«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»
методическая разработка по физкультуре (старшая,подготовительная группа) по теме
Краткая аннотация проекта
В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата: «МИО 2.2С», «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся».
Компьютерные программы «МИО 2.2С» и «Cardio» предназначены для осуществления непосредственно коррекционно - развивающей и профилактической деятельности по физическому развитию в индивидуальной форме с детьми, имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата.
Программа «Учимся и Оздоравливаемся» предназначена для коррекционно – развивающей, оздоровительной и профилактической работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития и с пониженным иммунитетом в групповой форме.
Данная работа является технологией для реализации моей программы «Развитие координационных способностей для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», изданной в 2005г. в соавторстве с кандидатом педагогических наук Дрень О.Е., Базукиной Г.К. и предназначенной для работы с детьми в групповой форме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ ДСКВ №77 «Эрудит»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 77
«Эрудит»
«Технология БОС- ортопедический
в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»
Автор – разработчик:
Изиланова Аниса Александровна,
инструктор по физической культу
высшей квалификационной категории
МБДОУ ДСКВ №77 «Эрудит».
г. Нижневартовск – 2012
Содержание.
1. Краткая аннотация проекта……………………………………………………. 2
2. Обоснование необходимости проекта…………………………………………. 2
3. Цели и задачи проекта ……………………………………………. …………… 4
4. Основное содержание проекта …………………………………… …………… 5
4.1 Теорические основы применения технологии
БОС – ортопедический в коррекционно – развивающей работе с
детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата. ………………………
4.1.1 Физиологические основы применения метода
биологической обратной связи по электромиограмме.……………… ………... . 5
4.1.2. Принципы использования метода биологической обратной
связи. …………………………………………………………………… ………… 8
4.1.3. Основные понятия метода биологической обратной связи. …. ………… 9
4.1.4. Материально – техническое и методическое обеспечение
метода. …………………………………………………………………. …………. 9
4.1.5. Применение метода биологической обратной связи по
электромиограмме для коррекции нарушений опорно –двигательного
аппарата. …………………………………… ………….. ………………………... 9
4.1.6. Методика коррекционной работы с применением
технологии БОС. ……………………………………………………… ….………...11
4.2. Компьютерные программы комплекса
«БОС - опорно-двигательный» ……………………………………… …………….12
5. Ресурсы …………………………………………………………………………… 15
7. Партнеры.. …………………………………………………………………………17
8. Целевая аудитория. ………………………………………………………………..17
9. План реализации проекта ……………………………………………………… 19
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект …………………………… 20
11. Перспективы дальнейшего развития проекта ……………………………… 23
12. Литература. ……………………………………………………………………… 25
1. Краткая аннотация проекта
В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата: «МИО 2.2С», «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся».
Компьютерные программы «МИО 2.2С» и «Cardio» предназначены для осуществления непосредственно коррекционно - развивающей и профилактической деятельности по физическому развитию в индивидуальной форме с детьми, имеющими нарушения функций опорно – двигательного аппарата.
Программа «Учимся и Оздоравливаемся» предназначена для коррекционно – развивающей, оздоровительной и профилактической работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития и с пониженным иммунитетом в групповой форме.
Данная работа является технологией для реализации моей программы «Развитие координационных способностей для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата», изданной в 2005г. в соавторстве с кандидатом педагогических наук Дрень О.Е., Базукиной Г.К. и предназначенной для работы с детьми в групповой форме.
2. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики; актуальность проекта для педагога, образовательного учреждения; степень адекватности педагогического проекта современным целям, задачам, логике развития образования).
В настоящее время проблема профилактики коррекции отклонений в состоянии здоровья российских детей приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников (84,9%) с различными отклонениями в состоянии здоровья, а в нашем образовательном учреждении 100% детей имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Научные исследования (Н.Н. Ефименко, 1991г., Е.С. Черник, 1997г., С.И. Веневцев, 2000г.) свидетельствуют о том, что наиболее серьезные отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата распространяются на сферу координационных способностей – базиса, формирующего фонда новых двигательных умений и навыков, основы успешного физического развития детского организма.
Эти отклонения являются одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений, физического развития в целом.
В рамках модернизации образования перед практиками сама жизнь поставила несколько задач, в том числе о возможности применения компьютерных технологий для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в физическом и психическом развитии.
В связи с вышесказанным, актуальным в представленном проекте является использование компьютерных программ в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – образовательном процессе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Проанализировав данные мониторинга показателей уровня развития координационных способностей, я пришла к выводу, что традиционные методы развития и коррекции нарушений данных способностей далеко не всегда в полной мере удовлетворяют ожидаемые результаты. Это обстоятельство обусловлено объективными причинами.
Во – первых длительный период коррекции и развития координационных способностей, во вторых, короткий срок сохранения достигнутого результата, который при условии несистематического повторения может угаснуть, в третьих наблюдается низкая мотивация на выполнение специальных коррекционных упражнений детьми в силу их физического недуга.
Благодаря бурному развитию электроники и применению ее достижений в физиологических исследованиях живых организмов (Штарк М.Б., 1988, 1999) с середины 1970-х годов во всем мире стал повышаться интерес к методу биологической обратной связи (БОС). Сам термин появился в 1969г. в США, где было образовано первое общество по изучению проблем БОС. Физиологической основой этого направления науки явились фундаментальные исследования российских ученых: И.М.Сеченова, И.П. Павлова, П.К.Анохина. Положительные результаты, полученные в различных лабораториях, послужили основанием для применения данного метода не только в медицине, но и в педагогике. Пионерами в разработке и применении методов БОС в педагогике в нашей стране явились ученые Института экспериментальной медицины РАМН (г. Санкт – Петербург). Эти исследования продолжаются и в настоящее время в Москве под руководством члена – корреспондента РАМН А.М. Вейна (Рябус М.В., 1998), Новосибирске под руководством академика РАМН М.Б. Штарка (1998). Крупнейшим в России в мире разработчиком и производителем аппаратуры БОС является научно – производственная фирма ЗАО «Биосвязь». Основатель Сметанкин А.А.
Представленный педагогический проект способствует реализации целей, задач, которое современное общество ставит перед образованием, т.к. сегодня уже ясно, что человек не сможет жить в информационном обществе будущего, не владея так назы ваемой компьютерной грамотностью. Ком пьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошколь ном возрасте.
3. Цели и задачи проекта (определение конкретных целей, которые ставятся для решения поставленной проблемы, а также задач, которые будут решаться для достижения поставленной цели).
Цель проекта: определить возможности и целесообразность использования компьютерных программ на основе технологии биологической обратной связи в коррекционном процессе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата для повышения показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете, физического развития.
Задачи:
1. Проанализировав научно-педагогическую и методическую литературу, изучить теоретическое обоснование использования технологии биологической обратной связи в профилактической и коррекционно – развивающей работе двигательных нарушений детей дошкольного возраста.
2. Провести педагогическое обследование детей по выявлению показателей уровня развития координационных способностей, физической подготовленности.
3.Апробировать и внедрить в коррекционно - развивающую работу с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата нетрадиционный метод: метод биологической обратной связи посредством компьютерных программ на основе технологии БОС – ортопедический.
4.Провести сравнительный анализ показателей уровня развития координационных способностей с целью определения эффективности данного метода в коррекционной работе.
4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проекте и т. Д.).
Успехи современной коррекционной работы при нарушениях опорно – двигательного аппарата опираются на прочный фундамент достижений физико-математических и естественных наук. Полноценная диагностика нарушений и их качественная коррекция в настоящее время немыслимы без учета новых данных о функционировании живого организма и использования новейших технологических разработок. Биологическая обратная связь — это «обратный» возврат человеку информации о функционировании его внутренних органов и систем.
Метод БОС - это современный метод коррекции, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков и представляет собой комплекс упражнений, при проведении которых ребенку посредством специальных технических устройств, цепи внешней обратной связи, передается информация о состоянии той или иной функции его собственного организма. На основе полученной информации ребенок под руководством педагога с помощью специальных упражнений и аппаратуры развивает навыки самоконтроля и саморегуляции, т.е. способность произвольно изменять физиологическую функцию.
Наибольшее количество исследований по применению метода БОС в ортопедии посвящено такой распространенной патологии, как нарушения осанки (Блюменталь О.Н., 1999; Богданов О,В., 1990; Лавриков В.И., 1999; Пинчук Д.Ю., 2000). Во всех работах при сравнении эффективности традиционной методики коррекции и метода БОС отмечается более быстрое нарастание силы мышечного корсета и формирование навыка правильной осанки в случае применения метода БОС. Вопрос о значении принципа БОС для функционирования живых организмов впервые был поставлен в 1826 г. Ч. Беллом. Позднее работами Циона и Людвига (1866), И.М. Сеченова (Сеченов И.М. 1866) и Ч. Шеррингтона (1909) было доказано значение обратной связи как универсаль ного механизма регуляции и саморегуляции в живых организмах.
Возможности и перспективы применения новой технологии БОС первыми по достоинству оценили специалисты, занимающиеся движением, которые давно применяют приемы обратной связи для развития и восстановления двигательных навыков. Например: применение зеркал в хореографии, гимнастике, лечебной физкультуре; упражнения с надавливанием на звучащую игрушку в лечебной физкультуре при детском церебральном параличе и т.д.
Оценка внутренней структуры движения возможна лишь с помощью специальных аппаратов, которые отражают сигналы обратной связи изменения амплитуды электромиограммы мышц (Яковлев Н.М., 1991).
Общепринятой стала более простая методика с использованием накожных поверхностных электродов, традиционно применяемых в электромиографических исследованиях. Упрощение технологии значительно усилило интерес педагогов к возможностям метода БОС. Появилось большое количество работ, посвященных различным аспектам применения этого метода, которые могут быть разделены на два направления.
1. «Прямое» применение метода БОС, когда сигналы обратной связи отражают изменения функционального состояния тренируемой мышцы. Эта методика применяется для развития и восстановления двигательной функции (Богданов О.В., Пинчук Д.Ю., 1990).
2. «Непрямое» применение метода БОС для неспецифической релаксационной тренировки спазмы мимических мышц при заикании, коррекции психоэмоционального состояния, речевого дыхания.
Итак, существуют определенные предпосылки для реализации метода БОС в педагогической практике:
1.Получение информации о работе соответствующей физиологической системы.
2. Обучение воспитанника произвольному управлению работой этой физиологической системы.
3. Использование для решения указанных задач специальных технических устройств.
Таким образом, анализ литературы, посвященной применению метода БОС для коррекции двигательных расстройств, показал, что этот метод вызывает большой интерес специалистов и является перспективным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Основные понятия метода биологической обратной связи.
- Физиологическая функция.
Обязательным требованием к выбранной для коррекции или оздоровления физиологической функции является возможность ее объективной регистрации и количественной оценки.
2.Регистратор параметров физиологических функций. Роль первичного регистратора выполняют датчики, которые накладываются на необходимые части тела. Регистрация информации и ее предъявление ребенку происходят одновременно, не влияя на осуществление принципа БОС.
3. Прибор - преобразователь параметров физиологических функций в световые и звуковые сигналы.
В реальных условиях регистратор и преобразователь не являются самостоятельными приборами, а конструктивно объединены в единый прибор биологической обратной связи или в компьютерный комплекс.
4. Инструкция. Она должна быть ясной и понятной ребенку.
5. Мотивация. Для эффективного осуществления коррекции методом БОС абсолютно необходим еще один фактор, связанный с личностью ребенка – мотивация, т.е. активное желание заниматься своим оздоровлением. Высокий уровень мотивации может быть обеспечен как психологической установкой ребенка на выздоровление, так и внешними факторами, повышающими заинтересованность в процессе и результатах коррекции: в виде мультипликационных сюжетов, детских слайдов, сказок, игр.
Общие основы применения метода БОС для коррекции двигательных нарушений.
Методика функциональной коррекции двигательных расстройств с применением технологии БОС строится на основе положений и принципов общей и лечебной физкультуры и с учетом основных педагогических принципов:
1. Активность и сознательность.
2. Индивидуальный подход в соответствии с особенностями и общим состоянием воспитанника.
3. Наглядность и доступность - соответствие упражнений возможностям ребенка.
4. Систематичность и длительность.
5. Последовательность и постепенность в дозировке нагрузки и усложнении упражнений как в течение одного занятия, так и во время всего курса.
6. Цикличность тренировки - чередование нагрузки и отдыха: напряжение и расслабление мышцы. Продолжительность отдыха и расслабления, должна быть не меньше, чем нагрузки, сокращения.
Специальные задачи коррекции, оптимально решаемые методом БОС:
1. Восстановление и тренировка мышечного чувства.
2. Повышение сократительной способности мышц.
3. Снижение активности гиперактивных мышц (релаксация).
4. Формирование двигательного навыка:
- манипуляционной функции кисти;
- правильной осанки;
- походки.
Методика коррекционной работы с применением технологии БОС:
Методика коррекционной работы с применением технологии БОС определяются не столько диагнозом, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводится осмотр ребенка, во время которого:
1. Выявляются мышечные группы, определяющие двигательные дефекты.
2. Ставятся коррекционные задачи.
3. Определяется методика коррекции функционального состояния мышц, которая включает:
- подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;
- дозировку нагрузки;
- выбор аппаратуры БОС для проведения занятия.
4. В кабинете БОС проводятся диагностика чувствительности корректируемой мышцы, и проводится тренинг по определенному шаблону.
5. Длительность тренировки одной мышцы составляет не менее 10 мин. Величина нагрузки устанавливается для каждой тренируемой мышцы и регулируется уровнем чувствительности применяемого аппарата БОС посредством диагностического теста.
6. Продолжительность курса составляет не менее 10 занятий 2-3 раза в год.
7. Кратность проведения занятий не реже двух раз в неделю.
Методика проведения занятий БОС представляет собой совокупность практических приемов: сгибание, разгибание, приведение, отведение, напряжение, расслабление; средств: специальные коррекционные упражнения, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение коррекционных задач.
Предметом коррекции методом БОС является анализ мышечной деятельности при активных движениях, различных положениях и позах тела ребенка.
Средства технологии БОС - это специально подобранные и организованные движения ребенка: гимнастические и дыхательные упражнения.
Гимнастические упражнения представляют собой искусственные сочетания естественных для человека движений, разделенных на составные элементы, при выполнении которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними органы. На занятиях с применением метода БОС чаще всего применяются движения отдельных частей тела, выполняемые из определенных исходных положений, с заранее предусмотренным направлением, амплитудой, скоростью, степенью напряжения, расслабления или растягивания мышц.
Дыхательные упражнения - это упражнения с произвольным изменением характера и/или продолжительности фаз дыхательного цикла в сочетании с движениями туловища и конечностей (динамические дыхательные упражнения) или без них (статические дыхательные упражнения).
Этапы коррекционной работы:
I этап коррекции является подготовительным. В доступной форме ознакомление ребенка и/или его родителей с принципами БОС, акцентируя внимание на том, что приборы не оказывают никакого влияния на организм человека, а лишь регистрируют происходящие физиологические изменения.
Проведение пробного тренинга БОС, чтобы ребенок сам мог понять и почувствовать, что он должен делать. Обучение ребенка правильному выполнению упражнения по БОС по выбранному сигналу управления - главная цель подготовительного этапа. Продолжительность подготовительного этапа – 1 занятие.
II этап коррекции - основной. В этот период ребенок использует метод БОС для коррекции выбранной физиологической функции, например, для тренировки определенной группы мышц, до получения желаемого эффекта - развития необходимой мышечной силы, восстановления правильной осанки и т.д. Длительность основного этапа - 9-10 занятий.
Ш этап коррекции - заключительный. Задача этого этапа - добиваться воспроизведения полученного навыка управления физиологическими функциями собственного организма без использования приборов биологической обратной связи. Длительность -1 занятие.
Таким образом, общее количество сеансов, не менее 10.
Компьютерные программы комплекса «БОС - опорно-двигательный»
Программный комплекс «БОС - опорно-двигательный» состоит из двух программ: «МИО» и «Cardio», которые предназначены для индивидуальной коррекционной работы и программы «Учимся и Оздоравливаемся» с использованием мультимедийного оборудования для групповой работы с детьми имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата.
Компьютерная программа «МИО 2.2С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д. Программа реализуется методом биологической обратной связи по электромиограмме.
Компьютерная программа «Cardio» предназначена для коррекции нарушений функций грудной клетки и формирования правильного диафрагмального дыхания при ослабленном иммунитете для часто болеющих детей, нарушениях речевого дыхания методом биологической обратной связи.
Влияние диафрагмально-релаксационного дыхания имеет многофакторный характер. Помимо сознательного управления дыханием ребенок опосредованно воздействует на сердечный ритм, в результате чего восстанавливаются межсистемные связи в основном из-за нормализации вегетативной регуляции, что ведет к активации внутренних резервов организма, что, в свою очередь, способствует гармоничному развитию всего организма, и, значит, личности ребенка в целом.
Компьютерная программа на основе технологии биологической обратной связи «Учимся и Оздоравливаемся»
Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции без прибора ПБС-БОС – преобразователя биологических импульсов, основу которой составляет программа «БОС - Здоровье». Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент. Форма работы по данной программе - групповая. Эта программа может применяться как часть физкультурного или любого другого занятия и как самостоятельное интегрированное занятие.
Занятия по программе «Учимся и оздоравливаемся» построены на основе физиологических законах дыхательного цикла и сенсорных каналов. Дыхательный ритм детей дошкольного возраста, по научным данным, составляет 5 сек, в этот момент открыты сенсорные каналы, - оптимальный темп для подачи образовательной информации. Дидактический материал открывается на экране в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятия.
Интегрированное занятие состоит из двух частей:
- Оздоровительная – урок дыхания, где формируется диафрагмально- релаксационное дыхание, происходит тренинг мышц диафрагмы, коррекция нарушений функций грудной клетки, что, в свою очередь, способствует улучшению обмена веществ через лимфатические каналы - в целом происходит оздоровление организма за счет повышения иммунитета.
- Образовательно – коррекционная, где в частоте дыхательного цикла ребенка – дошкольника преподносится учебный материал: «Здоровая Азбука» и «Здоровая Математика». Специфика занятий: на выдохе сначала произносятся звуки, слова, а затем целые предложения.
Программа «Учимся и оздоравливаемся» предполагает взаимосвязь между инструктором по физической культуре и другими педагогами дошкольного образовательного учреждения: воспитателями, дефектологом, логопедом, психологом.
Данная программа эффективно применяется в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи и при задержке психического развития.
Итак, работа по компьютерным программам: «МИО», «Cardio» и «Учимся и Оздоравливаемся», предназначенны для коррекции нарушений функций опорно- двигательного аппарата, содержание которых составляют компьютерные игры, тематические слайды, сказки, решает не только коррекционные задачи, но и существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья, помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация, желание учиться и научиться новому.
Опыт работы мной был представлен на уровне образовательного учреждения, на муниципальном, региональном уровнях. Проводилась презентация кабинета БОС – ортопедический для родителей воспитанников (2007г.), выставка программного обеспечения к программам «МИО» и «Кардио» на конференции по теме: «Технология биологическая обратная связь. Её настоящее и будущее» под руководством президента Ассоциации биологической обратной связи А. А. Сметанкиным г. Санкт -Петербург (2009 г.), мастер – класс и выступление на курсах повышения квалификации воспитателей по теме «Современные подходы к организации работы педагога в группах компенсирующей направленности» (2010 г.), на городском методическом объединении показом интегрированного занятия «Использование технологий БОС (программа «Учимся и Оздоравливаемся»). Взаимосвязь в работе учителя – дефектолога с инструктором по физической культуре», г. Нижневартовск, 2010г., на II Региональной научно – практической конференции «Профессия педагога в условиях модернизации образования», г. Сургут, 2010 год, стендовым докладом: «Использование технологии БОС – ортопедический в работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата», ежегодно проводятся открытые занятия для родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения, размещается информация для родителей на сайте дошкольного образовательного учреждения, создан личный сайт в социальной сети Yandex.narod.ru, адрес сайта: miss.izilanova.narod.ru, создана страница в социальной сети работников образования nsportal.ru, адрес: http://nsportal.ru/user.
5. Ресурсы (временные, информационные, интеллектуальные (экспертные), человеческие (кадровые), организационные («административный» ресурс), материально-технические, финансовые).
- Временные ресурсы: 2006-2010гг.
- Интеллектуальные – патронаж Санкт – Петербургского НОУ «Институт биологической обратной связи», детская поликлиника №5 г.Нижневартовска (врач – ортопед Ханов Р.Э.).
- Кадровые ресурсы: 2006 год - осуществлена курсовая подготовка инструктора по физической культуре для работы по компьютерным программам технологии БОС – опорно - двигательный в городе Санкт – Петербурге;
- «Совершенствование системы и методов обучения физической культуры в ДОУ», БУ ДПО ХМАО –Югры «Институт развития и образования», 2009 год, удостоверение № 15198;
- «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС - Здоровье» для системы дошкольного и общего образования», Санкт Петербургский институт биологической обратной связи, 2009 год, свидетельство № 3210;
- «Современные подходы к организации работы педагога в группах компенсирующей направленности», Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2010 год, удостоверение № 464;
- «Мониторинг эффективности БОС – технологии в образовании детей и подростков», АУ «Институт развития и образования» ХМАО –Югры, 2010 год, удостоверение № 750;
- «Организация и проведение занятий по плаванию для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Нижневартовский государственный гуманитарный университет, 2011 год, удостоверение № 1994.
- Административный ресурс:
2006 год - при обретение дошкольным образовательным учреждением в рамках приоритетного национального проекта «Образование» кабинета «БОС - опорно-двигательный», осна щенного аппаратно-программным комплексом для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата и для работы в кабинете БОС - опорно-двигательный.
- Материально – техническое и методическое обеспечение проекта:
1. Оборудование.
№ | Наименование оборудования | Количество | Назначение оборудования |
1. | Компьютер (системный блок, монитор) | 2 | Программное обеспечение для тренировки мыщц опорно – двигательного аппарата. «Миотренажер» с программами: «МИО 2.2С и «КАРДИО 2.11С»; |
2. | Колонки | 3 комплекта | Для усиления звука |
3. | Клавиатура | 2 | Для оформления индивидуальных карточек, |
4. | Аппарат бесперебойного питания | 1 | Для безопасности работы компьютера |
5. | Ноутбук | 1 | Для проведения занятий по технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся», по программам «МИО» и «Кардио» |
6. | Принтер | 1 | Для печати полученных результатов |
7. | Сканер | 1 | Для оформления индивидуальных заданий для детей |
8. | Аппарат «Митон - 03» | 2 | Для тренировки мыщц опорно – двигательного аппарата |
9. | Стол (стандартный -1, детский -2) | 3 | Для установки мониторов |
10. | Кресло с высокими спинками и подлокотниками (с регуляцией высоты) | 2 | Для тренировки мыщц верхних конечностей, грудной клетки с фиксацией положения головы |
11. | Подставка для ног (с регуляцией высоты) | 1 | Для регулирования опоры нижних конечностей |
12. | Подушка | 1 | Для регулирования глубины посадки для работы по программе «Кардио» |
13. | Кушетка | 2 | Для тренировки мыщц спины, живота, ягодиц и тазобедренных суставов |
14. | Подставка (с регуляцией высоты) | 2 | Для установки аппаратов: «Митон», ноутбука, проектора |
15 | Аппарат ПБС - БОС | 2 | Для преобразований мышечных импульсов в видео и аудио сигналы для работы с ПК |
16. | Наушники | 2 | Для занятий по программе «Кардио» |
17. | Мольберт | 1 | Для демострационного материала |
18. | Проектор | 1 | Для проведения занятий по технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся» |
19. | Экран | 1 | Для проведения занятий по технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся» |
20. | Мешочки (гантели 200-400гр.) | 2 | Для тренировки мыщц нижних и верхних конечностей |
21. | «Мышь» | 3 | Для манипуляций на дисплее |
22. | Электроды датчиков электромиографические (многоразовые) | 6 | Для передачи биоимпульсов в ПБС |
23. | Электроды датчиков электромиографические (одноразовые) | 4 | Для передачи биоимпульсов в ПБС |
24. | Ремешки резиновые (короткие – 10, длинные - 10), | 20 | Для крепления миодатчиков к мышцам |
25. | Ремень | 2 | Для крепления датчика ЧСС («Кардио») |
26. | Электроды датчиков электроэнцефалографические | 2 | Для передачи ЧСС («Кардио») |
27. | Датчики электромиографические | 2 | Для передачи электромиограммы дыхательного цикла |
2. Программно – методическое обеспечение:
- методические рекомендации,
- научно – методическая литература,
- шаблоны диагностики и тренингов,
- рабочая программа «Развитие координационных способностей детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата»
- рабочая учебная программа «Ступени к здоровью», разработанная мной, утверждённая педагогическим советом.
- консультации для педагогов и родителей.
7. Партнеры.
Партнеры в осуществлении проекта:
- дети 5-7лет с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи,
задержкой психического развития, часто болеющие дети (целевая аудитория);
- родители;
- врачи: ортопед, педиатр, невролог;
- педагоги: инструктор по физической культуре, воспитатели, узкие специалисты,
8. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус):
Отбор детей производится врачом – ортопедом не столько ссылкой на диагноз, сколько характером двигательных нарушений. Для определения тактики коррекции врачом проводится осмотр ребенка, во время которого:
1. Выявляются мышечные группы, определяющие двигательные дефекты.
2. Ставятся коррекционные задачи.
3. Определяется методика коррекции функционального состояния мышц, которая включает:
- подбор упражнений и исходных положений для их выполнения;
- дозировку нагрузки;
- выбор аппаратуры БОС для проведения занятия.
Проект рассчитан на детей 5-7лет с сохранным интеллектом:
- с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи;
- задержкой психического развития;
- часто болеющие дети.
Показания к применению метода БОС.
Первое условие - это минимальная сохранность корректируемой функции.
Вторым условием является минимальная сохранность интеллекта, необходимая для понимания инструкций педагога и их выполнения. При стойких грубых нарушениях интеллекта врожденного или приобретенного характера, таких, как тяжелая олигофрения при синдроме Дауна, выраженное слабоумие после заболевании и травм головного мозга, заболевания «большой» психиатрии и т.д., ребенок просто не в состоянии осознать поставленную перед ним задачу.
Абсолютные противопоказания отсутствуют.
Относительные противопоказания первой группы:
- Возраст. Эффективность коррекции методом БОС напрямую зависит от интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств воспитанника. Вполне естественно, что маленькие дети такими качествами обладать не могут. Поэтому считается, что минимальный возраст ребенка должен быть 4,5 - 5 лет.
- Сохранность интеллекта (в смысле, его недостаточная сохранность).
- Сохранность эмоционально-волевой сферы - это положение касается не только патологических состояний психики, тесно связанных с нарушениями интеллекта, но и с капризностью ребенка, его нежеланием лечиться, «уходом в болезнь». Если сам ребенок не испытывает стремления к выздоровлению, то хороших результатов БОС - тренингов ожидать не приходится.
Ко второй группе относительных противопоказаний относятся следующие состояния:
- Тяжелые сопутствующие заболевания – острые инфекционные и неинфекционные, системные и хронические в стадии обострения.
- Заболевания, создающие принципиальную невозможность достижения положительного эффекта вследствие значительных анатомических изменений.
- Локальные патологические изменения: нейродермит, гнойничковые заболевания кожи.
- Ожирение III степени, при котором электрические сигналы от пациента могут ослабляться настолько, что полезный сигнал становится неотличим от шумов.
- Тяжелые нарушения возбудимости и проводимости сердца, затрудняющие применение метода БОС по ЧСС.
- Наличие диафрагмальной грыжи.
- Повышенная судорожная готовность головного мозга.
9. План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответственный |
Подготовительный | 1. Создать эффективную систему управления проектом | 1.Учеба на курсах повышения квалификации при НОУ «Институт биологической обратной связи», г. Санкт – Петербург. 2.Создание рабочей программы по реализации программ БОС- технологий: «МИО», «Cardio», «Учимся и Оздоравливаемся» для детей 4-7 лет с нарушениями опорно – двигательного аппарата. | Сентябрь- 2006г. Октябрь 2006г | Изиланова А.А. |
2. Обеспечить участников проекта необходимым оборудованием, материалом для участия в реализации проекта | 1.Приобретение кабинета БОС – опорно – двигательный. 2. Обучение специалиста для работы в кабинете БОС – опорно – двигательный. | сентябрь 2006г | Заведующая | |
Реализационный | 1. Апробировать программы «МИО», «Cardio». 2. Апробировать программу «Учимся и Оздоравливаемся» | 1.Презентация программ «МИО», «Cardio»: - на педсовете, - на родительском собрании. 2. Консультация врачей: ортопеда, педиатра 3.Коррекционно – развивающая работа с детьми. 1.Презентация программы «Учимся и Оздоравливаемся»: - на педсовете, - на родительском собрании. 2. Консультация врачей: ортопеда, педиатра 3.Коррекционно – развивающая работа с детьми | Ноябрь-декабрь 2006г. Октябрь 2006г. Ноябрь- май (2006-07 уч.г.) Декабрь 2009г. Январь – май 2010г. | Изиланова А.А. Батршин Э.А. Изиланова А.А. Изиланова А.А Ханов Р.Э. Изиланова А.А |
Внедрить технологию БОС – ортопедический в коррекционно – развивающую работу ОУ. | Коррекционно – развивающая работа с детьми по программам «МИО», «Cardio». | 2007-2011гг | Изиланова А.А | |
Внедрить технологии БОС «Учимся и Оздоравливаемся» в оздоровительную работу ОУ | Коррекционно – оздоровительная работа по программе «Учимся и Оздоравливаемся» | 2010-11 уч.г. | Изиланова А.А | |
Итоговый | Оценить результативность проекта | 1. Промежуточные результаты. 2. Итоговый результат | Конец каждого учебного года. Май 2011г. | Изиланова А.А Изиланова А.А |
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты, т.е. Новые, как правило, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта (книга, фильм, методическая разработка, выставка, новая образовательная программа и т. Д.) И/или результаты-эффекты, т.е. Социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта. И результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Критерии оценки эффективности. Возможные последействия реализации проекта).
Ожидаемые результаты:
1. Клиническое улучшение состояния ребенка.
2. Статистически значимые изменения регулируемой функции.
3.Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени.
4. Положительная динамика показателей уровня развития координационных способностей, физической подготовленности.
5 Положительная динамика во взаимосвязи показателей уровня развития координационных способностей, физических качеств с показателями уровня развития познавательного процесса, речевого развития.
Для изучения показателей уровня развития координационных способностей применялись адаптированные мной тесты, разработанные на основе теоретических и методологических положений А.А.Дмитриева, С.П.Евсеева, Л.В.Шапкова, С.В.Густикова.
Для изучения показателей уровня развития физической подготовленности применялась методика Г. Лесковой, Н.Ноткиной в соответствии с требованиями общеобразовательной программы «Истоки» с учетом материала, который должны усвоить дети в соответствии с возрастным нормативом.
Мониторинг результатов коррекционной работы по компьютерным программам на основе технологии БОС – ортопедический проводится с помощью сеансов «Диагностика».
Аппаратура БОС компьютерного обеспечения с его мощной информационной базой позволяет осуществлять предварительную обработку и фильтрацию поступающего сигнала, функцию хранения и обработки полученных данных.
При проведении ЭМГ- исследования для достоверной оценки полученных данных необходимо тщательно соблюдать следующие определенные условия:
- спокойная обстановка, исключающая резкие раздражители;
- оптимальная, устойчивая поза ребенка;
- сопоставление записи потенциалов, отведенных с разных мышц, в различное время и у разных лиц, возможно только при проведении исследований и оценки полученных данных в идентичных условиях.
Электромиограмма показывает активные сокращения мышц в виде их суммарной электрической активности, полученной с помощью поверхностных электродов. В технологии БОС - ортопедический применяется в основном количественная оценка электромиограммы, которая даст представление о суммарной активности сокращения всех моторных единиц мышцы.
Диагностика результатов занятий методом биологической обратной связи: программа «МИО 2.2С» проводится 2 раза: в начале и в конце тренингов шаблоном «Диагностика», который содержит перечень контролируемых мышц и схему расположения электродов на поверхности тела ребенка.
Данные результатов диагностики регистрируются в разделе «Результаты».
Диагностика усвоения компьютерной программы «Cardio» производится по «контрольной минуте» - определение частоту сердечных сокращений, дыхательную аритмию сердца и частоты дыхания в режиме работы без биологической обратной связи в режиме «отдых». «Контрольная ми нута» вводится перед началом и после завершения каждого сеанса. Показатели «контрольной минуты» необходимы для оценки эффективности проводимого занятия как в течение одного сеанса, так и всего курса в целом.
Данные результатов диагностики регистрируются в разделе «Результаты».
Усвоение компьютерной программы по технологии «Учимся и Оздоравливаемся» определяется методом наблюдения во время контрольного занятия в конце всего курса. Для контроля правильности выполнения дыхательных упражнений ребенок кла дет одну руку на живот, другую - на грудь. При дыхании должна дви гаться только рука, лежащая на животе. Одновременно педагог, про водящий обучение, следит за тем, чтобы плечи и грудная клетка при дыхании оставались неподвижными.
Для определения усвоения детьми образовательного компонента в программе даются контрольные тесты.
Эффективность применения метода БОС оценивается по трем основным показателям:
1. Клиническое улучшение состояния ребенка позволяет говорить о хороших результатах коррекции даже в том случае, если положительная динамика объективно выражена слабо.
2. Статистически значимые изменения регулируемой функции, например, статистически достоверное выравнивание ЭМГ ослабленной мышцы.
3. Сохранение устойчивости сформированных навыков в течение длительного периода времени, умение применять полученные навыки в повседневных условиях, в том числе и с учетом психоконфликтных ситуаций.
Об эффективности сохранения устойчивости сформированных навыков посредством БОС - тренировок можно судить по результатам тестов на выносливость мышц, формированию навыка правильной осанки и стойкости его сохранения в дальнейшем, улучшению переносимости детьми бытовых нагрузок.
Прирост времени тестов на выносливость мышц спины и брюшного пресса за период коррекции сеансами БОС - тренировок в 1,4 раза больше и сохраняется в 2-3 раза дольше. У детей посредством сеансов БОС-тренировок навык правильной осанки формируется в более краткие сроки. БОС - тренировки восстанавливают мышечную чувствительность и, благодаря этому, ребенок способен в дальнейшем корректировать свою осанку.
Усвоение элементарной компьютерной грамоты определяется методом наблюдения.
Анализ показателей уровня физического развития выявил положительную динамику:
1. Показателей уровня развития мышечной системы спины:
У 4,6% детей снят диагноз нарушение осанки, у 77% детей наблюдается положительная динамика показателей выравнивания мышечной активности на 75%, у 18,4% детей – приостановлено асимметричное развитие мышц (положительная динамика - 60%) .
2. Показателей уровня развития координационных способностей: улучшение у 81% детей на 18%, у 19 % детей – на15%.
3. Показателей уровня развития физической подготовленности: улучшение у 100% детей: у 20% детей на 14%, у 80% детей на 18%.
Динамика уровня развития координационных способностей за 2007-2011г.г.
Наблюдается положительная динамика в развитии координационных способностей: показатели уровня развития данных способностей улучшаются из года в год в среднем на 18%.
Динамика уровня развития физической подготовленности за 2007-2011г.г.
Показатели уровня развития физической подготовленности детей, усвоивших программу по БОС - технологиии за 2007-2011г.г. улучшаются из года в год в среднем на 16%.
Динамика количества детей, усвоивших на 100% программы: «МИО», «Cardio» за 2006-2011г.г. :
Динамика количества детей, усвоивших на 100% программы: «МИО», «Cardio» за 2006-2011г.г. :
2006-07у.г.- «МИО» - 51/26%, «Cardio» - 29/15%, всего – 80/41%. (Общее количество детей -195),
2007-08у.г. – «МИО» - 36/20%, «Cardio» - 11/6%, всего - 47/ 26%. (Общее количество детей - 178),
2008-09у.г. – «МИО» - 61/37%, «Cardio» - 71/43%, всего – 132/80%. (Общее количество детей -165),
2009-10 уч.г. - «МИО» - 100/67%, «Cardio» - 20/13%, всего –120/80%. (Общее количество детей -150),
2010-11уч.г. - «МИО» - 119/79% «Cardio» - 14/9%, всего –133/88%. (Общее количество детей -150).
Усвоение программы «Учимся и оздоравливаемся»: детьми - 100%.
Динамика количества педагогов, усвоивших программу «Учимся и Оздоравливаемся»: 2009-10 уч.г.- 10, 2010-11уч.г. – 30.
Таким образом, применение компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в стандартные сроки тренингов удается добиться более полноценной коррекционно – развивающей работы с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Можно сделать вывод, что компьютерные программы технологии БОС – ортопедический на основе инновационного метода биологической обратной связи являются высокоэффективным средством в коррекционно – развивающей работе с детьми с нарушениями функций опорно – двигательного аппарата, способствуют более быстрому выравниванию развития мышечной активности, повышения показателей уровня развития координационных способностей, а конечном счете, физического и познавательного развития.
11. Перспективы дальнейшего развития проекта (возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указание ресурсов для дальнейшего продолжения проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Данная работа не исчерпывает все аспекты коррекционно – развивающей и оздоровительной деятельности методом БОС . В перспективе планирую изучить возможности использования БОС – ортопедический по программе «Статус» для коррекции плоскостопия, принять активное участие в работе по внедрению в педагогический процесс каждого воспитателя программы «Учимся и Оздоравливаемся».
12. Литература.
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. – 196 с.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология. - М., Медицина, 1984. - С. 232-234.
3. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. - Л.:Наука, I988.-262C.
4. Бехтерева H.П., Камбарова Д.К., Поздеев B.К. Устойчивое патологическое состояние при болезнях мозга. -Л.: Медицина, 1978. - 240 с.
5. Бонев Л., Слынчев П., Банков С. Руководство по кинезитерапии. - София: Медицина и физкультура, 1978. - С. 98-105.
6. Епифанов В.А (ред.). Лечебная физическая культура. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.
7. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 21 с.
8. Каптелин А.Ф. (ред.) Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей. - М.: Медицина, 1995.
9. Коц Я.М. (ред.) Физиология мышечной деятельности. М.: Физкультура и спорт, 1982. -447 с.
10. Кузьмичева О.А. Физиологические основы применения метода биологической обратной связи по электромиограмме // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 8 с.
11. Кузьмичева О.А. Применение метода биологической обратной связи по электромиограммедля коррекции двигательных нарушений// Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2003. – 16 с.
12. Кузьмичева О.А. Описание шаблонов программы «МИО 2. 2С» // Учебно – методическое пособие. - С-Пб: НОУ «Институт БОС», 2004. – 13 с.
13. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии). М. ВЛАДОС,1997г. стр.304.
14. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.Академия,2002 год, стр.193.
15. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях – Дошкольное воспитание. 1999г.- № 4.-стр.34-36.
16. Павлов ИЛ. Двадцатилетний опыт объективного изучения нервной деятельности (поведения) животных. -М.: Наука, 1973.-659 с.
17. Петраш В.В., Сметанкин А.А., Ващилло Е.Г., Бекшаев С.С. Метод биологической обратной связи в коррекции физиологических функций человека // Учебное пособие для врачей-слушателей. -Л., 1988.
18. Пннчук Д.Ю, Дудин М.Г. Биологическая обратная связь по электромиограмме в неврологии и ортопедии // Справочное руководство. – С-Пб.: Человек, 2002. -120 с.
19. Пузанов Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М. Академия, 1999 год. Стр.158.
20.Розенбаум Л. Общие вопросы биоуправления // Биоуправление-2: Теория и практика. - Новосибирск, 1993. - 25 с.
21. Рябус M.В. Лечение головной боли напряжения методом биологической обратной связи: Автореф. дисс— канд. мед. наук / ММА им. И.М.Сеченова. - М„ 1998. - 24 с.
22. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии. - Минск: Вышейшая школа, 1978. - С. 56-58.
23. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.-100 с.
24. Сеченов И.М. Лекции по физиологии. - М.: Медицина, 1974. -232 с
25. Скок А.Б. Использование биологической обратной связи для целенаправленного изменения поведения пациентов с аддиктивными расстройствами: Автореф. дисс ...канд. мед. наук /Новосибирский мед. ин-т, ин-т мед. и биол.кибернетики СО РАМН. – Новосибирск, 1999. -17с.
26. Фонарев М.И. (ред.) Справочник по детской лечебной физкультуре.-Л.: Медицина, 1983.-359 с.
27. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе/ Педагогическое общество России – М, 1999.
28. Штарк МБ. Заметки о биоуправлении (сегодня и немного о завтра) // Биоуправление-3. Теория и практика. - Новосибирск, 1998. - С. 5-13.
29. Яковлев Н.М., Сметанкин А.А. Новый методологический
подход в функциональном лечении больных с двигательными
нарушениями при помощи портативных приборов с ЭМГ-БОС. II
Биологическая обратная связь: нейромоторное обучение в клинике и
спорте. - СПб., 1991.-С. 9.
Словарь:
Амплитуда движения — это величина пути перемещения частей тела.
Биологическая обратная связь – «обратный возврат» человеку информации о деятельности его внутренних органов и систем.
Биоуправление - условно-рефлекторная регу ляция физиологических про цессов.
Воспитание - постоянное влияние, воздействие на развитие, образ мыслей, чувства и поведение кого-либо.
Гимнастическое упражнение - искусственное сочетание естественных для человека движений, разделенных на составные элементы, при выполнении которых достигается избирательное воздействие на определенные мышцы и физиологически связанные с ними органы.
Двигательной деятельностью на зывают всякую деятельность, компонентом которой является ак тивность двигательного аппарата человека.
Двигательное умение — способность неавтоматизированно уп равлять движениями. Умение выполнять движения в результа те повторения переходит в навык.
Двигательный навык — автоматизированный способ управ ления движениями.
Движение - способ существования материи, ее формирующее на чало развития, ведущий фактор развития физических способностей.
Двигательная единица - это группа мышечных волокон, иннервируемых ветвлениями аксона одной двигательной клетки.
Длительность - время, затраченное на выполнение упражнения.
Дозировка физической нагрузки представляет собой определение суммарной величины физической нагрузки при выполнении отдельного упражнения или целого комплекса упражнений.
Диафрагмально-релаксационный тип дыхания или дыхание животом – наиболее физиологичный тип дыхания. Он осуществляется диафрагмой и нижними отделами легких. Овладев этим типом дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.
Дыхание - процесс обмена газами (кислородом и углекислотой) между организмом и окружающей средой.
Дыхательные упражнения - это упражнения с произвольным изменением характера и/или продолжительности фаз дыхательного цикла в сочетании с движениями туловища и конечностей (динамические дыхательные упражнения) или без них (статические дыхательные упражнения).
Координационные способности - согласованные координирован ные движения и способность управлять ими.
Метод - способ изучения или осуществления чего-либо.
Метод БОС – современный метод коррекции, направленный на активизацию внутренних резервов организма с целью совершенствования физиологических навыков.
Метод коррекции - комплекс лечебно-профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические и механотерапевтические меры), применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональной недостаточности опорно-двигательной системы (позвоночника, грудной клетки, стоп).
Методика лечебной физкультуры представляет собой совокупность практических приемов применения лечебных средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач.
Осанка - привычное положение тела, которое человек прини мает сидя, стоя и во время ходьбы.
Нервно – мышечная релаксация - техника саморегуляции состояний, использующая в качестве основного приема расслабление различных мышечных групп, что обеспечивает быстрое достижение состояния расслабления.
Нормальная осанка - умение сохранять правильное положе ние тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для большей работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.
Правильную осанку следует рассматривать как двигательный навык.
Опорно-двигательный аппарат - кости, мышцы, связки, сухожи лия, суставы и позвоночный столб.
Патология - наука о болезнях, болезненных состояниях организма.
Принцип - основное положение какой-либо теории, учения, науки.
Развитие - процесс формирования организма иди отдельных его частей и органов, процесс роста, укрепления, совершенствования кого-либо, а так же какая-либо ступень такого процесса.
Реабилитация - восстановительное лечение, включающее систему мероприятий (государственных, социально-экономических, медицин ских, профессиональных, педагогических, психологических и т.д.) с целью быстрейшего и наиболее полного восстановления здоровья.
Ритм — это чередование мышечного напряжения и расслабления.
Специальные физические упражнения - упражнения, отобран ные в качестве средства для коррекции нарушений.
Способность - сложное образование, зависящее и включающее в себя не только различные психофизические функции и психические процессы, но и все развитие личности.
Средства физической культуры - это специально подобранные и организованные движения человека: физические упражнения и подвижные игры.
Темп - частота повторения циклов дви жений, или количество движений в единицу времени
Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства. В процессе физического воспитания осуществляется одновременно умственное, нравствен ное, эстетическое и трудовое воспитание.
Физическое развитие - это процесс изменения форм и функций организма человека.
Физическая подготовленность - это уровень развития двигатель ных навыков, умений, физических качеств.
Физические способности - это комплекс морфологических и пси хофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям како го-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффектив ность ее выполнения.
Физические упражнения - это движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной активности.
Электромиография - это метод регистрации колебаний электрических потенциалов мышцы.
Электромиограмма (ЭМГ) - кривая, отражающая электрическую активность, возникающую при возбуждении двигательных нервных окончаний и мышечных волокон.
Изиланова Аниса Александровна. г. Нижневартовск 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)
Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми с нару...
Значение плавания в физическом развитии детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата
Общеукрепляющее и специальное коррекционное воздействие плавания на физическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением опорно - двигательного аппарата....
Формирование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Данный материал поможет логопедам, родителям, специалистам, работающими с детьми данной категории. Материал апробирован и одобрен...
Особенности развития гибкости у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Гибкость является одним из важнейших показателей здоровья....
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возрастас нарушением опорно-двигательного аппарата...
Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Особенности сенсорного воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"
Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...