Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях.
материал по физкультуре на тему
Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях.
В последние годы ведущими направлениями в исследованиях по физической культуре стали изучение эффективности двигательной активности детей, совершенствование количественных и качественных показателей развития движения. Исследования профессора И.А. Аршаковского говорят о том, что у ребёнка восстановление затраченной энергии характеризуется превышение исходного уровня, поэтому в результате движений масса тела не тратится, приобретается. Одновременно возрастают и структурно -энергетические возможности. Известно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижение напряжённости сердечно – сосудистой и дыхательной систем, двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей.
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым, у малоподвижных детей чаще всего наблюдается отставание моторного и нервно – психического развития. И они в большей мере подвержены простудным заболеванием.
Многими учёными (В.А. Шишкина, М.А. Рунова, Л.В. Карманова, В.Г. Фролов) установлено, что уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяются не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребёнка, индивидуально – типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависят от внешних условий – гигиенических, социально – бытовых, климатических и т.п.
В нашем дошкольном учреждении с приоритетом физического развития имеются все условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях. Имеется зал, в котором расположены гимнастическая стенка, большие гимнастические мячи, гимнастические скамейки и крупный и мелкий спортивный инвентарь. Система планирования работы по физическому воспитанию и связанные с ней медико - педагогический контроль позволяют организовать физкультурные занятия так, чтобы они способствовали оптимальный объём физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности детей.
На основе наблюдений за детьми разных возрастных групп и данных медико – педагогического контроля выделены три группы детей степени подвижности.
Дети большой подвижности подразделяются на две подгруппы – с умеренной и высокой интенсивностью движений. Поведение детей с умеренной интенсивностью двигательной активности ровное, спокойное. Дети с высокой интенсивностью движений отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из всех видов движений они выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих точности. Движения их быстры, резки, иногда бесцельны.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной подвижностью в течении всего занятия. Движения их обычно чёткие, уверенные, целенаправленные.
Дети малой подвижности часто вялы, пассивны, быстро устают; стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать. Объём двигательной активности на занятиях невелик.
В методике занятий с различными возрастами группами главное заключается в определении величины необходимой физической нагрузки с учётом индивидуального развития и состояния здоровья каждого ребёнка. Это можно сделать только при условии чётко организованного медико – педагогического контроля. В процессе физкультурных занятий медсестра регулярно проводит хронометраж, измеряет пульс, наблюдает за осанкой, дыханием, самочувствием детей, следит за физиологической реакцией ребёнка на нагрузку и т.п. Для определения правильной нагрузки вычерчивается физиологическая кривая занятия по показателям измерения частоты пульса, а также определяется общая и моторная плотность. На основе этого нам удалось изучить, систематизировать и сгруппировать методы и приёмы, способствующие повышению двигательной активности малоподвижных детей на физкультурных занятиях и регулированию физической нагрузки.
Следует отметить, что ритмическая гимнастика как одна из форм работы по физическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте характеризуется высоким темпом движений, а эмоциональный фон и соответствующее музыкальное сопровождение позволяют добиться высокой моторной плотности занятия и увеличить физическую нагрузку.
Использование тренажёров на физкультурных занятиях способствуют усложнению движений и наиболее экономичному их выполнению, что важно в работе с детьми большей степени подвижности. Работа на велотренажёре положительно сказывается на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Повышению моторной плотности занятий с малоподвижными детьми способствует рациональное организация при выполнении основных видов движений. Важно учитывать пи этом содержании занятия и уровень двигательных навыков у детей.
Хороших результатов в усвоении детьми движений, а также в повышении моторной плотности занятий мы добились, используя разные способы организации на одном занятии (когда они смеются или дополняют друг друга). Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводятся без интервалов. Нецелесообразно использовать в основной части несколько упражнений, требующих поочерёдного выполнения, длительного ожидания, это снижает физическую нагрузку и интерес детей к занятию. Поэтому индивидуальный способ организации включать в занятия целесообразно при разучивании лишь нового движения; при этом данный способ можно сочетать с фронтальным или групповым. Безусловно, важно подготовить, придумать размещения оборудования и привлечь (во время занятия) к этому детей.
Во время работы с детьми, учитывая разную степень их подвижности, важно дифференцированно подходить к дозировке физических упражнений. Дети большой подвижности, как правило, выполняют упражнения в быстром темпе. В данном случае следует переключать их внимание на качество выполнения и сократить количество повторений за счёт более медленного выполнения движений. Детей малой степени подвижности можно заинтересовать путём «обыгрывания» пособия, использования игрового образа, особенно в младшем дошкольном возрасте. Увлекательность предстоящей деятельности позволяет повысить моторную плотность занятия. В старшем дошкольном возрасте повышению интереса к движениям и, следовательно, двигательной активности способствует использование соревновательных мотивов, например; «Кто дольше попрыгает через скакалку», «Кто дальше метнёт мешочек», «Кто быстрее забьёт шайбу в ворота».
При организации общеразвивающих упражнений важен их подбор по степени сложности с учётом физической подготовленности детей. Смена исходных положений и использование мелких физкультурных пособий позволяет увеличить физическую нагрузку и повысить интерес детей к выполнению упражнений. Параллельно необходимо проводить индивидуальную работу, регулируя дозировку и предъявляя разные требования к выполнению. Для активизации малоподвижных детей эффективно использование музыкального сопровождения. Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи с чем увеличивается двигательная активность.
При планировании работы необходимо учитывать, что сильные по физиологическому воздействию движения должны чередоваться с успокаивающими.
Подводя итоги, можно подчеркнуть, что ориентация в работе на степень подвижности детей позволяет наиболее полно удовлетворить их двигательные потребности, способствует лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности. Объединение детей в подгруппы во время занятия по степени подвижности (средней и малой, средней и большой) помогает создать наиболее благоприятную психологическую атмосферу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Создание условий для оптимизации двигательной активности детей и физической готовности к школе через систему физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ ЦРР дс №5."
Ведущая педагогическая идея предполагает создание целостного образовательного пространства на основе здоровьесберегающих технологий с целью оптимизации двигательной активности детей в ДОУ. Опыт м...
Практикум- семинар «Организация работы с детьми по физическому развитию с учетом разного уровня двигательной активности»
Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в организации работы по физическому развитию дошкольников с разным уровнем двигательной активности ...
Физическая нагрузка на физкультурных занятиях и ее определение .
Сасообразование по физической культуре...
Статья «Использование подвижных игр для детей с разным уровнем двигательной активности на физкультурных занятиях на улице»
Использование подвижных игр на улице....
Практические игры-тренинги на развитие у дошкольников навыков безопасного поведения Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью и с
Практические игры-тренингина развитие у дошкольников навыков безопасного поведенияДошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, ...
Проект "Повышение уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"
Одним из важнейших факторов целенаправленного развития двигательной активности дошкольников является физическая культура, которая рассматривается как культура здоровья, телосложения и как культура дви...