможность продуктивного общения детей друг с другом, с педагогами и родителями
для полноценного развития интеллектуальных способностей каждого ребёнка.
В проекте условия развития интеллектуальных способностей обеспечиваются сообразно
возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка. Начиная с сенсорного восприятия
через наглядно-образное и словесно-логическое мышление («Дидактическая система
Ф. Фрёбеля», «Математическое развитие», «Экспериментирование с живой и неживой
природой») создаются предпосылки для научно-технического творчества детей, в процессекоторого они получают и применяют знания алгоритмизации, дизайна и
программирования и ведут проектную деятельность.
- Цель и задачи проекта
Цель: Развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи:
1. Создать в ДОУ педагогически целесообразную, научно-творческую развивающую среду.
2. Организовать работу образовательных модулей STEM-технологии:
«S» - Модуль «Мини-кванториум»;
«Т» - Модуль «Мастерская опытно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать»»; Модуль «Метеоплощадка».
«Е» - Модуль «Лего – конструирование и робототехника»;
«М» - Модуль интеллектуального развития «Волшебные игры В. Воскобовича».
3. Формировать исследовательские навыки, самореализацию детей.
4. Развивать умения сотрудничества и взаимодействия с другими участниками проекта.
- Описание проекта
Деятельность проекта осуществляется в рамках образовательной программы дошкольного образования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» в части формируемой участниками образовательных отношений.
Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет цикл занятий, где воспитанники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни
Внедрение STEM технологии в ДОУ помогает детям научиться быстро, ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное. Комплексный подход способствует развитию их любознательности и вовлечению в образовательный процесс.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику образовательного учреждения.
В основу данного проекта положены следующие принципы:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;
• принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество) в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности;
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Отражение принципа гуманизации в проекте программы означает:
— признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;
— уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.
Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития.
6.Условия реализации инновационного образовательного проекта
Проект может быть реализован за счет комплекса необходимых условий: кадровых, материально- технических, психолого – педагогических.
6.1. Кадровые условия
Укомплектованность МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» квалифицированными кадрами - педагогическими, руководящими и иными - 100% от штатного расписания. Образовательный процесс по развития у дошкольников интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество.
6.2.Финансовые условия.
Планируемые финансовые условия будут обеспечивать эффективную реализацию проекта отражать обоснованную структуру и объем расходов необходимых для реализации проекта и достижения планируемых результатов, а также механизм и формирования. Основным источником финансирования МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» являются средства окружного бюджета, затем родительская плата за присмотр и уход за детьми в образовательном учреждении, а также дополнительные средства от оказания платных образовательных услуг и гранты в форме субсидии по итогам муниципальных и окружных конкурсов.
6.3.Материально –технические условия
Для реализации проекта в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» планируется создать определенные условия. Приобретение демонстрационных материалов, конструкторов разных видов, дидактических игр, научно – исследовательских мини – лабораторий, согласно комплексно – тематическому планированию образовательной программы дошкольного образования и возрастному пониманию детей.
Материально –техническое оснащение МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» будет способствовать созданию вариативной, полифункциональной, трансформируемой, безопасной, предметно –пространственной развивающей среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний через опосредованное обучение и общение.
6.4.Психолого – педагогические условия
В дошкольном образовательном учреждении преобладает доброжелательная, комфортная атмосфера, взаимопонимание, сотрудничество, уважение к детям, родителям и педагогам. Психологическому комфорту способствует также эстетическое, приятное для глаз оформление помещений детского сада.
Данный проект предполагает создание следующих психолого – педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- личностно – ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим людям;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечения семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
6.5. Информационно – методические условия
С целью обеспечения эффективности образовательного процесса и получения качественных образовательных результатов в МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» создана информационнообразовательная среда образовательного учреждения:
– единая локальная сеть с доступом к Интернету, включающую административный блок, методический кабинет, кабинеты специалистов, шахматный и компьютерный классы, мини – кванториум, исследовательская мини – лаборатория, метеостанция, что обеспечивает сбор, поиск, хранение, обработку и передачу информации;
– цифровые образовательные ресурсы, используемые педагогами при подготовке к совместной деятельности по приобщению
к патриотическому направлению в образовательной деятельности детей, реализации тематических проектов, специалистами (банк интерактивных игр, банк слайдовых презентаций);
– компьютеры, ноутбуки, интерактивный пол, интерактивные доски и иное ИКТ-оборудование;
– коммуникационные каналы, информационного взаимодействия педагогов, родителей и организаций, обеспечивающих им доступ к информационным ресурсам (сайт образовательного учреждения, электронная почта).
В учреждении в электронной форме осуществляется планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; мониторинг и фиксация хода и результатов образовательного процесса; портфолио профессионального развития педагогов.
Также функционирует официальный сайт, на котором можно будет ознакомиться с результатами реализации проекта, группа «Росинка» существует в социальной сети «В Контакте», в которой будут публиковаться новости, фотоотчеты о проведенных мероприятиях.
6.6.Учебно-методическое и информационное обеспечение проекта
Дошкольная образовательная организация обеспечена достаточным количеством программно-методических и дидактических материалов: специальной литературой, дидактическими и развивающими играми и игрушками, пополняется кейс консультативных материалов по интеллектуальному развитию дошкольников, разрабатываются рабочие программы для педагогов и специалистов, сборник практических рекомендаций для родителей, библиотечка для родителей.
Всё методическое сопровождение инновационной деятельности МАДОУ
будет отражено на официальном сайте учреждения в разделах «Инновационная деятельность».
- Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в развитии интереса к научно – техническому творчеству воспитанников. Дошкольники учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет им подготовиться ко взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными, нестандартными проблемами. В процессе использования данных технологий совершенствуются навыки критического мышления, активация коммуникативных навыков. Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу. Ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели. Они учатся строить диалог с педагогами и своими друзьями.
STEM-образование является своеобразным мостом, соединяющий образовательный процесс, карьеру и дальнейший профессиональный рост. Инновационная образовательная концепция позволит на профессиональном уровне подготовить детей к технически развитому миру:
-Активизирует интерес к математике, естествознанию.
-Помогает приобрести знания в области техники, робототехники, конструирования.
-Содействует развитию творческих способностей и коммуникативных навыков.
-Способствует раннему определению потенциала ребенка и его профессионального самоопределения.
- Этапы реализации проекта
Реализация проекта проходит в несколько этапов:
Этапы реализации проекта, сроки | Содержание работы |
1 этап - подготовительный (подготовка дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности) Сроки май – август 2022 года | - Разработка инновационного проекта по реализации проекта ранней профориентации дошкольников посредством технологии STEM-образования; - Внесение изменений в локальные акты учреждения (программа Развития МАДОУ, образовательная программа); - Разработка перечня необходимого оборудования в соответствии со STEM – технологией - Проведение закупочных процедур по оснащению развивающей предметно-пространственной среды в соответствии со STEM – технологией; - Повышение квалификации педагогов в вопросах реализации технологии STEM-образования, создание системы внутрикорпоративного обучения (консультативная помощь, круглые столы, мастер-классы и т.п.); - Информирование родителей (законных представителей) об апробации проекта, проведение общего родительского собрания с показом мастер-класса по использованию технологии STEM-образования в работе с дошкольниками; |
- Организация внешней маркетинговой деятельности: размещение рекламной акции на сайте МАДОУ, на телевидении, раздача рекламных буклетов внутри микрорайона детского сада; - Разработка/подбор инструментария педагогического мониторинга воспитанников | |
2 этап – основной (внедрение и реализация проекта) Сроки: сентябрь 2022 - май 2025 года |
- информационное сопровождение родителей воспитанников по применению STEM - технологии. - родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. Дать представления о STEM-технологии и методах работы в дошкольном образовательном учреждении
- трансляцию опыта работы через Сайт образовательной организации, СМИ муниципального образования;
|
3 этап – аналитический (анализ и оценка результативности реализация проекта) Сроки: июнь 2025 год |
|
- Содержание проекта
Направление работы | Формы работы | Возрастная группа | Ответственные |
Теоретический блок | |||
Работа с детьми | - Правила и приёмы безопасной работы с конструктором. Знакомство с элементами конструктора. Изучение среды управления и программирования. - Посещение игровой комнаты, знакомство с пособиями по STEM-образованию и способами их использования. Использование пособий по STEM-образованию в группах. «S» - Модуль «Мини-кванториум»; «Экспериментируем вместе» «Учимся учиться» «Т» - Модуль «Мастерская опытно-экспериментальной деятельности «Хочу все знать»»; Модуль «Метеоплощадка». - «Экспериментирование с живой и неживой природой». - «Экспериментирование с живой и неживой природой, наблюдение». - Использование пособий по STEM-образованию в режимных моментах. «Е» - Модуль «Лего – конструирование и робототехника»; - «Старт Блок», «LEGO», конструктор «Маки», конструктор магнитный «Мални». «М» - Модуль интеллектуального развития «Волшебные игры В. Воскобовича». «В гостях у зверят цифроцирка» «Цифроцирк», «Чудо-соты» и т.д. | Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Средние, старшие группы Старшие группы Все возрастные группы | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Работа с родителями | Консультации для родителей «Что такое STEM технология?» Цель: знакомство родителей с основами STEM-образования. · Консультация «Веселая математика дома». Цель: познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счета, логического мышления, воображения. · Консультация «Математические игры по дороге домой». Цель: учить родителей играм, направленым на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. · Анкетирование "Исследовательская активность вашего ребенка в семье". Цель: изучить мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье; · Консультация "Организация детского экспериментирования в домашних условиях". Цель: помогать родителям развивать мышление, логику, творчество ребёнка, учить способам, позволяющим показать связи между живым и неживым в природе. · Консультация "Памятка для родителей «Экспериментирование с водой». Цель: учить детей и родителей наблюдать за явлениями природы. ·Консультация «Как влияет LEGO на развитие детей» Цель: познакомить с пользой LEGO конструирования для развития детей. · Консультация «LEGO-нужная игра!» Цель: познакомить с пользой LEGO конструирования для развития детей. | Все возрастные группы Все возрастные группы Старший дошкольный возраст Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы Все возрастные группы | Зам зав по ВМР Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Практический блок | |||
Работа с детьми | - Реализация сценарных образовательных проектов с воспитанниками. Цель: внедрение STEM-образования в группах. ∙ «Мы-строители» (проект по ознакомлению с ЛЕГО дупло) Цель: внедрение модуля математическое развитие и LEGO. ∙ «Почемучки - исследователи» (проект по опытно-экспериментальной деятельности) Цель: внедрение модуля экспериментирование с живой и неживой природой. ∙ «Правила дорожные вместе с ЛЕГО» (проект с воспитанниками средних групп) Цель: внедрение модуля LEGO, робототехника. ∙ «Знакомство со Страной робототехники» Цель: внедрение модуля LEGO, робототехника. | Все возрастные группы Все возрастные группы Средние группы Старшие группы | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Работа с родителями | ∙ Педагогическая гостиная «А мы идём за чудесами» Цель: привлечение внимания родителей STEM-образованию. ∙ Семинар-практикум «Экспериментирование с детьми дошкольного возраста» Цель: привлечение внимания родителей STEM-образованию (модуль экспериментирование с живой и неживой природой). ∙ Открытый показ «Опыты- это интересно». Цель: привлечение внимания родителей STEM-образованию (модуль экспериментирование с живой и неживой природой). ∙ Мастер-класс: «Экспериментируем, играя». Цель: привлечение внимания родителей STEM-образованию (модуль экспериментирование с живой и неживой природой). ∙ Мастер-классы: - «Экскурс в мир ЛЕГО». - «Робототехника как способ формирования познавательности активности дошкольника». - «Робототехника в дошкольном возрасте – игра или первый шаг к выбору профессии?» Цель: привлечение внимания родителей STEM-образованию (модуль ЛЕГО, робототехника). ∙ Мастер-классы: - «Исследуем, играя» - «Первые шаги к успеху» Цель: привлечение внимания родителей STEM-образованию | Младшие группы Все возрастные группы Старшие группы Все возрастные группы Младшие, средние группы Старшие группы Старшие группы Младшие, средние группы Старшие группы | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
- Степень вовлеченности различных категорий участников
к реализации проекта
Субъекты партнерства | Направленность сотрудничества |
Департамент образования администрации города | Нормативно-правовое обеспечение деятельности МАДОУ, координация и регулирование воспитательно- образовательного процесса с участниками образовательных отношений. Консультирование, обобщение педагогического опыта, его презентация на выставках и совещаниях и т.п. |
МАУ г. Нижневартовска «Центр развития образования» | Организация и проведение выставок, конференций, совещаний, семинаров, заседаний форсайт-центра, оказание информационно-методической, консультационной помощи, создание условий и организация комплектования фондов учебно-методической литературы, организационно-техническое сопровождение информационных систем, баз данных, организация дополнительного профессионального образования работников муниципального образовательного учреждения |
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» | Курсы повышения квалификации педагогов; Научное консультирование; Экспертиза программ и квалификационных работ; Участие в научно-практических конференциях, проводимых на базе ВУЗов и публикация материалов в их сборниках Курсы повышения квалификации педагогов и управленческих кадров, переподготовка |
Центры детского творчества | Содействие раскрытию и развитию творческого потенциала обучающихся через организацию конкурсов, смотров, акций. |
11. Результативность реализации проекта
Задачи этапа | Показатели результативности и эффективности |
1 этап - подготовительный | |
Разработка нормативно-правовых документов по реализации модели нравственно -патриотической среды детского сада | Планируется создание банка нормативно-правовых документов по реализации проекта |
Подбор кадрового состава | Прохождение курсов повышения квалификации |
Создание предметно-пространственной среды, укрепление и насыщение материально- технической базы | Оформление центров, мини – лабораторий, мини – кванториума; системами мультимедиа, оргтехникой, демонстрационными и дидактическими материалами. |
Разработка и определение оптимальной модели организации воспитательно- образовательного процесса, обеспечивающей реализацию различных видов детской деятельности в ходе реализации проекта | Будет создана оптимальная модель образовательной среды для развития интеллектуальных способностей, обеспечивающей повышение качества образования. |
Разработка программно - методического обеспечения проекта | -Внесение изменений в образовательную программу дошкольного образования МАДОУ; - Планируется разработать рабочие программы по развитию интеллектуальных способностей воспитанников. |
- Разработано комплексно-тематическое планирование по развитию интеллектуальных способностей воспитанников. | |
Повышение квалификации педагогов ДОУ | - Направить педагогов на курсы повышения квалификации |
2 этап – Основной | |
Внедрение рабочей программы по STEM – технологиям | Организация работы согласно календарному плану мероприятий |
Разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по STEM – технологиям | Разработать мониторинг отслеживания результатов по данному проекту |
Проведение мероприятий с воспитанниками: викторины, выставки, презентации проектов, участие в конкурсах на различном уровне | Планируется проведение мастер – классов, семинаров, консультаций, разработка проектов для участия в городских конкурсах. |
Вовлечение родителей в воспитательный процесс через организацию совместных мероприятий (конкурсы, семейная гостиные, мастер – классы, круглые столы) в рамках проекта | Проведение консультаций, семинаров, круглых столов, видеопоказ открытых занятий по основным модулям проекта, трансляция проведенных мероприятий в мессенджере «В Контакте», Viber. |
Информационно-консультативное и методическое сопровождение педагогов (организация педагогических лабораторий, мастер – классов, семинаров – практикумов) | Запланировано проведение мастер-классов для педагогов по темам: «Развивающие игры В. Воскобовича», «Дары Ф. Фрёбеля» |
Трансляцию опыта работы через Сайт образовательной организации, СМИ муниципального образования | Представление опыта работы на вебинарах, семинарах, конференциях, сайте образовательного учреждения. |
12. Транслируемость, тиражируемость проекта
Предоставление информации в локальных группах родителей и педагогов: система мгновенного обмена текстовыми сообщениями между педагогами и родителями в приложениях Viber, WhatsApp, в социальной сети «В Контакте», использование ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет» - официальный сайт учреждения: https://dou41.edu-nv.ru
В новостной ленте систематически обновляется информация о реализации плана мероприятий. Материалы данной работы могут найти применение в деятельности руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций при необходимой корректировке в соответствии с целями, задачами, возможностями и особенностями конкретного образовательного учреждения.
Полученный положительный опыт успешно транслируется в другие образовательные учреждения через:
- сайт образовательного учреждения;
- городские методические мероприятия;
- мастер-классы для педагогических работников города в рамках форсайт – центра.
В рамках реализации проекта в дальнейшем планируется:
- Мастер – класс «Организация работы мини – кванториума для дошкольников», мастер-классов для педагогов по темам: «Развивающие игры В. Воскобовича»
- с участием других дошкольных образовательных учреждений города.
13. Список литературы
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.
2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;
4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.
5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.
6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1
7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.
8. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.
9. Куцанова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М.; Просвещение» 1990.
10. Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. / учебно – методическое пособие. – СПб. ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС», 2017.
11. Михайлова З. А. -Игровые занимательные задачи для дошкольников. / – М.: Просвещение, 1990.
12. Оберемок С. М. Методов проектов в дошкольном образовании. / – Новосибирск, 2005.
13. Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
14. Проснякова, Т. Забавные фигурки. Модульное оригами / Т. Проснякова. - М.: АСТ-Пресс, 2011. - 197 cтр.
15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. / – Ярославль: Гринго, 1996.
16. Смоленцева. А. А. - Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. / - М.; Просвещение 1987г.
17. Тихонова Е. мультипликация – синтез искусств. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
18. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». / – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
19. Халатов Н.В. Мы снимаем мультфильмы. /– М.: Молодая гвардия, 1986.
20. Черных Е. Анимация – искусство иносказания. / Искусство в школе. - 2006, т.в. 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет «Развитие творческой речевой активности, связной речи дошкольников через внедрение педагогами ДОУ метода проектов музыкально – театрального направления в организацию образовательной деятельности с детьми»
Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию и театрализованной деятельности педагогов посредством внедрение проектной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО.Задачи:1.Привлечь внимание ...
Проект «STEAM – технология как развитие интеллектуальных способностей и вовлечение в научно-техническое творчество дошкольников через образовательные модули»
Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ новой STEAM – технологии, обеспечивающей развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культу...
Проект «STEM-технологии в ДОУ»
Внедрение STEАM образования в ДОУ поможет детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. STEAM образование в ДОУ - это комплексное обучение, ...
Методическая разработка "Развитие связной речи дошкольников через современные образовательные технологии"
Данная публикация познакомит педагогов с новыми технологиями развития связной речи дошкольников....
Программа «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
Программа«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлеченияв научно – техническое творчество дошкольников,через образовательные модули»...
Программа «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
Программа«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлеченияв научно – техническое творчество дошкольников,через образовательные модули»...
Проект «STEM – технология, как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»
Проект«STEM – технология,как развитие интеллектуальных способностей и вовлечения в научно – техническое творчество дошкольников, через образовательные модули»...