Статья: Ловкость и координационные способности у детей.
статья по физкультуре

Воеводкина Тамара Ивановна

 Ловкость – как   часть координационных способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portala.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Ловкость и координационные способности у детей

Ловкость выступает как интегральное проявление координационных способностей. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связаны с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость - в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которая требует находчивости, быстроты, переключаемости движений.

Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

       Показателем ловкости является координационная  сложность движений. Здесь учитывается  время, необходимое для овладения  сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими  упражнениями и играми.
     Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 5-7лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 5- 7 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. Таким образом, дети должны выполнять как  можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно  совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.
     При развитии ловкости необходимо учитывать  возрастные особенности детей. В  дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.
     О степени ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.
     Ловкость  совершенствуют в упражнениях с  быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, ), акробатики,  упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим.

Одним из проявлений ловкости является умение сохранить равновесие тела в статическом  положении и в движении. Устойчивость тела у детей при статических позах с возрастом улучшается.  Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты,. Не следует также забывать, что  в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
     К развитию ловкости приводит систематическое  разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной  системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

 Развитием   координационных  способностей является - игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений, либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными  двигательными действиями и т. п.. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно  подготовлены к определенному виду упражнений. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные задачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации    -

Отсюда следует сделать вывод по координационным способностям.

1. Координационные способности – это один из ведущих факторов эффективной  двигательной деятельности.

2.  Координационная способность более широкое понятие,  чем ловкость, и

включает его в себя.

3. В управлении движениями действиями координационные способности занимают

промежуточное положение между координационными способностями (физические качества) и двигательными навыками и умениями.

 Ловкость – является  частью координационных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».

В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....

Степ-аэробика как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка раздела  общеобразовательной программы дошкольного образованияОбразовательная  область «Физическое развитие»Выполнила: инструктор по физической культуре Ю.А. Чибриков...

Календарно-тематический план работы по самообразованию «Игры эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Разработать и использовать такие методы и средства, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы стойким и выносливы...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...