"Оценка двигательной активности дошкольников"
статья по физкультуре

Алёшкина Ольга Петровна

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека.
 На мой взгляд,  активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия  на здоровье и физическое развитие, обеспечивает и  психоэмоциональный комфорт ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_dvigatelnoy_aktivnosti.docx261.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Оценка двигательной активности дошкольников»

МДОУ « Детский сад комбинированного вида №131»

инструктора по физической культуре: Алёшкина Ольга Петровна.

D:\Olga\Desktop\Фотоархиф\садик лето 2015\IMG_0002.JPG

                                           

   

г. Саратов

Двигательная активность является естественной потребностью организма человека.
На мой взгляд,  активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия  на здоровье и физическое развитие, обеспечивает и  психоэмоциональный комфорт ребенка.

 Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей, мы  в нашем ДОУ выдвинули несколько задач:
•увеличить двигательную активность;
•создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
•повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
•воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

 В соответствии с этим , мы предлагаем примерную цепочку двигательного режима воспитанников в течение дня:

Утренняя гимнастика           совместная физкультурная деятельность             физкультминутка            минутка здоровья (дыхательная )          прогулка, подвижные игры            гимнастика после дневного сна          гимнастика после дневного сна          самостоятельная и игровая деятельность           вечерняя прогулка, подвижные игры

Оценку двигательного режима мы проводим на основании комплекса показателей:

- время двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометрожа;

- объёма двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;

- интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчёт ЧСС – удары / мин.) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

 Обследование объёма ДА  мы производим с помощью шагомера. В сентябре наши педагоги провели обследование ДА в каждой возрастной группе,   по итогам обследования ДА воспитанники были  распределены на 3 группы ДА :

- дети первой группы не требуют особого внимания со стороны педагога;

-  к детям второй группы ДА  следует осуществлять индивидуальный подход: увеличивать их ДА за счёт организованной педагогом двигательной деятельности.

-  у детей 3 группы  снижать ДА  путем предложения им малоподвижных игр, игр на внимание и координацию, умственных игр (шашки, шахматы, головоломки и др. настольные и развивающие игры).

Мы рекомендуем поддерживать дружбу детей  между всеми  группами ДА.

Особое внимание  мы уделяется физкультурным занятиям; ежемесячно в каждой

возрастной группе проводим  медико-педагогический контроль. Данные наблюдения проводятся врачом или медицинской сестрой совместно с заведующим, старшим воспитателем, инструктором по физической культуре. Хочется отметить, эта методика освоена всеми педагогами нашего детского сада. 

Более подробно я хочу рассказать о структуре нашего физкультурного занятия. Физкультурные занятия состоят из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

 вводная часть (разные виды ходьбы, бег, строевые упражнения и др.)  

основная часть (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, подвижная игра);

 заключительная часть(ходьба, малоподвижная игра, упражнения на восстановление дыхания).

Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физических функций организма.

Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений – стоя, сидя, лёжа. Подбор упражнений должен быть разнообразным, с чередованием их для различных мышечных групп, чтобы обеспечить распределение мышечной нагрузки равномерно на конечности и туловище. Упражнения проводятся с использованием физкультурных пособий и без них.

Затем следуют упражнения в основных движениях обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии проходит сочетание обучения и закрепления 2-3 движений.

Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскоки, лазанье т.п.).

Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. В этой части проводятся различные виды ходьбы, игра малой подвижности с двигательными заданиями.

Упражнения проводятся с использованием физкультурных пособий и без них.

С помощью хронометража мы определяем общую продолжительность занятия и его отдельных частей.

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путём вычисления  общей и моторной плотности.

При определении общей плотности учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений показ и объяснения инструктором, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простой по вине инструктора, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах.

полезное время

Общая плотность =----------------------------------х 100

продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80 -90%.

В зависимости от задачи конкретного занятия, его содержания может меняться его моторная плотность, особенно в младших возрастных группах от 60% до 85%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребёнком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70 -85%.

                                         

время, затраченное на движения

Моторная плотность = ----------------------------------------х 100

общее время занятия

 

Количественную характеристику двигательной активности детей на занятии  мы измеряем с помощью шагомера.

Двигательная активность зависит от методики и организации занятия. Она выше при использовании фронтального, поточного или группового способов организации детей. Но на первых этапах обучения и при выполнении сложных движений особое значение имеет индивидуальный метод.

Нагрузка зависит от числа упражнений, частоты их повторения, амплитуды и темпа движений.

Достижение тренирующего эффекта обеспечивается оптимальными показателями двигательной активности детей.

Для обеспечения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки наш врач проводит измерения частоты сердечных сокращений 10- секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 мин.

На основании изменений частоты сердечных сокращений строим физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений : по горизонтали откладываются в масштабе времени части занятия, а по вертикали -  показатели частоты сердечных сокращений.

 При правильном построении занятия физиологическая кривая постепенно повышается от начала занятия к основной его части. Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. В вводной части занятия частота сердечных сокращений обычно возрастает на 15-20%, в основной части – на 50 – 60% по отношению к исходной величине, а во время  подвижной игры учащение её достигает 70 – 90 % (100%). В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5 – 10%, после занятия (спустя 2-3 минуты) возвращается к исходному уровню. В зависимости от содержания занятия, формы организации и методики проведения можно получить кривые различного типа, с одной или несколькими вершинами.

 Эффективность занятия зависит не только правильного его построения, но и от достаточного оборудования зала и соблюдения соответствующих гигиенических условий.

  Проанализировав работу по оптимизации двигательной активности в нашем детском саду можно отметить положительные изменения:

  • Возрос интерес детей к разным видам упражнений
  • Повысилась двигательная активность  детей, разнообразилась игровая деятельность.
  • Детям старшего дошкольного возраста стала свойственна высокая потребность в движениях. Двигательная активность стала более целенаправленной.
  • Малоподвижные дети стали более активными и самостоятельными, у них появился интерес к игровым упражнениям разной интенсивности, уверенность в своих действиях и желание участвовать в коллективных подвижных играх.
  • Гиперактивные дети стали более уравновешенными, спокойными. У них появилось устойчивое внимание, позволяющее быстрее воспринимать двигательные задания и выполнять их более качественно.
  • Дети стремятся к организации различных игр, к общению друг с другом. Они пытаются самостоятельно выполнять достаточно трудные двигательные задания, добиваясь хорошего результата.

Используемая методика: «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Тарасова Т.А.Творческий центр. Сфера М. 2006

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные подходы к оздоровлению детей в ДОУ как способ развития двигательной активности дошкольников.

Двигательная активность – один из главных механизмов, обеспечивающих полноценное развертывание генетической программы.Чем больше двигательных действий совершает ребенок, тем быстрее он развивает...

Двигательная активность дошкольников в режиме дня

Мы знаем, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой...

Развитие двигательной активности дошкольников

Двигательная  активность является  важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольников. Дети которые систематически занимаются физическими упражнениями  посещают секции и кружки...

Консультация: "Двигательная активность дошкольника - как показатель его двигательного развития".

Правильная организация двигательного режима - удовлетворение естественных биологических потребностей детей в движении....

Семинар педагогов-дошкольников ГБОУ Школа 718 "Способы повышения двигательной активности дошкольников в режимных моментах"

На семинаре участники в результате коллективного обсуждения искали и нашли предпосылки создания условий повышения двигательной активности воспитанников и делились своим опытом....

Оценка двигательной подготовленности дошкольника.Методические принципы диагностики.

ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА: содержание и организационно – методические принципы диагностики....

«Организация двигательной - игровой среды для повышения двигательной активности дошкольников»

Рекомендации по созданию  благоприятной физкультурно-игровой среды, организация двигательной активности и вовлечение детей в активные игры для    развития  их моторных навыков и фо...