Методическая разработка "ВСЁ В ДВИЖЕНИИ"
методическая разработка по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа)

Хорохорина Юлия Николаевна

В современном дошкольном образовании наметилась опасная тенденция копирования способов организации образовательного процесса характерного для начальной школы. Педагоги добиваются от воспитанников механических умений, а не осознанных знаний, забывая и о ведущем виде деятельности, и об особенностях возраста. При этом личностное развитие детей, в частности стремление к познавательной деятельности, остаётся не развитым. В статье представлен практический опыт организации физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, в процессе которых особое внимание уделяется формированию интереса к движению, развитию познавательной и двигательной активности. Даются авторские разработки конспектов  физкультурных занятий сюжетного типа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsyo_v_dvizhenii.docx61.95 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЁ В ДВИЖЕНИИ

Хорохорина Ю.Н., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №51 «Красная шапочка» города Тамбова

В современном дошкольном образовании наметилась опасная тенденция копирования способов организации образовательного процесса характерного для начальной школы. Педагоги добиваются от воспитанников механических умений, а не осознанных знаний, забывая и о ведущем виде деятельности, и об особенностях возраста. При этом личностное развитие детей, в частности стремление к познавательной деятельности, остаётся не развитым. В статье представлен практический опыт организации физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, в процессе которых особое внимание уделяется формированию интереса к движению, развитию познавательной и двигательной активности. Даются авторские разработки конспектов  физкультурных занятий сюжетного типа.

Ключевые слова: двигательная активность, познавательное развитие, занятия сюжетного типа, интеграция  

          Тесная связь познавательного и физического развития находит отражение в современных научных исследованиях и подтверждается практикой. Правильно организованное физическое воспитание создаёт наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности всех органов и систем, в том числе и нервной. В настоящее время особое внимание в педагогической практике уделяется поиску новых эффективных методов, положительно влияющих на развитие познавательной активности и самостоятельности детей дошкольного возраста. В работе с детьми дошкольного возраста, в основном, мы используем физкультурные занятия игрового и сюжетного типов, тематика и содержание которых тесно интегрируется с темами занятий по другим образовательным областям, что позволяет формировать у детей систему знаний.

 Формирование представлений об окружающем А.П. Усова считала столь важным фактором познавательного развития детей, что ставила его на первое место в образовательном содержании дошкольного воспитания. Она считала, что дети должны, в пределах своих возрастных возможностей, получать точные сведения об окружающем, способствующие развитию мыслительных процессов (способностей). Задача ознакомления с окружающим как часть познавательного развития решается нами в процессе физкультурных занятий через разнообразие сюжетов-путешествий: в сказочный, осенний, весенний, зимний лес, где закрепляются знания об особенностях и повадках насекомых, птиц, зверей. Сюжетные занятия «Кошка с котятами», «Утка с утятами» знакомят с домашними животными и птицами. Занятия-путешествия по сказкам: «Репка», «Колобок», «По следам Красной шапочки»,«Краденое солнце» позволяют закрепить содержание произведений, вызвать эмоциональный отклик и диалоговое общение в процессе занятия-драматизации. Сюжеты физкультурных занятий: «Путешествие в Спортландию», «Полёт в космос», «Артисты цирка», «На улицах города» и др. знакомят детей с событиями и явлениями общественной жизни (Приложения 1-4). В конспектах описаны основные формы организации, методы и приёмы обучения, которые позволяют решать на занятиях физкультурой задачи познавательного развития детей. При разработке конспектов занятий, прежде всего, мы предусматривали, каким образом содержание занятий будет содействовать развитию познавательных способностей детей, на какие стороны личностного развития они окажут влияние. В содержание занятий включаются задания, направленные на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Решить проблему гиподинамии можно за счёт комбинирования разнообразных форм организации учебного процесса, средств, методик, методов и приёмов обучения. Задачи разностороннего развития детей дошкольного возраста можно решить через введение модуля «Всё в движении», основной идеей которого является проведение всёх занятий, преимущественно, в движении:

социально-коммуникативная физкультура направлена на развитие социально-культурного опыта ребенка в процессе выполнения двигательных заданий, спортивных эстафет, командных игр-соревнований;

речевая физкультура нацелена на развитие связной речи дошкольников, активизацию словаря, побуждение к свободному мышлению. Занятия проводятся в форме подвижных игр, с использованием стихотворных форм, загадок, пословиц, поговорок;

 художественно-эстетическая физкультура направлена на формирование эстетического отношения к движению во время динамических пауз (выполнение комплексов ритмических упражнений и игр под музыкальное сопровождение;

математическая физкультура ориентирована на формирование элементарных математических представлений в движении;
 физкультурная физкультура направлена на развитие основных движений, физических качеств личности, знакомство с  видами спорта через проведение спортивных игр, познавательных викторин.

 Использование на занятиях различных речевых средств: игр, чисто говорок, считалок, загадок, стихов, потешек, песен способствует формированию не только правильного звукопроизношения, выработке чёткой дикции, развитию артикуляционного и голосового аппаратов, развитию фонематического и речевого слуха, но и развитию познавательных способностей (расширение кругозора, уточнение и обобщение знаний и представлений об окружающей действительности). На занятиях большое место отводится речевой работе: расскажи, как идёт медведь, как следует идти по колкой, извилистой дорожке (детям бывает проще показать, чем рассказать). При подведении итогов занятия каждому ребёнку предоставляется право высказаться, выразить свои чувства, отношение к прошедшему занятию, что понравилось, что не понравилось, какая игра была самой интересной, самой сложной?

П.Ф. Лесгафт указывал на преимущество игр перед упражнениями, считая их наиболее доступными, понятными для детей дошкольного возраста вследствие близости игровых образов и сюжетов детскому воображению и, благодаря общественному началу, заложенному в них. Вместе с тем он видел в игре большую воспитательно-образовательную силу, считал её действием высокого порядка, чем отдельные гимнастические упражнения, лучшим средством воспитания личности ребёнка. Особо он подчёркивал тот факт, что игра ставит ребёнка в такое положение, когда ум работает живо, энергично, чувства напряжены, действия организованы. Развитию познавательной активности способствуют дидактические и подвижные игры, которые используются нами в заключительной части занятия: «Кто позвал», «Кого не стало?», «Что изменилось», «Колпачок и палочка». Дидактические и подвижные игры служат также средством контроля состояния сенсорного развития детей: «Цветные автомобили», «Светофор», «Трамвай». Поскольку бодрое, жизнерадостное настроение благотворно влияет на работу всех органов и систем организма, обеспечивая быстроту и прочность формирования двигательного навыка, большое место на занятиях отводится музыкальному сопровождению, характер которого сочетается с сюжетом занятия и способствует проявлению у детей положительных эмоций.

Правильно организованная педагогическая среда способствует развитию творческих способностей детей. Использование на занятиях нестандартного оборудования, игрушек-заместителей позволяет развивать творческое воображение. Занятия игрового и сюжетного типа дают детям возможность для творческого использования приобретённых умений и навыков двигательной деятельности, проявления инициативы, активности, самостоятельности, сообразительности, находчивости.

Литература:

  1. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности / В. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. -2006. №3. – с.71-78.
  2. Поддъяков, Н.Н. Проблемы психического развития ребёнка / Н.Н. Поддъяков //Дошкольное воспитание. – 2001.- №9.- с.68-75.
  3. Рунова, М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей /М. А. Рунова. – М: Мозаика - Синтез. 2000. – 256с.
  4. Репозиторий БГПУ: архив электронных ресурсов. Цикл статей Шебеко В.Н., д.п.н.
  5. Усова, А. П. Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение» , 1970. – 208с.

Приложения

Конспект физкультурного занятия сюжетного типа «Репка» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Дидактическое обоснование занятия

Цель – совершенствовать технику основных движений

Задачи образовательные: отрабатывать отталкивание двумя ногами в прыжках с продвижением вперёд, мягкое приземление; закреплять умение сохранять устойчивое равновесие при ходьбе по гимнастической доске, положенной на пол.

Воспитательные задачи: воспитывать смелость, ловкость, выдержку.

Развивающие: профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, закаливание организма.

Оборудование: репа -  большой мяч с листочками, 7 кубиков высотой 5-10 см с листочками (маленькие репки), ребристая доска, верёвка со стойками, шапочка кошки.

Ход занятия

Части и содержание занятия

Дозировка, темп

Организационно-методические указания

1.Вводно-подготовительная часть.

Разные виды ходьбы и бега.

2-3 мин.

В углу зала размещена растущая репа (мяч с листочками). Сегодня мы вспомним сказку и поиграем в эту сказку. Послушайте загадку и догадайтесь, в какую сказку мы будем играть?

Возле дома - огород, бабка с внучкой у ворот,

Жучка – хвост колечком, дремлет под крылечком.

В этой сказке есть и кошка, и мышка.

Из какой загадка книжки?  (про репку).

Как начинается сказка  о репке?

 Посадил дед репу. Выросла репа большая пребольшая. Пора репу тянуть.

Обычная ходьба друг за другом по кругу.

10-15 сек.

Пошёл дед тянуть репу. Подошёл он к репке, а репка выше кепки. Вытянуть не может. Позвал на помощь бабку.

Ходьба с ускорением

10 сек.

Бабка руки сложила, на помощь деду поспешила. Как тянуть? С какого боку? Внучка, выйди на подмогу!!

Лёгкий бег

10-15 сек

Внучка молоденькая была, бегом побежала.

Ходьба обычная

5 сек

Ходьба на четвереньках с опорой на ладони и ступни.

10-15 сек

Лимит спину, ноют ручки. Нам не справиться без Жучки. Жучка услыхала, на четырёх лапах прибежала.

Ходьба обычная

5 сек

Тянули-тянули, не вытянули!

Ходьба на носочках

10 сек

Позвали кошку Мурку. На носочках еле слышно она пришла, помочь решила.

Лёгкий бег

15-20 сек

Выбегает мышка в коротких трусишках.

Ходьба обычная

5 сек

Прибежала мышка и говорит: «Становитесь по порядку, сначала сделаем зарядку!»

2.  Основная часть

Общеразвивающие упражнения «Как репа выросла?»

«Какой высоты

И. п.: ноги //,

руки внизу

В: 1- руки вверх, подняться на носки;

2-руки опустить, ноги //.

4-5 раз

в среднем темпе

Поднимитесь на носочки , руки вверх. Вот какая репа высокая.

«Какой ширины

И. п.: ноги //,

руки на поясе.

В: 1 - поворот вправо, руки развести в стороны.

2 – и. п.

3 – поворот влево

руки в стороны.

4- и. п.  

5-6 раз

в среднем темпе

Следить за амплитудой движения рук. Не отрывать ступни ног от пола.

«Как репа в земле прячется

И. п.: ноги //,

руки на поясе.

В: 1 – присесть, руки вперёд.  

2 – и. п.

4-5 раз, в среднем темпе

Следить за глубиной приседания, положением ног и спины.

«Посмотрим на листочки, понюхаем»

И. п.: ноги  на ширине плеч,

руки на поясе.

В: 1 – наклон вперёд.вдох.  

2 – и. п., выдох.

5-6 раз,

в среднем темпе

Следить за тем, чтобы не сгибали колени при наклоне, за дыханием.

«Обрадовались!»

И. п.: ноги вместе, руки на поясе.

В: - произвольные прыжки на носках в чередовании с ходьбой.

3 раза по 8 прыжков  

Обрадовались все: «Какая большая репа выросла!!» и запрыгали от радости.

Следить за лёгкостью прыжков, мягкостью приземления.

Основные движения

Чтоб за дело браться,

Надо сил набраться!!

Ходьба по ребристой доске, положенной на пол

3-4 раза

Мы пришли в огород. Здесь узкая тропинка, по которой надо аккуратно пройти, чтобы овощи не помять (показ ребёнка). Следить за осанкой во время ходьбы по доске.

Прыжки через 3-4 кубика, положенные на пол в 2 ряда.

3-4 раза

А вот репки растут. Две грядки тут. Девочки через низкие репы будут прыгать, а мальчики через высокие.

Нужно прыгать аккуратно, чтобы листья не помять (показ детей). Следить в процессе выполнения, чтобы дети снова проходили по ребристой доске и проходили к своим «грядкам». При выполнении прыжков следить за техникой выполнения (замах, отталкивание полёт, приземление).

Подвижная игра «Кошка и мыши» (бег, ползание, подлезание под верёвку высота = 50 см)

3-4 раза

Обращается внимание детей на репу. Захотелось мышкам репу попробовать, но кошка Мурка зорко охраняет наш огород. (Вспомнить правила игры, выбрать детей на роль кошки различными способами: по считалке, по стрелочке).

Во время игры следить за выполнением правил, за техникой выполнения основного движения (ползание, подлезание).

3. Заключительная часть.

Дети выстраиваются в колонну за воспитателем, вытягивают репу, играют в хоровод .

Игра–хоровод «Урожайная»

2-3 мин

А мы репу везём, хором песенку поём.

Урожай собирай , да на зиму запасай.

Выполнение движений в соответствии с текстом песни.

А ты, репа, не зевай и в машину  полезай

Не ленись, не зевай, а в машину полезай!

Едем - едем мы домой на машине грузовой.

Ворота отворяй, едет с поля урожай!!

 Рефлексия.

Интересная получилась сказка?  Мы были дружными, ловкими и помогли деду с бабой вытянуть репу. Мы молодцы!! А дед с бабой нас угостили репой (показывает на блюде). Вымоем руки и попробуем,  какая  репа на вкус? Договорились?

Конспект физкультурного занятия №2 для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) «Кошка с котятами»

Дидактическое обоснование занятия

Цель – вызвать интерес к занятиям  физкультурой, совершенствовать технику основных движений.

Задачи образовательные: закреплять умение ползать на четвереньках с опорой на ладони и ступни, совершенствовать навыки прокатывания мячей в ворота, отработать силу толкания мяча с сохранением направления.

Развивающие: профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, укрепление здоровья

Воспитательные задачи: воспитывать смелость, ловкость, выдержку, желание заниматься в коллективе сверстников, воспитывать положительное отношение к занятиям физкультурой.

Оборудование: мячи большие на подгруппу, 8 кубиков для имитации ворот, шапочка собаки.

Ход занятия

Части и содержание занятия

Дозировка, темп

Организационно-методические указания

1.Вводно-подготовительная часть.

Разные виды ходьбы и бега.

2-3 мин.

Дети входят в зал. Воспитатель: сегодня мы не просто ребята. Сегодня мы – котята. Я – мама кошка. Закрывают глаза (спят)

«Эй, вы, сони, хватит спать!» - сказала котятам кошка-мать – «Пора глазки открывать, пора солнышко встречать. Я во двор вас поведу, побываем мы в саду. Там мы будем прыгать ловко. Будем мячики катать. Только, чур, не баловать! Маму слушаться во всём.

ходьба в колонне по одному.

7-10 сек.

Котята встали за мамой, друг за другом в колонну и пошли гулять. Следить за осанкой, работой рук.

Ходьба на носках. Обычная ходьба

10 сек.

5 сек

Послушайте, как поют птицы в нашем саду.

Лёгкий бег.

10-15 сек

Побежали, котята, легко на носочках

Ходьба обычная

5 сек

Ходьба с высоким подниманием колена  

10-15 сек

Котята идут по высокой траве. Колени поднимаем высоко, опускаем ноги легко.

Ходьба обычная

5 сек

Лёгкий бег

15-20 сек

Следить за работой рук

Ходьба врассыпную

5 -7 сек

Вот мы пришли на лужок. Найдите листочек и остановитесь каждый около своего листочка. Здесь мы сделаем зарядку.

2.  Основная часть

Общеразвивающие упражнения «Зарядка для котят»

Все котята как проснуться очень любят потянуться.

«Потянемся»

И. п.: ноги //,

руки внизу.

В: 1 – руки вверх, правая нога назад на носок.

2 – и. п.

3 – 4 –левой ногой

5-6 раз медленно

Следим за тем, чтобы прогибали спину, сохраняли равновесие.

«Где хвостик

И. п.: ноги  на ширине плеч,

руки на поясе.

В: 1 – поворот вправо.  

2 – и. п

3-4 -влево.

6 раз

в среднем темпе

 Следить за амплитудой движения туловища. Не отрывать ступни ног от пола.

«Спрячемся»

И. п.: О.С.,

руки на поясе.

В: 1 – присесть, руками обхватить колени.  

2 – и. п.

5-6 раз.

в медленном

темпе.  

Следить за глубиной приседания, положением ног и спины.

«Выгнем спинку»

И. п.: стоя на четвереньках (ладонях и коленях)

В: на1-2 выгнуть спину вверх (скруглить), голову опустить вниз.

3-4 спину прогнуть, сделать ямку, голову поднять вверх.

6 раз в среднем темпе

Рассердились котята, спину выгнули. А теперь добрыми стали спину прогнули вниз, голову подняли вверх. Следить за движением спины.

«Котята-шалуны»

И. п.: лёжа на спине

В: 1 - поднять ноги, одновременное произвольное движение руками и ногами

7-8 –и.п.

3 – 4 раза

Котята – шалуны решили отдохнуть. Лапки вверх подняли и «побежали».

«Котята прыгают, листочки  ловят»

И. п.: ноги вместе, руки внизу.

В: 1-2 –присесть, подпрыгнуть, хлопнуть над головой в ладоши

3-4 и.п.

6 раз в среднем темпе

Следить за пружинистым прыжком, мягким приземлением.

Основные движения

 Деление на две равные  подгруппы. Из кубиков построить ворота по количеству детей в подгруппах.

Дети становятся на противоположных сторонах зала (расстояние 3-4 метра).

Ползание на четвереньках с опорой на ладони и ступни ног.

по 2 раза каждая подгруппа

 За то, что слушались маму, разрешаю сходить в гости к друзьям. В ворота шириной 50 см дети 1 подгруппы идут на четвереньках в гости к другу, здороваются и возвращаются обратно на своё место. Дети 2 подгруппы идут в гости (сначала идут Мурзики в гости, а потом Барсики). Следить за правильным положением тела (ступни, ладони).

 Прокатывание мяча в ворота шириной 50 см на расстояние 3 метра из положения, сидя на полу.

по 3-4 раза

каждый ребёнок

Вот мы познакомились, а теперь поиграем, мячики покатаем. Сядем напротив друг друга, ноги разведём широко в стороны. Ладоши сделаем как лопатки (соединить рёбра ладоней). Ладонями-лопаткой отправим мяч в ворота, его там друг ждёт (показ педагога).  Играем – мяч точно в ворота отправляем (отрабатывать силу удара по мячу).

Подвижная игра «Лохматый пёс»  

3-4 раза

 А вот здесь в домике живёт пёс Бобик. Как называется домик собаки?  (Вспомнить правила игры, выбор детей на роль собаки по считалке после каждого повтора). Во время игры следить за выполнением правил, за техникой выполнения движений.

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

2-3 мин

Дети становятся в круг. Где мы сегодня побывали с мамой кошкой? Что интересного мы увидели на прогулке? Какая игра понравилась больше всего? Вы были замечательными, послушными и весёлыми котятами.  

Игра–хоровод «Ходит Васька…»

 Кот Васька сейчас научит нас ловить мышек.

Познакомить с правилами игры.

Ходьба по кругу с выполнением движений по показу.

 Ходит Васька серенький, хвост пушистый беленький. Ходит Васька кот.

Дом неслышно обойдёт, притаится у ворот

Серых мышек ждёт.

Мышки, мышки, вам беда. Не ходите никуда.

Всех поймает кот.

 

Конспект физкультурного занятия №3 для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «По следам Красной шапочки»

Дидактическое обоснование занятия

Цель – формировать положительное отношение к занятиям физкультурой, совершенствовать технику основных движений.

Задачи образовательные: закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп, совершенствовать навыки равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве относительно себя и других, закрепить технику выполнения основных движений: ползание по гимнастической доске на животе, ползание по извилистой траектории  на  четвереньках (с опорой на ладони и ступни).

Развивающие: развивать воображение, способствоватьпрофилактике плоскостопия, формированию правильной осанки, укреплению здоровья.

Воспитательные задачи:воспитывать смелость, ловкость, выдержку, желание заниматься в коллективе сверстников, формировать адекватную оценку  поведения в игре (выполнение правил).

Оборудование и атрибуты:  4 пенёчка, 2 верёвки или рейки,2 дорожки со следами, гимнастическая доска, 4 больших и 3 маленьких (набивных) мячей, семицветик, шапочка волка и Красной шапочки.

Ход занятия

Части и содержание занятия

Дозировка, темп

Организационно-методические указания

1.Вводно-подготовительная часть.

Разные виды ходьбы и бега.

5-7 мин.

Дети входят в зал. Воспитатель:  Какое сейчас время года? А давайте совершим путешествие в летний сказочный лес.Показывает цветик-семи-цветик. Дети загадывают желание: "Лети-лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг…». Вели, чтобы мы оказались в летнем сказочном лесу!» Вот мы и в сказочном лесу. Послушайте, как поют птицы. Какие высокие деревья кругом!! А вот, что-то лежит за кустиком (находит красную шапочку). Чья это шапочка? Кто её оставил здесь (ответы детей)? Наверное, что-то случилось с бедной девочкой? Нам надо идти на помощь!! Повернулись направо, будьте внимательны, впереди нас ждёт много интересного и неожиданного.

 ходьба в колонне по одному.

10 -15 сек.

Идём выручать Красную шапочку.

Ходьба на внешней стороне стопы. Обычная ходьба

10 сек.

5 сек

Мы идём тропинкой колкой… следить за положением спины.

Лёгкий бег змейкой

15-20  сек

Бежим по  извилистой дороге между «деревьями».

(руки согнуты в локтях, следить за согласованностью работы рук)

Ходьба обычная

5 сек

Ходьба с высоким подниманием колена  

10-15 сек

Котята идут по высокой траве. Колени поднимаем высоко, опускаем ноги легко.

Ходьба обычная, ходьба на носках, руки подняты вверх.

10 сек

распевают всюду птицы, может, скажут, где она (Красная шапочка). На носочки поднимитесь, нам послушать их пора!!

Лёгкий бег с выбрасыванием прямых ног вперёд, руки на поясе

10 сек

Отряхнем с травы росу! (следить за соблюдением дистанции между детьми).

Ходьба с высоким подниманием колена

 10 сек

Идём по высокой траве (следить за высотой колена и мягкой постановкой стопы на пол, начиная с носка).

Ходьба в полу-приседе, руки на поясе.

10 сек

Идём под ветками деревьев (следить за правильностью постановки корпуса).

Бег змейкой, руки согнуты в локтях.

20сек, средний темп

Бежим по извилистой дороге (следить за согласованностью работы рук).

 Ходьба врассыпную.

 10 -15 сек,  

Гуляем по зелёной лужайке. Остановка по сигналу: «Стоп!»

2.  Основная часть

Комплекс общеразвивающих упражнений «Мы тоже можем так!»

20-25 мин

Сейчас немного отдохнём,

Устали как – никак.

И поиграем здесь в игру

«Мы тоже можем так!»

«Петух»»

И. п.: ноги //,

руки внизу.

В: 1 – руки вперёд,

2 – вверх,

3- в стороны,

4- вниз

7-8 раз, в среднем темпе

Чтоб стать похожим на орла

И испугать собак

Петух расправил два крыла

Мы тоже можем так

Следим за амплитудой движения рук.

 «Часы»

И. п.: ноги  на ширине плеч,

руки внизу.

В: 1 – наклон вправо, руки скользят вдоль туловища

2 – и. п.

3-4 –в левую сторону.

8 раз,

в среднем темпе

Идут часы: «Тик-так, тик-так!»

Смотри, который час?

Налево раз, направо-раз,

Мы тоже можем так.

Следить за положением рук, не отрывать ступни ног от пола.

«Ёжик»

И. п.: ноги //,

руки на поясе.

В: 1 – присесть, руками обхватить колени.  

2 – и. п.

8 раз, быстро

Свернулся ёжик в клубок,

Боится как-никак.

Иголки выставил вперед

Мы тоже можем так!

Следить за глубиной приседания, положением ног и спины.

«Заяц»

И. п.: ноги//, руки на поясе

 В: 1-присесть, руки вперёд

2 – наклон вперед, коснуться руками пола;

3 присесть, руки вперёд;

4- и.п.

6 раз в среднем темпе

Идёт охотник с ружьём,

Пугается русак

Сейчас он сделает прыжок,

Мы тоже можем так.

При наклонах ноги в коленях не сгибать.

«Медведь»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

В: 1 –наклониться, руками коснуться пола около пальцев ног;

2-3-4 –«шаги» руками вперёд

5-6-7 «шаги» руками назад

8 – и.п.

6 раз, в среднем темпе

 Идёт медведь,

 Шуршит в кустах,

Спускается в овраг.

На двух руках, на двух ногах.

Мы тоже можем так.

Следить за тем, чтобы не отрывали ступни от пола.

«Белка»

И. п.: ноги вместе, руки на поясе.

В: произвольные прыжки вокруг себя

3 раза по 16 прыжков в чередовании с ходьбой

Белка скачет, белка пляшет

Белка хвостиком помашет

Хвостом машет так и сяк,

А мы тоже можем так!

Следить за лёгкостью прыжков и приземления

«Конь»

И. п.: ноги вместе, руки согнуты в локтях.

В: лёгкий бег на месте в чередовании с ходьбой на месте

3 раза  по 10 сек.

 Сначала рысью,

А потом сменила рысь на шаг.

Конь по мосту идёт шажком

Мы тоже можем так.

Основные движения

Круговой способ выполнения основных движений

3-4 повтора

А вот две дорожки, одна длинная, вторая короче.

Перестроение в две колонны (девочки и мальчики).

Каждый пойдёт по своей дороге. Впереди много препятствий: дорога со следами, муравьиные кучи, узкий мостик, дремучий лес, широкая река.

Показ выполнения движений для каждой подгруппы.

 Ходьба по дорожке со следами.

 Кто-то оставил следы. Нам нужно пройти след в след и постараться не испортить следы (следить за правильной постановкой стоп).

 Прыжки через набивные мячи, поставленные в ряд: для девочек 3 мяча высота 10-12 см, для мальчиков 4 мяча высота 15-20 см

 На нашем пути муравьиные кучи, надо аккуратно перепрыгнуть. Следить за мягкостью приземления.

Ходьба по верёвке или узкой рейке, положенной на пол знакомыми способами

Пройдём по узкому мостику. Следить за правильной осанкой.

Для девочек: ползание на четвереньках, с опорой на ладони и ступни между пенёчками, поставленными в ряд.

Пройти через дремучий лес. Следить за техникой выполнения движения.

Для мальчиков: ползание на животе по гимнастической доске, подтягиваясь руками.

Переплыть речку. Следить за техникой выполнения движения.

Подвижная игра «Волк и дети». Различные виды движений, бег врассыпную  с «увёртыванием».

3-4 раза

Мы прошли все препятствия и вдруг нам на пути – серый волк (предложить детям выбрать волка с помощью считалки). Вспомнить правила игры: дети выполняют движения в соответствии с текстом. На последних словах появляется волк и пытается поймать (осалить) как можно большее количество детей.

Наберём малину, сварим мы варенье.

Милой Красной шапочке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать.

А волков, медведей – вовсе не видать!! Следить за выполнением правил игры. Смена водящего после каждого повтора.

3. Заключительная часть.

Танцевальные движения под песню «Про Красную шапочку»

3-5 мин

в среднем темпе

А вот и Красная шапочка идёт (надевает шапочку на девочку). Хорошо, что мы первыми встретили волка. Дети становятся в круг. Выполнение движений: ходьба с ускорением и замедлением темпа движения,  упражнения для рук: поднимание, покачивание, лёгкие приседания.Следить за восстановлением дыхания.

Рефлексия.

Пора возвращаться домой. Произносят слова: лети, лети, лепесток… вели, чтобы мы оказались в детском саду.

Обмен мнениями, что понравилось детям, что понравилось педагогу.

Конспект физкультурного занятия №4 для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Артисты цирка».

Дидактическое обоснование занятия

Цель – формировать потребность в ежедневной двигательной активности, совершенствовать технику основных движений.

Задачи образовательные: закреплять навыки выполнения основных движений (прыжки, ходьба по ограниченной плоскости, метание, ползание).

Развивающие: развивать воображение, двигательную память, навыки ориентировки в пространстве.

Воспитательные задачи:воспитывать смелость, ловкость, выдержку.

Оборудование и атрибуты:  верёвка или канат, вертикальная или горизонтальная цель, 2-е ворот, 2 больших надувных мяча, 2 куба для спрыгивания.мат, 5-6 гимнастических палок, мячи мелкие или мешочки с песком (6 шт.), сигнальные карточки разного цвета, эмблемы 4-х цветов для детей.

Ход занятия

Части и содержание занятия

Дозировка, темп

Организационно-методические указания

1.Вводно-подготовительная часть.

Разные виды ходьбы и бега.

5-7 мин.

Дети входят в зал. Воспитатель:

Алле! Начнём аттракционы.

Здесь  акробаты и жонглёры.

Здесь дрессированные звери.

У нас для всех открыты двери.

Приглашаем всех для смеха.

Пожелайте нам успеха

 ходьба в колонне гимнастическим шагом, не срезая углов.

10 сек.

 Звучит музыка В. Шаинского «Цирк». Артисты цирка выходят на манеж.

Ходьба обычным шагом

10 сек.

.

Лёгкий бег

15

 Легко лошадка цирковая

Бежит и ленты развевает.

Ходьба с высоким подниманием бедра

10-15 сек

Лошадь гарцует

Лёгкий бег с выбрасыванием прямых ног вперёд, руки на поясе

10-15 сек

 Лошадь пляшет.

Ходьба на четвереньках с опорой на ладони и ступни ног

10 - 15 сек

 Медвежий марш

Ходьба на внешней стороне стопы

10 сек

 Вальс медвежий

 Подскоки со скользящими движениями (катание на коньках)

 10 сек

 Артисты разлетаются и слетаются, они на роликах катаются.

 Бег с забрасыванием ног назад

15 сек

 Развесёлые танцоры -резвые как метеоры.

 Обычная ходьба

10 сек, средний темп

 Остановка по сигналу: «Алле, оп!!».

2.  Основная часть

Комплекс общеразвивающих упражнений «Артисты цирка на манеже»

20-25 мин

 Приглашаем всех друзей. Посмотреть на дрессированных птиц, животных и зверей (выполнение упражнений в кругу).

«Танец лебедей»

И. п.: ноги //,

руки внизу.

В: 1 – 4 руки плавно через стороны вверх,

5-8 – и.п.

4 раза, в медленном темпе

 Посмотрите скорей

Танец белых лебедей.

(Следим за плавностью  движения рук).

 «Танец пони»

И. п.: ноги //,  руки на поясе.

В: 1 – правая нога вперед на носок

2-вверх

3- на носок,

4-и.п.

5-8 – выполнение левой ногой.

3 раза для каждой ноги,

в среднем темпе

 Любят пони танцевать,

Свои ноги выставлять.

(Обращать внимание на сохранение равновесия).

«Медведь пляшет вприсядку»

И. п.: ноги //,

руки на поясе.

В: 1 – присесть,

2 – встать, правую ногу выставить в сторону на пятку, руки развести в стороны, на пояс

3- присесть

4-встать, левую ногу выставить в сторону на пятку, руки развести в стороны, на пояс

6 раз, в среднем темпе

 Поглядите-ка, ребятки,

Пляшет медведь вприсядку!!

(Приседания выполнять с прямой спиной)

«Тигрёнок»

И. п.: стоя на четвереньках, с опорой на ладони и колени

 В: 1-2- скруглить спину, голову опустить вниз

3-4 – голову вверх, спину прогнуть.

8 раз в среднем темпе

 Эй!! Не стойте слишком близко!!

Я - тигрёнок, а не киска.

(Следить за тем, чтобы глубоко прогибали спину)

«Моржи»

И. п.: лёжа на животе, ноги вместе, руки вдоль туловища.

В: 1 -2 голову, ноги, руки поднять от пола  вверх;

3-4 – и.п.

6-8 раз, в среднем темпе    

 А вот моржи. Любят плавать малыши!

Следить за тем, чтобы не сгибали ноги в коленях.

«Кенгуру»

И. п.: сидя с опорой на ладони и ступни.

В: 1- выбросить прямые ноги назад.

2 – вернуться в и.п.

 8 раз, средний темп

 И сказала кенгуру: »Я так плавать не могу. Лучше я попрыгаю!»

Следить за тем, чтобы возвращались и фиксировали исходное положение.

«Дельфины»

И.п.: Стоя, ноги//, руки на поясе.

В: -произвольные прыжки вверх (выпрыгивание) из глубокого приседа, с хлопками над головой.

3 раза по 8 прыжков в чередовании с ходьбой

Дельфины любят попрыгать

И водою нас побрызгать!

(Следить за пружинистостью колен и мягкостью приземления).

Основные движения

Круговой способ выполнения основных движений

 Распределение детей на 4 подгруппы для занятий по секторам с использованием сигнальных карточек.

  1. Метание в горизонтальную или вертикальную цель с расстояния 3-4 метра

Карточка красного цвета.  Меткие стрелки, выходите целиться. Кто в цель попал, тот в цирке ценится.

Выходят дети с эмблемой красного цвета и занимают спортивный сектор.

  1. Ходьба по канату (верёвке), положенному на пол с гимнастической палкой за плечами.

Смена секторов по часовой стрелке через каждые 3-4 минуты по свистку.

Карточка синего цвета.  Канатоходцы смешной народ, по канату шагают и нисколько не качаются.

Выходят дети с эмблемой синего цвета и занимают соответствующий  сектор.

  1. Прыжки на батуте или спрыгивание с кубов высотой 40-50 см

Карточка зелёного цвета.

Жили-были прыгуны:

 «Мы достанем до луны!»

Ввысь их выкинул батут.

Прыгуны, вы где? Мы тут.

  Выходят дети с эмблемой зелёного цвета и занимают свой сектор.

  1. Ползание на четвереньках с опорой на ладони и ступни ног, закатывая мяч в ворота.

. Карточка жёлтого цвета

Эквилибрист – герой экрана,

Доставлен в цирк из океана.

Он головою мяч поймает

И долго держит, не теряет.

  Выходят дети с эмблемой жёлтого цвета и занимают свой сектор

Смена секторов по часовой стрелке через каждые 3-4 минуты по свистку. Уборка снарядов. Перестроение в 2 колонны по сигналу воспитателя (показ попарно сигнальных карт: жёлтая - зелёная; красная - синяя).  

Подвижная игра «Ловля обезъян» Различные виды движений, бег, лазанье по гимнастической стенке.

по 3 раза каждая подгруппа

Подвижная игра «Волк и дети». Различные виды движений, бег врассыпную  с «увёртыванием».

3-4 раза

Мы прошли все препятствия и вдруг нам на пути – серый волк (предложить детям выбрать волка с помощью считалки). Вспомнить правила игры: дети выполняют движения в соответствии с текстом. На последние слова появляется волк и пытается поймать (осалить) как можно большее количество детей.

Наберём малину, сварим мы варенье.

Милой Красной шапочке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать.

А волков, медведей – вовсе не видать!! Следить за выполнением правил игры. Смена водящего после каждого повтора.

3. Заключительная часть.

Танцевальные движения под слова  песни «Про Красную шапочку»

 3-5 мин

в среднем темпе

А вот и Красная шапочка идёт (надевает шапочку на девочку). Хорошо, что мы первыми встретили волка. Дети становятся в круг. Выполнение движений: ходьба с ускорением и замедлением темпа движения,  упражнения для рук: поднимание, покачивание, лёгкие приседания. Следить за восстановлением дыхания.

Рефлексия.

Пора возвращаться домой. Произносят слова: лети, лети, лепесток… вели, чтобы мы оказались в детском саду.

Обмен мнениями, что понравилось детям, что понравилось педагогу.

  •  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплектов наглядно - дидактических пособий на тему: Движение+движение = формула здоровья

Задачи методической разработки:- вызвать интерес у родителей к решению проблемы  укрепления здоровья детей и формированию элементарных  привычек здорового образа жизни;- обеспечить взаимодей...

Методическая разработка: Непосредственно образовательная деятельность по ПДД для детей 4-5 лет «Как кот знакомился с правилами дорожного движения» с презентацией "Правила дорожного движения для малышей"

Педагогические технологии: ИКТ-технология ,здоровьесберегающие, игровые. Цель:- Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения.- Учить отвечать на вопросы по тексту- Создать ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения"

Методические рекомендации по ознакомлению детей  с правилами дорожного движения в рамках акции "Москвичи с рождения - за безопасность дорожного движения" содержат описание работы воспитателя...

Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах   и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...

Методическая разработка. Осознанное движение для детей младшего возраста

Основы осознанного движения для детей младшего дошкольного возраста: профилактика плоскостопия и работа над правильной осанкой в игровой форме....