«Опосредованное руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей»
статья по физкультуре
«Опосредованное руководство
самостоятельной двигательной деятельностью детей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Опосредованное руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей» | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Опосредованное руководство
самостоятельной двигательной деятельностью детей»
«Ребенку доставляет большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других».
П.Ф. Лесгафт
Двигательная деятельность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного ребёнка, состояние его здоровья.
Организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Задача педагога – активизировать интерес к движению, научить управлять ими, обогащать состав и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.
«Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учётом здоровья, возраста и времени года». Проводя разные формы двигательной деятельности, педагог обязан:
- наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),
- изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,
- выбирать место для проведения игр,
- изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,
- определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.
Самостоятельная двигательная деятельность детей занимает значительное место в режиме дня дошкольников. Действия детей зависят от условий, организованными взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребёнка. Для этого должна быть создана предметно-пространственная среда.
ФГОС ставит к предметно-развивающей среде определённые требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность, трансформируемость.
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.
При организации двигательной деятельности необходимо использовать инновационные подходы, такие как индивидуализация, изменение предметно-развивающей среды, педагог для ребёнка становится партнёром, игровая деятельность является ведущей.
Для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей. На спортивной площадке необходимо предусмотреть свободное пространство: дорожки для бега, места для прыжков, метания, для лазания и т.д. В распоряжение детей (как в помещении, так и на площадке) должен быть предоставлен разнообразный инвентарь (скакали, обручи, мячи, и т.д.).
В самостоятельной деятельности дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности, дети имеют разный уровень двигательной активности. С целью оптимизации ДА детей в их самостоятельных играх важно обращать внимание на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. У малоподвижных детей это достигается за счёт интенсивных движений (бег за мячом, прыжки через скакалку и др.), а у чрезмерно подвижных – за счёт менее интенсивных движений (бросание, ловля, лазание по гимнастической лестнице и др.). Разнообразие движений с использованием пособий стимулирует более тесное общение детей в играх.
В руководстве двигательной активностью детей с разной подвижностью могут быть выделены два основных этапа.
На первом этапе устанавливаются непосредственные контакты педагога с каждым ребёнком, выясняются его интерес к играм, упражнениям и физкультурным пособиям, его взаимоотношения со сверстниками, выявляется наличие двигательного опыта. Для развития самостоятельной деятельности детей создаются необходимые условия, оказывается своевременная помощь каждому ребёнку в выборе игр и упражнений, физкультурных пособий, места для игры. На этом этапе применяются следующие методы и приёмы: совместное выполнение упражнений ребёнка с педагогом, объяснение и показ более сложных элементов движений, поощрение. Основным направлением руководства двигательной активностью детей в процессе самостоятельной деятельности является обогащение её разнообразными движениями.
На втором этапе осуществляется более интенсивное опосредственное воздействие педагога на двигательную активность детей разной подвижностью.
Важным приёмом в руководстве ДА детей является внесение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений, что способствует увеличению ДА малоподвижных детей и вносит определённый смысл в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Использование различного физкультурного инвентаря и оборудования побуждает их к сюжетному оформлению своих игр. Например, если дети играют в игру «Моряки», то внесение педагогом таких пособий, как наклонные доски, обручи и др., ведёт к разнообразию действий. Ходьба по наклонной доске – это подъём « по трапу на пароход», прыжки с гимнастической скамейки в обруч – «прыжки в воду с моста» и т.д. К приёмам, способствующим регулированию двигательной активности детей разной подвижностью, относится объединение их для совместных игр. Например, составить группу из 3-х человек, куда вошли гиперактивный ребёнок, малоподвижный ребёнок и ребёнок у которого данное упражнение получалось очень хорошо. Дети упражнялись вместе, добиваясь хорошего результата, у них возникло стремление к совместному выполнению и других упражнений. Важным приёмам в руководстве двигательной активности является сосредоточение чрезмерно подвижных детей на играх и упражнениях средней и низкой интенсивности; малоподвижных – на выполнение упражнений с высокой интенсивности.
Все предложенные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учётом интереса ребёнка к играм, разным видам деятельности и пособиям.
Используемая литература:
1. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей «Двигательная активность ребёнка в детском саду» М.А. Рунова, издательство «Мозаика-Синтез» 2000, Москва
2. Организация самостоятельной двигательной активности детей Е. Демидова Дошкольное воспитание, 2004, №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.
Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...
Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.
Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...
Двигательная деятельность детей в процессе организованной образовательной деятельности с детьми 2 – 3 лет.
Учить переступать через препятствия.Упражнять детей в поскоках для достижения поставленной цели.Развивать чувство равновесия, координацию движений.Закреплять умение реагировать на сигнал, слушат...
МЕТОДИКА РУКОВОДСТВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ
Как правильно организовать двигательную активность детей на прогулке...
Поддержка инициативы и самостоятельности детей в культурно практической и двигательной деятельности детей.
Одним из значимых показателей степени развитости личности является уровень его инициативности. Что же такое инициативность? Инициативность — это способность личности к самостоятельной деятельност...
Двигательная деятельность детей. Формирование интереса к двигательной деятельности.
Консультация для родителей....
«Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»
laquo;Двигательная активность детей в ДОУ. Организация двигательной деятельности детей в ДОУ в соответствии с ФГОС.»...
- Мне нравится (1)