Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной к школе группы «Увлекательное путешествие»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Юртаева Алина Халимовна

Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_sovmestnoy_deyatelnosti.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми

подготовительного к школе возраста «Увлекательное путешествие».

Цель: выявить и обобщить знания детей о транспорте на материале

звукобуквенного и слогового анализа и синтеза.

Программное содержание:

1) Закрепить умение расшифровывать слова по картинкам, цифрам и линиям.

2) Упражнять детей в выделении контурных изображений предметов (транспорт: автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, легковой автомобиль, велосипед), наложенных друг на друга.

3) Закрепить представление об ударении.

4) Упражнять детей в разгадывании ребусов.

5) Активизировать словарь антонимов : широкий – узкий, длинный – короткий, неровный – гладкий, старый – новый, прямой – кривой, асфальтированный – грунтовый.

6) Упражнять детей в преобразовании слов.

7) Упражнять детей в анализе и синтезе слов из слогов и букв.

8) Развивать мелкую моторику за счет правильной постановки руки при письме, правильного захвата карандаша.

9) Упражнять детей в составлении целого из частей (9-10 частей).

10) Формировать навыки учебной деятельности: умение выслушивать ответы друг друга, не перебивая.

11) Воспитывать у детей выдержку, коммуникативные навыки.

                                              Ход занятия.

Л.  - Здравствуйте, ребята.                                                

Д.  - Здравствуйте!

Л. - Нам сегодня пришло письмо от Винтика и Шпунтика из Солнечного города. Давайте посмотрим, что в нем!                                                    

Д.  - Давайте.!

Логопед читает детям письмо: «Дорогие ребята, сегодня вас ждет много приключений. Двигаясь  по схеме-плану, выполняйте задания, получайте

большие буквы, они пригодятся вам в конце путешествия. Если вы преодолеете все трудности, пройдете все испытания, вас ожидает приятный

сюрприз. Удачи!»

Л.- Ребята, посмотрите скорее на план-схему, она вам ничего не напоминает?                                        

Д. - Да это же наша группа!

Л.- Тогда вперед! Навстречу приключениям. А вот и первое испытание: нужно расшифровать слово.

1. Дети по картинкам ( гусь, абрикос, рубашка, альбом, жук ) расшифровывают слово ГАРАЖ, выкладывают его буквами.

Л. - Ну что ж, заглянем в гараж.

Логопед открывает двери картонного гаража, в котором изображены контуры видов наземного транспорта, наложенные друг на друга.

Л. - Посмотрите на картинку.

       Суть задачки не сложна

       В гараже стоят машины,

       Если ты в него войдешь,

       Каждую ты сам найдешь.

Дети зрительно находят «машины», называют:

- Я вижу автомобиль!

- А я автобус!

- Я нашла грузовик.

- А вон  велосипед.

Л. - Как можно назвать все это одним словом?              

Д. - Транспорт.

Л. - К какому виду транспорта относятся эти машины?  

Д.- К наземному транспорту.

Л.- Ребята, попробуйте выложить из слогов слово.      

Дети из слогов, произвольно закрепленных на доске, выкладывают слово МАШИНА.

Л. - Молодцы!  А какой слог нужно убрать, чтобы  получилась ШИНА?

Д. - Первый.

 Дети убирают первый слог, получая новое слово - ШИНА.

Л. - Ребята, что общего у всех этих машин?                  

Д.- Они все передвигаются по земле.  

 - Они все на колесах.

Л.- Выложите, пожалуйста, слово КОЛЕСО из букв.

Дети из букв, произвольно закрепленных на доске, выкладывают слово КОЛЕСО.

Л.- Ребята, а колеса все одинаковые или разные?              

Д. - Разные.

Л. - Но что же общего у всех колес?                                    

Д. - Они все круглые.

Дети рассматривают картинки, на которых изображены разные колеса (от велосипеда, мотоцикла, автомобиля, грузовика …), сравнивают их.

Л. - Какое слово спряталось в середине слова КОЛЕСО?

Д.  - Лес.

Л. - Молодцы! Вы справились с этими заданиями, получите первую большую букву (У).                          

 -  Теперь нам нужно передвигаться дальше, как указано в схеме.

Дети с логопедом смотрят на схему, находят место следующих испытаний (1й стол). Пока все вместе подходят к столу, логопед подводит детей к новому заданию.

2.  Л.  -  Ребята, а ведь в те времена, когда люди еще не придумали колесо, им достаточно было для передвижения тропинок, как в лесу. Но вот появилось колесо, и стали колеса застревать  в ямах, особенно после дождя. Догадайтесь, что пришлось строить людям, чтобы колесо хорошо катилось?  

Детям предлагается ребус ( нота ДО + картинка  РОГА).    

 Д. - Дорога. Дорогу пришлось строить.

Л. - Ребята, замените картинки нужными слогами.

Дети вместе из слогов на столе выкладывают слово ДОРОГА.  

Л. - Какой слог в этом слове звучит дольше других?                

Д.   – РО.

Л. - А сейчас прочитайте это слово так, чтобы дольше других звучал последний слог.                                              

Д.  - ДОРОГА*

Л. - Ребята, а чем дорога дорога?                  

Д. - Приятные воспоминания о поездке.      

    - Знакомства с хорошими людьми.

    - За нее нужно платить.

    - Хорошая  дорога очень ценится.

    - Построить ее очень дорого.

    - Впечатления об увиденном в дороге.

Л. - Вы справились и с этими заданиями, получите же вторую большую букву (С).        

3. Л. - Поехали дальше?                                    

 Д. - Поехали!

Дети с логопедом проговаривают текст упражнения на координацию речи и движения «Шофер» и выполняют соответствующие движения:

Качу, лечу во весь опор.                            Идут по кругу, крутят    

                                                                        воображаемый руль.

Я сам – шофер и сам – мотор.                  Изображают руками мотор.

Нажимаю на педаль –                               Останавливаются, нажимают  

                                                                      на воображаемую педаль правой

И машина мчится вдаль!                        ногой, идут по кругу в др.сторону.

Л. - А теперь пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Логопед берет в руки мяч, встает перед детьми и каждому по очереди бросает его, проговаривая начало предложения, которое должен закончить ребенок.

- Дорога бывает широкая        

- Узкая

-  Длинная                                

- Короткая

-  Неровная                              

- Гладкая

-  Старая                                  

- Новая

-  Асфальтированная              

- Грунтовая

-  Прямая                                          

- Кривая

Л. - Какую дорогу выбрали бы вы?    

Д. - Прямую, гладкую, красивую…

Л. - А может быть все-таки кривую?  

Д. - Нет.

Л. - А  почему нет?                              

Д. - По прямо дороге легче ехать.

Л. - Но прямой дорога бывает не всегда.

В этом вы сейчас убедитесь. Вам предстоит новое испытание. Нужно проехать по трудной  извилистой дороге, с крутыми поворотами.

Садитесь за стол, берите карандаши и будьте очень внимательны и аккуратны, чтоб ваша  машина не съехала с дороги на обочину, а успешно доехала до дома.

Дети садятся за стол, берут в руки карандаши. Логопед обращает внимание детей на правильный захват карандаша и положение руки. Дети  выполняют упражнение «Дорожка».

- Что, ребята, трудновато?                                    

- Не очень…,  справимся!

- Какие же вы молодцы, за вашу ловкость и старания получите сразу 2 большие буквы (К,У) .  

 

4. Л. – Пора двигаться дальше. Ребята, вы знаете как называется широкая

длинная гладкая асфальтированная дорога?          

Ответить на вопрос вам помогут эти пазлы.

Дети из крупных пазлов (10 ч.) собирают слово и читают его:  ШОССЕ.

Л. - Молодцы! Порой бывает так, что люди, отправляясь в долгий путь, заранее не знают точной дороги. Что же помогает им правильно проложить свой маршрут? Расшифруйте слова, и узнаете ответ.

Дети делятся на 2 команды и по цифрам расшифровывают слова, а затем читают их: КАРТА,  АТЛАС.

Л. - Правильно, ребята! Дорожный атлас или карта помогут нам в такой ситуации. А вы получаете  5ю большую букву (Н).

5. Л. – Что-то давно мы на схему нашу не смотрели. Давайте посмотрим. Что нас ждет впереди?        

Д. - Задания на ковре.

Л. - Верно, и это последнее испытание. Так садитесь на ковер, ребята.

                         

                            На дороге в воскресенье

Вдруг случилось столкновенье.

Развалилось шесть машин.

Как же милиционерам

Их названия узнать?

Помогите-ка ребята

По кусочкам их собрать.

    Дети получают в конвертах разрезные картинки 6-ти машин (автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, такси, легковой автомобиль). Сидя на ковре, дети складывают картинки из 9-10 частей.

Л. - Ребята, а как по-другому назвать это происшествие? Прочитайте по ниточке.

Дети на карточке формата А4 читают по буквам и слогам, собранным на ниточку, слово АВАРИЯ.

Л. - Да, и это очень печально. Но что помогает водителям не попадать в такие ситуации?      

Д. - Правила дорожного движения.

Л - Конечно, но об этом мы подробно поговорим на другом занятии, а сейчас

заслуженная вами последняя 6-я большая буква (Д).      

Л. - Ну что, ребята. Мы все задания выполнили? Пришло время сюрпризов. Но где их искать? Ах! Конечно же помогут большие буквы, за которые

вы боролись, выполняя все трудные задания, вот теперь-то они и пригодятся  нам. Выложите из больших букв слово, которое  и подскажет, где ждет нас сюрприз.

Дети из шести букв выкладывают слово. Если дети затрудняются:

Л. - Место буквы в слове подскажет цифра на обратной стороне.

В итоге дети выкладывают и читают вслух слово СУНДУК.

Находим вместе сундук, открываем его, рассматриваем содержимое. Благодарим за подарки и приключения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Путешествие в осенний лес"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы"Путешествие в осенний лес"...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы "Правила дорожного движения"

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группыПравила дорожного движения...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы «История Братска»Идеи этого конспекта можно применить для ознакомления с родным городом, поменяв фотографии и названи...

Конспект проведения оздоровительной гимнастики с детьми подготовительной к школе группе «Увлекательное путешествие в Тибет»

Оздоровительная гимнастика для детей подготовительной к школе группы.Цель. Формирование у детей мышечного корсета и правильной осанки, профилактика плоскостопия....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной к школе группы подготовка к обучению грамоте «Мы знаем все гласные буквы»

Конспект итогового  занятия по подготовке к обучению грамоте в форме игры "Вопрос на засыпку". Дети показывают свои знания, зарабатывая желанные мешочки с "золотым" песком. Родители так же являют...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы с использованием проблемно-игровой технологии математического развития и здоровьесберегающей технологии «дыхательная гимнастика» «Математическая вселенная»

Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия; развитие зрительного восприятия, речи, мышления, пространственного воображения, внимания.Задачи: 1....