Методическая разработка "Круговая тренировка как форма проведения НОД в группе старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Силаева Ольга Вячеславовна

Круговая тренировка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugo.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Круговая тренировка как форма проведения НОД в группе старшего дошкольного возраста

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 «Василек»

Силаева О.В.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, физическое воспитание, круговая тренировка. 

Для того чтобы повысить  эффективность физического воспитания в ДОУ. Его планирование должно осуществляться с учетом физических упражнений, которые оказывают разностороннее воздействие на организм дошкольников, а так же имеют выраженный тренирующий эффект. Поскольку физические нагрузки, которые не вызывают напряжения физиологических функций и не обеспечивают тренирующего эффекта, в достаточной степени не обеспечивают оздоровительного воздействия.

Одним из перспективных путей реализации тренирующего эффекта на занятиях по физической культуре в ДОУ является – метод круговой тренировки.

Важно отметить что для детей дошкольного возраста, необходимо применять упрощенные варианты круговой тренировки, которые предусматривают  дифференцированные нагрузки путем последовательного использования на «станциях» однотипных упражнений, отличающихся друг от друга различной степенью трудности.

Создание у детей интереса к круговой тренировке предполагает использование ранее продуманных организационно-методических приемов.

Поскольку у детей дошкольного возраста игра является  основным видом деятельности, круговую тренировку следует организовать в игровой форме, чтобы дети ее воспринимали как часть игры. Для этого хорошо подойдут

сюжетные комплексы круговой тренировки. Где каждое упражнение на «станции» имеет образное название или можно применить приемы имитации и подражания, так же использовать упражнения с предметами (скакалка, гимнастическая палка, обруч, мяч).

Яркое, красивое оформление «станций» круговой тренировки тоже способствует созданию у детей интереса к упражнениям.

Для обеспечения реализации дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе круговой тренировки необходимо распределить их на подгруппы, основываясь на  результатах анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и физической подготовленности. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физической кондиции. Каждую подгруппу детей целесообразно отметить каким-либо отличительным знаком или эмблемой (например, использовать нарукавные повязки или пояса разных цветов, не стесняющие движений).

При разучивании комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста, необходимо соблюдать определенную  последовательность действий:

1. Разместить дошкольников таким образом, чтобы все «станции» хорошо просматривались.

2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению круговой тренировки. Для этого необходимо использовать специальные организационно-методические приемы.

3. Выбрать несколько ловких, уверенных в своих возможностях детей из разных подгрупп, которые будут одновременно с объяснениями педагога выполнять различные варианты упражнений на «станциях» с последовательным прохождением одного «круга».

4. Педагог должен четко произносить название каждой «станции», объясняя двигательное задание, а выбранные для показа дети выполнять упражнение.

5. После того как педагог объяснил и выбранные для показа дети прошли один «круг» педагог уточняет представления детей о порядке выполнения упражнений и размещает их по «станциям» (3-4 человека на каждой «станции», в зависимости от количества «станций» и детей), уделяя особое внимание детей на правильном исходном положении.

6. По сигналу педагога дети начинают одновременно выполнять упражнения, а педагог наблюдает за ними, дает дополнительные словесные указания, объяснения, исправляет ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех «станциях». Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение, которое соответствует темпу выполнения упражнений.

После как комплекс круговой тренировки разучен на следующих занятиях, педагог сразу размещает детей по «станциям», и они начинают выполнять упражнения после кратких указаний педагога, подчеркивающих наиболее важные моменты. Потому как, на каждой «станции» есть плакаты с запрограммированной в них текстовой и образной графической информацией, дополнительные объяснения педагога не требуются.

7. Наблюдение за  деятельностью детей в процессе круговой тренировки направлено на качественное выполнение упражнений. Педагог находится в точке наилучшего обзора и следит за выполнением упражнений детьми, поощряет правильные двигательные действия, исправляет ошибки, при необходимости оказывает помощь. Одновременно с этим необходимо осуществлять визуальный контроль за нагрузкой, методом пульсометрии и при необходимости ее регулирование.

Регулировать нагрузку в процессе круговой тренировки можно следующими способами:

1) Менять длительность и количество повторений упражнений на «станциях», количество «станций», количество «кругов»;

2) Изменять темп выполнения упражнений;

 3) Варьировать интервалы отдыха;

4) Вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;

5) Предлагать иные способы и условия выполнения упражнений.

Непрерывно-поточный вариант круговой тренировки

«Веселые котята»

Для создания у детей игровой мотивации педагог включает фонограмму с записью мяуканья котят (музыкальный альбом "Голоса животных") и предлагает детям отгадать, кто издает эти звуки.

Если дети затрудняются ответить педагог загадывает загадку:

Мохнатенький, усатенький,

Молоко пьет, песенки поет.

После чего, педагог показывает детям картинку с изображением котят и говорит, что сегодня на занятии дети будут веселыми котятами. Маленькие котята очень непоседливы, они много двигаются и играют, любят лазать по деревьям, влезать на забор и даже на крышу, спускаются в погреб, где ловят мышей.

1-я станция – «Котята на деревьях»

Оборудование: гимнастическая стенка, маты.

Программная задача: совершенствовать навык лазанья по гимнастической стенке чередующимся шагом, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет.

Описание упражнения: лазать по гимнастической стенке чередующимся шагом, поднимаясь вверх по диагонали с пролета на пролет, c последнего пролета спускаться вниз чередующимся шагом.

Организационно-методические указания: при влезании и слезании не пропускать перекладин; сохранять правильный хват кистями - четыре пальца сверху, большой - снизу; переход с пролета на пролет осуществляется одновременно с влезанием по диагонали; при спуске вниз доходить до последней перекладины и сходить вниз, не спрыгивая.

Способы дифференцирования нагрузки: можно ограничить нагрузку, уменьшив высоту лазанья и число преодолеваемых пролетов гимнастической стенки.

2-я станция - "Котенок лезет под забор"

Оборудование: дорожка для ползания, веревка, натянутая над полом на высоте 30 см.

Программная задача: совершенствовать навык проползания на животе под низко натянутой веревкой.

Описание упражнения: проползание на животе под веревкой.

Организационно-методические указания : выполнять упражнение в спокойном темпе; стараться не касаться веревки при проползании под ней.

Способы дифференцирования нагрузки: можно усилить нагрузку, увеличив число препятствий (2-3 веревки).

3-я станция - "Котенок на заборе"

Оборудование: бревно гимнастическое напольное, маты.

Примечание: вместо бревна можно использовать гимнастическую скамейку.

Программная задача: совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: ходьба по бревну.

Организационно-методические указания: выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед на конец бревна.

Способы дифференцирования нагрузки:

1) Изменять положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении - в стороны, вверх, на пояс, за спину и т.д.

2) Менять разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.;

3) варьировать высоту бревна.

4-я станция - "Котенок залез в погреб"

Оборудование: дорожка для ползания длиной 6 м; дуги высотой 40 см, установленные туннелем.

Программная задача: совершенствовать навык ползания на четвереньках в сочетании с проползанием под дугами.

Описание упражнения: ползание на коленях и ладонях в сочетании с проползанием под дугами.

Организационно-методические указания : ползти по дорожке заданным способом; проползая под дугами, не задевать их.

Способы дифференцирования нагрузки :

1) Изменять способы ползания - с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья;

2) Изменять число преодолеваемых препятствий (дуг).

5-я станция - "Котенок на крыше"

Оборудование: гимнастическая скамейка.

Программная задача: совершенствовать навык ползания по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Описание упражнения: ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками.

Организационно-методические указания: держаться сбоку за края скамейки; правильный хват кистями - четыре пальца снизу, большой - сверху; ползти, подтягиваясь на руках.

Способы дифференцирования нагрузки:

1) варьировать количество подтягиваний;

 2) облегченный вариант - ползание в упоре на коленях.

6-я станция - "Котенок перебирается через лужу"

Оборудование: 6-8 «кирпичиков», расположенных по прямой на расстоянии 15 см один от другого.

Программная задача: совершенствовать функцию равновесия.

Описание упражнения: ходьба по «кирпичикам».

Организационно-методические указания: выполнять упражнение в спокойном темпе; сохранять положение правильной осанки; не опускать голову, смотреть вперед; не ступать на пол.

Способы дифференцирования нагрузки:

1) варьировать положение рук: в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении - в стороны, на пояс, за спину, за голову и т.д.;

2) усложненный вариант - расположить «кирпичики» не по прямой, а по извилистой линии.

Список использованной литераруры

1  Бабанкова, И.К. Занятия физической культурой в режиме дня дошкольного учреждения.      / И.К. Бабанкова Минск. - 1988. - С. 43.

2  Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. / Е.Н. Вавилова. М.: Просвещение, 1981.- 43с

3  Шарманова, С.Б. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие./ С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А Черепов-Челябинск: УралГАФК, 2001 С. 156.

4  Шарманова С.Б., Федоров А.И., Лапина Н.А. Круговая тренировка в физическом воспитании детей / С.Б. Шарманова, А.И.Федоров, Н.А. Лапина // Дошкольное воспитание. -№6.-1998.-С. 47-50.

5  Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В. А. Шишкина М.: Изд. центр «Академия», 1996.-176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста

Краткий обзор нетрадиционных видов совместной деятельности по привитию и поодержанию интереса к физической культуре....

Методические рекомендации: "Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание в нетрадиционной форме "Квест-игра"в группе старшего дошкольного возраста

Родительское собрание по теме: "Здоровьесбережение детей".Родители участвовали в викторинах, играх, разгадывали кроссворд, загадки. Собрание наполнено полезным материалом о здоровом образе ж...

Тема: « Использование метода круговой тренировки, как условие эффективной физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста » Подготовила: инструктор по физической культуре Авдеева Т.Н. МБДОУ « Детский сад №3»г. Воронеж.

Круговая тренировка – это  выполнение нескольких видов физических упражнений сериями, по кругу. Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом...

Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...

Выступление на тему: «Методические приёмы и формы по созданию условий комфортного пребывания детей разной национальности в группах старшего дошкольного возраста»

Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному доброму отношению к представителям други...

«Использование квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного возраста)

laquo;Использование  квест-игр в развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»(опыт работы к методическому объединению воспитателей групп старшего дошкольного воз...