Оценка двигательной подготовленности дошкольника.Методические принципы диагностики.
методическая разработка по физкультуре
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА: содержание и организационно – методические принципы диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические принципы диагностики дошкольника | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко».
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКА:
содержание и организационно – методические
принципы диагностики
Инструктор по физической культуре
Ключникова Ирина Михайловна
САМАРА
В соответствии с санитарными правилами для ДОУ тестирование двигательной подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре. Воспитатели групп и медицинский персонал оказывают необходимую помощь в его организации и проведении.
При определении медицинских противопоказаний нельзя ориентироваться только на группу здоровья. Например, во вторую группу здоровья входят дети с уплощением стопы, аллергическими проявлениями, часто болеющие. В то же время к ней относят детей, имеющих более серьезные патологии (гипертензионно–гидрецефальный синдром, грыжи, пороки сердца, заболевания почек и др.). А эти дети требуют строго дифференцированного подхода к тестированию и специального набора безопасных тестов.
Диагностики двигательной подготовленности нацелена на определение, прежде всего, степени «умелости» ребенка, т.е. выявляет уровень овладения программными двигательными умениями и навыками. Поэтому уровень двигательной подготовленности оценивается, прежде всего, качественными параметрами. В основу современной методики оценки двигательной подготовленности дошкольника положены идеи и принципы изучения развития его движений, разработанные в отечественной и зарубежной науке и богатый опыт работы детских садов.
При тестировании учитываются уровень здоровья ребенка, конституционные, врожденные особенности строения тела, особенности нервной системы, природные задатки двигательных способностей, а также влияние обучения и окружающей среды.
Особое внимание следует уделить методике проведения тестирования, сущность которой заключается в создании игровой атмосферы. Активное использование игровой (младший и средний возраст) и соревновательной (старший возраст) мотивации, включение игровых персонажей, использование маленьких призов – сувениров, предвосхищающих положительную оценку, обеспечивают проявление максимальных возможностей ребенка и позволяют дать объективную оценку уровня его двигательной подготовленности.
Оценка уровня двигательной деятельности детей проводится в начале года (исходное) и в конце (итоговое). Наиболее оптимальным для исходного тестирования считается период с 15 сентября по 15 октября. Начинать следует со старших групп, так как детям младшего возраста необходим более длительный срок для адаптации. Тестирование проводится с детьми в возрасте не ранее 3 лет 6 месяцев. Полученные данные определяют дальнейшую программу воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми, а также используются для оценки степени эффективности работы воспитатели и педагога по физической культуре.
При организации обследования следует учесть целый ряд организационно-методических условий:
- Предварительная оценка врачом состояния здоровья детей
- Присутствие двух-трех взрослых (воспитателя, инструктора по физической культуре, медицинской сестры), что позволит четко распределить функции в работе с детьми. Один может организовывать деятельность детей, подавать команды, использовать игровые и стимулирующие приемы во время тестирования, другой – вести активное наблюдение за техникой выполнения движений и состоянием детей, третий – фиксировать результаты в протоколе.
- Подготовка протоколов
- Подготовка места и условий для проведения обследования. Для объективности получения данных целесообразно проводить обследование в хорошо известных ребенку условиях в одно и то же время. Оптимальное время с 9-00 до 11-00, а также с 16-00 до 17-00, т.е. часы, в которые проявляется максимальная активность подавляющего большинства детей.
- Проведение игровой разминки, направленной на подготовку всего организма и отдельных мышечных групп ребенка к выполнению тестовых заданий. Длительность такой разминки 3-5 минут. Способ проведения – фронтальный. Содержание обычно составляют разные виды ходьбы и непродолжительного бега, подготовительные упражнения (но не подводящие! Так как они осуществляют обучающую функцию).
- Обязательность присутствия детей и обследующих взрослых в спортивной обуви и форме, что обеспечивает соответствующий настрой на результат и серьезность решаемых задач, создает оптимальные условия для получения максимальных показателей и обеспечивает установление ассоциативных связей между процессом обучения на занятии и обследовании.
- Подготовка спортивного и игрового оборудования, измерительных приборов, т.е. своеобразного «диагностического чемоданчика», наполненного соответствующим содержимым для каждого вида тестирования.
- Все тестовые задания (кроме теста на общую выносливость) предлагается выполнить три раза. Фиксируется лучший результат.
- При диагностике двигательной подготовленности педагог не должен показывать или подсказывать способ выполнения задания. Его словесные указания должны только нацеливать на качественное и результативное выполнение движений.
- Использование методики игрового тестирования («Кенгурята», «Сильные ноги», «Не задень», «Тир» и т.п.) обеспечивающей непринужденный характер общения педагога и ребенка и выявление максимальных показателей в усвоении навыков движений.
В работе по диагностике двигательной подготовленности детей дошкольного уровня предлагается программа – минимум, которая прошла апробацию в дошкольных учреждениях общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего вида, а также экспертизу в НИИ гигиены и охраны детей и подростков (Березина Н.О. и Лашнева И.П. 2003). Количественные показатели уровня овладения основными видами движений, получаемые с помощью тестовых заданий, дополняются активным наблюдением, позволяющим сделать полный анализ «рисунка движений ребенка». Оценка сформированности навыка движения производится по трех бальной системе (соответственно низкий, средний и высокий уровень), либо изображается графическим способом с использованием геометрических фигур (низкий уровень - ∆, средний уровень -, высокий уровень -○ ).
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ХОДЬБЫ
Обследование лучше осуществлять в процессе занятий физической культурой, наблюдая за каждым ребенком во время ходьбы во вводной части, когда дети непринужденно и естественно продвигаются по залу (длиной не менее 10м) без каких-либо указаний. Не следует использовать установку типа «идти красиво как солдат, спортсмен, балерина», так как в данном случае ребенок переходит на шаг с высоким подниманием бедра или ходьбу с носка. Задачи исследователя – выяснить умение ребенка правильно ходить обычным шагом.
ПОКАЗАТЕЛИ ХОДЬБЫ:
Младший возраст
- прямое ненапряженное положение туловища и головы.
- свободные движения рук и ног (еще не ритмичны и неэнергичны)
- согласованные движения рук и ног
- примерное соблюдение направления с опорой на ориентиры
Средний возраст
- прямое ненапряженное положение головы и туловища
- свободное положение рук от плеча
- шаг ритмичный, но еще нестабильный и тяжеловатый
- соблюдение направления без опоры на ориентиры
Старший возраст
- хорошая осанка
- свободные движений рук от плеча со сгибанием в локтевых суставах
- шаг энергичный, ритмичный, стабильный.
- выраженный перекат с пятки на носок
- активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая)
- умение соблюдать направление
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ БЕГА
Обследование бега может осуществляться на физкультурном занятии во вводной части или во время проведения теста на скорость (на 30м)
ПОКАЗАТЕЛИ БЕГА:
Младший возраст
- туловище прямое (или немного наклонено вперед)
- выраженный момент «полета»
- свободные движения рук
- соблюдение направления с опорой на ориентиры
Средний возраст
- небольшой наклон туловища, голова прямо
- руки полусогнуты в локтевых суставах
- выраженный вынос бедра маховой ноги (под углом 40-50˚)
- ритмичность бега
Старший возраст
- небольшой наклон туловища, голова прямо
- руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед – внутрь
- быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом 60-70˚)
- опускание толчковой ноги с носка с выраженным распрямлением в суставах
- прямолинейность, ритмичность бега
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРЫЖКОВ
Содержимое диагностического чемоданчика: мел, рулетка, флажки (3-4)
Обследование можно проводить в физкультурном зале (при условии наличия мата) в виде игры «Кенгуру». Детям предлагается встать около черты (на краю пропасти) и прыгнуть как можно дальше через пропасть, оттолкнувшись двумя ногами. Кенгурята должны перепрыгнуть это опасное место и вернуться невредимыми в своей маме – кенгуру. В старшей и подготовительной группах можно использовать соревновательный прием «Чей прыжок дальше». Место приземления каждого ребенка (по пяткам) отмечается флажком.
ПОКАЗАТЕЛИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С МЕСТА
Младшая возраст
- исходное положение: ноги на ширине стопы, руки опущены
- замах: руки слегка вперед, затем назад, ноги сгибаются в коленных суставах
- толчок: отталкивание одновременно двумя ногами
- полет: ноги слегка согнуты, положение рук свободное
- приземление: мягко и одновременно на две полусогнутые ноги
Средний возраст
- исходное положение: ноги параллельно на ширине ступни
- замах: руки вперед, затем полуприседание с наклоном туловища и отведением рук назад
- толчок: двумя ногами одновременно с махом руками вперед-вверх
- полет: руки вперед-вверх, туловище и ноги выпрямлены
- приземление: одновременно на обе ноги, мягко, с пятки на носок, положение рук свободное
Старший возраст
- исходное положение: ноги параллельно на ширине стопы
- замах: руки вперед, подъем на носки, затем – назад с активным полуприседанием и опусканием на всю стопу
- толчок: одновременно двумя ногами с резким махом руками вперед-вверх
- полет: туловище согнуто, вынос ног вперед
- приземление: одновременно на пятки обеих ног с перекатом на всю стопу, колени полусогнуты, руки выносятся вперед - в стороны, равновесие сохранено
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАНИЯ
Содержимое диагностического чемоданчика: мешочки (3 одного цвета и 3-другого) массой 150-200г или теннисные мячики, рулетка на 15м, флажки, мел.
Обследование проводится на площадке длиной не менее 20м, вдоль которой от линии броска натягивается рулетка. Детям предлагается по одному совершить по 3 броска каждой рукой (синими мешочками – правой рукой, а красными – левой) в виде игрового упражнения «Кто дальше». После бросков педагог фиксирует в протоколе и отмечает флажками по краю дорожки лучшие результаты в приземлении красного и синего мешочков. Обследование проводится в виде игры «Сильные руки», по результатам которой лучший игрок награждается медалькой (вымпелом, фишкой). Бросок осуществляется детьми способом «из-за спины через плечо», в младшем возрасте – «от плеча».
ПОКАЗАТЕЛИ МЕТАНИЯ:
Младший возраст
- исходное положение: ноги слегка расставлены, мешок в опущенной руке
- прицеливание: туловище слегка наклонено вперед, рука сгибается в локтевом суставе
- замах: согнутая в локтевом суставе рука отводится к плечу, небольшой поворот вправо
- бросок: рука резко выпрямляется в направлении полета, небольшой наклон туловища вперед
- сохранение равновесия
Средний возраст
1. исходное положение: при метании правой рукой левая нога немного впереди, туловище повернуто в сторону броска, мешочек в опущенной руке
2. прицеливание: наклон туловища вперед, правая рука с мешочком поднимается вперед-вверх
3. замах: рука с мешочком проносится вниз - назад около колена и отводится в крайнее заднее положение, туловище слегка отклоняется назад
4. бросок: рука с мешочком резко выпрямляется, туловище поворачивается в сторону броска.
5. сохранение равновесия
Старший возраст
- исходное положение: при метании правой рукой стойка ног на ширине плеч, левая впереди, правая сзади, тяжесть тела равномерно распределена, рука с мешочком опущена.
- прицеливание: туловище немного подается вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, правая рука поднимается вперед-вверх, ребенок совмещает видимый ориентир и конец мешочка
- замах: рука переносится вниз - назад около колена и отводится в крайнее заднее положение, туловище поворачивается в сторону бросающей руки и отклоняется далеко назад, правая нога сгибается в колене и на нее переносится тяжесть тела, левая – становится на пятку, левая рука выносится вперед – «положение натянутого лука»
- бросок: правая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу, туловище наклоняется вперед, рука проносится около головы и резким рывком кистью совершает бросок
- сохранение равновесия: правая нога приставляется к левой.
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
Деятельность, результатом которой является самостоятельное создание ребенком новых вариантов, комбинаций движений, основанных на использовании имеющегося у него двигательного опыта, можно рассматривать как творческую.
Анализ двигательного творчества можно проводить по следующим направлениям – показателям (Э.Я.Степаненкова):
- отношение детей к творчеству: увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации. Искренность переживаний.
- Доступное ребенку качество способов творческих действий: быстрота реакции, гибкость мышления, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, своеобразие способов выполнений.
- Показатели качества детского творчества: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, предметов, персонажей и их отражение в действие. В игре. Поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей, передающих задуманное
Уровни проявления двигательного творчества оценивается по следующим критериям:
- Данные показатели не проявляются или проявляются в крайне стертой форме. Это – низкий (критический) уровень (1балл или ∆);
- Показатели проявляются, но не в полном объеме. С помощью и подсказкой взрослого или предлагается всего один вариант знакомого действия (игры). Это – средний уровень (2 балла или );
- Дети демонстрируют яркое проявление всех трех показателей, оригинальность, самостоятельность, большее разнообразие вариантов (два и более). Это, соответственно, высокий уровень (3 балла или ○).
Данные критерии являются едиными для всех возрастных групп, что позволяет проследить возрастные изменения и особенности формирования творческой направленности деятельности детей с трех до семи лет.
Оценка двигательного творчества в подвижных играх в связи со спецификой этой деятельности используются все три показателя. Однако в младшей группе творчество оценивается только по первому показателю, так как на данном возрастном этапе идет накопление двигательного опыта за счет активного подражания (имитации) действиям взрослого, сверстников, животных и пр. В средней – по первому и второму признаку, старшей и подготовительной к школе группах – по трем.
Рекомендуются следующие контрольно-тестовые задания:
В младшей группе оценка уровня происходит на основе анализа результатов наблюдений за эмоциональным состоянием и перевоплощением ребенка во время игры.
Средняя группа
После игры «У медведя во бору» детям задаются вопросы:
- Какими еще способами можно приближаться к медведю?
- Какие препятствия могут встретиться на пути? Подбери и разложи физкультурное оборудование.
- Кто, кроме медведя, может напугать детей в лесу? Как тогда будет называться игра? Как мы будем играть в новую игру?
Старшая группа
1. После игры «Сделай фигуру» («Море волнуется раз») воспитатель предлагает разные ее варианты: дети выполняют заранее оговоренную роль морского животного, рыбы; изображают разное состояние моря: полный штиль, шторм и т.п.; придумывают фантастическую морскую фигуру по одному, в парах, в тройках.
При каждом проигрывании воспитатель наблюдает за эмоциональным состоянием ребенка, находчивостью, выразительностью, оригинальностью движений и соответствием его пластики характеру изображаемого героя.
2. После игры «Бездомный заяц» детям предлагается придумать варианты игры (оценивается оригинальность и количество)
Подготовительная группа
Наряду с заданиями для старшей группы дополнительно предлагаются новые творческие задания, которые оцениваются по третьему показателю:
1. Детям предлагается придумать подвижную игру по сказке «Красная шапочка», «Маугли» (сказки и рассказы можно менять)
Оценивается умение отобрать противоборствующие роли для участников, определить двигательные действия соревновательного характера, продумать сигналы к началу, перемене и концу действий, кратко сформулировать правила игры.
2. Детям предлагается поучаствовать в конкурсе «выдумщиков»: придумать новую и самую интересную игру (считалку, жеребьевку, сопровождающий текст к игре)
По результатам обследования на всю группу по каждому виду движений составляется отдельный протокол. Сравнение полученных данных производится с показателями, приводимыми в современных программах дошкольного образования. Следующие таблицы рекомендованы Г.Лесковой и Н.Ноткиной (Оценка физической подготовленности дошкольников // Дошкольное воспитание, 1989, №10)
ПРЫЖКИ В ДЛИНУ С МЕСТА таблица 1
№ п/п | Фамилия, имя | Показатели техники | Результат | Уровень | ||||
И. П. | З А М А Х | Т О Л Ч О К | П О Л Е Т | П Р И З Е М Л. | ||||
1 2 … | Иван М. | + | + | + | + | + | 102см | высокий |
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕГА (30м, сек) Таблица 2
Возраст, лет | Пол | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 | М Д | 9,4 – 8.7 9,8 – 8,7 | 9,5 – 9,9 9,9 – 10,2 | 10.0 – 10.7 10,3 – 12.7 |
5 | М Д | 8,3 – 7,9 8,8 – 8,3 | 8,4 – 9,2 8,9 – 9,2 | 9,3 – 10,0 9,3 – 10,2 |
6 | М Д | 7,6 – 7,5 8,2 – 7,8 | 7,7 – 8,2 8,3 – 8,8 | 8,3 – 8.5 8,9 – 9.2 |
7 | М Д | 7,2 – 6,8 7,5 – 7,3 | 7.3 – 7.5 7.6 – 7,9 | 7.6 – 8,0 8,0 – 8.7 |
ПОКАЗАТЕЛИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С МЕСТА (см) Таблица 3
Возраст, лет | Пол | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 | М Д | 70,0 и больше 70.0 и больше | 58,0 – 69.5 60,0 – 60,0 | 57,0 и меньше 59,0 и меньше |
5 | М Д | 92, 0 и больше 87,0 и больше | 77,1 – 91,6 76,2 – 86,5 | 76,0 и меньше 75 и меньше |
6 | М Д | 101,0 и больше 100,0 и больше | 86,3 – 100,0 88,0 – 99,6 | 85, 0 и меньше 87,0 и меньше |
7 | М Д | 113.0 и больше 114,0 и больше | 100,0 – 112,7 98,0113.4 | 99,0 и меньше 97,0 и меньше |
ПОКАЗАТЕЛИ МЕТАНИЯ ВДАЛЬ (м) Таблица 4
Возраст, лет | Пол | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 | М пр лев Д пр лев | 5,5 и дальше 4,8 и дальше 5,2 и дальше 3,7 и дальше | 4,1 3,4 3,4 2,8 | 2,5 и ближе 2,0 и ближе 2,4 и ближе 1,8 и ближе |
5 | М пр лев Д пр лев | 7,5 и дальше 4,7 и дальше 5.9 и дальше 4,5 и дальше | 5,7 4,2 4,4 3,5 | 3,9 и ближе 3,0 и ближе 3,5 и ближе 2,5 и ближе |
6 | М пр лев Д пр лев | 9,8 и дальше 5,9 и дальше 8,3 и дальше 5,7 и дальше | 7,9 5,3 5,4 4,7 | 4,4 и ближе 3,3 и ближе 3,3 и ближе 3,0 и ближе |
7 | М пр лев Д пр лев | 13. 9 и дальше 10.8 и дальше 11,8 и дальше 8,0 и дальше | 10,0 6,8 8,3 5,6 | 6,0 и ближе 5,0 и ближе 5,5 и ближе 4,6 и ближе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка физической подготовленности детей в условиях ДОУ
Выступление на городском методическом обьединении старших воспитателей г. Волжска 29.11.10...
Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Держим на контролеКакие показатели, выявляющие состояние здоровья, предполагает программа комплексной оценки физических возможностей дошкольников? Наличием каких двигательных навыков и физи...
Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
план работы по физкультуре...
Методические рекомендации по развитию физических качеств и оценке физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Дошкольное учреждение должно создать условия для эффективного развития каждого ребёнка независимо от уровня двигательной подготовленности и группы здоровья.Решение данной задачи требует выбора оптимал...
Организационно-методические принципы тестирования физической и двигательной подготовленности дошкольников
Данный материал рекомендуется использовать при проведении тестирования физической подготовленности детей 3-7 лет . В статье содержится подробное описание нескольких тестов, а также указывается содержа...
«Двигательное творчество дошкольников» (методическая копилка)
Творческий подход к организации двигательной активности детей. Использование нестандартного оборудования для игр....
диагностика комплексной оценки физического развития и двигательной подготовленности детей 3-7 лет
Ежегодно мною два раза в год в первой половине дня в одних и тех же условиях проводится диагностика комплексной оценки физического развития и двигательной подготовленности детей 3-7 лет. Д...