по тестопластике на тему : «Солнечный цветок»
методическая разработка по физкультуре (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Программа курса
Робототехника для дошкольников
Информатизация и технология современного мира оказывает влияние на людей с самого детства. Информатизация и технологизация не только изменили среду жизнедеятельности взрослого человека, но и оказали влияние на формирование детской среды. Одной из задач педагогов и родителей является не только приобщение детей к технологическому миру, а также снижение рисков негативного влияния технологического мира на развитие креативности, любознательности, воображения , а также положительного влияние на эмоциональную, мотивационную сферу современного ребенка.
Детская школьная робототехника это то направление, которое позволит не только приобщить детей дошкольного возраста к современным технологиям, но и одновременно будет способствовать развитию внимания, оперативной памяти, мышления и воображения, творческой активности и самостоятельности. Занятия робототехникой позволят приобщить детей к работе в команде, что позволит в естественных ситуациях общения со сверстниками и педагогом развивать коммуникативные умения, в том числе речевых функций.
Программа составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы технической направленности курса «Игровая робототехника»
Дополнительная общеразвивающая программа «Игровая робототехника» направлена на создание благоприятных условий развития
● каждого ребенка в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, склонностями и интересами;
● способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и педагогом;
ориентирована на формирование
● общей культуры детей, их социальных и интеллектуальных качеств, ответственности, инициативности.
( Можно дополнить)
Программа «Робототехника для дошкольников» составлена на основе программы «Игровая робототехника». Программа рассчитана на определение целей, постановку задач и их решение в педагогической деятельности дошкольного отделения гимназии №70 Петроградского района Санкт-Петербурга.
- Цели и задачи программы
Цель программы- обеспечение развития логического, пространственного и конструкторского мышления, активизация познавательной деятельности детей через внедрение робототехники ( и еще каких модуле?), развитие творческих способностей соответствующих требованиям современного общества.
Цель реализуется через решение следующих задач, соответствующих ФГОС дошкольного образования:
формирование
● личной ответственности за результаты своей деятельности на примере разработки собственных и совместных проектов;
● уважительного отношения к самому себе, взрослым и сверстникам;
● умений совместной работы в команде, договариваться, выслушивать и принимать альтернативную точку зрения, учитывать интересы и чувства сверстников, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно выражать свои чувства;
● корректного поведения в коллективе;
● основ безопасной технологической деятельности. ( можно дополнить)
Цель реализуется посредством использования форм, методов и приемов организации развивающей деятельности детей, соответствующих их возрастным и индивидуальным психолого-физиологическим особенностям, ориентации на интересы и возможности каждого ребенка.
Использование педагогических методов и технологий: (можно дифференцировать более подробно)
Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительноиллюстрированные, проблемные, частичнопоисковые и исследовательские. Обязательное чередование различных педагогических технологий (преимущественно, игровых и проектных, включая выполнение индивидуальных и групповых творческих проектов),просмотр видеофильмов с их последующим обсуждением, организация и проведение конкурсов и соревнований по робототехнике. Применение ИКТ. Методы стимулирования и мотивации обучения (занимательные и развивающие игры, конкурсы и соревнования, просмотр тематических видеофильмов и мультфильмов).
- Принципы и подходы к формированию программы
Мир современных детей наполнен разнообразными техническими объектами, интерес к которым проявляется с самого раннего детства. Развитие цифровых технологий, в том числе робототехники, как приоритетных технологий будущего, поэтому
● ориентация на развитие детей, расширение их представлений об окружающем мире и техникотехнологической среде.
● использование междисциплинарного подхода для отбора и структурирования содержания обучения;
● системная реализация подхода развития и воспитании в процессе знакомства с основами робототехники и 3Dпрототипирования;
● обеспечение единого процесса социализациииндивидуализации с учетом потребностей, возможностей и способностей каждого ребенка для обеспечения обогащенного развития детей;
● использование электронного учебнометодического комплекса для педагога с разработанными методическими материалами по каждому уроку (технологическая карта, методические рекомендации, презентационные материалы).
( можно дополнить или изменить)
Целевая аудитория в дошкольном образовании: дети 5-6 лет. Дети дошкольной возрастной группы будут изучать робототехнику в рамках образовательной области «Познавательное развитие», что представляет из себя пропедевтическую подготовку к дальнейшему изучению креативного программирования, робототехники и 3D-прототипирования в предметных курсах «Технология», и «Информатика». (Можно дополнить причинами выбора изучения робототехники)
- Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации\ | |||
Всего | Теория | Практика | контроля | |||
1 | Введение в робототехнику | 3 | 2 | 1 | Мини-проект | |
2 | Язык программирования Scratch |
15 |
5 |
10 | ||
2.1 | Основная часть | 12 | 5 | 7 | ||
2.2 | Итоговая работа | 2 | 2 | Мини-проект сцена | ||
2.3 | Подведение итогов | 1 | 1 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в робототехнику
Что изучает курс «Свободная робототехника»? Определение собственных целей изучения курса. Первичное тестирование детей, направленное на выявление развития памяти, внимания, логического, пространственного, конструктивного мышления. Беседа «Что мы знаем о роботах?» Обсуждение плана эссеразмышления на тему «Для чего нужны роботы человеку». Минипроект “Мой помощник Робот”: рисунок, устный рассказ.
Раздел 2. Язык программирования ScratchJn
Кто такие программисты? Что общего и в чем отличия компьютерной программы и программы спектакля в детском театре. Что нам предлагает компьютер ( как он думает).
Основная часть 2.1 Знакомься, я- ScratchJn. Изучаем экран ScratchJn. Работаем по представлению (создаем героя). Формируем пространство для героя, выбираем геометрические фигуры, соединяем их и составляем инструкции (скрипт). Задаем движения (трансформации) при помощи алгоритма. Наполняем новые слайды различными объектами (животными)- объекты и спрайты. Создаем возможности для развития творческого потенциала детей при создании новых. Путешествуя по разным уголкам планеты, вводим новые понятия, применяем звуковые эффекты, наполняем слайды спрайтами, которые выполняют движения ( трансформации).Создаем условия для развития творческого потенциала детей.
Итоговая работа 2.2 Создание мини-проектов в ScatchJn. Играем в театр- сцена.
Подведение итогов 2.3 Игровые приемы при защите мини-проектов. Повторное тестирование.
Тематическое планирование
№ | Тема | Цели |
1 | Представление о роботехнике (сказка или рассказ) |
|
2 | Изображение робота |
|
3 | Введение новых понятий (алгоритм) |
|
4 | Знакомство с ScratchJn. |
|
5 | Создание героя |
|
6 | Создание и возможности изменения пространства героя. Создание новых слайдов. |
|
7 | Создание алгоритма для движения |
|
8 | Знакомство с командами по изменению (трансформации) героев. космос. |
|
10 | Введения нового понятия цикличность для работы с героем. Путешествие по разным уголкам планеты. Подводный мир. |
|
9 | Введение звукового эффекта при создании алгоритма на ранее созданных слайдах. |
|
11 | Путешествие по разным уголкам планеты. Джунгли. |
|
12 | Путешествие по разным уголкам планеты. Пустыня. |
|
13 | Путешествие по разным уголкам планеты. Холодные места планеты. |
|
14 | Введение звукового эффекта при создании алгоритма на ранее созданных слайдах. |
|
15-16 | Создание сцены |
|
17 | Составления рассказа по созданным слайдам |
|
18 | Подведение итогов |
|
- Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы «Робототехника для дошкольников»:
● сформировать устойчивый интерес к робототехнике, проектной, исследовательской и конструкторской деятельности; ●сформировать понимание личной ответственности за результаты своей деятельности; ●сформировать уважительное отношение к самому себе, взрослым и сверстникам; ●сформировать умения совместной работы в команде, договариваться,выслушивать и принимать альтернативную точку зрения, учитывать интересы и чувства сверстников, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно выражать свои чувства; ●сформировать навыки корректного поведения в коллективе; ●сформировать первичные умения безопасной технологической деятельности. ● умения выражать свои мысли, потребности, строить логически взаимосвязанные предложения в ситуациях общения, аргументировать и обосновывать свою позицию; ● развитие мышления, оперативной памяти, внимания и воображения, реализуемых в разных видах творческой конструкторской, проектной и исследовательской деятельности, в конкурсах, занимательных и развивающих играх, соревнованиях; ● умений осознанно принимать и выполнять условия совместной деятельности и совместно принятых норм поведения; ● первичные оценочные умения, в том числе самооценка результатов личной проектной деятельности и экспертная оценки результатов проектной деятельности своих сверстников в области основ робототехники; ● первичные коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия в детском коллективе. ● сформировать первичные сведения о роботахи3Dпринтерах,их назначен и возможностях использования в быту и на производстве; о цифровых лабораториях и их назначении; о проектах и проектной деятельности об управлении роботом, об основах языка программирования ScratchJn.
( Нужен ли этот раздел в программе?)
2. Организационнопедагогические условия
2.1. Условия реализации программы
Материальнотехническое обеспечение:
Характеристика помещения для занятий по программе (Приложение 1) ●Помещение площадью 1520 кв. м. ●Рабочее место преподавателя (администратора) ●Рабочее место ученика (15 посадочных мест) ●Игровая зона ●Стеллаж для хранения комплектов оборудования
Оборудование, необходимое для реализации программы в расчете на одного обучающегося (Приложение 2): 1.Ноутбук 2.ScratchDuino.Лаборатория 3. ScratchDuino.Робоплатформа . 4.Электронный конструктор “Знаток 320 схем” 5.3D принтер RUBOT Mini (один на кабинет)
Информационное обеспечение: Официальный сайт РОББОКлуба http://robboclub.ru/ Официальный сайт ScratchDuino http://www.scratchduino.ru/ Файлсервер http://files.scratchduino.ru/ Wiki ScratchDuino http://wiki.scratchduino.ru/ Группа ScratchDuino на Google+ https://goo.gl/uVRm6D
Видеоканал ScratchDuino на YouTube https://goo.gl/Y5jDz8 Группа Вконтакте http://vk.com/scratchduino Адрес русскоязычной техподдержки support@scratchduino.ru Кадровое обеспечение. Для реализации дополнительной общеразвивающей программы технической направленности «Игровая робототехника» педагог должен: ● иметь высшее или среднее профессиональное образование в области дошкольного образования; ● пройти повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Теория и методика преподавания образовательной робототехники», 72 часа.
2.2. Оценочные материалы. Формы аттестации
ПЛАН оценивания учеников (для ведения дневника преподавателя)
Стратегии оценивания | До начала занятий | Во время занятий | В завершении занятий |
Выявление потребностей учащихся | Собеседование с ребенком в присутствии педагога психологом. Беседа с родителями (законными представителями) | Таблицы наблюдения за учеником,которые заполняются педагогом. | Рисуем:Что узнали?Чему научились? |
Поощрение самостоятельности и взаимодействия | Обсуждение и составление плана работы с группой и каждым учеником (план помогает определить цели,выработать пути для их достижения,определить критерии оценки) | Самооценка и рефлексия по итогам занятия.Обратная связь от сверстников в виде высказываний(организуется педагогом) Наблюдения за работой детей позволяет определить навыки совместной деятельности. | Ученики готовят и вручают друг другу самостоятельно выполненные стикеры «Спасибо,Друг!»При вручении говорят,за какие добрые дела и поступки. |
Мониторинг прогресса учащихся | Опора на личный опыт учеников-изучение его работ,интересов,достижений. | Неформальные наблюдения и интересные случаи.Статистика работ учащихся,выступления с мини-проектами ит.д. | Сертификаты вручает преподаватель всем детям «Талант робототехники», «За лучший проект по управлением роботом» и т.д. |
Демонстрация понимания и применение новых знаний | Отзывы родителей | Файлы работ учеников,отзывы родителей | Переход на следующий уровень программы в начальной школе |
2.3. Список литературы
Литература для педагогов
1. Вострикова Е.А. ScratchDuino.Лаборатория: руководство пользователя / Е.А.Вострикова, Л.С.Захаров, Е.А.Львова. — СПб: Множительный центр ЗАО «Тырнет», 2015. — 53 с. 2. Вострикова Е.А. ScratchDuino.Робоплатформа: руководство пользователя / Е.А.Вострикова, Л.С.Захаров, Е.А Львова. — СПб:Множительный центрЗАО «Тырнет», 2015. — 70 с. 3. Каталог сайтов по робототехнике — полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://robotics.ru/ (дата обращения: 02.07.2015) 4. Никитина Т.В. Образовательная робототехника как направление инженернотехнического творчества школьников [Текст]: учебное пособие / Т.В.Никитина. — Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. унта, 2014. — 169 с. Режим доступа: http://goo.gl/s9UIdU (дата обращения: 02.07.2015) 5. Образовательная робототехника Режим доступа: wiki.tgl.net.ru/index.php/Образовательная_робототехника (дата обращения: 02.07.2015) 6. Креативное программирование / К. Бреннан, К. Болкх, М. Чунг Режим доступа: : https://goo.gl/OJJy4c (дата обращения: 09.09.2016)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии «Солнечный цветок».
Цель: воспитывать экологическую культуру через любовь к природе и познание окружающего мира. Продемонстрировать детям цикл жизни растений на примере подсолнуха. Научить практическим умениям посадки се...
конспект нод по тестопластике в старшей группе "Солнечный цветок"
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на...
на тему: «Солнечный цветок» (Тестопластика)
Конспект занятия на тему : «Солнечный цветок» (Тестопластика)...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству (тестопластике) в старшей группе на тему "Солнечный цветок"
Организовать деятельность детей по обогащению и систематизаций знаний о подсолнечнике и его значении в жизни человека.Организовать деятельность детей на формирование и развитие интереса к художественн...
Конспект занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: "Солнечный цветок".
...
Конспект проведения совместной деятельности с детьми средней группы по теме: Рисование «Солнечный цветок».
Цель: Учить передавать красоту цветов одуванчиков, форму листьев.Совершенствовать навыки смешивания красок на палитре для получения оттенков.Развивать композиционные навыки: расположение растени...
План- конспект Непосредственной Образовательной Деятельности Образовательная область: Познание Тема: «Солнечный цветок»
План- конспектНепосредственной Образовательной ДеятельностиОбразовательная область: ПознаниеТема: «Солнечный цветок»...