Методическая разработка. Подвижные игры с учетом уровня двигательной активности и возраста детей
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Подвижные игры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Подвижные игры125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с учётом уровня двигательной активности и возраста детей.

Игра занимает важное место в жизни ребёнка. В процессе игры дети познают предметы и их свойства, окружающее пространство. В игре дети получают полезную информацию о разных сторонах жизни, моделируют поведение взрослых. Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры. Подвижные игры развивают основные движения детей: бег, ходьбу, различные виды прыжков. Они способствуют развитию координации движений, внимательности, сообразительности, быстроты реакций.                        По степени нагрузки подвижные игры разделяются на:                             Игры большой подвижности: одновременно участвует вся группа; ведущие движения – бег и прыжки. перебежки и др.; предметы, которые используются в игре: игры с мячом, с лентами, с обручами и др. В подвижных играх большой подвижности (или играх с правилами) ребёнка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребёнка произвольным, подчинённым игровым условиям в виде правил. Овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребёнок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.                                                                                Игры средней подвижности: участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный или движения выполняются подгруппами; ведущие движения – ходьба, передача предметов.                         Игры малой подвижности: движения выполняются в медленном темпе; ведущие движения – ходьба, игры на внимание.                                                Игры малой подвижности способствуют развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений. Кроме того, они доставляют детям удовольствие, создают хорошее настроение, что немаловажно. Игры малой подвижности проводятся со всеми детьми одновременно на физкультурном занятии (в третьей его части), досугах и праздниках, дневной и вечерней прогулках, в процессе физкультурных минуток и физкультурных пауз, самостоятельной двигательной деятельности детей. Спецификой данного вида игр являются: способ организации детей (круг, врассыпную, шеренга и др.), движения, которые включаются в игру, методика проведения игры (выбор игры, место проведения, подготовка к игре, сбор детей на игру, объяснение игры, проведение игры, окончание игры), темп, в котором она ведётся (медленный), количество повторений движений (3–6 раз).                                                         Главная цель подвижных игр активизировать все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, слух. Игры привлекают детей своим познавательным содержанием, эмоциональной окрашенностью, теплотой отношений, неповторимыми переживаниями.

Картотека подвижных игр для детей 5 – 6 лет                  

Подвижные игры малой интенсивности  

«Будь внимателен»

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

 Ход игры: воспитатель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, воспитатель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении.

Вариант  Дети выполняют то, что показывает воспитатель, а не то, что он говорит.       

Медведь и дети

Материал. В варианте игры: какой-либо предмет, изображающий горшок с медом или улей.

Ход игры. Один из детей выбирается на роль медведя. Он сидит в своей берлоге (прямоугольник или круг, нарисованный на краю площадки). Все играющие изображают детей, которые идут в лес за грибами или за ягодами (ходят по площадке, наклоняются, будто ищут и рвут ягоды).

«Медведь идёт, — неожиданно говорит воспитатель. — Не шевелитесь». «Медведь» выходит из берлоги и внимательно оглядывает каждого. Тех, кто пошевелится, он уводит к себе. Обойдя всех, «медведь» уходит в свою берлогу, а дети продолжают снова собирать ягоды.

Игра кончается тогда, когда «медведь» поймает условленное количество детей (4—

Правила игры. «Медведь» не выходит из берлоги до тех пор, пока воспитателем не будет дан сигнал. Дети должны остановиться в той позе, в какой их застал сигнал. Пошевелившихся «медведь» уводит.

Указания к игре. Если игра проводится в помещении, где имеется ковер, дети, спасаясь от «медведя», могут лечь. Это будет хорошим отдыхом после движений. Если много играющих, можно выбрать 2 медведей, которые должны переловить всех детей. Такой вариант легче.

Вариант игры. Когда будет поймано несколько детей, остальные отправляются выручать их.

В противоположной части площадки или комнаты кто-либо из непойманных детей кладет предмет, который должен изображать горшок с медом или улей (если нет ничего подходящего, его можно нарисовать на земле). Подойдя к меду, «медведь» 3 раза просовывает в горшок или улей лапу и лакомится медом (делает вид, что ест, причмокивая языком и поворачивая лапу то наружной, то внутренней стороной). Если за это время пойманные дети успеют добежать из берлоги до дома (обозначается на земле напротив берлоги), они спасены, если нет, «медведь» их ловит снова. Затем выбирают нового медведя, и игра начинается сначала.

Указания к игре. Этот вариант дает возможность чаще менять роли в игре и воспитывать взаимовыручку. Расстояние между домом, где живут дети, и берлогой должно быть вдвое больше, чем от берлоги до улья, чтобы дети успели «выручиться». Лучше, если «медведь» будет стоять спиной к убегающим из берлоги. Можно придумать и другие способы, как «выручать» пойманных.

«Не урони шарик»

Цель: учить детей ходить, держа в руках ложку с шариком. Укреплять моторику рук. Развивать быстроту движений, ловкость.

Ход игры: Дети по очереди – или одновременно 2-3 ребёнка, несут в ложках шарики, стараясь не уронить донести до ориентира-8-9 метров.

Шарик нельзя держать рукой, уронивший должен взять шарик положить в ложку и продолжить движение с того места, где шарик упал.

Усложнение: нести шарик, преодолевая препятствие: перешагивая что-либо, идти змейкой.

«Фигурная ходьба»

Цель: учить детей выполнять в соответствии с заданием разные виды ходщьбы: змейкой, улиткой, цепочкой, держась за руки. Развивать умение ориентироваться на площадке, внимание.

Ход игры: По сигналу воспитателя дети ходят разными видами ходьбы.

«Улитка» Дети берутся за руки и повернувшись влево идут за ведущим сначала по кругу, а потом улиткой, т.е. делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 м.

«Змейка» Дети идут в колонне от одной стороны площадки к другой. Затем поворачиваются за ведущим, идут на встречу, так несколько раз.

«Иголка и нитка» Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей, предлагает им поднять вверх сцепленные с соседями руки, образуя ряд ворот. Водящий ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди, одного справа, другого слева. В тот момент когда цепочка детей проходит под воротами, ребенок, поднимавший руки для образования ворот переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой.

Подвижные игры средней интенсивности

«Сбей кеглю»

Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу точность броска.

Ход игры:

На одной стороне зала чертят 3-4 кружка, в них ставят кегли. На расстоянии 1,5-2м., от них обозначают шнуром линию. 3-4 ребёнка подходят к линии становятся напротив кеглей, берут по мячу и катят, стараясь сбить кеглю. Затем бегут, ставят кегли, берут мячи и приносят их следующим детям.

2 вариант.

Бросать мяч правой, левой рукой, отталкивать ногой.

3 вариант.

Кегли ставят за линией в определённом порядке: в один ряд вплотную к друг к другу, высокая кегля в середине. В один ряд одна от другой на небольшом расстоянии -5-10см; в небольшой кружок, большая кегля в центре. В два ряда большая кегля между рядами; квадратом, большая в центре и т. Д. на расстоянии 2-3 метра от линии, на которой расположены кегли, чертят 2-3 линии, с которых игроки сбивают кегли. Дети, соблюдая очерёдность, начинают прокатывать шары с самой ближней линии. Выигрывает  тот, кто больше всех собьёт кеглей с ближней линии. Он начинает прокатывать мячи со второй линии. И т.д. 

«Эстафеты в ходьбе»

Цель: учить детей выполнять разнообразные движения: ходьба по узкой дорожке, извилистой дорожке, подлезание под шнур, перешагивание через предметы на скорость. Развивать ловкость, выносливость, быстроту движений.

Ход игры: одновременно несколько детей (в зависимости от числа полос препятствий)преодолевают различные препятствия (подлезают, пролезают, перешагивают и т. д.). побеждает ребёнок, который пришёл к финишу первым и правильно выполнивший все задания.

2 вариант.

Пройти по извилистой тропинке (ш-20см, д-6 -10м); подлезть под натянутый шнур или низко опущенные ветки, перешагнуть через несколько палок положенных на стулья.

Затейники (Ровным кругом)

Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. Дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:

Ровным кругом,

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем... вот так!

По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга.

Затейник показывает какое-нибудь движение, и все стоящие по кругу повторяют его. Затем воспитатель сменяет затейника или затейник выбирает кого-нибудь вместо себя, и игра продолжается.

Каждый затейник сам должен придумывать движения и не повторять тех, которые уже показывали до него.

Подвижные игры высокой интенсивности

Пятнашки

Материал. Цветная повязка (ленточка).

Ход игры. Дети находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены флажками). Назначенный воспитателем или выбранный детьми пятнашка, получив цветную повязку (ленточку), становится на середине площадки.

После сигнала воспитателя «лови!» все дети разбегаются по площадке, а пятнашка старается догнать кого-нибудь из играющих и коснуться его рукой. Тот, кого он коснулся, отходит в сторону.

Игра заканчивается, когда пятнашка поймает 3—4 играющих.

При повторении игры выбирается новый пятнашка.

Если пятнашка в течение 30—40 с не может поймать никого из играющих, воспитатель должен назначить другого водящего.

Мы весёлые ребята

Ход игры. Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать:

Раз, два, три — лови!

После слова «лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки.

После 2—3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка.

Указания к игре. Нового ловишку выбирают даже в том случае, если предыдущий никого не поймает.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети не скандировали текст, а произносили его выразительно.

Птички и кошка (Попрыгунчики - воробышки)

Цель: упражнять в мягком спрыгивании, приземлении на полусогнутые ноги; в умении вступать в игру по сигналу; в соблюдении правил игры.

Ход: восп-ль выкладывает круг из веревки или шнура. Дети становятся по кругу с внешней стороны. Одного ребенка назначают водящим - кошкой (вороной), которая находится в центре круга; Кошка засыпает, а птички прыгают в круг, летают. По сигналу вос-ля кошка просыпается, произносит: «Мяу!», и начинает ловить птичек, а они улетают за пределы круга. Пойманных птичек кошка оставляет около себя. Игра повторяется с другим водящим, после того, как предыдущий поймает 4-5 птичек.

Правила: ловить можно только тех птичек, которые находятся в кругу.

Усложнение: дети не прыгают по кругу, а только впрыгивают и выпрыгивают;

Перелет птиц

Цель: упражнять в ходьбе и беге врассыпную с одновременным выполнением упражнений для рук; развивать скоростные качества; умение играть, не мешая друг другу.

Ход: дети-птицы собираются на одной стороне площадки. На другой- гимнастические скамейки, стенки, кубы - деревья. По сигналу «полетели» - птицы разлетаются по всему залу, расправляя крылья и помахивая ими. По сигналу «буря» - птицы занимают места на гимнастических скамейках как можно быстрее. По сигналу «буря прошла» дети спускаются и продолжают летать. Игра повторяется 3-4 раза.

Воробышки

Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.

Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места. 

Догони свою пару (Ловишки парами, Ловишки - перебежки)

Цель: упражнять в умении начинать движение по сигналу; развивать скоростные качества; память; умение выполнять игровые действия в парах; формировать потребность в двигательной активности.

Ход: дети выстраиваются в две шеренги на расстоянии 1м друг от друга. По команде вос-ля «беги» первая шеренга убегает, а вторая - догоняет.

Правила: каждый догоняет свою пару до пересечения линии финиша (10-12м)

Вариант 2.

Цель: приучать старших детей заботится о младших; развивать память.

Ход: в пары становятся старшие и младшие дети. По сигналу старшие разбегаются, а младшие стараются не отстать от своей пары.

«Стой!»

Цель: упражнять в подбрасывании и ловле мяча; в умении выполнять игровые действия; развивать глазомер, внимание и выдержку.

Ход: Дети становятся в круг, водящий с мячом — в центре. Он подбрасывает мяч вверх и называет имя одного из игроков. Ребенок, чье имя прозвучало, бежит за мячом (остальные игроки разбегаются в разные стороны) и как только берет его в руки, дает команду: «Стой!» Все играющие останавливаются и замирают. Игрок старается попасть мячом в кого-нибудь из них. Тот, в кого попали, становится водящим.

Картотека подвижных игр для детей 6 – 7 лет    

             

Подвижные игры малой интенсивности            

Пять шагов

Цель игры: воспитывать сообразительность и быстроту мышления.                                  Участвуют поочерёдно несколько игроков. Детям нужно сделать 5 шагов в быстром темпе и на каждый шаг без пауз и остановок произносить любое имя (женское или мужское в зависимости от задания). Отмечаются игроки, которые справились с задани- ем. Игру можно усложнить, предлагая детям называть не имена, а, например, зверей, рыб, птиц и т. д.                                                                                                                                      

Мяч соседу

Цель игры: закреплять быструю передачу мяча по кругу.                                                                                   Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу дети передают мяч по кругу в одном направлении, как можно быстрей, стараясь, чтобы один мяч догнал другой. Проигрывает игрок, у которого окажется 2 мяча. Игра повторяется.                                        Мяч передавать соседнему игроку, никого не пропускать.

Воротца

Цель игр: закреплять ходьбу парами, воспитывать организованность и коллективизм.Игроки шагают по площадке в колонне по два. По команде «Стоп!» останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя воротца. Первая пара поворачивается кругом, пробегает под воротцами, становится последней, говоря «Готово!». По этому сигналу дети опускают руки и продолжают ходьбу.                                                                  Игру можно усложнить, изменив направление движения колонны.

Запрещённое движение

Цель игры: развивать моторную память.                                                                                       Игроки строятся в круг, в центре – педагог. Он выполняет различные движения, указав, какое из них запрещённое. Дети повторяют все движения, кроме запрещённого. Те, кто повторили запрещённое движение, получают штрафные очки. Отмечаются игроки, которые не получили штрафных очков.                                                                                         Запрещённое движение надо менять через 4 – 5 повторений.

Зеркало

Цель игры: воспитывать артистичность и выразительность движений.                             Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Дети – это отражение водящего в зеркале. Водящий «перед зеркалом» выполняет различные имитационные действия (расчёсывается, поправляет одежду, строит рожицы и т. д.). Игроки одно-временно с водящим копируют все его действия, стараясь точно передать не только жесты, но и мимику. Роль водящего может выполнять как педагог, так и ребёнок.

У кого мяч?

Цель игры: воспитывать внимание исообразительность.                                                         Игроки строятся в круг, вплотную друг к другу, руки за спиной. В центре – водящий с закрытыми глазами. Игроки выполняют передачу мяча по кругу за спиной. По сигналу водящий открывает глаза и старается угадать, у кого мяч. Если он угадал, то становится в круг, а тот, у кого был найден мяч, становится водящим. Игра повторяется 3 – 4 раза.      Игрок, уронивший мяч при передаче, временно выбывает из игры.    

Фантазёры

Цель игры: формировать творческое воображение.                                                       Игроки шагают в колонне по одному, педагог громко называет любой предмет, животное, растение (лодка, волк, стул и т. д.). Дети останавливаются и позой, мимикой, жестами пытаются изобразить то, что назвал педагог. Отмечается самый интересный образ. Каждый игрок старается придумать свою фигуру.

Повтори наоборот

Цель игры: развивать пространственную координацию.                                                    Игроки находятся на площадке, водящий стоит к ним лицом. Он показывает детям различные движения, которые они должны повторить наоборот. Например, водящий выпрямляет руки вперёд – дети должны отвести их назад, поднимает голову вверх – дети опускают голову вниз и т. д. Отмечаются самые внимательные игроки.

Летает – не летает

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.                                                   Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет предметы. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх - вниз.                                                   Можно построить игроков в ше-ренгу или в круг.

Эхо

Цель игры: отдых и расслабление после физической нагрузки.                                               Игроки принимают и. п. – лёжа на спине, руки за головой. Педагог произносит короткие предложения, а дети отвечают, как эхо протягивая последнее слово. Например, педагог говорит «Кто там?», а дети отвечают «Та-а-ам».                                                                       В игру можно включить дыхательные упражнения или звуковую гимнастику.

Подвижные игры средней интенсивности

Приветики

Цель игры: развивать танцевальные движения, медленный бег врассыпную.                              Под спокойную музыку дети медленно бегают врассыпную или выполняют различные танцевальные движения. Музыка обрывается – играющие должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом. Например, прижаться щека к щеке, рука к руке и т. д. Снова звучит музыка, дети танцуют, музыка обрывается; каждый ребёнок выбирает се-бе пару, чтобы поздороваться. Игра проводится 5 – 6 мин..  

                                                                                               

Сбей грушу

Цель игры: упражнять в равновесии, бросках мяча, метании.                                                    Игроки делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперёк зала. Игроки второй команды – «метатели» берут по одному мячу и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5 – 6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5 – 6 раз. Выигрывает команда, сбившая больше «груш» (подсчитывается общее количество сбитых «груш»). Сбитым считается тот игрок-«груша», в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

Озорные гномы

Цель игры: развивать быстроту реакций.                                                                                    Дети выстраиваются в 2 шеренги лицом друг к другу на расстоянии 6 – 8 м, в середине зала стоит ведущий – «волшебник». Дети, к которым он находится лицом, не двигаются, другие выполняют разные движения. Водящий неожиданно поворачивается лицом то к одной, то к другой шеренге. Игра проводится 2 – 3 мин.  

Слушай – танцуй

Цель игры: развивать танцевальные движения, быстроту реакций.                                    Дети двигаются под музыку. Музыка обрывается – играющие должны успеть застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке. Снова звучит музыка. Дети танцуют. Подбирается музыка разная по ритму.                                                                                     Во время движения дети не должны задевать друг друга.

День и ночь

Цель игры: обучать детей умению бросать и ловить мяч.                                                          У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в дви-жении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.                               Игра проводится 3 – 4 мин.

Дракон

Цель игры: развивать бег с увёртыванием, прыжки.                                                              Дети выстраиваются в колонну, держатся за пояс впередистоящего. Первый – это «голова», последний – «хвост». По сигналу «голова» стара-ется достать до «хвоста», а «хвост» увёртывается в разные стороны. Если «голова» поймала «хвост», то «голова» становится «хвостом», а следующий игрок «головой». Если «дракон» расцепился, значит он погиб. Назначаются новые «голова» и «хвост».

Смелый охотник

Цель игры: развивать умение ползать и бегать.                                                                          Из детей выбирается смелый охотник, он находится за линией. На расстоянии 6 – 8 м стоят остальные дети, изображают лес из спящих драконов. Охотник выходит из своего дома, заходит в лес и, медленно обходя драконов, считает вслух до 5 (10). На счёт 5 (10) драконы просыпаются и стараются догнать убегающего охотника.

Большая черепаха

Цель игры: развивать координацию движений, умение ползать.                                         Группа из 2 – 6 детей встаёт на четвереньки под большим «черепашьим панцирем» и пытается заставить черепаху двигаться в одном направлении. В качестве панциря используется гимнастический мат или что подскажет фантазия из подручных мате-риалов: большой лист картона или пластика, одеяло, брезент, матрас.

Горячая картошка

Цель игры: закреплять передачу мяча по кругу.                                                                      Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победителя.                                                                                             При передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры.

У ребят порядок строгий

Цель игры: учить находить своё место в игре, воспитывать самоорганизо ванность и внимание.                                                                                                                                                                        Игроки строятся в 3 – 4 круга в раз-ных частях площадки, берутся за ру-ки. По команде шагают врассыпную по площадке и говорят:                                                                           У ребят порядок строгий,                                                                                                                

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та!

С последними словами дети строятся в круги. Отмечаются круги, которые быстро и без ошибок построились.

Кто внимательный?

Цель игры: воспитывать внимание и организованность.                                                          Дети строятся в колонну, шагают по площадке и выполняют движения по сигналу. 1 удар в бубен – присед, 2 удара – стойка на одной ноге, 3 удара – подскоки на месте. Отмечаются самые внимательные игроки.                                                                           Сигналы подаются в разной последовательности, после каждого сигнала дети продолжают ходьбу в колонне. Можно придумать и другие упражнения.

Ручейки и озёра

Цель игры: учить детей бегать и выполнять перестроения.                                                      Дети стоят в 2-3 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направ-лениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги-озёра.                                                                                                         Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Быстро шагай

Цель игры: улучшать быстроту реакции на сигнал.                                                             Игроки строятся в шеренгу на линии старта на одной стороне площадки, на другой – водящий, стоящий спиной к игрокам на линии финиша. Водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай, стой!» В это время игроки шагают вперёд, а на по-следнем слове останавливаются. Водящий быстро оглядывается, и тот игрок, который не успел остановиться, делает шаг назад. Затем водящий снова произносит текст, а дети продолжают движение. Игрок, который первым пересечёт линию финиша, становится водящим.                                                                                                                                         Нельзя бежать – шагать быстро.

Переправа на плотах

Цель игры: развивать равновесие.                                                                                          Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу», в руках у направляющего по 2 резиновых коврика (плоты). По сигналу он кладёт один коврик перед собой на пол, и на него быстро становятся 2-4 человека (в зависимости от размера коврика). Затем направляющий кладёт на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И т. д. вся группа переправляется через «ре-ку» на противоположный «берег», где участники остаются за чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следу

Подвижные игры высокой интенсивности

Караси и щука

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.                                                      Участвуют 2 группы. Одна строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с другой щукой. По окончании игры отмечается лучший водящий.                  Карасям нельзя трогать камешки руками.

Линеечка

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.                                                                             Игроки строятся в 2 – 3 шеренги по периметру площадки. По команде расходятся или разбегаются в разных направлениях, а по звуковому сигналу выполняют построение в шеренгу на своём месте. Отмечается команда, которая быстрее и ровнее построилась. Строиться только в своей коман-де, очерёдность в шеренге значения не имеет.

Охотники и утки

Цель игры: воспитывать ловкость.                                                                                           Игроки-«утки» находятся на площадке. 2 водящих – «охотники», стоят на противоположных сторонах площадки лицом друг к другу, у одного из них в руках мяч. Охотники бросают мяч, стараясь попасть им в уток. Утки перебегают с одной стороны площадки на другую, стараясь увернуться от мяча. Игроки, в которых попали мячом, временно выбывают из игры. Игра длится 1,5-2 мин., затем подсчитываются пойманные утки и выбираются новые водящие.                                                                                         Мяч бросать в спину или ноги игрокам.

Части тела

Цель игры: развивать быстроту реакции и сообразительность.                                        Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнёра и кладёт руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.             Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «руканос» и др.

Совушка

Цель игры: формировать творческое воображение.                                                              Игроки (жучки, паучки, мышки, бабочки) находятся на площадке, водящий – «совушка» сидит в гнезде. Со словами «День наступает – всё оживает!» игроки передвигаются по площадке, выполняя имитационные действия. Со словами «Ночь наступает – всё замирает!» дети останавливаются и замирают в неподвижной позе. Совушка выходит на охоту и забирает с собой тех игроков, которые пошевелились.                                           Совушке нельзя долго наблюдать за одним и тем же игроком.

Рыбаки и рыбки

Цель игры: формировать согласованность двигательных действий.                                    Игроки-«рыбки» находятся на площадке. Пара игроков – водящие, образуют «сеть» (берутся за руки – одна рука свободна). По сигналу рыбки бегают по площадке, а рыбаки догоняют рыбок и соединяют вокруг них руки. Рыбка, которая попалась в сеть, присоединяется к рыбакам. Игра продолжается до тех пор, пока сеть не разорвётся или пока не будут пойманы все игроки.

Плетень

Цель игры: воспитывать самоорганизацию.                                                                            Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноимённые руки сосе-дей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются в разных направлениях, а по команде «Плетень!» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда, которая быстрее построится.                                                                Очерёдность игроков в шеренге можно не соблюдать.

Снежная королева

Цель игры: воспитывать быстроту и ловкость.                                                                         Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и за-пятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остаётся стоять на месте.  

Пустое место

Цель игры: воспитывать внимание и сообразительность.                                                                                                      

Выбирают водящего. Играющие становятся в круг, водящий за кругом. Водящий бежит по кругу, дотрагивается до любого игрока и продолжает бежать. Тот игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, при встрече здороваются, и должен кто-то успеть занять это пустое место. Оставшийся игрок  без места водит. Водящий имеет право коснуться рукой только того игрока, которого он вызывает на соревнование. При беге игроков, никто не должен мешать. Обегая круг, нельзя задевать рукой стоящих в кругу детей.

Чай-чай, выручай!

Играющие располагаются на площадке, обведённой чертой. Выбирается водящий. Его цель: как можно больше запятнать игроков. Водящий бегает по площадке, догоняет игроков и пятнает их, т.е. касается рукой. Запятнанный игрок, вытянув руки в стороны, кричит: «Чай-чай, выручай!». Остальные игроки должны убегать от ведущего, а запятнанных выручить, т.е. коснуться рукой.                                                                     Играющие не должны выходить за пределы территории.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание зорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду и семье детей старшего дошкольного возраста."

В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни  рассматривается  как  одна  из  основных  задач  образования. Дошкольное детство –уникал...

Практикум- семинар «Организация работы с детьми по физическому развитию с учетом разного уровня двигательной активности»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в организации работы по физическому развитию дошкольников с разным уровнем двигательной активности ...

Перспективный план игр (на прогулке) в средней группе с учетом уровня двигательной активности

Перспективный план игр (на прогулке) в средней группе с учетом уровня двигательной активности...

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...