Статья «Использование подвижных игр для детей с разным уровнем двигательной активности на физкультурных занятиях на улице»
статья по физкультуре

Гапонцева Светлана Васильевна

Использование подвижных игр на улице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Использование подвижных игр для  детей с разным уровнем двигательной активности на физкультурных занятиях на улице»

Инструктор по физической культуре:

Гапонцева С.В.

Н.Новгород

Прогулка является одним из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

       Основными задачами, которые мы ставим на  физкультурных занятиях на улице в процессе проведения подвижных игр и физических упражнений являются:

  1. Расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными достижениями
  2. Совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях,
  3. Развитие двигательных качеств детей  
  4. Воспитание самостоятельности, активности, положительных  взаимоотношений со сверстниками, умение действовать совместно;
  5. Создание благоприятных условий для раскрытия творческих замыслов детей, проявления их двигательной активности и положительного эмоционального состояния
  6. Развитие пространственной ориентировки у детей

Успешное решение основных задач прогулки может быть осуществлено лишь при рациональном сочетании разных видов занятий и форм двигательной деятельности. Планирование игр и упражнений на прогулке зависит от других видов деятельности, уровня здоровья, физической подготовленности, двигательной активности детей. 

        Определение  уровня двигательной активности детей осуществляем по методике комплексной оценки двигательной активности. Наибольший процент составляют дети со средним уровнем двигательной активности (51%)- первая подгруппа. Для них характерны разнообразные движения (ходьба в чередовании с бегом, прыжками; бег в разных направлениях небольшими группами, с обеганием предметов; влезание на снежный холм и спрыгивание с него; ходьба на лыжах и скольжение по ледяным дорожкам с помощью взрослых, катание на санках). Они достаточно уравновешенны, активны, подвижны и самостоятельны. Но этим дошкольникам, как и другим, не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, так как они поглощены самим процессом движений, их эмоциональной стороной.  Дети второй подгруппы (22%) - гиперподвижные, возбудимые, имеющие разные нарушения в психофизическом развитии. Для них характерны действия высокой интенсивности, что мешает им быть внимательными и правильно выполнять двигательные задания, согласно требованиям педагога. Их самостоятельная двигательная активность однообразна.

Дети третьей подгруппы (27%) имеют низкую двигательную активность и слабый уровень развития моторики. Как правило, это часто болеющие дети со второй и третьей группой здоровья. Им присуща неуверенность в своих движениях, плаксивость, неустойчивость эмоционального тонуса. Они особенно нуждаются в помощи со стороны взрослого, поощрении и поддержке.

         С целью совершенствования движений у детей и закрепления их умений и навыков в играх учитываем взаимосвязь нового материала с тем, который будет использован воспитателем на прогулке. Также учитываем временя года, знакомя детей с разнообразными играми зимней тематики: "Зима пришла", "Белые медведи", "Берегись, заморожу", "В гости к снеговику", "Снежная карусель" и др.

        Зимой организуем занятия на лыжах, включаем упражнения на санках, скольжение по ледяной дорожке.

         Чередуем разные варианты игры: усложнение двигательных задач, включение новых пособий. При внесении в игру различных дополнений, не нарушающих ее хода, дети привыкают действовать в измененных ситуациях, что очень важно для повышения их двигательной активности.

        На зимней площадке, покрытой снегом, мы проводить игры с разнообразными движениями (ходьба, бег след в след, широким шагом , кружение, прыжки, бросание снежков и т. д.).

        Задания выполняются на снежной дорожке в подгрупповой и фронтальной форме. Сложность заданий изменяется с учетом степени подготовленности, состояния здоровья, двигательной активности, пола детей. Например, девочкам дается задание передвигаться, отталкиваясь ногами, сидя на санках лицом по направлению движения, а мальчикам — спиной.

Продуктивное проведение игр и упражнений предполагает их вариативность. Вариативность деятельности обеспечивает многократное повторение упражнений, сохранение мотивации, что формирует двигательные навыки и повышает двигательную активность.

        Для эффективного решения задач, оптимальной организации двигательной активности детей делим их на две подгруппы с учетом разного уровня их двигательной активности. Каждая подгруппа выполняет свое двигательное задание в игровой форме. Детям первой подгруппы (с высоким и средним уровнем двигательной активности) предлагаем упражнения  на развитие внимания и точности выполнения движений (ходьба на лыжах по дорожке, обходя разные крупные предметы), контролируя качество выполнения. Дети второй подгруппы (с низким уровнем двигательной активности) предлагаем игры и упражнения на быстроту движений, на скорость ( "Догони саночки", "Добеги до снеговика", "Быстро возьми и положи предмет").

        Затем детям обеих подгрупп с учетом их функциональных возможностей предлагаем общую подвижную игру.

        Игры и игровые упражнения для детей первой подгруппы носят более сложный характер, постепенно включаются элементы новизны при выполнении разных действий. Игра может повторяться до 3-5 раз в зависимости от желания детей. К этим детям предъявляем более строгие требования: добиваться четкого выполнения условий, разных двигательных заданий и правил игры.

        Малоподвижные дети быстро устают, поэтому подвижная игра повторяется не более 2-3 раз. Содержание подвижных игр усложняется по мере усвоения движений детьми. Сюрпризные моменты, игровая мотивация, создание ситуации успеха, элементы новизны, усложнение вариантов игры способствуют постепенному вовлечению детей, развитию интереса к разными действиями. Внесение некоторых дополнений без изменения основного содержания и правил игры значительно повышает интерес детей, побуждая их к самостоятельности и творческой активности. Например, предлагая  игру "Поезд" (из санок) внесли дополнения: вначале дети идут друг за другом, везя за собой санки. Затем поднимаются с санками на небольшую горку и спускаются друг за другом, соблюдая определенные интервалы. Когда все дети съехали с горки ("остановка поезда"), педагог предлагает сделать остановку-все "пассажиры" гуляют по лесу, имитируя движения разных животных, птиц: бегают, подскакивают, приседают, лепят из снега фигурки и т. п.

        Планирование работы на основе использования знакомых игр стимулирует двигательное творчество детей, так как им вполне по силам придумать самостоятельно варианты движений, сигналов, новые правила.

        Игры в парах являются одним из вариантов объединения детей в деятельности с разным уровнем двигательной активности. Например, в игре «Хоровод с санками» (Вокруг большого снежного кома или сугроба дети водят хоровод. За спиной у них на расстоянии 5—6 шагов от снежного кома стоят несколько санок. Их меньше, чем детей. Как только кто-нибудь из детей наступит на снежный ком, все бегут к санкам. Кто успеет сесть, тот поедет, а кто не успеет — повезет седока 2—3 круга. А потом опять начинается веселый хоровод. Сидящий на санках ребенок, передвигая ноги по снегу, помогает движению вперед; также он может сесть боком; лечь на спину, на живот; встать на колени и др.). «Гонки, санок тройками». В этой игре-соревновании один ребенок везет санки, другой сидит на них, третий подталкивает сзади. По сигналу дети везут санки до ориентира, огибают его и возвращаются на линию старта. Выигрывает та команда, которая приходит первой. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не выполнит все три роли.

Вариант. В каждой тройке 2 мальчика и 1 девочка. Мальчикам нужно довезти санки с девочкой до конца площадки, обогнуть ориентир и вернуться обратно. Оценивается не только скорость выполнения задания, но и умение везти девочку аккуратно, так, чтобы она не упала. Победители отдельных забегов соревнуются между собой, выявляется тройка-победитель.

        В таких играх дифференцирование физической нагрузки происходит естественным путем, так как более подготовленные дети выполняют движение несколько раз. Регулировать нагрузку можно изменением расстояния забега. На этапе разучивания задание предлагается детям индивидуально.

        Ежегодно в январе мы проводим Неделю зимних игр и забав. Цели этого мероприятия - обеспечить детей полноценным активным отдыхом на зимней прогулке, предоставить им возможности участвовать в разнообразных играх и забавах.

Организация такой недели также позволяет детям, родителям  и воспитателям познакомиться с различными спортивными играми, забавами, развлечениями, использование которых обогащает содержание прогулки в зимнее время.

С воспитателями заранее обсуждаются вопросы создания условий на участке для прогулок в зимнее время, особенности планирования работы в каждой возрастной группе и сотрудничество с семьей. Подбираем варианты возможного оформления зимних участков. В предварительную работу с детьми и родителями включаем деятельность по изготовлению атрибутов для подвижных игр, совместные мероприятия с родителями,  беседы с детьми. Организуем физкультурные и музыкальные досуги; спортивные игры и эстафеты. 

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум- семинар «Организация работы с детьми по физическому развитию с учетом разного уровня двигательной активности»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в организации работы по физическому развитию дошкольников с разным уровнем двигательной активности ...

Игры для детей с разным уровнем двигательной активности

Игры для гиперподвижных и малоподвижный детей...

Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Организация двигательной активности детей на занятиях по развитию речи с использованием подвижных игр»

Работа по развитию речи детей дошкольного возраста нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В игровой форме мышление протек...

Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях.

Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях...