ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ
учебно-методический материал по физкультуре (средняя, старшая группа)

Ануфриева Зоя Владимировна

консультация для родителей. Первый шаг на пути к здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sait_zakalivanie_anufrieva.docx16.21 КБ
Файл проект : Вода друг детей572.48 КБ

Предварительный просмотр:

консультация для родителей

ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ

первый шаг на пути к здоровью.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

   При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:                                                             • проводить закаливающие процедуры систематически,                                                                                                     • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,                                                                         • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,                                                                      • начинать закаливание в любом возрасте,                                                                                                                                    • никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз,                                                                                                  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,                                                                                              • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,                                                                                                              • закаливаться всей семьей,                                                                                                                                                           • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями  и массажем,                                                     • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.

СПОСОБЫ ЗАКАЛИВАНИЯ

Основные факторы закаливания - природные и доступные “Солнце. Воздух и Вода”. Начинать закаливание детей можно  с первого месяца жизни после осмотра малыша врачом-педиатром.

«Холодный тазик»

Налейте в таз холодную воду с температурой не выше +12С и облейте ступни ребенка, стоящего в ванне. Попросите ребенка потопать ножками, пока стекает вода. Отверстие для стока воды должно быть открытым. Промокните ноги полотенцем. В первый день продолжительность ходьбы  - 1 минута, ежедневно добавляйте по 1 минуте, доводя до 5 мин. Помните! Лучше проводить закаливание в течение 1 мин в хорошем настроении ребенка, чем 5 мин с капризами.

«Холодное полотенце»

Если ребенку не нравится обливание холодной водой, постелите в ванне полотенце, смоченное холодной водой (тем 12 С) Попросите ребенка потопать ножками (не стоять!) на нем в течение 1 мин (утром и на ночь). Вытрите ребенку ноги, не растирая, а промокая полотенцем.

«Контрастный душ»

Ребенок вечером купается в ванне. Пусть он согреется в теплой воде. А потом скажите ему: "Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам". Вы открываете холодную воду, и ребенок подставляет воде свои пяточки и ладошки.                                                                                                             Если ребенок боится воздействия холодным  душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать:  "А ну, давай с тобой по лужам побегаем!«

 И вот из теплой ванны - в холодный таз (или "под дождик"),  а потом - опять в ванну. И так не менее трех раз. После процедуры укутайте ребенка в теплую простыню не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его для сна и положите в кровать.

 

БОСОХОЖДЕНИЕ

 Элементы закаливания организмаЕще один способ закалки – это прогулки босиком.                                      Хождение босиком не только закаляет, но и стимулирует нервные окончания, находящиеся на стопе, положительно влияет на работу внутренних органов.  По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тыс. нервных окончаний, через который можно  подключиться  к любому органу – головному мозгу, легким и верхним дыхательным путям, печени и почкам, эндокринным железам и др. органам.

Как и когда лучше заняться босохождением?

√ Разумеется, зимой в холода начинать приучать ребенка к подобному не стоит, но весной или летом, малыш вполне может бегать босиком по полу дома, а еще лучше – по зеленой траве.

√ Ребенок должен регулярно ходить босиком, настоящий закаливающий  эффект наступает лишь после длительных систематических тренировках.

√ Используйте специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Каждое утро начинайте зарядку с ходьбы босиком на таком коврике.

√ Полезно массировать стопы ног с помощью скалки или круглой палки, катая их подошвами по несколько минут в день.

При ходьбе босиком увеличивается интенсивная деятельность почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.

Консультацию подготовила инструктор по физической культуре: Ануфриева .З.В.



Предварительный просмотр:

Аквааэробика

 Проект по физическому развитию детей дошкольного возраста (плавание)

«Вода — Друг детей»

Пояснительная записка

По типу – адаптированный

По форме содержания и процесса деятельности – оздоровительный

По основополагающей цели и основному направлению – здоровьесберегающий

По своей направленности – оздоровительный

По уровню образования – дошкольный

Аквааэробика в ДОУ. Проект по физическому развитию детей дошкольного возраста (плавание) «Вода — Друг детей»

Вводная характеристика аквааэробики

Аквааэробика

– это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движений в воде под музыку. Идея аквааэробики впервые была описана в манускриптах Древнего Китая. В те времена при обучении восточным единоборствам китайские монахи часто заставляли своих учеников отрабатывать резкость и точность ударов в воде. Веками у представителей различных цивилизаций вода служила для занятий спортом и для активного отдыха. Хорошо известно, что древние греки и римляне использовали воду в разных целях, включая и снятия усталости, и улучшения общего самочувствия. В современном обществе, уже многие годы вода используется при физиотерапии различных заболеваний. Спортсмены решили использовать практику древних и перенесли выполнение аэробных упражнений в бассейне. Так, появилась аквааэробика, которая тут же завоевала популярность не только у профессионалов, но и у людей, далеких от спорта, ведь основной задачей аквааэробики является достижение оздоровительного эффекта у занимающихся. Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днем, так как она подходит практически всем. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика. Они быстро утомляются при статических нагрузках. Им свойственно динамика. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения во многом сходные с состоянием невесомости. Поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше.

В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений.

https://www.maam.ru/upload/blogs/ac41ec707cea4e9d58a9f131a07440ec.jpg.jpg

Прежде всего, занятия в воде помогают расслабиться, снимают мышечное и нервное напряжение, укрепляют нервную систему. Во время занятий присутствует и своеобразный массаж, который оказывает окружающая тело вода. Благодаря ему кожа становится увлажненной, упругой и эластичной. Водный массаж не дает накапливаться в тренируемых мышцах молочной кислоте, поэтому даже после самых интенсивных тренировок вы не почувствуете болевых ощущений. И это несмотря на то, что во время занятий работают практически все группы мышц, что способствует подвижности в суставах и гармоничному развитию мускулатуры.

Аквааэробика

– эффективна для детей с избыточным весом, так как выталкивающая сила воды создает для них благоприятные условия. А так же движения в воде благо-приятно воздействует на уменьшение жира и рост ребенка. Занятия данным видом аэробики помогают развить гибкость, ловкость и выносливость, силу, ловкость, быстроту и координацию движений. Кроме того, занятия в воде позволяют разгрузить позвоночник и, если добавить специальные упражнения, то можно исправить осанку.

https://www.maam.ru/upload/blogs/a98427e323bee3d96e22e431498bb4e4.jpg.jpg

Аквааэробика является одним из самых малотравматичным видом фитнеса.

Занятия по аквааэробики принося детям радость эмоциональный заряд. Одной из особенностей детской аквааэробики является выполнение упражнений в вертикальном и горизонтальном положении тела на мелкой и глубокой воде.

На занятиях используется спортивный инвентарь: нудолы, дощечки, обручи, мячи, гантели для аквааэробики.

Аквааэробика для дошкольников влияет следующим образом на детский организм:

•Устраняет повышенную раздражительность и возбудимость

•Гармонично развивает мышцы ног, спины, живота, груди, рук, плечевого пояса

•Предупреждает сколиоз

•Формирует правильный «мышечный корсет»

•Приносит замечательный терапевтический и расслабляющий эффект

•Снимает стресс

•Формирует здоровый образ жизни

•Улучшает общее самочувствие

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

В последнее время значительно увеличилось число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также детей с ослабленным здоровьем и пониженной двигательной активностью. По результатам исследованиям медицинских показателей детей посещающих дошкольное учреждение, выявлено детей:

Цель проекта

- совершенствование основных систем жизнеобеспечения организма: сердечнососудистой, дыхательной и иммунной системы, и повышение двигательной активности.

Задачи:

1. Оздоровительные: охрана и укрепление здоровья ребенка, его гармоничное психо-физическое развитие, укрепление сухожилий связачно-суставного аппарата, развивать своды стопы и мускулатуру, формирование правильной осанки, повышение сопротивляемости растущего организма к инфекциям, приобщение к здоровому образу жизни.

2. Образовательные: совершенствование плавательных навыков, развитие гибкости, чувства ритма, координации движений, чувство радости и удовольствия от движений в воде.

3. Воспитательные: развитие коммуникативных качеств у детей, воспитание двигательной культуры, нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость.

Сроки и этапы реализации проекта:

• Продолжительность обучения – 1 год

• Режим занятий – 2 раза в неделю

• Режим занятий в учебной группе определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями МБДОУ.

• Формы занятий – групповые.

Занятия по аквааэробике имеют определенную структуру

•1 часть – разминка

•2 часть – основной комплекс

•3 часть – восстановленный период (упражнения на восстановления, стрейчинг, упражнения на расслабление, упражнения на гибкость)

Ожидаемые результаты:

• Повышение двигательной активности ребенка

• Повышение сопротивляемости организма к различным заболеваниям

• Укрепление мышечного «корсета»

• Развитие гибкости, выносливости, ловкости, быстроты, координации движений и умение слушать музыку при выполнении упражнений

• Эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде, проявление чувства радости и удовольствия от движения в воде.

Методы воспитания:

•Методы формирования сознания (методы убеждения) объяснения, показ

•Практические методы

Средства воспитания:

• Виды деятельности (игровая, трудовая)

• Спортивное оборудование

• Музыкальное сопровождения

Работа с родителями

• Консультации с родителями

• Открытые занятия по аквааэробики

• «слайд – шоу» по занятиям аквааэробике

Занятие состоит из разминки, основного комплекса с использованием спортивного оборудования (мячи, нудолы, гантели для аквааэробики, стрейчинг и релаксация.

Для чего нужна разминка?

Разминка нужна для подготовки всех систем нашего организма к последующей деятельности. Она усилит эффективность наших действий и снизит вероятность получения травмы. Разминка должна включать упражнения для суставов, мышц, сердца, системы кровообращения и нейромышечной системы.

Желаемые реакции организма вызываемых разминкой.

•Упражнения разминки должны стимулировать выделение синовиальной жидкости в синовиальную капсулу и разогревание сухожилий, мышц и связок, окружающий каждый сустав. Это обеспечивает необходимое увлажнение и амортизацию суставов и позволяет добиться максимально возможной подвижности в каждом суставе, что достигается упражнениями на гибкость.

•Упражнения разминки должны увеличивать частоту сердечных сокращений, стимулировать кровоснабжение мышц и доставку в них кислорода. Это способствует разогреванию тела, делает мышцы более эластичными и позволяет с большим комфортом выполнять основную нагрузку, что достигается упражнениями, повышающими пульс.

•Упражнения разминки должны удлинять мышцы, позволяя добиваться большей амплитуды движения. Это даст им возможность более эффективно сокращаться во время основной тренировки и снизит риск получения травмы при растягивании во время выполнения основного комплекса упражнений, что достигается упражнениями на растягивание.

•Упражнения разминки должны активизировать мозговые и нервно-мышечные каналы, повысить внимание и концентрацию, отработать двигательные навыки и проработать мышцы и суставы в тех движениях, в которых они будут задействованы во время основной тренировки, а также довести частоту сердечных сокращений до желаемого уровня, что достигается разогревающими упражнениями.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ

«Восьмерки», «Дворники», «Лыжная гонка», «Выпады в сторону», «Водный экватор», «Кенгуру», «Водные педали» и другие.

ОСНОВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Комплекс упражнений с нудолом № 1

1. И. п. – стоя в воде по пояс, руки на нудоле.

1 - надавить на нудол, опуская его под воду.

2 - И. п.

2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на нудоле.

1-поворот влево

2 -и. п.

3-поворот вправо

4 - и. п.

3. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на нудоле.

1-4 – движение рук по спирали.

4. И. п. – стоя, руки вперед.

1-руки вверх

2 -и. п.

5. И. п. – стоя, руки в замок положить на живот.

1-4- интенсивно передвигать руки вперед и назад, создавая

сильные волны

6. И. п. – стоя, руки перед грудью.

1-поворот вправо

2-и. п.

3-поворот влево

4-и. п.

7. И. п. – стоя, руки на пояс.

1-4 –круговые движения тазом.

8. И. п. – стоя в воде, руки на нудоле

1-4-прыжки ноги врозь.

9. И. п. – лежа на воде, нудол под шею.

1-4 – движение ног вверх и вниз.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Этот период включает в себя четыре этапа:

1. Упражнения, восстанавливающие пульс.

2. Растягивание на поддержание и дальнейшее развитие эластичности мышц.

3. Упражнения на расслабление.

4. Упражнения на гибкость.

1. Упражнения, восстанавливающие пульс:

вдох и выдох под воду – 5 раз.

2. Упражнения на растягивание:

выполняются по 6 раз:

1. И. п. - О. с.

1- поднять правую ногу вверх

2 - И. п.

3 - Поднять левую ногу вверх

4 - И. п.

2. И. п. – О. с., руками держась за бортик

1 - согнуть правую ногу назад и поднимать ее к ягодице

2 - И. п.

3 - согнуть левую ногу и поднимать ее к ягодице

4 - И. п.

3. Упражнения на расслабление

а) на нудоле: положить нудол под голову, ноги вытянуть вперед.

б) упражнение «звездочка» и «медуза»

в) положить голову на нудол и ноги то же положить на нудол, тело расслабить.

4. Упражнения на гибкость

1) «Морской конек»

2) «Поплавок»

3) «Рыбка»

4) «Паучок»

5) «Рыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система закаливающих процедур в детском саду.

Дошкольный возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным резул...

Анализ закаливающих процедур

Анализ закаливающих процедур...

Закаливающие процедуры в летний период.

Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья. Задача закаливания – приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде....

ПРОВЕДЕНИЕ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ СНА И ЗАКАЛИВАЮЩИХ ПРОЦЕДУР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОГО

Проведение гемнастики после сна с использование потешок и не традиционного оборудование для закаливающих процедур...

Закаливающие процедуры после дневного сна для детей дошкольного возраста и младших школьников.

Стихотворно-игровая форма данной закаливающей гимнастики, делает пробуждение легким, интересным и позволяет быстро запомнить упражнения, вызвать у ребенка чувство радости и удовлетворения от движений,...

Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Дл...

Закаливающие процедуры

Закаливающие процедуры...