«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по системе «Хатка-йога»
статья (подготовительная группа)
«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по системе «Хатка-йога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_shcherbak_n.i.docx | 106.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85» г. Бийска
Обобщение опыта
«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по системе «Хатка-йога»
(конкурсные материалы)
Щербак Наталья Ивановна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №85 города Бийска
Бийск, 2019
Содержание
Обоснование актуальности и перспективности опыта | с.3 |
Ведущая педагогическая идея | с.5 |
Условия возникновения опыта | с.5 |
Теоретическая база опыта | с.8 |
Технология реализации опыта | с.10 |
Анализ результативности | с.24 |
Адресные рекомендации по использованию опыта | с.25 |
Литература | с.26 |
«Тот, кто знает, что делать,
выигрывает единожды,
а тот, кто знает зачем, - всегда!»
народная мудрость.
Тема «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием упражнений по Хатка-йоги»
Актуальность
Актуальность опыта объясняется современными требованиями к физическому воспитанию дошкольников, заключёнными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В ФГОС ДО прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
На сегодняшний день проблема здоровья детей как никогда актуальна: по данным ученых удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25-30% от общего количества обучающихся. Заботой о физическом здоровье детей, профилактике различного рода заболеваний отводиться ведущая роль. Но в первую очередь в укреплении здоровья детей и физическом развитии должна быть заинтересована семья, а затем и дошкольное образование, где большую часть своего активного времени проводит ребенок. Из выше изложенного следует, что в ДОУ необходимо уделять большое значение оздоровительной работе и индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом его состояния здоровья.
Проблема сохранения физического и психического здоровья дошкольников привлекала внимание многих исследователей, среди которых Нестерюк Т.В., Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б., Латохина Л.И. Каждый из них предлагает свою систему сохранения и укрепления физического здоровья детей.
Опыт педагогической деятельности показал, что работа по укреплению и сохранению физического здоровья детей достаточно сложна. Использование же методики вышеперечисленных авторов с применением психогимнастики, в сочетании с точечным самомассажем и элементами упражнений Хатха –йоги позволяют решить поставленную проблему.
Эти методики обладают рядом преимуществ перед другими видами физической активности: они не требуют больших помещений и дорогостоящего оборудования для занятий, могут проводиться с любыми возрастными категориями, что дает возможность внедрять их в дошкольном учреждении. Помимо этого, занятия восточной гимнастикой являются прекрасным средством эстетического и нравственного воспитания, под их воздействием укрепляется здоровье, формируется красивое фигура, правильная осанка, вырабатывается сила воли, выдержка, уверенность в себе и понимание здорового образа жизни.
Через уроки «Здоровячка» дети познают свой организм, что помогает лучше оценивать себя и свое тело.
Ведущая педагогическая идея
Ведущей педагогической идеей опыта является использование оздоровительной гимнастики по системе «Хатка-йога» как оптимального средства сохранения и укрепления здоровья у детей дошкольного возраста.
Предлагаемая методика отличается простотой, доступностью и пластичностью, что позволяет организовать процесс сохранения и укрепления физического здоровья на занятиях, в любой группе, при минимальных затратах времени и дидактических материалах. Использование данной методики эффективно как в организации целого занятия, так и его отдельной творческой части, а также доступно педагогам при организации совместной деятельности.
Условия возникновения опыта
Свою педагогическую деятельность Щербак Наталья Ивановна осуществляет в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №85 Улыбка» г. Бийска. Детский сад расположен в микрорайоне Зеленый клин, вблизи детских образовательных учреждений, что благоприятно сказывается на образовательном процессе. В ДОУ имеется физкультурный зал, традиционное и нетрадиционное оборудование (разнообразные коврики, сухой бассейн, каменная дорожка, мелкие игрушки, шишки и другое), что позволяет организовать работу с детьми дифференцированно и индивидуально в течение всего дня, учитывая уровень физического развития и двигательную активность каждого ребенка.
Педагог имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию.
Обращением к исследованию данной темы послужило многолетнее наблюдение за здоровьем детей. В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения катастрофически ухудшается. Увеличилось количество детей с нарушениями психического и речевого развития, что диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Выбор пал на методику оздоровительных упражнений с использованием упражнений по Хатка-йоги, как эффективную форму работы, способствующей сохранению и укреплению физического здоровья детей.
Опыт формировался с детьми старшей и подготовительной группы в условиях дошкольного учреждения МДОУ «Детский сад № 85» г. Бийска в ходе практической работе в рамках работы по самообразованию.
Новизна опыта заключается в разработке комплекса занятий, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья детей.
В существующих на сегодняшний день программах по оздоровлению, на наш взгляд, предлагается комплекс физических упражнений недостаточно эффективных с точки зрения обучения детей осознанному отношению к своему организму. Эти упражнения, как правило, предлагают простую имитацию каких либо действий, но не концентрируют у детей внимание на состоянии положения собственного тела. На наш взгляд, выходом из данной ситуации поможет использование упражнений с элементами Хатхи-йоги.
Упражнения Хатха-йоги естественны, физиологичны. Они повторяют позы птиц, животных, растений, предметов. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, дерева и т. п. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дошкольники лучше запоминают упражнения и легче их осваивают.
Оздоровительные упражнения по Хатхе-йоге имеют и коррекционно-воспитательное значение. Такие упражнения требуют сосредоточения, умение принимать разное положение тела. В результате дети учатся прислушиваться к своему организму, контролировать свои действия и эмоции. Они выполняют упражнения четко и точно по показу, словесному указанию. При этом дети получают удовольствие, и, как следствие, у них повышается интерес к занятиям. Поэтому, было решено включить элементы Хатха-йоги в комплексы физических упражнений.
Работа основывается на следующих принципах:
(Авторы З.И. Бересневой, М.И. Картушина.)
1.Создание условий для осуществления поставленных целей.
2.Принцип научности – подкрепление все проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, познания себя и своего организма, научно обоснованными и практически апробированными методами.
3.Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поисках новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
4.Принцип личной ориентации и преемственности – поддержание связей между школой, коррекционной школой и детскими учреждениями (коррекционными).
5.Принцип доступности – отбирание знания, находящегося между высшими и низшими порогами информативности.
6.Принцип от простого к сложному.
7.Принцип природосообразности – определение форм и методов воспитания на основе целостного психолого – педагогического знания о ребенке, его физиологических особенностей. Формирование у дошкольников и здоровому образу жизни.
8.Принцип результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого – педагогической помощи и поддержки. Гарантия положительного результата в оздоровительных мероприятиях.
9.Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку. Развитие творческого воображения, принимая выразительное положение тела (поз), посредством игровых упражнений (сердитая кошечка, гора, змея увидела птичку и т.д.).
10. Принцип результативности положительный результат оздоровительной работы независимо от уровня физического развития детей.
Теоретическая база опыта
Основное внимание в опыте уделяется проблеме сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Тема укрепления физического и психического здоровья детей, являясь одной из самых востребованных практикой дошкольного образования, привлекала внимание многих исследователей. Так, исследователи В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров разработали программу «Развивающая педагогика оздоровления», в которой отражены две линии оздоровительно-развивающей работы: 1) приобщение к физической культуре; 2) развивающие формы оздоровительной работы. Авторы, исходя из представлений о ребёнке как целостном духовно-телесном организме, выделяют следующие активно нетрадиционные формы оздоровления: игры, драматизации, гимнастика для глаз, лица, осанки, плоскостопия, дыхательной гимнастики, звуковой гимнастики, точечный массаж, элементов йоги. Применение нетрадиционных методов оздоровления эффективно в том случае, если влияние на организм ребёнка носит опосредованный характер (протекает в форме развития детского воображения). По мере этого дети творчески овладевают необходимыми навыками само и взаимопомощи. У детей возникает осмысленное переживание ценности здорового тела и здорового духа, доброе уважительное отношение к ним. Авторы приходят к выводу, что развивая познавательный интерес, приобщая ребёнка к здоровому образу жизни, развивается творческое воображения.
По мнению педагога-новатора Нестерюк Т.В. здоровый и духовно развитой человек счастлив: он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, получает удовлетворение от своей работы. Целостность, гармония человеческой личности, проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма, гармонии самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны воспитать, начиная с самого раннего детства.
Предлагаемая автором методика «Гимнастика маленьких волшебников» предлагает помочь ребёнку научится развивать способность управлению воображения, учить правильному дыханию и развитию голоса используя звуковую гимнастику. Формировать и корректировать различные стороны психики, через упражнения и игры, вырабатывать положительные черты характера.
Дыхательная и звуковая гимнастика учить детей правильно дышать через нос, подготавливая к более сложным упражнениям: «Покорители космоса», «Погладь носик», «Гудок парохода», «Плакса», «Заводим машину», «Кошечка». Увлечённо включаясь в игру, дети получают первые элементы знаний о самомассаже. В процессе игры дети свободно выражая свои эмоции, раскрепощаются, получая положительные эмоции.
Автор оздоровительных методик, педагог-новатор, кандидат педагогических наук Латохина Л.И. предлагает нетрадиционные методы оздоровления детей, используя упражнения с элементами хатха-йога. В комплексе упражнений в основном уделяется внимание статическому поддержанию поз, что способствует развитию двигательной активности мышечной выносливости, силы воли, вниманию, воображению.
Таким образом, все перечисленные специалисты - исследователи выделяют слабое физическое развитие детей, уменьшение из года в год количество здоровых детей, нарушение осанки еще в дошкольном возрасте, что неблаготворно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.
Технология реализации опыта
Работа над опытом охватывает период с 2015 по 2019 гг.
Этапы работы
- . Подготовительный (2015):
- Изучение в теоретическом плане материалов по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста. Возникновение идеи опыта, определение целей, задач и выбор методов и средств их решения, отбор и анализ литературы по проблеме исследования, сбор информации.
- . Практический (2016-2017 и 2017-2018 учебные годы):
- Стартовая и итоговая диагностика.
- Проведение цикла мероприятий с детьми.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей.
3. Аналитический – завершающий (2018-2019 учебный год).
- Обобщение опыта.
- Подготовка методических рекомендаций.
- Диссеминация опыта.
Цель: Создание условий для сохранения и укрепление здоровья детей на основе использования упражнений с элементами «Хатха-йоги» и познание своего организма на занятиях по валеологии.
Задачи:
- Теоретически обосновать проблему сохранения и укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста с использованием оздоровительной гимнастики «Хатка-йога».
- Выявить уровень здоровья и физического развития детей старшего дошкольного возраста на основе использования диагностических заданий.
- разработать комплекс занятий по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.
- внедрить и оценить комплекс занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Комплекс мероприятий был разработан с учетом следующих задач:
Задачи обучения: Формирование новых двигательных навыков (через имитационные и подражательные движения по гимнастике с элементами Хатха-Йога, копирующих позы животных, птиц).
Формирование навыков здорового образа жизни детей и укрепление физического и психического здоровья традиционными и нетрадиционными методами.
Повышение защитных свойств организма через закаливание и физические упражнения.
Создание здорового микроклимата, соответствующей предметно-развивающей среды для детей. (Физкультурные уголки в каждой группе, спортивные игрушки из бросового материала, разнообразные коврики, дорожки и так далее).
Развития: Развитие психофизических процессов (мышления, воображения, памяти, наблюдения.
Развитие способности к самостоятельному показу и объяснению знакомых упражнений, используя карты-схемы.
Воспитания: Воспитание положительного отношения к физическим упражнениям, а также положительных черт личности - взаимопомощь, организованность, дисциплинированность; волевых качеств - смелость, уверенность в своих силах, выдержка (что необходимо для выполнения и удержания поз в упражнениях с элементами «Хатхи-йоги»).
I. Констатирующий этап:
Осуществить поставленные задачи оказалось возможным на основе комплексного развития физических качеств ребенка.
В исследовании участвовало 12 детей старшей группы МБДОУ «Детского сада № 85».
Цель: определить уровень физического развития у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе.
Задачи:
1) выбор методики диагностики (диагностика физического развития, двигательной активности, функционального состояния).
2) изготовление стимульных материалов для выявления уровня физического развития детей.
В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я. Для выявления силовой выносливости мышц был использован тест В.Ф. Чудимова «Силовая выносливость мышц» (приложение № 1). На данных детей были оформлены паспорта здоровья.
Диагностика показала, что у большинства детей средний уровень развития физических способностей детей. Диагностика физического развития позволила:
- получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;
- составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;
- осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
- II этап. Практический.
Реализация комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Провести комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья у детей старшего дошкольного возраста с использованием оздоровительной гимнастики по системе «Хатка-йога».
Задачи: 1) Создать предметно-развивающую среду, способствующую укреплению физического здоровья детей дошкольного возраста.
2). Разработать комплекс мероприятий по сохранению и укреплению физического здоровья детей старшего дошкольного возраста и реализовать в образовательном процессе.
Внедрение комплекса мероприятий по сохранению и укреплению физического здоровья детей старшего дошкольного возраста осуществлялось следующим образом:
1). Создана предметно-развивающая среда.
2). Был разработан и осуществлен поэтапный процесс последовательного сохранения и укрепления физического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
«Уроки Здоровячка» проводятся 2 раза в месяц по 20 – 25 мин с детьми старшего дошкольного возраста.
- общее количество занятий в год:
- 72 занятия в старшей группе;
- 72 занятия – в подготовительной группе.
Формы работы с детьми
Обеспечение здорового ритма жизни
Щадящий режим в период адаптации
Организация микроклимата
Физические упражнения
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Прогулки , походы
- Физкульминутки.
- Гимнастика по хатха – йоге.
- гимнастика по улучшению осанки, плоскостопия, зрения
Гигиенические процедуры
Умывание, мытье рук, ног
Игры с водой
Кроме специально-организованных занятий работа осуществлялась в совместной деятельности, режимных моментах, индивидуальной работе, как с одаренными, так и проблемными детьми.
К каждому занятию разработаны конспекты, подобран дидактический материал.
Модель оздоровительной работы представлена четырьмя блоками:
I блок
Работа специалистов с детьми: осмотр детей, формирование групп: дети с нарушением осанки, сколиоза, плоскостопия, рекомендации в подборе упражнений.
II блок
Работа медицинского персона: ежедневный осмотр детей, профилактика заболеваний (дибазолотерапия, лечебная обработка носика оксолиновой мазью).
III блок
Работа воспитателей: ежедневный осмотр, физминутки с использованием упражнений по «Хатхи-йоге», упражнения на дыхание, прогулки, подвижные игры, закаливающие процедуры: обтирание, обливание ног, рук, проведение занятий «Уроки Здоровячка».
IV блок
Работа с родителями: соблюдение режима дня и здорового образа жизни в семье. Беседы с родителями, открытые мероприятия, развлечения, домашние задания, рекомендации, индивидуальные комплексы упражнений, наглядная агитация.
Формы оздоровительной работы с детьми
Закаливание: обливание и обтирание ног, рук, сон при открытых фрамугах, босоногохождение, самомассаж, дыхательная и звуковая гимнастика.
Физические упражнения с элементами «Хатха-йоги»: на утренней гимнастике, физкультурных и музыкальных занятиях, прогулках, физминутках.
Занятия по валеологии: «Уроки Здоровячка» - на них дети узнают, где находятся разные органы, как они устроены, для чего служат (в игровой и доступной форме).
Формы и методы работы с детьми
№ | Формы и методы | Содержание |
1. | Обеспечение режима группы | Щадящий режим в период адаптации Организация микроклимата на основе кодекса Режим дня |
2. | Физические упражнения | Утренняя гимнастика Физкультурные занятия Подвижные игры Спортивные игры Прогулки (походы) Спортивные развлечения Физкультминутки Гимнастика Хатха-йога |
3. | Уроки "Здоровячка" | Беседы Игры- занятия ознакомление Шутки, музыкальное сопровождение; опыты, эксперименты |
4. | Гигиенические процедуры | Умывание, игры с водой, мытье рук ног, полоскание горла, полости рта |
5. | Световоздушные ванны | Проветривание Сон при открытых фрамугах Прогулки на свежем воздухе Соляризация с закрытыми веками от 3 – 5 сек (3 – 4 повтора) по методу Бейтса |
6. | Отдых | Каникулы, игры-забавы, Дни здоровья, развлечения. |
7. | Психогимнастика, аутотренинг | Игры и упражнения на развитие эмоций, коррекция поведения |
8. | Фитотерапия | Фиточай, отвары. |
9. | Физиотерапия | Кварц 4-х разовый, УФО (маячный) |
10. | Фитоциды | Лук, чеснок |
11. | Спецзакаливание | «Горьковский» метод Дыхательная гимнастика Босоногохождение Самомассаж Закаливание горла мороженым |
3). Осуществлено содержательное взаимодействие детского сада и семьи в вопросах сохранения и укрепления физического здоровья детей.
№ | Вид работы | Содержание | Участники | Сроки реализации |
1. | Ознакоми-тельный | Сбор информации, анкетирование, диагностика. | Воспитатели, родители. | Сентябрь – май |
2. | Профилактический | Встреча со специалистами Родительское собрание Родительский семинар Консультации Рекомендации Приглашение на занятия | Родители, медицинский персонал из диагностического центра «Мать и дитя» Воспитатели, родители, мед. персонал, инструктор по физ. культуре. Психолог, администрация ДОУ, родители, мед. персонал, дети с показательными выступлениям Родители, дети. | Сентябрь – май, по мере необходимости Сентябрь, январь, апрель. Декабрь По мере необходимости По мере необходимости Февраль |
3. | Индивидуальная работа | Передача опыта семейного воспитания. Обмен опытом по оздоровлению и закаливанию детей. Индивидуальная помощь. | Родители Родители, воспитатели. | Март ежедневно |
Родителям оказывается консультативно-информационная помощь по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для дошкольников, оформляются информационные стенды, организовываются «Дни открытых дверей», «Дни здоровья», спортивные развлечения, досуги
В данном направлении проводятся родительские собрания, где родителям демонстрируют занятия с использованием оздоровляющих технологий. Совместно с родителями организуются походы к реке, в парк, где проводятся спортивные эстафеты.
Такое тесное сотрудничество детского сада и семьи позволяет не только сохранять и укреплять здоровье детей, но и успешно подготовить каждого ребенка к обучению в школе.
III. Аналитически-завершающий: анализ полученных результатов.
Результативность
На завершающем этапе экспериментальной работы была проведена диагностика.
Цель: выявить уровень сформированности двигательных навыков, физических качеств детей старшего дошкольного возраста после процесса обучения.
В контрольном эксперименте были поставлены следующие задачи:
1. Провести повторную диагностику с детьми данной группы.
2. Отследить динамику развития физических качеств ребенка.
3. Выявить эффективность системы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения.
На данном этапе работы использовалась та же диагностика Шармановой С. Б., Степаненкова Э. Я. , Чудимова В.Ф. Исследования проводились с каждым ребенком индивидуально, результаты оформлялись в протоколе.
Диагностика показала: прослеживается тенденция к снижению заболеваемости ОРВИ, ОРЗ на 25%. Увеличилась двигательная активность детей, повысился общий психофизиологический тонус, улучшился эмоциональный фон общения в группе.
Опыт работы подтверждает, что применения в ДОУ оздоровительной методики дает стабильно высокие результаты: дети становятся более открыты для общения со взрослыми и друг с другом. Повысились показатели развития гибкости, силы, быстроты, равновесия – 35%, появилось выносливость в различных видах деятельности. Повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, дети стали выдержаннее, внимательнее. Дети имеют представления о работе внутренних органов, сознательно относятся к сохранению своего здоровья.
По результатам контрольного эксперимента были составлены следующие рисунки.
2016 - 2017 оздоравливалось 15 детей
2017 - 2018 год оздоравливалось 27 детей
Результаты обследования специалистами из Диагностического центра «Мать и дитя» на конец года
2016 – 2017 учебный год
Оздоравливалось 11 детей | Выздоровление |
Плоскостопие - 5 детей – 45% | 4детей – 37% |
Нарушение осанки – 6 детей – 55% | 4детей – 37% |
Сколиоз – 3 детей – 27% | 2 детей – 18% Без перемен 3 детей |
2017 – 2018 учебный год
Оздоравливалось 12 детей | Выздоровление |
Плоскостопие - 12 детей – 100% | 4 детей – 33% |
Нарушение осанки – 11 детей – 90% | 8 детей – 66% |
Сколиоз - | - Без перемен - |
Анализ результативности.
Применение оздоровительной методики с элементами системы «Хатка-йога» имеет положительную динамику:
- Повысилась посещаемость детей с 62% до 79%.
- Снизилась нарушение осанки с 71% до 47%. такие заболевания как сколиоз, нарушение осанки, плоскостопия улучшились с 10% до 61%;
- все больше родителей понимают ценность – здорового образа жизни;
- родители организовывают дома спортивные уголки, где вместе с детьми выполняют упражнения;
Адресные рекомендации по использованию опыта
Данный опыт может быть интересен воспитателям, инструкторам по физической культуре дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, а также использован родителями для занятия с детьми дома.
Литература
1. Береснева, З.И. «Здоровый малыш» [Текст] – М.,2000.- 48 с.
2. Васильев, С.Б. «Человек» [Текст]– М.,2003.-56с.
3. Глазырина, Л.Д. «Методика физического воспитания» [Текст] – М.,- 78с.
4. Ермаков, В.П. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» [Текст] В.П. Ермаков, Г.А. Якушин. – М.; 1990г – 126с.
4. «Здоровье и физическое воспитание детей. Проблемы и пути оптимизации» [Текст]- М.,2001.-120с.
5. Козлова, С.А. «Я – человек» [Текст] - М.,2003.-48с.
6. Кудрявцев, В.Т. «Развивающая педагогика оздоровления» [Текст] Егоров Б.Б - М., Линка- Пресс, 2000. –296с.
7. Латохина, Л.И. «Хатха-йога для детей» [Текст]– М.: Просвещение, 1993. – 160 с.
8. Моргунова, О.Н. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ» [Текст]- Воронеж, 2005. – 109с.
9. Мельничук, В.М. «Я и мое здоровье» [Текст]-М.,2001.-120 с.
10. Пензулаева, В.Ф. «Оздоровительная гимнастика» [Текст]– М.,2001. – 120 с.
11. Фелипова, С.О. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольных учреждений» [Текст] Методическое пособие.- СПб. – Пресс, 2005. – 416с.
12.Чудимов, В.Ф. «Азбука ортопедии» [Текст] – Барнаул, 2001. – 36с.
13. Янкилевеч, Е.И. «Физкультура и здоровье» [Текст] – М.: Физкультура и спорт.1977.- 46 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...
Система работы дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес ...
Система работы ДОО с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Уважаемые рдители, предлагаю вашему вниманию интересную и полезную информацию по сохранению и укреплению здоровья ваших малышей. Музыка для утренней гимнастики в домашних условиях...
Использование технологии метода теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т.С. Альтшульцером, получила широкое распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы п...
Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста "Здоровый малыш"
Цель: обеспечение сохранения здоровья и воспитание валеологической культуры дошкольника, формирование необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ, применение их в повседневной жизни. Задачи: 1. Сохран...
Тема самообразования: «Сохранение и укрепление здоровье детей дошкольного возраста с использованием шарика Су-Джок»
Тема самообразования: "Сохранение и укрепление здоровье детей дошкольного возраста с использованием шарика Су-Джок...
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием Су-Джок терапии
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием Су - Джок терапии...