Упражнение на балансире для укрепления здоровья детей дошкольного возраста и развития равновесия.
методическая разработка по физкультуре

Бережко Елена Викторовна

«Упражнение на балансире для укрепления здоровья детей дошкольного возраста и развития равновесия». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №228 «ГОЛУБКА»

ул. Тургенева, 146, г. Краснодар,350078, тел/факс(861)220-57-51

                   Методическая статья к инновационному проекту

«Упражнение на балансире для укрепления здоровья детей дошкольного возраста и развития равновесия»

                                    подготовила: БЕРЕЖКО  ЕЛЕНА  ВИКТОРОВНА

инструктор  по физической  культуре  МБДОУ  МО г. КРАСНОДАР

« ДЕТСКИЙ САД  № 228»

                                         

                                            г. Краснодар

                                                   2021г.


Обоснование актуальности проекта:

В условиях социально – экономической нестабильности в России в состоянии здоровья детей сформировались негативные тенденции. В настоящее время в дошкольных учреждениях ярко выделяется проблема снижение внимания у детей, синдром гиперактивности, изменения в поведении. У некоторых детей нарушена координация движения, походка, плохое удержание равновесия и неловкость в движениях. Снижение памяти, обучаемости, и речевой функции отрицательно влияет на проведение образовательной деятельности в детском саду. Поэтому необходимо не только сохранять здоровье, сколько формировать его, совершенствовать физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста за счёт использования новых здоровьесберегающих технологий в процессе которой совершенствуются различные физические качества, в том числе и равновесие.

Актуальность.

Равновесие – способность сохранять устойчивость тела и его отдельных звеньев в опорной и безопорной фазах двигательного действия. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с трудовыми обязанностями. Полноценное развитие личности требует поиска новых форм, средств и методов для гармоничного психофизического развития дошкольников. Одним из путей решения является введение в работу такой инновационной методики в физическом воспитании с применением здоровьесберегающей технологии как использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия.  Использование балансиров позволяет стимулировать внимание, мозжечковую функцию, улучшить координацию движения, ловкость,  ритмичность и точность движениям мышц и всего тела. Положительно влияет на психомоторное развитие и речевое.

Цель проекта:

Создание условий для воспитания здорового, жизнерадостного, физически совершенного, интеллектуально развитого ребёнка.

Задачи:

1. Стимулировать работу отдела головного мозга -  мозжечка для профилактики речевых и психических нарушений, раскоординированности в движениях.

2. Развивать физические качества координацию и ловкость в движениях,   тренировать равновесие и вестибулярный аппарат,  а также осознание ребенком схемы собственного тела.

3. Обогатить двигательный опыт детей посредством формирования новых двигательных умений  в играх и упражнениях на  тренажёре балансире

4. Формировать правильную осанку, походку, развивать чувства ритма и темпа.

5. Развивать  интерес к занятиям по физкультуре, поддержку внимания на занятии.

6.Ознакомить педагогов и родителей с технологией занятия на балансире с детьми дошкольного возраста

7. Профилактика гиперактивности, нарушений речевой функции, письма, задержки психомоторного развития.

Основное содержание:

Очень часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребёнка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок – это структура мозга, которая отвечает за координацию, письмо, речевую артикуляцию, движения глаз. Он находиться в нижней задней части черепной коробки. Мозжечок корректирует сигналы, которые направляются к мышцам из головного мозга, делая их правильными, чёткими. Этот отдел головного мозга помогает удерживать равновесие, задаёт скорость, силу, ритмичность и точность движениям мышц и всего тела. Регулирует скорость, последовательность, согласованность психических функций, формирует поведение, эмоции, внимательность. Участвует в анализе информации, полученной от органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата, а также других областей мозга. Координирует артикуляцию речевого аппарата (мышц языка, щёк, губ) жестов во время речи. Формирует телосложение, планирует движения. Мозжечок обеспечивает связь между отделами головного мозга, регулирует реакции торможения и возбуждения, помогает переключиться с одной задачи на другую. Активность мозжечка увеличивается при чтении вслух или про себя, во время мыслительных процессов или воображения. Стимуляция мозжечка – это комплекс упражнений на координацию движений.

Одно из новых средств мозжечковой стимуляции – балансир, разновидность уличной качели. Проект предусматривает использование специальных нестандартных физкультурных  приспособлений – балансиров. Балансир – это приспособление для удержания равновесия. Он представляет собой доску (платформу), на которой ребёнок стоит или сидит, выполняя задания и различные упражнения (перебрасывание мячика и т.д.) инструктора. Платформа (доска) для балансировки представляет собой лишенную устойчивости поверхность, на которой необходимо удержаться. Балансировать непросто  и требует координации. Детям интересно и весело балансировать на платформе и приходиться напрягать самые мелкие мышцы тела для удерживания равновесия. При выборе балансира необходимо руководствоваться степенью физической подготовки ребенка и его возрастом. В настоящее время существует огромное количество балансиров: доска совы, титер – поппер, баланскейт, балибо,островки, лабиринт, спунер, индоборд, воблборд, балансировочные дорожки, балансировочная доска Ф. Билгау, которая была создана учёным Френком Бельгоу, работавшим над способами стимуляции внимания которая улучшает координацию, ловкость, равновесие. В проекте использовалось следующее оборудование: балансировочные дорожки, мяч Рок Хоппер, комплект «Островки» балансировочный мяч, детский баланс борд «Качелька»

Влияние занятий на балансире на физическое развитие ребёнка дошкольного возраста:

Балансиры воздействуют на мозжечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, требуют от ребёнка концентрации внимания, удержания равновесия, выполнения несложных задач, координацию движений. Развивается координация, укрепляются все мышцы тела, улучшается мозговая деятельность, вырабатывается чувство равновесия, точность движения, профилактика плоскостопия, укрепление мышечного корсета, умение владеть своим телом, укрепляется опорно-двигательный аппарат (минимальное воздействие на суставы). Доказано, что развитие детей, постоянно занимающихся на балансире, происходит более активно по сравнению с другими детьми. Во время тренировок, в сухожилиях, в связках и мышцах активизируются проприоцептивные рецепторы, отвечающие за чувство равновесия в теле и реагирующие на изменения его положения.

Важно включить занятия на балансире в период формирования тела ребёнка, однако необходимо руководствоваться возрастом ребёнка, а также его физическими особенностями. Начинать тренировку необходимо с лёгких упражнений, не следует делать резких движений или выполнять их в быстром темпе, по необходимости использовать лёгкую опору. Для начала надо научиться вставать на тренажёр и сходить с него. Затем можно освоить раскачку, шаги в стороны и назад. Когда ребёнок лучше прочувствует тренажёр, появиться уверенность – можно приступать к привычным упражнениям, например приседаниям. Упражнения проводятся в хорошо вентилируемом помещении. Для усложнения техники упражнений применяются мячики, боулинг, кольца, мешочки с песком и другие приспособления. Ребёнок встаёт на балансировочную доску, удерживает равновесие. Дальше начинает выполнять задания инструктора: кинуть и поймать мячик, рассказать все буквы алфавита и так далее. Для облегчения тренировочного процесса ребёнку показывают движения и одновременно объясняют словами. Для стимулирования работы мозжечковой функции кроме  использования  специальных приборов, рекомендуются быстрые перемещения тела в пространстве. Вертикальные перемещения - занятия на батуте, матах. Горизонтальные – упражнения на фитболах, велосипедах. Вращательные – диски, кольца. Маятниковые – канат, гамак, кольца. Ощущение невесомости – прыжки на батуте, катание с горок.

Формы занятий с использованием  балансиров с дошкольниками: физкультурное занятие, физкультурные досуги и праздники, включение  на занятиях по физическому воспитанию  упражнений, подвижных игр, эстафет с использованием балансиров, утренняя зарядка, физкультминутки, индивидуальные занятия физическими упражнениями с использованием балансира, подвижные игры на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность детей, дополнительные занятия физическими упражнениями.

Физические упражнения с балансиром для детей после 5 лет

Перекидывания мешочков с песком и крупой, которые имеют разный вес.

Кидание мячиков. При этом ребёнок должен поймать мяч одной рукой или двумя, кинуть инструктору.

Подкидывание мяча  или мешочка вверх двумя руками или одной, стоя на доске.

Отбивание мяча (одной или двумя руками)

Кидание предметов по мишеням

Отбивание мяча от наклонной плоскости.

Отбивание мячика при помощи ракетки или палки.

Физические упражнения  для детей 3-4 летнего возраста.

Используются упражнения самые простые на покачивание, балансирование. Ребёнок может не только  стоять, но и сидеть на балансире.

Виды упражнений:

Залезть, слезть.

Сидя «по- турецки» раскачивать балансир, после чего удерживать равновесие.

Сидя на платформе осуществлять плавательные движения руками.

Покачиваться на доске в положении сидя на корточках. После раскачивания рекомендуется зафиксировать взгляд, сделать круговое движение головой.

Покачиваться на доске под музыку.

В положении сидя осуществлять круговые движения руками. Начинают задания с самых простых заданий, постепенно увеличивая уровень сложности.

Основные этапы и сроки реализации проекта:

1этап – Подготовительный:

Цель – определение задач и форм взаимодействия между субъектами процесса.

- Изучение методической литературы, интернет ресурсов

- Проведение диагностики развития равновесия.

- Выявление проблем, нуждающихся в решении.

- Прогнозирование ожидаемых результатов.

- Подготовка необходимого инвентаря и атрибутов.

Срок реализации сентябрь 2020г

2 этап - Практический этап:

Цель – взаимодействие и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса.

- Разработка конспектов  занятий с использованием балансиров в режиме двигательной активности детей: образовательной деятельности, досугов, игр, эстафет, утренней зарядки, физкультминуток, индивидуальных занятий, подвижных игр на прогулке.

- Отслеживание процесса развития двигательных способностей равновесия, точности движения, координации  поэтапный и сравнительный анализ полученных результатов.

- Корректировка содержания намеченной работы по использованию занятий с использованием балансиров в системе физического воспитания детей.

- Разработка памятки для родителей, консультации для педагогов.

Срок реализации ноябрь 2020г.

 3 этап – Заключительный:

Цель – подведение итогов, обработка полученных данных (презентация).

- Проведение диагностики физической подготовленности

Срок реализации декабрь 2020г.

Механизмы реализации:

Месяц

Тема

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия.

Изучение литературы, интернет ресурсов.

Обобщение материала.

Диагностика уровня развития равновесия.

Проведение тестов.

Обработка полученных результатов, выявление проблем.

Подготовка необходимого инвентаря и атрибутов.

Изготовление, приобретение тренажеров балансиров.

октябрь

Как правильно использовать балансир?

Памятка для родителей.

Познакомить с техникой безопасности упражнений на балансире.

Привлечение родителей в совместную деятельность.

Основные движения на балансире.

Консультация для педагогов.

Познакомить педагогов с упражнениями  на балансире.

Привлечение педагогов в рабочую деятельность.

ноябрь

Подвижные игры и эстафеты с балансиром.

Спортивный досуг. 

Игры и эстафеты с балансиром.

Разучивание подвижных игр, эстафет с балансиром.

Развитие равновесия и координации движения.

Индивидуаль

-ная работа с детьми.

Упражнения на балансире.

Педагогический эффект.

«Нескучная гимнастика»

Картотека  игровых упражнений на балансире

Оформление картотеки  «Игровые упражнения на балансире для дошкольников»

Сохранить и систематизиро-

вать информацию.

январь

Тренировка равновесия, ловкости в движениях осознание ребенком схемы собственного тела.

Организованная образовательная деятельность с использованием балансировочных платформ.

Упражнения, игры, эстафеты.

Формирование двигательных умений и навыков.

февраль

Использова-

ние балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия.

Проведение диагностики развития равновесия.

Тестирование.

Обработка полученных результатов, подведение итогов.

Презентация проекта.

Распростране-

ние опыта.

Результаты,  достигнутые к настоящему времени:

Таким образом, использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия в режиме двигательной активности в дошкольном учреждении позволили достичь следующих результатов:  

- улучшилась координация движения, удержание равновесия, устойчивость походки, ловкость в движениях, ощущение своего тела в пространстве (по результатам диагностики на 10%)

- сделали занятия по физкультуре  увлекательными, интересными  и  нескучными

укрепили опорно - двигательный аппарат, даже мелкие мышцы, мышцы- стабилизаторы, при минимальной нагрузке на сустав

- улучшили работу вестибулярного аппарата.

- сформировали навык балансирования на предметах.

- отметилась положительная динамика в развитии внимания, памяти, речи, чтения, письма у детей с синдромом дефицита внимания.

Обоснование социальной значимости проекта:

Выполнение физических упражнений на тренажёре балансире оказывает влияние на развитие вестибулярного аппарата, равновесия, координации движения. Эти качества необходимы человеку, чтобы перемещаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями необходимыми при разных работах, сохранять  устойчивость позы и её балансировку во время перемещения и основой для овладения двигательными действиями. Использование балансиров для укрепления здоровья детей и развития равновесия закладывает основы для гармоничного физического развития.

Список использованных источников:

Список литературы:

Методическое руководство к универсальному игровому пособию «Островки» П.В. Быстров.

Теория и методика физической культуры дошкольников6 Учебное пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических вузов / Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарёва. – Спб., «Детство – пресс», 2010. – 656 с.

Ссылки на использование интернет – ресурсы:

Razvivashka. online

Chichiko. Ru

Maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

В статье описывается роль прогулке в укреплении здоровья детей дошкольного возраста....

Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

    Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. [1, с. 23], Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, уста...

«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по системе «Хатка-йога»

laquo;Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по системе «Хатка-йога»...

«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста как основа развития успешной личности»

Тема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста - наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудше...

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...


 

Комментарии

Власова Екатерина Сергеевна

Отличная подборка материалов

Битюкова Анастасия Александровна

Здорово! Возьму на заметку, много интересных упражнений.