Комплексы утренней гимнастики для подготовительной группы
картотека по физкультуре
Предварительный просмотр:
Комплексы утренней гимнастики
подготовительной группы «Золушка»
Комплексы утренней гимнастики подготовительной группы
Дыхательная гимнастика
Вдох через левую ноздрю (правая, в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
«Надуть щеки». Закрыв рот, надуть одновременно обе щеки, приоткрыть губы – медленный выдох.
«Одуванчик» Воздух наполнен запахами цветов Медленно, глубоко вдохните через нос. Ладонь положите на живот (при вдохе она поднимается) А теперь выдохните через рот. Почувствуйте запах цветов. Упражнение повторяется 2-3 раза.
«Осенние листочки» Представьте, что листочки опустились к вам на ладошки. Вытяните руки перед собой ладошками вверх. А теперь вдохните через нос и выдохните через рот «подуем на листочек» Указание детям: выдох длиннее вдоха. Повтор 3-4 раза
Сентябрь
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры:
1 неделя: «Прыгни точно в круг» «Подбрось и поймай» (бросание мяча), «Пролезь в обруч» «Найди свою пару». * «Ловишки» (с ленточками). | 3 неделя «Перепрыгни через «канавку» (шнур, косичку). «Сбей кеглю», «Пройди по дорожке» (равновесие) * «Сделай фигуру». |
2 неделя: «Кто скорее по дорожке» «Точно в руки» (перебрасывание мяча), «Достань до предмета» (прыжки) * «Мы, веселые ребята». | 4 неделя «Подбрось и поймай» (бросание мяча) «Солнышко и дождь» «Найди свой цвет», * «Удочка». |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Аист Аист, аист, длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова — правою ногой, Снова — левою ногой, После — правою ногой, После — левою ногой. Вот тогда придешь домой. | 3 – 4 неделя Буратино Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. |
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Зайчик» (для укрепления мышц губ и щек). Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, затем опять спокойно смыкаются. Движение — прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
«Улыбка»
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и
верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Домик открывается»
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«Любопытный язычок»
Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» -
Удивляется народ.
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот
остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.
3 – 4 неделя
«Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их
подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Улыбается ребенок,
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и»,
«и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают большой палец.)
Листья рябины, (Загибают указательный палец.)
Листики тополя, (Загибают средний палец.)
Листья осины, (Загибают безымянный палец.)
Листики дуба (Загибают мизинец.) Мы соберем.
Маме осенний Букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки.)
3 – 4 неделя
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому
И заиньке усатому.
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя«Пчела — оса»
По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.
3 – 4 неделя «Маятник» Голова зафиксирована переводим глаза слева на право.
Релаксационное упражнение
1 – 2 неделя“Спящий котёнок” Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).
3 – 4 неделя «Улыбнись – рассердись»
Гимнастика после сна
Комплекс №1 «Весёлый котёнок»
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).
И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
Октябрь
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры:
неделя «Пролезь в обруч», «На одной ножке по дорожке» «Цветные автомобили» «Лиса в курятнике», * «Быстро возьми». | неделя «Чей мяч дальше?», «Найди себе пару» «Мышеловка», «Мы, веселые ребята», * «Гуси - гуси». |
неделя «Не упади в ручей» (Равновесие) «Подпрыгни — не задень» «Прокати и догони» (прокатить мяч, затем .догнать его); * «Затейники». | неделя «Ловкие ребята» (пролезание в обруч) «Пройди — не упади» (ходьба по буму) «Перепрыгни не задень» (Прыжки ) * «Не оставайся на полу». |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом к себе прижмем, А потом их разведем, А потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай веселей. | 3 – 4 неделя Я иду, и ты идешь — раз, два, три. Я пою, и ты поешь — раз, два, три. Мы идем и мы поем — раз, два, три. Очень дружно мы живем — раз, два, три. Я тетрадочку открою, И как надо положу. Я от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. |
Упражнения на дыхание
1 – 2 неделя
«Подуй на одуванчик». Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть через нее, вырабатывая плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
«Часики» Воспитатель: Дети отгадайте загадку: Мы день не спим, мы ночь не спим, Мы день и ночь стучим, стучим. Дети: часы! Воспитатель: А сейчас давайте упражнениями изобразим часы. Дети выполняют упражнение - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая руками вперед-назад, дети произносят «тик-так» повтор 10 раз
3 – 4 неделя.
«Мышка принюхивается» Дети делают несколько коротких вдохов через нос, как бы вдыхая воздух маленькими порциями, затем небольшая задержка дыхания, после которой следует продолжительный равномерный выдох.
«Медвежата» Закрепить произношение звука «р» Воспитатель: Дети, вы любите зверей? Дети: да! Воспитатель: Давайте сейчас изобразим веселых медвежат. Дети выполняют упражнение - сидя на ковре, руки на коленях.1- вдох через нос, 2- продолжительный выдох через рот, одновременно дети постукивают кулачками по груди и произносят звук «р-р-р-р». Повтор 5 раз.
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Дятел». Многократно побарабанить напряженным кончиком языка по альвеолам с произнесением звука «д»: «д-д-д...»
«Лягушка»
Ниже нижнюю губу
Опущу я, как смогу.
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать
подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает
её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.
3 – 4 неделя.
«Пароход» (для выработки подъема спинки и корня языка, укрепления мышцы языка). Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка не приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, звук «ы» не переходил в «и», губы и нижняя челюсть были неподвижны. «Пароход плывет по речке, И пыхтит он, словно печка.»
«Зайчик»
Губку верхнюю подняв,
Замер зайчик, зубки сжав.
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская
её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя Раз, два, три, четыре, пять! | 3 – 4 неделя Пальчики уснули, Сжать пальцы правой руки в кулак. Один ! Два! Три.' Четыре! Пять! Захотели поиграть! Пошевелить всеми пальцами. Разбудили дом соседей, Поднять левую руку (пальцы сжаты в кулак) Там проснулись шесть и семь, пальцы один задругим на счёт. Веселятся все! Покрутить обеими руками. Но пора обратно всем: Загнуть пальцы левой руки один за другим Шесть калачиком свернулся, Пять зевнул и отвернулся. Загнуть пальцы правой руки. Четыре, три, два, один, Поднять обе руки, сжатые в кулаки. |
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя Упражнение «Далеко-близко» Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. На большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. (повторить 3 раза).
3 – 4 неделя«Рисуем» геометрические фигуры глазами
Релаксационное упражнение
1 – 2 неделя “Холодно – жарко” Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
3 – 4 неделя «Улыбнись – рассердись»
Гимнастика после сна
Комплекс №2 «Прогулка по морю»
«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
«Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
«Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
«Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
«Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
«Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
Ноябрь
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры
1 неделя «Высоко и далеко» (Прыжки ) «Брось и поймай» (бросание мяча о землю и ловля его двумя руками), «Кот и мыши» *«Заря» »Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — заря — ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые,- Ленты голубые, Кольца обвитые — За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется. Правилаигры.Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок. | 3 неделя «Допрыгай до флажка» (прыжки на правой -левой ноге) «Забрось мяч в кольцо», *«Птицелов»Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого — птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев : В лесу, во лесочке, На зеленом лужочке. Птички весело поют, Аи! Птицелов идет! Он в неволю нас возьмет, Птицы, улетайте! Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя . игрока. Играющий становится птицеловом. Правилаигры. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу |
Физкультминутка
1 – 2 неделя На балконе две подружки, Две зеленые лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись | 3 – 4 неделя Кузнечики Поднимите плечики. Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко. |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
«Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
«Петушок»
Крыльями взмахнул петух,
Всех нас разбудил он вдруг.
И.п. – о.с.
1 – поднять руки в стороны (вдох);
2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).
– 4 неделя
«Насос»
Накачаем мы воды,
Чтобы поливать цветы.
1 - наклон туловища в правую сторону (вдох);
2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).
«Дыхание»
Тихо-тихо мы подышим,
Сердце мы свое услышим.
И.п. – о.с.
1 – медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширятся – прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4 сек;
2 – плавный выдох через нос.
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Вкусное варенье» (для укрепления мышц языка, развития его подвижности, выработки подъема широкой передней части языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх — она должна быть неподвижной.
«Окошко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.
3 – 4 неделя
«Горка» (для вырабатывания подъема средней части спинки языка, умения быстро менять положение языка).Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а средняя часть спинки языка приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
«Язык здоровается с подбородком»
Просыпается язык –
Долго спать он не привык.
И спросил у подбородка:
- Эй, какая там погодка?
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
“Гроза”
Закапали капли, (постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Идет дождь (постучать четырьмя пальцами)
Он льет как из ведра! (стучим сильнее)
Пошел град, (косточками пальцев выбиваем дробь)
Сверкает молния, (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки)
Все быстро убегают домой, (прячем руки за спину)
А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг)
3 – 4 неделя
«Заяц и кочан капусты”
Встал зайчишка рано (кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши)
Вышел на поляну.
По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу)
И большой кочан нашел (кулак другой руки)
Стал зайчишка с хрустом
Грызть кочан капусты:
Хруст-хруст, хруст-хруст… (“заяц” грызет кулак и причмокивает)
Съел, свалился под куст
И уснул. Проснулся…
Сладко потянулся(c усилием растопыриваем все пальцы)
А домой добрался –
долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу)
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя
«Вправо-влево смотрит кошка»
3 – 4 неделя
«Рисуем цифры глазами»
Релаксация.
1 – 2 неделя «Цветок распустился»
3 – 4 неделя «Бабочка»
Гимнастика после сна
Комплекс №3 «Бегемотик»
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль)
Упражнение на дыхание
1.Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «М-м-м».
2.Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с руки».
3.Ёжик
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
И.п. – о.с.
1 – поворот головы вправо – короткий шумный вдох носом;
2 - поворот головы влево – выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
4.Ушки
Ушки слышать все хотят
Про ребят и про зверят.
И.п. – о.с.
1 – наклон головы вправо – глубокий вдох;
2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево ушки должны быть как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось.
Декабрь
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры
1 неделя «Найди свою пару»; «Кто дальше бросит» (бросание снежков вдаль), «Сделай фигуру», * «Мороз-Красный нос». | 3 неделя «Перепрыгни— не задень» (прыжки через снежные кирпичики), «Забей шайбу». "Эстафета» с санками (чья пара быстрей) * «Охотники и зайцы». |
2 неделя «Скольжение» (по ледяным дорожкам) «Метко в цель» (метание снежков в цель), «Кто быстрее до снеговика» * «Хитрая лиса». | 4 неделя «Пас друг другу» (игры с шайбой и клюшкой в парах), «Бег парами» (бег с одной стороны площадки на другую); «Кто скорее до флажка», * «Медведь и пчелы». |
Физкультминутка
1 – 2 неделя «Лесная лужайка» Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто высоко так шагал, Не споткнулся, не упал. | 3 – 4 неделя Раз, два, три, четыре— Топаем ногами. Раз, два, три, четыре -Хлопаем руками. Руки вытянуть пошире – Раз, два, три, четыре. Наклониться - три, четыре И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку. |
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Пирожок» (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
«Язык здоровается с верхней губой»
Улыбнись, не будь груба,
Здравствуй, верхняя губа!
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать
его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если
она укорочена.
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка
на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.
3 – 4 неделя
«Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и
нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.
«Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя “Прятки”
| 3 – 4 неделя “Четыре братца”
(на вторую строчку соединить все пальцы в щепотку, затем соединять поочередно с большим все остальные пальцы) |
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя
«Вверх ты руку подними, на нее ты посмотри…»
3– 4 неделя
«Солнышко и тучки»
Солнышко с тучками в прятки играло.
Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки.
Легких — две штучки,
Тяжелых — три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. Закрыть глаза ладонями.
Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками.
Релаксация
1 – 2 неделя
«Вьюга и сугроб»
3 – 4 неделя
«Холодный – горячий»
Гимнастика после сна
Комплекс №4 «Прогулка»
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
«Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
«Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.
Январь
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры
1 неделя «Кто дальше бросит» (метание снежков на дальность). Катание на санках друг друга; «Лиса в курятнике». «Карусель», «Не оставайся на полу», *«Горелки». | 3 неделя «Кто дальше бросит», «По местам», «Кто быстрее до флажка» (эстафета с предметом) «Найди свою пару» * «Мышеловка». |
2 неделя «По местам» (эстафета на санках), «Найди свой цвет» «Шире круг» | 4 неделя «Успей выбежать», «Удочка», «По дорожке» (скольжение на двух ногах по ледяной дорожке), «Кто дальше» (бросание снежков до ориентиров, обозначенных кубиками). |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Зайцы скачут скок-скок-скок! Да на беленький снежок Приседают, слушают, Не идет ли волк. Раз - согнуться, разогнуться, Два - нагнуться, потянуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. {Выполняются соответствующие движения) | 3– 4 неделя Отдых наш физкультминутка. Занимай свои места: Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали – Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь, Будто мой упругий мяч. |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
Удивимся
Удивляться чему есть –
В мире всех чудес не счесть.
И.п. – о.с., сделать спокойный вдох;
1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох;
2 – и.п.
Плечи
Поработаем плечами,
Пусть танцуют они сами.
И.п. – о.с.
1 – плечи вперед. Медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;
2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая.
3– 4 неделя
Поворот
Вправо, влево повернемся
И друг другу улыбнемся.
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох;
2-3 – на выдохе повернуться, одна рука – за спину, другая – вперед;
4 – и.п.
То же, выполнять в другую сторону.
Погладь бочок
Мы погладим свой бочок
От плеча до самых ног.
И.п. – о.с.
1 – медленно поднимать правую руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);
2 – опустить руку и плечо (выдох).
То же, выполнить в другую сторону.
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Блинчик» (для выработки умения делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии).
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губане подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу . Боковые края языка должны касаться углов рта.
«Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Обезьянка и бульдог –
Всем покажет язычок.
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх).
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог».
3– 4 неделя
«Пирожок» (для укрепления мышц языка, развития умения поднимать боковые края языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
«Хомячок»
Языком давить стараюсь,
В щеку сильно упираюсь.
Раздалась моя щека,
Как мешок у хомяка.
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
“Замок”
На дверях висит замок.
Кто его открыть не смог?
Мы замочком постучали,
Мы замочек повертели,
Мы замочек покрутили
И открыли!
3– 4 неделя
По извилистой дорожке
К речке синей мы пошли.
Идут друг за другом, ступая по следам, нашитым на дорожке.
Постарайтесь так пройти,
Чтоб с дорожки не сойти.
Как лисички мы пойдем,
Аккуратненько пройдем.
Ходьба на носках, имитируя движения хитрой лисы.
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя
«Вверх снежинку подними»
3– 4 неделя
«Восьмерки»
Релаксация
1 – 2 неделя “Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза
3– 4 неделя
«Падают снежинки»
Гимнастика после сна
Комплекс № 5 «Неболейка»
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянyтьcя, и.п.
И.П.: сидя, ноги скрестно (поза лотоса), массаж больших пальцев ног, начиная от подушечки до основания.
И.П. то же, массаж пальцев рук - от ногтей до основания с надавливанием (внутреннее и внешнее).
И.П. то же, руки вперед, массаж-поглаживание рук - от пальцев до плеча.
И.П. то же, крепко зажмурить глаза на 5 сек., открыть, повторить 5-6 раз.
И.П: о.с., ходьба на месте с высоким подниманием колена.
Февраль
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры:
1 неделя «Перепрыгни — не задень» «Пройди — не упади» (ходьба по снежному валу). «Катание на санках»; «Кот и мыши». «Вдвоем в одном обруче» | 3 неделя «Пятнашки», «Сделай фигуру», «Перебежки». «Сбей кеглю» (метание снежков в цель). «Мяч соседу!» |
2 неделя «По дорожке» (скольжение по ледяной дорожке), «Кто дальше» (бросание снежков вдаль), «Кто быстрее» (бег до флажка). «Не оставайся на полу» * Игра-эстафета «По местам» | 4 неделя «С кочки на кочку», «Кто скорее до флажка». «Точно в цель» (сбивание предметов). «Катание на санках», «Эстафеты на санках»; *« Снежная королева» |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Мы ногами топ-топ! Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз - сюда, два - туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали. Руки кверху все подняли. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора. | 3 – 4 неделя Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И кружимся потом.(движения в соответствии со словами текста) |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
«Пожалеем Мишку»
Дети дуют на ладошку как можно дольше, стараясь, чтоб воздух выходил равномерной струей
Носик
Мы немного помычим
И по носу постучим.
И.п. – о.с.
1 – сделать вдох через нос;
2 – на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая по крыльям носауказательными пальцами.
3 – 4 неделя
Шарик мой воздушный.
Какой ты непослушный!
Зачем ты отвязался,
Зачем помчался ввысь?
Вернись скорее, шарик! Вернись!..
Поднять руки вверх — вдох, медленно опускать вниз — длительный выдох с
произнесением звука «Ш-ш-ш...».
Гудок парохода
Прогудел наш пароход,
В море всех он нас зовет.
И.п. – о.с.
1 – через нос с шумом набрать воздух;
2 – задержать дыхание на 1-2 сек;
3 – с шумом выдохнуть через губы, сложенные «трубочкой», со звуком «у-у-у» (выдох удлинен).
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
Упражнение «Вкусное варенье»
«Кружок»
Мой язык совсем не глуп –
Ходит кругом возле губ.
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под
нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по
5-6 кругов в одну и другую сторону.
3– 4 неделя
«Покатай во рту конфетку» (на динамическую организацию движений кончика языка внутри рта). Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку, и делается движение языком вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.
«Толстячки - худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Растирание ладоней.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Поочередное массирование пальцев сначала на одной руке, потом — на другой.
3– 4 неделя
Игра“Наши пальцы”
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя 3 – 4 неделя
«Маятник» Поморгаем глазами
Релаксация
1 – 2 неделя
“Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
3– 4 неделя
“Холодно – жарко”
Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер(повторить 2–3 раза).
Гимнастика после сна
Комплекс № 6 «Я на солнышке лежу»
Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать. Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать! Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите.
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, напрячь тело, вдох, держать несколько секунд, расслабиться, выдох.
И.П.: лежа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох.
И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, поднять прямую левую ногу, поднять прямую правую ногу, держать их вместе, и.п. (одновременно опустить).
И.П.: лежа на спине, руки в упоре на локти, прогнуться, приподнять грудную клетку вверх, голову держать прямо (3-5 сек.), вернуться в и.п.
И.П.: лежа на животе, руки за голову, прогнуться, руки к плечам, ноги лежат на полу, держать, и.п.
И.П.: лежа на животе, руки под подбородком, прогнуться, приняв упор на предплечья, шея вытянута - вдох, выдох.
Третий комплекс (март, апрель, май)
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
Вдох через нос поочередно через правую затем левую ноздрю
«Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
3 – 4 неделя
Игра «Веселая пчелка» Вдох свободный, на выдохе произносить звук «З-з-з». Дети должны представить, что пчелка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Март
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры:
1 неделя «Не оставайся на полу», «Ловишки», «Сделай фигуру». * «Карусель» | 3 неделя «Медведи и пчелы», «Кто быстрее до флажка», «Удочка». «Мороз» |
2 неделя «Караси и щука», «Пастух и стадо», «Школа мяча». * «Колечко» | 4 неделя «Карусель», «Горелки», «Пожарные на учении». *«Мельница» |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Две сестрицы, две руки – Левая и правая — (показ рук поочередно) Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют.(имитация движений) Две сестрички, две руки – Левая и правая -(поочередно показывать) Воду моря и реки Загребают, плавая.(выполняются плавательные движения) | 3 – 4 неделя Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся. Белые лебеди, Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова улетели. |
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Киска умывается» (для укрепления мышц языка, развития подвижности кончика языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Поднимать и опускать широкий язык поочередно к верхней и нижней губе. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, а язык не сужался.
«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую
щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
3– 4 неделя
«Зевок» (для активизации мышц зева и глотки).
Позевывать, широко открывая рот, сильно втягивая воздух, но без заметного выдоха
«Шлёпаем губами по языку»
А теперь уж не зубами –
Я пошлепаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
пошлёпать губами кончик языка;
пошлёпать губами середину языка;
пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя «Пять пальцев» На моей руке пять пальцев, (ритмично сжимать и разжимать кулачки.на счет – поочередно загибать пальцы на обеих ручках) | 3 – 4 неделя “Капустка” Мы капустку рубим-рубим, |
Гимнастика для глаз
1 – 2 неделя «Оса»
Са-са-са — Прилетела к нам оса.
Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной.
Су-су-су —
Проследить движение пальца вверх-вниз.
Мы видели Осу.
Сы – сы-сы —
Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом.
Испугались мы Осы.
3 – 4 неделя
«Далеко – близко»
Релаксация
1 – 2 неделя “Солнышко и тучка”
Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.
3 – 4 неделя
“Шишки”
Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)
Гимнастика после сна
Комплекс № 7 «Поездка»
И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять правую ногу (прямую), и.п., поднять левую ногу (прямую), и.п.
И.П.: лежа на спине, руки перед собой «держат руль», «езда на велосипеде», и.п.
И.П.: лежа на спине, руки вверху, поворот туловища вправо, не отрывая ступни от пола, и.п., поворот туловища влево, и.п.
И.П.: лежа на спине, руки за головой, свести локти впереди (локти каcaютcя друг друга) - выдох, и.п., локти касаются пола - вдох.
И.П.: сидя, ноги скрестно, руки на поясе, руки через стороны вверх вдох, выдох.
И.П.: о.с., принять правильную осанку без зрительного контроля (глаза закрыты), повторить 3-4 раза.
Апрель
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры:
1 неделя «Медведи и пчелы», «Совушка», «Мышеловка» * «Оленьи упряжки» | 3 неделя «Караси и щука», «Пятнашки», «Кошка и мышки». *«Важенка и оленята» |
2 неделя «Удочка», «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса», «Мы, веселые ребята». * «Пастух и стадо» | 4 неделя «Хитрая лиса», «Удочка», «Пожарные на учении». * «Перетягивание каната» |
Физкультминутка
1 – 2 неделя Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.(соответствующие движения) | 3 – 4 неделя Я прошу подняться вас – это «раз», Повернулась голова - это «два», Руки вниз, вперед смотри это«три». С силой их к плечам прижать - это «пять». Всем ребятам тихо сесть - это «шесть». |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
«Деревья шумят»
«Курочки»
Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
3– 4 неделя
«Подуй на пальцы»
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Летят мячи»
Бросить мяч от груди вперед. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 5–6 раз.
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Горка»
(для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема спинки и корня языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
«Чашечка»
Улыбаюсь, рот открыт:
Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме
чашечки.
3– 4 неделя
«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Цель: производить движения языком в форме чашечки, не разрушая ее. Развивать мускулатуру и подвижность языка.
Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».
«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)
Зубы верхние – смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
Цель: развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать
подъем языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние
зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя Руки в стороны” | 3 – 4 неделя В гости к пальчику большому” |
Гимнастика для глаз Релаксация
1 – 2 неделя «Солнышко и тучка» 1 – 2 неделя «Добрый – злой» 3 – 4 неделя «Далеко-близко» 3 – 4 неделя «Клякса»
Гимнастика после сна
Комплекс № 8 «Ветерок»
«Ветерок» - и. п.: лежа на животе, руки вдоль туловища. Повороты головы вправо, опустить правую щеку на подушку, затем тоже влево. Звукоподражание «фу-у-у».
«Полет ветерка» - и. п.: то же. Развести руки в стороны.
«Ветерок играет» - и. п.: то же, упор руками на локти.
«Ветерок гонит тучи» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Движения туловища вперед-назад, не отрывая ног и рук от кроватки.
«Большие серые тучи» - и. п.: то же. Подняться на высокие четвереньки.
«Ветер дует на полями, над лесами и садами» - обычная ходьба переходящая в легкий бег
Май
Комплекс утренней гимнастики (папка)
Подвижные игры
1 неделя «Цветные автомобили», «Удочка», «Мышеловка». | 3 неделя «Гуси - гуси», «Солнышко и дождь», «Мышеловка». |
2 неделя «Карусель», «Караси и щука», «Сделай фигуру». | 4 неделя «У медведя во бору», «Не оставайся на полу», «Хитрая лиса». |
Физкультминутка
1 – 2 неделя На зарядку солнышко Поднимает нас. Поднимаем руки мы По команде — раз! А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде — два! Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише Деревцо все выше, выше. | 3 – 4 неделя Губы дружно округляем, Руки кверху поднимаем. Губы трубочкой вперед И руки вперед. Две сестрицы, две руки, Левая и правая Рубят, строят, роют. Рвут на грядках сорняки И друг дружку моют. Две сестрицы, две руки, Левая и правая Воду моря и реки Загребают, плавая. |
Упражнение на дыхание
1 – 2 неделя
«Аромат цветов»
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
«Радуга, обними меня»
И. п. : стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны. Задержать дыхание на 3-4 с. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки снова направить вперёд, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идёт под мышку, другая на плечо.
3 – 4 неделя «Осы»
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: «З-з-з...»
«Задуй свечку»
Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.
Артикуляционная гимнастика
1 – 2 неделя
«Покусаем язычок»
Выдвигай свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю все проворней.
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.
Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания.
«Лопаточка»
Поперек улыбки лег –
Отдыхает язычок.
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
– 4 неделя
«Дуем на лопаточку»
Дую, дую на «лопатку»,
Чтоб была широкой, гладкой.
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно
лежащего на нижней губе.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на
нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.
«Жуём блинчик»
Вот опять язык свернулся,
В зубы нижние уткнулся.
Двину чуть его вперед,
Разжую его вот-вот.
Цель: научить ребенка распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить кончик языка за нижние зубы (как в упражнении «Горка»), потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10-15 раз.
Пальчиковая гимнастика
1 – 2 неделя «Мы рисовали» Мы сегодня рисовали, | 3 – 4 неделя “Прогулка” |
Гимнастика для глаз Релаксация
1 – 2 неделя «Оса – пчела» 1 – 2 неделя «Бабочка»
3 – 4 неделя «Восьмерки» 3 – 4 неделя «Распускаются цветы»
Гимнастика после сна
Комплекс № 9 «Мы проснулись»
«Веселые ручки» - и. п.: лежа на спине. Поднимать руки в стороны и опускать вниз. (4 раза)
«Резвые ножки» - и. п.: то же. Поочередно поднимать то одну, то другую ногу.
(4 раза)
«Жучки» - и. п.: то же. Перекаты на правый, затем на левый бок. (4-6 раз)
«Кошечки» - и. п.: стоя на средних четвереньках. Двигаться вперед-назад, наклоняться вниз, сгибая локти, возвращаясь в и.п. (4 раза)
Ходьба на месте обычная, выходят из спальни на носках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы
Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы...
Комплексы утренней гимнастики для подготовительной группы.
Комплексы составлены в соответствии с методикой физвоспитания , с учетом возрастных особенностей детей.Представлены комплексы с предметами и без них....
Комплексы утренней гимнастики в подготовительной группе
СентябрьКомплекс утренней гимнастики № 1Подготовительная группаХодьба в колонне по одному на носках, на пятках. Подскоки с продвижением вперед. Перестроение в 2 колонны.1. «Наши руки»И.П. О.С. руки вд...
комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе
комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе...
Комплекс утренней гимнастики для подготовительной группы
Утренняя гимнастикаСтаршая группаКомплекс № 1Аэробика в спортзале под музыкуВводная часть:- Ходьба в обход по залу;-...
Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе
Комплекс утренней гимнастики в подготовительной группе...