Проект «Организация оздоровительной работы в группе детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Организация оздоровительной работы в группе детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила воспитатель МКДОУ Баганский детский сад №2 «Солнышко» Лепетюха Валентина Владимировна, Воспитатель
с. Баган 2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Выделение исследуемой проблемы 3
Основные теоретические позиции 5
Характеристика особенностей воспитанников 6
Краткая характеристика содержания образовательной области 8
Особенности выбранной технологии 10
Анализ результативности педагогического опыта 21
Выделение исследуемой проблемы
Я, Лепетюха Валентина Владимировна, работаю в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Баганский детский сад №2 «Солнышко» воспитателем подготовительной группы. Работаю во всех образовательных областях по ФГОС, но ориентирована на физическое развитие и улучшение состояния здоровья детей, что проходит через все образовательные области. Таким образом, приоритетным направлением в моей работе является «Организация оздоровительной работы в группе».
Проблема оздоровительной работы, формирования культуры здоровья, очень актуальна. Перемены, происходящие в российском обществе, затрагивают и сферу образования, начальной ступенью которого являются ДОУ. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья ребенка, которое закладывается в дошкольном возрасте. Именно в этот период происходят важные процессы становления личности ребенка, формирование его способностей, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом, навыков здорового образа жизни и на этой основе – создание прочного фундамента здоровья.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В то же время, данные литературных источников и практика работы в ДОУ говорят о системном ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. По мнению многих ученых (Г.И.Кукушкин, Н.А.Понамарев, В.М.Выдрин, Э.С.Маркарян, М.С.Каган и др.) определяющими причинами сложившейся ситуации выступают снижение общего уровня жизни и социальной защищенности населения России, нарушение экологии среды обитания, несовершенство системы медицинского обслуживания, недостаточное финансирование образовательных учреждений.
Задачи, связанные с охраной здоровья детей, повышением их функциональных возможностей, уровня физической и двигательной подготовленности, формирования потребности в движении, развития двигательных способностей и самостоятельности являются приоритетными в моей работе.
Эти задачи выдвигаются на первый план и в нашем дошкольном образовательном учреждении - Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении Баганский детский сад №2 «Солнышко». Воспитательный процесс ориентирован на возрастные, физические, психологические, эмоциональные возможности детей, их двигательную и интеллектуальную активность, соблюдение объема учебной нагрузки. В нашем ДОУ игровые комнаты и спальни для детей оборудованы согласно современным требованиям Санпин, прогулочные площадки также оснащены всем необходимым оборудованием. Для гармоничного развития воспитанников предусмотрен также спортивный зал. Для детей организовано 4-х разовое сбалансированное питание: фрукты, соки, йодосодержащие продукты.
Все это способствует организации оздоровительной работы в группе в ходе моей работы. В то же время, острота проблемы организации оздоровительной работы в группе состоит в следующем: анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость совершенствования работы в ДОУ в данном направлении; показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс их соматических, физических и интеллектуальных проблем.
Основные теоретические позиции
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья.
В своей работе я ориентируюсь на здоровьесберегающие технологии Н.С. Голицина, И.М. Шумова , В.Т.Кудрявцева и др. Для реализации задач программы «От рождения до школы» , по которой работает наш детский сад, ориентируюсь также на пособие Л.И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика» для детей 3-7 лет. В пособии представлены комплексы оздоровительной гимнастики для детей 3–7 лет. Приводятся разнообразные игровые задания и игры малой подвижности. Упражнения подобраны в соответствии с особенностями физического развития дошкольников разных возрастных групп, с учетом специфики условий, места проведения (зал, площадка) и времени года. Для проведения образовательной деятельности опираюсь также на пособие
Л.И. Пензулаевой «Физическая культура в детском саду»
Основные принципы моей работы:
- принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- принцип активности и сознательности - участие детей и родителей в целенаправленной деятельности по оздоровлению;
- принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса ДОУ;
- принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья;
- принцип результативности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, ориентация на достижение положительного результата независимо уровня физического развития детей.
Характеристика особенностей воспитанников
Мною отмечено слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад (список детей и характеристики их здоровья и физического развития приведены в Приложении 1). Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.
Процентные соотношения количества детей с различными группами здоровья и группами физического развития детей на начало моей работы приведены на диаграммах (рис. 1 и 2). Как видно из диаграмм, уровень здоровья детей в основном низкий, многие имеют излишний вес.
К факторам, влияющим на ухудшение состояния здоровья детей относятся прежде всего социально-экономические условия, образ жизни и неблагоприятные условия проживания ребёнка в семье (жилищные условия). В дошкольное учреждение дети приходят уже с ослабленным здоровьем и хроническими заболеваниями.
Поэтому я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только как психомоторного, так и эмоционального и общего психического развития.
Одним из способов решения данной проблемы является целенаправленное использование комплекса физкультурно-оздоровительных методик в процессе оздоровления и физического воспитания дошкольников.
Рис. 1. Группы здоровья детей
Рис. 2. Группы физического развития детей
Краткая характеристика содержания образовательной области
Воспитательно-образовательная работа в ДОУ осуществляется по программе «От рождения до школы».
Содержание моей педагогической работы направлено в основном на освоение детьми образовательных областей «Здоровье» и тесно примыкающей к ней области «Физическая культура». Воспитательный процесс в данном направлении ориентирован на возрастные, физические, психологические, эмоциональные возможности детей, их двигательную и интеллектуальную активность, соблюдение объема учебной нагрузки.
Основные направления работы ДОУ:
1. Профилактическое:
- обеспечение благоприятной адаптации детей;
- выполнение санитарно-гигиенического режима;
- проведение обследования и выявление патологий;
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами профилактики;
- проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
2. Организационное:
- организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
3. Лечебное:
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии;
- иммунотерапия;
- витаминотерапия;
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Общие приоритеты проводимой мною оздоровительной работы:
- культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма;
- закрепление эффектов отдельных оздоровительных мер в виде постоянных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводится в режиме саморазвития;
- формирование произвольной регуляции жизненных функций организма путем развития навыков здорового образа жизни;
- формирование осознания ценности здорового образа жизни, значения правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены;
- воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах;
- активизация и развитие у ребенка познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям;
- развитие у ребенка эмоционального сопереживания другим людям;
- превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.
Руководствуясь в работе данными принципами, я ставлю задачу формирования не только здорового ребенка, но и личности с активной жизненной позицией.
Особенности выбранной технологии
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение. В связи с этим работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей.
Работа строится по нескольким направлениям:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- повышение моего педагогического мастерства посредством обучения на курсах повышения квалификации и самообразования;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с психологом, преподавателями и медицинскими работниками;
- воспитание здорового ребенка совместными усилиями с семьями детей.
Большую часть времени в ДОУ ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена моя деятельность как воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Инструктор по физической культуре помогает подбирать упражнения и занятия по различным вилам физического совершенствования детей. Основными из них являются:
- подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
- оборудование физкультурного уголка;
- организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуре детей на физкультурных занятиях. Но успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:
- значение здорового образа жизни;
- осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
- обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
- взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
- научиться приемам самомассажа;
- усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в группе созданы определенные условия. Так, в группе созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия; разработана методика профилактической работы, комплекс оздоровительных мероприятий, приемы закаливания. Совместно с детским педиатром и медицинской сестрой проводится обследование физического здоровья детей. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья, у детей определяются группы здоровья.
Описание форм работы
Оздоровительная работа строится с учетом анализа состояния здоровья каждого ребенка и с учетом групп здоровья. Большое внимание в течение дня уделялось организации оптимального для данного возраста режима двигательной активности детей. Использовались различные виды подвижных игр и игровых заданий.
В течение года особое внимание уделялось формированию навыков здорового образа жизни (личной гигиене, заботе об окружающих, о профилактике заболеваний, безопасности жизнедеятельности, правила первой помощи, поддержание порядка в окружающей обстановке и др.). В увлекательной, наглядно-практической форме обогащались представления детей о здоровье, об организме, его потребностях, о способах предупреждения травматизма, закаливании.
При планировании физкультурно-оздоровительной работы отражены все стратегические направления: оптимизация режима (гибкий, щадящий, адаптационный); организация двигательной активности; охрана психо-эмоциональной активности; профилактика заболеваемости; оздоровление фитонцидами; закаливание.
Таблица 1
Комплексная система организации физкультурно-оздоровительной работы
Блоки физкультурно-оздоровительной работы | Период | Содержание физкультурно-оздоровительной работы |
Создание условий для двигательной активности | Гибкий режим; занятия по подгруппам; оснащение (спортинвентарем, оборудованием, спортивных уголков в группе); индивидуальный режим пробуждения после дневного сна; | |
Система двигательной активности | Утренняя гимнастика; прием детей на улице в теплое время года; физкультурные занятия; двигательная активность на прогулке; физкультура на улице; подвижные игры; физкультминутки на занятиях; гимнастика после дневного сна; физкультурные досуги, забавы, игры; музыкально-ритмические движения; игры, хороводы, игровые упражнения; оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы; ритмическая гимнастика | |
Система закаливания | В повседневной жизни | утренний прием на свежем воздухе в теплое время года; утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры); облегченная форма одежды; сон с доступом воздуха (+19 °С ... +17 °С); солнечные ванны (в летнее время); стопотерапия; обширное умывание |
Специально организованная | купание под душем (в теплое время года) или обливание стоп дорожка здоровья (в теплое время года) | |
Организация рационального питания | организация второго завтрака (соки, фрукты); введение овощей и фруктов в обед и полдник; питьевой режим | |
Диагностика уровня физического развития | диагностика уровня физического развития; диспансеризация детей детской поликлиникой; обследование логопедом |
Таблица 2
Комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе
№п/п | Содержание | Периодичность | Время |
1 | Оптимизация режима | ||
1.1 | Организация жизни детей в адаптационный период и создание комфортного режима | Ежедневно | В течение года |
1.2 | Определение оптимальной нагрузки на ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (Карты индивидуальных нагрузок по возрастам) | Однократно | В начале года |
2 | Организация двигательного режима | ||
2.1 | Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | В течение года |
2.2 | Гимнастика пробуждения | Ежедневно | В течение года |
2.3 | Спортпрогулки с включением подвижных игровых упражнений | 3 раза в неделю | В течение года |
2.4 | Музыкально-ритмические занятия | 2 раза в неделю | В течение года |
2.5 | Спортивный досуг | 1 раз в квартал | В течение года |
2.6 | Оздоровительный бег | Ежедневно во время прогулок | С апреля по ноябрь |
2.7 | Пальчиковая гимнастика | 3-4 раза в день | В течение года |
2.8 | Физкультминутки | Ежедневно во время статичных занятий | В течение года |
3 | Профилактика заболеваемости | ||
3.1 | Дыхательная гимнастика в игровой форме | 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна | В течение года |
4 | Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка | ||
4.1 | Воздушные ванны (облегченная одежда в группе, одежда соответствует сезону и погоде на прогулке) | Ежедневно | В течение года |
4.2 | Прогулки на воздухе | Ежедневно | В течение года |
4.3 | Хождение босиком по «дорожке здоровья», игры с водой | Ежедневно | Июнь-август |
4.4 | Умывание прохладной водой | Ежедневно | В течение года |
4.5 | Водный душ | Ежедневно перед обедом | Июнь-август |
Таблица 3
Система закаливающих мероприятий (в течение моей работы в группе)
Содержание | Возраст (группа) | |||
средняя | старшая | подготовительная | ||
1.Элементы повседневного закаливания | ||||
Воздушно – температурный режим: | От +200 до +180С | От +200 до +180С | От +20 0 до +18 0С | |
Одностороннее проветривание (в присутствии детей) | ||||
Сквозное проветривание (в отсутствии детей) | ||||
Утром перед приходом детей | ||||
Перед возвращением детей с дневной прогулки | +20 0С | +20 0С | +20 0С | |
Во время дневного сна | +19 0С | +19 0С | +19 0С | |
2. Воздушные ванны | ||||
Утренняя гимнастика | Не ниже 0оС | Не ниже 0оС | Не ниже 0оС | |
Физкультурные занятия | +180С | +18 0С | +180С | |
Прогулка | -5 0С | -10 0С | -100С | |
Хождение босиком | ||||
Дневной сон | ||||
После дневного сна | ||||
Гигиенические процедуры | Умывание, обтирание шеи, мытье рук до локтя водой комнатной температуры | |||
3.Специальные закаливающие воздействия | ||||
Водный душ | ||||
Игры с водой | Во время прогулки в летне-оздоровительный период | |||
Дыхательная гимнастика в игровой форме | 3 раза в день: на зарядке, на прогулке, после сна | |||
Таблица 4
Карта самооценки профессионального мастерства
по воспитанию у детей двигательной активности
№п/п | Перечень профессиональных знаний и умений воспитателя | Соответствие квалификационным требованиям |
1 | Знание программных задач по физическому воспитанию и оздоровлению для детей своей возрастной группы | Соответствует |
2 | Знание показателей физического развития для детей своей возрастной группы. | Соответствует |
3 | Знание индивидуальных особенностей развития детей своей возрастной группы, показателей их здоровья | Соответствует |
4 | Умение грамотно расставить мебель для обеспечения двигательной активности детей | Соответствует |
5 | Правильный подбор и маркировка мебели в зависимости от роста детей | Соответствует |
6 | Правильное оформление физкультурного уголка в группе | Соответствует |
7 | Грамотный подбор и умение провести подвижные игры по возрасту | Соответствует |
8 | Картотека подвижных игр | Имеется, пополняется регулярно |
9 | Умение правильно организовать различные виды деятельности с точки зрения обеспечения двигательной активности детей | Соответствует |
10 | Знание 5-7 физкультминуток | Соответствует |
11 | Наличие комплексов физкультминуток в группе | Соответствует |
12 | Знание методики и умение провести утреннюю гимнастику. | Соответствует |
13 | Картотека утренней гимнастики | Имеется, пополняется регулярно |
14 | Знание методики проведения гимнастики пробуждения (гимнастика после сна) | Соответствует |
15 | Знание методики и умение провести подвижные игры | Соответствует |
16 | Картотека подвижных игр | Имеется, пополняется регулярно |
17 | Грамотное руководство формированием у детей культурно-гигиенических навыков | Соответствует |
18 | Точное соблюдение режима дня | Соответствует |
19 | Контроль за работой по поддержанию чистоты и порядка в группе | Соответствует |
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит, несомненно, от четкой слаженной работы с родителями. Мой опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересен каждого, его прав и обязанностей.
Работа по укреплению здоровья детей в течение учебного года проводилась в тесном взаимодействии с родителями воспитанников.
Модель стратегии и тактики работы с родителями:
1 этап – ознакомительный.
Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение).
Выделения групп риска (по результатам исследования).
2 этап - профилактический.
Наглядная агитация (стенды, памятки).
Встречи со специалистами.
3 этап-работа с группой риска.
Выявление проблемы (беседы, наблюдения, опросы).
Коррекция родительских установок (беседы).
4этап - индивидуальная работа.
Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания.
Консультативная индивидуальная помощь.
5 этап – рефлексивный.
Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения).
Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов).
6 этап – интегративный.
Совместные мероприятия.
Совместное обсуждение проблем.
7 этап - перспективный
Совместное обсуждение планов на будущее.
Анкетирование родителей детей (вопросы анкеты приведены в Приложении 1), которые посещают группу, показало в самом начале, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Система моей работы с семьёй включает:
I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его физического развития;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) обучение с помощью медицинских работников конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным методам оздоровления детского организма.
Для реализации этих задач в группе используются:
- информация в родительских уголках («Здоровейка»), в папках-передвижках, на информационном стенде «Спорт, здоровье, успех», консультации («Расти здоровым», «Движения плюс движение»), устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания («К гармонии через движение», «Здоровый образ жизни»), беседы с разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов и т.д.;
- «открытые дни» для родителей с просмотром на видео и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;
- хорошие результаты дает совместная организация и проведение спортивных мероприятий, праздников и развлечений;
- на информационном стенде для родителей размещаются фотографии из жизни детского сада, информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей и многое другое.
Итак, в жизни детского сада активное участие и родители: участвуют в различных соревнованиях, с азартом болеют за детей, ведут видеозапись, оформляют альбомы. Несомненно, мне приходится в профессиональной деятельности сталкиваться и с трудностями. Так, затруднено общение с родителями двух «проблемных» семей – они плохо идут на контакт, а их дети ослаблены соматически, педагогически запущены. Мною проведены посещение членов данных семей дома, беседы с родителями, приглашения к посильному участию в подготовке праздников. Детям уделяется индивидуальное внимание (проведено информирование педагогов), с ними проводятся дополнительные занятия, в том числе – и по навыкам самообслуживания, гигиены и пр. Сдвиги отмечаются, но работу требуется продолжить.
Анализ результативности педагогического опыта
Важное место в воспитательно-образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей понять, в верном ли направлении я и мои коллеги, с которыми у меня сложились позитивные взаимоотношения и деловая взаимопомощь, ведем свою педагогическую работу. Диагностика должна не только констатировать достижения или проблемы дошкольника, но и выявлять причины, затрудняющие продвижение ребенка, намечать пути его развития.
Анализ результатов диагностики (гистограммы рис. 3, 4 ) выявил положительную динамику состояния здоровья .
Рис. 3. Динамика состояния здоровья детей - число дней, пропущенных одним ребенком по болезни (среднее значение по группе)
Рис.4. Динамика состояния здоровья детей - число зарегистрированных заболеваний (всего за учебный год)
Внедряя в работу комплексное сочетание технологий в системе оздоровления и занятий физической культурой, я пришла к выводу, что:
1. У детей повышается интерес к таким занятиям.
2. Увеличивается уровень их физической подготовленности, развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.
3.Развиваются показатели готовности к школе.
4. Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.
5. Происходит гармонизация физического развития детей.
6. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей благоприятно сказывается на здоровье каждого ребенка.
В ДОУ ведется насыщенная деятельность по созданию условий для обеспечения готовности к обучению в школе старших дошкольников. Условия, созданные в учреждении: развивающая среда, соответствующая речевая среда, методическая база, профессиональные качества педагогов – обеспечивают хороший уровень подготовки детей к школе. Высокое качество совместной воспитательно-образовательной деятельности воспитателей и специалистов детского сада позволяет добиваться хороших результатов, подтверждением чему являются данные систематического анализа выполнения воспитанниками основных показателей школьной готовности.
В конце года систематически проводится диагностика готовности детей к обучению в школе (методики диагностики приведены в Приложении 2). Результаты диагностики представлены на гистограмме (рис. 5.). На гистограмме приведены данные о детях, показавших результаты на уровнях «среднее» и «выше среднего».
Рис. 5. Динамика показателей школьной готовности
Сравнительный анализ усвоения программы воспитания и обучения за учебный год указывает на повышение уровня развития детей по всем направлениям. Анализ проведенной диагностики показывает, что в основном дети к обучению в школе готовы.
Выводы
В процессе педагогической деятельности я пришла к следующим выводам. Осуществляя оздоровительную работу в нашем детском саду, удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Дети по мере взросления становятся все более активны, любознательны, выносливы, они в основном смогут легко адаптироваться в школьных условиях.
Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Однако стоит заметить, что прогрессивный результат дает только постоянная и целенаправленная работа.
Вся оздоровительная работа с воспитанниками строится мною на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода с использованием развивающей педагогики оздоровления и привлечения родителей.
Анализ работы показывает, что удалось добиться успехов в воспитании детей. Целенаправленная, планомерная деятельность по оздоровлению и физическому развитию детей позволила:
- достичь оптимального уровня развития физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
- повысить двигательную активность в повседневной жизни детей, создавать бодрое, жизнерадостное настроение;
- повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового уровня жизни в семье;
- повысить интерес родителей воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
Для усовершенствования моей деятельности в направлении оздоровительной работы я планирую следующие меры:
- улучшить работу по профилактике простудных заболеваний и ОРВИ.
- осуществлять более полное педагогическое и медицинское просвещение родителей по вопросам оздоровления и воспитания детей.
- усилить медико-педагогический контроль за организацией и проведением физкультурных занятий на воздухе и в физкультурном зале;
- усилить работу по организации преемственности между ДОУ и школой.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);
- Конституция Российской Федерации
- Конвенция о правах ребенка
- Закон о персональных данных
- Устав МКДОУ Баганского детского сада №2 «Солнышко»
- Л.А. Уланова, С.О. Иордан. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. – СПб.: Детство-Пресс
- Л.Н. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду». «Мозаика-Синтез», 2009 г
- Голицина Н. С., Бухарова Е. Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников – М.: Скрипторий 2003, 2006.
- Горбатенко О.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): программно методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
- Маханева М.Д. Здоровый ребенок. – М.: АРКТИ, 2004.
- Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста — М.: Владос 2004.
- Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Результаты оздоровительной работы с детьми подготовительной группы
Дети | Группа здоровья* | Группа физического развития** | |
На начало работы | Конечные результаты | ||
| III | II | I |
| II | II | I |
| III | II | I |
| III | I1 | I1 |
| III | II | I |
| II | II | II |
| II | II | I |
| II | II | I |
| II | II | II |
| II | II | II |
| II | II | II |
| II | II | II |
| II | I | I |
| III | II | II |
| II | I | I |
| II | I | I |
| II | II | II |
| II | I | I |
| II | I | I |
| II | I | I |
| II | I | I |
| II | II | I1 |
23.Пичик Артем | II | I | I |
24.Шефер Вика | II | III | III |
25.Шефер Даша | II | I | I |
26.Мелентьева Виолетта | II | I | I |
* I – здоров; II – небольшие отклонения; III – хроническая патология
** I –гармоническое развитие; II – недостаток массы тела; III – избыток массы тела
Анкета для родителей
«Оздоровительная работа в Вашей семье»
- Ф.И.О., образование________________________________________________________________________________________________________________
- Количество детей в семье_______________________________________
- Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?_______________________________________________________
- Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?_______________________________________________________
- Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?_______________________________________________________
- Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (ДА, НЕТ)
- Соблюдает ли ребенок этот режим? (ДА, НЕТ)
- Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?(подчеркнуть)
Мама (да, нет). Папа (да, нет) . Дети (да, нет).
Взрослый вместе с ребенком (да, нет). Регулярно, не регулярно.
- Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены?
(моет руки перед едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги).
- Знаете ли Вы основные методы и принципы закаливания? Перечислите, пожалуйста___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проводите ли Вы дома с детьми закаливающие мероприятия?(ДА.НЕТ)
- Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком _______________________________
- Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)
- Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых? (ДА, НЕТ, ИНОГДА)
- Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:
- подвижные игры
- спортивные игры
- настольные игры
- чтение книг
- просмотр телепередач
- компьютерные игры
- рисование, конструирование
- занятия музыкой, танцами
- другое:_____________ ___________________________________
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика 1. «Оценка социально–нравственного и общего интеллектуального развития ребенка» (Н.И.Гуткиной).
Источник: Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. // «Психологическая наука и образование». 1997, №2. – С.21-23.
Цель: в процессе диагностической беседы получить сведения об ориентации ребенка на учебу, о его общем интеллектуальном развитии, о его способности ориентироваться в простых жизненных ситуациях. Беседа необходима также для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования.
Процедура: экспериментатор просит ребенка рассказать о себе, давая ему независимо от успехов ребенка положительные, одобрительные оценки, подбадривает его. Экспериментатору лучше заранее узнать по документации состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей и пр.
По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы. (Бланк опросника приведен в приложении 1).
Оценка и интерпретация результатов.
1 балл - правильный ответ на все подвопросы одного пункта. Исключение составляют контрольные вопросы.
0,5 балла - правильные, по неполные ответы на подвопросы одного пункта.
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: "Папа работает инженером на "Азоте", "У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха - две". Ошибочными считаются ответы: "Мама Люда", "Папа работает на работе", а также, если ребенок путает времена года, их признаки, "больше - меньше" без наглядных примеров.
К контрольным относятся пункты-вопросы №№ 4, 7, 10, 14, 22. Они оцениваются следующим образом: №4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; №7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла; №10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл; №14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл; №22 -за правильный ответ "Попрошу прощения. Отдам свою", - 2 балла.
Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.
Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.
24-29 баллов - высокий уровень, ребенок хорошо подготовлен к школе;
20-23 баллов - средний уровень школьной зрелости;
19 баллов и менее - низкий уровень, ребенок недостаточно подготовлен к школе.
Методика 2. Тест «Мотивационная готовность» Т. И. Нежновой.
Цель: определение уровня мотивационной готовности к школе, сформированности у ребенка внутренней позиции будущего школьника.
Источник: Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. Психодиагностика. Ведение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Оборудование: лист ответов, на котором 5 пар геометрических фигур.
Процедура и инструкция: Ребята, вы, конечно, знаете, что школы очень разные. Вот, например, есть две школы (рисуются два одинаковых прямоугольника):
А В этой школе дети рисуют только цветными карандашами. | Б А в этой школе дети рисуют карандашами, красками и фломастерами. |
Как вы думаете, в какой школе лучше? (Дети отдают предпочтение школе Б)
Экспериментатор предлагает ребенку нарисовать крестик там, где он считает нужным.
В какой школе лучше?
Мнения могут быть разными. Мне очень интересно, что думает каждый из вас, но, к сожалению, я не могу выслушать сразу всех и запомнить, кто что сказал. Давайте сделаем так: положите перед собой листочки так, чтобы квадрат был сверху, возьмите ручки. Я буду рассказывать, какие ещё бывают школы, а каждый из вас будет ставить крестик в ту школу, которая вам больше нравится.
Варианты ответов к заданиям:
1 А. Уроки чтения, математики, письма каждый день, а уроки рисования, музыки, физкультуры и труда раз в неделю. 1 Б. Уроки рисования, труда, физкультуры, музыки - каждый день, а уроки чтения, письма и математики раз в неделю.
2 А. Дети должны вести себя по определенным правилам и не нарушать их. 2 Б. Нет специальных правил поведения, каждый поступает, как хочет.
3 А. Дети приходят в школу, садятся в классе все вместе, учительница учит их. 3 Б. К каждому ребенку учитель приходит домой и учит его всему, что положено.
4 А. Детей учит учительница. 4 Б. Детей учат мамы учеников по очереди.
5 А. За хорошую учёбу ставят оценки 5 и 4. 5 Б. За хорошую учёбу дают угощения: конфеты, мороженое.
Оценка и интерпретация результатов.
1 балл - дается за ответы А.
0 баллов - дается за ответы Б.
4 - 5 баллов - высокий уровень готовности к обучению в школе;
2 - 3 балла - средний уровень готовности к обучению в школе;
0 - 1 балл - низкий уровень готовности к обучению в школе.
Методика 3. Беседа «Отношения».
Цель: определить сформированность у ребенка четырех видов отношений: к школе и учению, к учителю (взрослому), к сверстникам, к самому себе.
Источник: Агафонова И. Н. Экспресс-диагностика готовности к школе.- СПб., 2002.
Вопросы и оценка результатов:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2 балла - да (выраженное желание);
1 балл - не знаю, не очень (сомнение, неуверенность);
0 баллов - нет.
2. Представь себе, если вечером мама скажет тебе: «Ты у меня еще маленький, может быть тебе трудно будет в школе. Давай я пойду и попрошу, чтобы тебя приняли на будущий год. Что бы ты ответил?
2 балла - не хочу, не согласен;
1 балл - колебание;
0 баллов - хочу, согласен.
3. Представь себе, что ты вышел погулять и встретил знакомых детей, которые ходят в детский сад. Они тебя спрашивают, что нужно сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе? Что ты посоветуешь?
2 балла - содержательная сторона подготовки к школе - учиться читать, писать, считать, рассказывать.
1 балл - формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля.
0 баллов - не знаю.
4. Как — то раз в классе произошел такой случай: один мальчик забыл дома краски. И когда все дети стали рисовать, он встал и сказал учителю: «дай мне краски». Правильно ли сказал мальчик?
2 балла - нужно сказать «дайте», т.е. обращение на Вы;
1 балл - не осознается необходимость обращения на Вы, ответы типа «пожалуйста», «нужно поднять руку», не оцениваются.
0 баллов - не осознается необходимость обращения на Вы, фразу мальчика считает верной.
5. У тебя есть друзья?
2 балла - ребенок отвечает - да, называет сверстников;
1 балл – ребенок отвечает - да, но в числе друзей называет взрослых;
0 баллов – ребенок отвечает - нет, либо в числе друзей называет животных даже игрушки;
6. Дети в школе получают оценки: пятерки - самые хорошие ученики, которые не делают ошибок, все задания выполняют правильно, четверки - те ученики, которые очень мало делают ошибок, тройки - ученики, которые много делают ошибок, двойки и единицы - ученики, которые делают очень много ошибок. Как ты думаешь, какие оценки будешь получать ты?
Если ребенок сомневается, спрашивают: каких оценок больше он будет получать?
Оценка и интерпретация результатов.
2 балла - пятерки, четверки;
1 балл – четверки, тройки;
0 баллов - тройки, двойки.
9 - 12 баллов - высокий уровень сформированности отношений;
5 - 8 баллов - средний уровень сформированности отношений;
0 - 4 балл - низкий уровень сформированности отношений.
Методика 4. Педагогическое наблюдение за проявлением познавательных интересов.
Цель: диагностика познавательного развития.
Источник: Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика, 1988.
Г.И.Щукина определяет познавательный интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями. В соответствии с результатами исследований Г.И.Щукиной были выделены критерии и показатели уровней развития познавательного интереса: познавательная мотивация и познавательная активность.
В настоящем исследовании выделены три уровня познавательного развития дошкольников (высокий, низкий, средний).
Высокий уровень познавательного развития - высокая познавательная мотивация и познавательная активность: ребенок стремится отвечать, всегда принимает участие в общей работе, поиске ответа на поставленный вопрос, готов дополнить ответ товарища, указать на ошибку, допущенную им, и дать совет по ее исправлению.
Средний уровень познавательного развития - недостаточная познавательная мотивация и познавательная активность:
а) ребенок не проявляет желания отвечать, внешне выглядит несколько пассивным. Однако, по предложению воспитателя отвечает охотно, хотя не всегда достаточно полно. При ответе проявляет нерешительность, смущается, нервничает;
б) ребенок часто отвлекается от занятия, поэтому его активность крайне неустойчива. Заинтересованность в работе сочетается с неумением удерживать внимание на предложенной теме. В момент сосредоточения ребенок достаточно активен, при отвлечении не всегда может ответить на вопрос, даже обращенный непосредственно к нему.
Низкий уровень познавательного развития - неудовлетворительная познавательная мотивация и познавательная активность: ребенок пассивен. Желание отвечать, участвовать в работе отсутствует. Не проявляет интереса к содержанию учебной деятельности.
Методика 5. Диагностика эстетического развития детей
Цель: оценка эстетического развития детей на основе наблюдения за ИЗО-деятельностью детей в изостудии.
Источник: Комарова Т.С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей //Дошкольное воспитание — 1998. — № 10. — С. 65—67.
Критерии эстетического развития детей
Критерии эстетического развития | Показатели критериев | Уровень эстетического развития |
1.Эстетическое осознание эстетического объекта | - ребенок умеет дать правильную оценку; - может описать произведение | высокий |
- ребенок затрудняется с оценкой произведения, но правильно определяет цвета; | средний | |
- ребенок не может дать оценку самостоятельно; - с трудом определяет цвета | низкий | |
2.Развитие художественного вкуса | - ребенок умеет правильно подобрать цвет, гамму; - устанавливает правильные пропорции | высокий |
- ребенок не всегда удачно подбирает элементы костюма; - с трудом подбирает цвета, устанавливает пропорции | средний | |
- ребенок затрудняется в выборе цвета; - с помощью учителя подбирает элементы, устанавливает пропорции | низкий | |
3.Умение творчески создавать продукты ручного творчества | - ребенок самостоятельно справляется с заданием; - правильно подбирает цвета; - правильно устанавливает пропорции | высокий |
- ребенок справляется с заданием, но затрудняется при выборе элементов; | средний | |
- ребенок не справляется с заданием самостоятельно; - с помощью учителя подбирает цвета, элементы поделки | низкий |
Методика 6. Показатели физической подготовленности (определялись по нормативам на занятиях физкультурой)
Показатели | пол | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
Скорость бега на 10м с хода (сек) | мальчики | 2,5 – 2,1 | 2,4 – 1,9 | 2,2 – 1,8 |
девочки | 2,7 – 2,2 | 2,5 – 2,0 | 2,4 – 1,8 | |
Скорость бега на 30м со старта (сек) | мальчики | 9,2 – 7,9 | 8,4 – 7,6 | 8,0 – 7,4 |
девочки | 9,8 – 8,3 | 8,9 – 7,7 | 8,7 – 7,3 | |
Длина прыжка с места (см) | мальчики | 81,2 – 102,4 | 86,3 – 108,7 | 94 – 122,4 |
девочки | 66 – 94 | 77,7 – 99,6 | 80 – 123 | |
Дальность броска правой рукой (м) | мальчики | 3,9 – 5,7 | 4,4 – 7,9 | 6,0 – 10,0 |
девочки | 3,0 – 4,4 | 3,3 – 5,4 | 4,0 – 6,8 | |
Дальность броска левой рукой (м) | мальчики | 2,4 – 4,2 | 3,3 – 5,3 | 4,2 – 6,8 |
девочки | 2,5 – 3,5 | 3,0 – 4,7 | 3,0 – 5,6 | |
Дальность броска набивного мяча весом 1кг из-за головы (см) | мальчики | 187 – 270 | 221 – 303 | 242 – 360 |
девочки | 138 – 221 | 156 – 256 | 193 - 313 | |
Скорость бега | 90м | 30,6 – 25,0 |
|
|
120м |
| 35,7 – 29,2 |
| |
150м |
|
| 41,2 – 33,6 |
Адрес: 632770 с. Баган, ул., Ленина, д. 46, valyuha1987@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/15/picture-345241-1384511984.jpg)
Проект «Организация исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Проведенный анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой по разделам «Ребенок и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-166866-1355929667.jpg)
Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»
Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный: с 01.09.2012г.- ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-561011-1430073290.jpg)
Перспективное тематическое планирование летней оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста
План работы с детьми старшего дошкольного возраста в летний период...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/16/picture-905719-1489684121.jpg)
План летней оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста
ИЮНЬ - 1-я неделя «Ребёнок в мире людей» Дни недели Мероприятия Среда День Защиты детей Утренняя гимнастика (на улице) Праздничное развлечение на тему дня. Рисование мелками на асфальте «Красивые карт...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/02/picture-784894-1486038235.jpg)
Перспективное планирование оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста " Неделя здоровья"
Закрепить у детей понятие о здоровье как главной ценности человеческой жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695525-1445765884.jpg)
Консультация для родителей в старшей группе «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»
повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/02/picture-900549-1488438408.jpg)
План физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста
План физкультурно-оздоровительной работы для детей старшего дошкольного возраста...