Использование элементов сказкотерапии в плавании для малышей
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Быкова Екатерина Сергеевна

«Сказкатерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_v_plavanii.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «ДС «НЕПОСЕДЫ»

Заседаний городской творческой группы инструкторов по физической культуре №1: Использование различных форм проведения занятий, способствующих повышению у детей мотивации к занятиям физической культурой

ДОКЛАД

(с использованием презентации) 

по теме:

Использование элементов сказкотерапии в плавании для малышей

Инструктор по физической культуре

с обучением плаванию

Быкова Е. С.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

Музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А. Сухомлинский

Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями развития, ищут новые личностно-ориентированные  подходы в образовании . Сегодня многие педагоги озадачены поиском нетрадиционных форм работы с детьми, чтобы любая деятельность с ребенком была интересной и увлекательной. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста-ИГРА, поэтому  учебная задача перед детьми ставиться  ненавязчиво, легко и играючи.

 Как воспитать и развить основные способности ребенка? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? - вот первостепенная задача, стоящая перед  педагогом.

Вот и я решила подойти к своей работе нетрадиционно и внедрила  использование элементов сказкотерапии в   занятия по плаванию для детей младших дошкольных групп.

Обучение детей младшего дошкольного возраста плаванию с использованием элементов сказкотерапии, является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

 «Сказкатерапия» - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой.

Использование элементов   «сказкотерапии» в плавании прослеживается, в первую очередь - повышением у детей мотивации к занятиям плаванием, в необходимости преодоления страхов (воды, большого помещения), эмоционального развития малыша, в развитии коммуникативных качеств, в развитие творческого потенциала личности ребенка (вхождение в образ).

Цель сказкотерапии в плавании: помочь ребенку адаптироваться к плаванию в бассейне.

Задачи:

  • Снятие эмоционального напряжения
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  • Обучение навыкам взаимодействия детей друг с другом
  • Развитие внимания, восприятия, воображения.

Этапы работы:

  1. Ознакомление детей с содержанием сказок.
  2. Закрепление полученных знаний через игровую деятельность.
  3. Использование элементов сказкотерапии , для решения  учебных задач по плаванию.

 

Для своих занятий по плаванию я использую русские народные сказки, авторские и сказки собственного сочинения, которые помогают детям снять эмоциональное напряжение и  побуждают вместе со сказочными героями отправиться в путешествие для решения поставленных задач, развивают уверенность в себе.  

Для успешного проведения занятий плаванием бассейн украшается необходимыми декорациями, что позволяет погрузить детей в сказочную атмосферу.

Детям предлагается побывать в разных ролях. Во время игры малыш сбрасывает страхи, которые таятся у него в подсознании, неуверенность в себе, агрессию.

Для планирования конкретного занятия я ставлю перед собой определенные учебные задачи и использую вариативность  заданий.

Вариативность  заданий используемых в деятельности с детьми в бассейне:

  • Дидактическое (в форме учебного задания)
  • Медитативное (для снятия психоэмоционального напряжения), путешествия, релаксация.
  • Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), вхождение в образ.

Сказка – любимый детьми жанр, понятный и доступный их пониманию, это своеобразное зеркало, оно отражает реальный мир через призму личного восприятия ребенка. В сказке нет ничего невозможного, это прежде всего, шанс понять и принять окружающий мир, изучить его и, может быть, изменить что-то в себе. Сказка имеет и волшебную лечебную силу. Нередко в ней находятся решения проблем, ответы на вопросы, ключи к загадкам, она помогает малышу справиться с трудностями и увидеть себя героем: «Лягушонок  смог, и я смогу!» – скажет кроха и начнет погружаться в воду.

Сказка – это эффективный и достаточно простой способ воспитания. С ее помощью можно ребенка уговорить, успокоить, помочь избавиться от страхов, стать увереннее в себе… Сказка как метод воспитания и терапии эффективна в любом возрасте. И особенно в детстве!

Таким образом, использование элементов сказкотерапии в плавании, оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние большинства детей, у них появляется интерес к занятиям  плаванием, снижается уровень эмоционального напряжения, уменьшаются страхи. У детей появляется доверительное, доброжелательное отношение к педагогу. У них налаживаются доброжелательные взаимоотношения между собой.

Литература:

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

2. Вологодина Н. Г. Детские страхи днём и ночью. - М.: «Феникс», 2006.- 106с.

3. Гари Линдред, Линда Хоумер и др. Игровая терапия как способ решения проблемы ребёнка. Москва – Воронеж. 2001.

4. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

5. Дружинин Б. Игра как лечение. Будь здоров №9. 2005.

6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / 
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с.

7. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: "Российское педагогическое агентство", 1997

8. Корепанова М., Брежнева М. Сказкотерапия как средство самопознания младших дошкольников. Дошкольное воспитание. 2008. №1

9. Короткова Л.Д. «Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы» - М.: ЦГЛ, 2003.

10. Леви В. Л. Приручение страха. – М.: Метафора, 2006.- 192с.

11. Лешкова Т. Коробка со страхами // Дошкольное воспитание. - 2004.- №10.-с. 30-32.

12. Панфилова М. А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. - 1999.- №8.- с. 10-12.

13. Шишова, Т.Л. Страхи – это серьезно. Как помочь ребенку избавить-
ся от страхов / Т.Л. Шишова. – М.: Искатель, 1997. – 94 с.

14.Шорохова О.А. «Играем в сказку»;1999г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...

КОНСПЕКТ совместной деятельности взрослых и детей с использованием элементов сказкотерапии в период адаптации «Осенняя сказка» для детей 2-3 лет и родителей

в адаптационный период очень важно наладить контакт не только с детьми, но и с их родителями. Именно на это направлено предложенное совместное занятие для детей раннего возраста и родителей с использо...

Использование элементов сказкотерапии на занятиях по плаванию.

В последнее десятилетие ведущими психологами и педагогами в процессе обучения дошкольников применяется такой метод, как сказкотерапия, они используют сказку для формирования личности ребенка....

Использование элементов сказкотерапии на занятиях по плаванию ММО

Доклад на тему :«Использование элементов сказкотерапии на занятиях по плаванию».        Подготовил:инструктор по физической культуреПрохода Алексей ...

Мастер-класс для молодых педагогов детского сада по использованию элементов сказкотерапии в развитии речи дошкольников «Театр для малышей»

Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого ран...