Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
статья на тему
В статье описывается роль прогулке в укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_progulki.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль прогулки во всестороннем развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
В современном мире здоровье перестает быть только личной проблемой конкретного человека. Новая концепция здоровья подтверждает его социальную сущность, которая заключается в распределении ответственности за охрану здоровья между обществом, индивидуумом и медицинскими работниками. При этом базовой целью любого дошкольного учреждения является создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. В современных условиях каждое дошкольное учреждение самостоятельно определяет направления и содержание собственной деятельности по этому важному вопросу.
Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей - ПРОГУЛКА.
Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития здоровой личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, представляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяют его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками.
Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:
- Разнообразные наблюдения;
- Дидактические занятия;
- Трудовые действия;
- Подвижные игры и игровые упражнения.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на воздухе практически все время с момента прохода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. В зимнее время прогулка проводится 2 раза в день. Только при температуре воздуха ниже -15 градусов С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или её отмены. Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграть со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).
Кроме того, прогулка планируется с учетом организации рациональной двигательной активности детей и её педагогического руководства в процессе игр и упражнений. Как в организованных, так и в самостоятельных играх необходимо своевременно переключать дошкольников с одного вида деятельности на другой, поэтому очень важно, чтобы вся деятельность детей на прогулке направлялась воспитателем, а каждый ребенок находился в поле его зрения.
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками. При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на улице), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений. Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом.
При подборе игр и упражнений учитываются такие факторы, как времена года, погодные условия и место их проведения. В весенне-летний период подвижные игры и упражнения лучше организовывать в самом начале прогулки, что позволит обогатить содержание дальнейшей самостоятельной деятельности детей. Поздней осенью и зимой игры и упражнения целесообразно проводить в конце прогулки. Это снижает вероятность простудных заболеваний. Учитывая индивидуальные особенности детей, и опираясь на их интересы, воспитатель может показать разные варианты более активных действий с пособиями, чем те, которые выполняет ребенок, поможет обогатить игровой сюжет, наполнить его разнообразными движениями. Необходимым приемом в руководстве двигательной активности является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях низкой активности (игры с песком, дидактические игры….), а малоподвижных – на выполнение упражнений с использованием физкультурных пособий (бег со скакалкой, игра в мяч….).
Все педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм и разным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль пальчиковых игр в развитии речи и здоровья детей дошкольного возраста.
Известно, что у человека существует не только слуховая, но и зрительная, и тактильно-двигательная память, которая помогает запоминать, потрогав, показав что-либо движением. По...
Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. [1, с. 23], Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, уста...
Выступление на методическом объединении по теме "Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста через досуговую и физкультурно-оздоровительную деятельность, развитие интереса к подвижным, спортивным играм. Совместная работа ДОО и семьи".
quot;Организация совместной работы воспитателя и родителей по формированию ЗОЖ через досуговую и физкультурно-оздоровительную деятельность (из опыта работы)...
«Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста как основа развития успешной личности»
Тема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста - наиважнейшая во все времена. Особенно актуальна она сегодня, когда на современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудше...
Роль воспитателя в укреплении здоровья детей дошкольного возраста
laquo;Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитания» В.А. Сухомлинский.Дошкольный возраст - важный период жизни, для формиро...
Консультация: «Роль и польза прогулок для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Многие родители недооценивают пользу прогулки для ребенка, но прогулки очень важны для человека, в особенности для детей. Прогулка на воздухе является л...
«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья детей дошкольного возраста».
Проблема физического и психического здоровья, а также безопасности подрастающего поколения на сегодняшний день очень актуальна в связи с тем, что в группы риска попадают дети уже дошкольного возраста....