Возможности онлайн педагогики в дефектологии. Методические рекомендации по проведению онлайн занятий для учителя логопеда. Приложение к методическому пособию в виде презентации.
учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая группа)

Загородняя Наталья Васильевна

Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время набирает темп и силу, а дистанционное непрерывное образование для категории детей и подростков с ОВЗ, безусловно, является её важнейшим положительным моментом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью в сфере образования. Каким же образом в условиях дистанционного образования детей с ОВЗ осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможности онлайн педагогики в дефектологии. Методические рекомендации по проведению онлайн занятий для учителя логопеда.»

Выполнил учитель-дефектолог: Загородняя Н.В.

                                 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Эффективное использование дистанционных консультаций………………..4

2. Форматы дистанционной работы……………………………………………...7

3. Достоинства и недостатки on-line -педагогики………………………………9

4. Техническое оснащение дистанционных занятий…………………………..12

5. Содержание дистанционных логопедических занятий…………………….17

6. Конспект on-line занятия……………………………………………………..20

Заключение……………………………………………………………………….23

Список источников информации……………………………………………….25

             Введение

    Компьютеризация процесса образования в Российской Федерации в последнее время набирает темп и силу, а дистанционное непрерывное образование для категории детей и подростков с ОВЗ, безусловно, является её важнейшим положительным моментом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Они включаются в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия, как дополнительные инновационные элементы, а в условиях дистанционного обучения — как основные. Компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью в сфере образования. Каким же образом в условиях дистанционного образования детей с ОВЗ осуществляется полноценная коррекционно-развивающая работа логопеда?

1.Эффективное использование дистанционных консультаций

Проведение дистанционных логопедических занятий –творческий процесс, и каждый логопед создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ.  При правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных образовательных потребностей ребенка, достигаются хорошие результаты коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.

Как коррекционному педагогу эффективно использовать дистанционное консультирование?

1. Оцените возможности.

Убедитесь, что вы и родители ваших учеников имеют техническую возможность перейти на дистанционные занятия — должно быть необходимое оборудование (компьютер или планшет), программное обеспечение (программы Skype или Zoom), принтер и выход в интернет. В случае, если такой технической возможности у семьи нет, можно провести консультирование, используя программы WhatsAPP или VIBER.

2. Дайте себе время на перестройку.

Удаленное консультирование отличается от очных занятий в детском саду или логопедическом кабинете. Если вы решили использовать его, постарайтесь посмотреть на это не как на проблему, а как на новый опыт, своего рода эксперимент. Не расстраивайтесь, если что-то пойдет не так или не будет получаться. Дайте себе время адаптироваться и перестроить коррекционный процесс по-новому.

3. Определите цели.

Чего вы хотите от дистанционного консультирования?

С какими категориями пациентов и с какими нарушениями развития можно и нужно заниматься дистанционно? Будете ли Вы взаимодействовать с родителями и как? Родители могут сами на какое-то время выступать в качестве учителя, помогая вам дистанционно взаимодействовать с учеником, или вы будете просто консультировать родителей, а заниматься они будут самостоятельно, присылая вам видеоотчеты.

Выстраивайте свою работу, исходя из целей и задач, которые стоят перед вами. Меняйте подходы, инструменты и приемы, если видите, что они не работают.

4. Адаптируйте консультирование под возраст и диагноз ребенка.

Для начала сведите к минимуму изучение нового методического материала и сосредоточьтесь на адаптации своих методических приемов к новым условиям работы. Если вы решили объяснить ребенку новую тему, заранее подготовьте наглядный материал, выберите доступный и комфортный для вас и ребенка формат показа его во время занятия.

Например, покажите короткое видео, презентацию или игру. Не забывайте, что при работе дистанционно особенно важно иметь в запасе достаточное количество заданий, чтобы иметь возможность их менять, удерживая таким образом, внимание ребенка во время занятия. Продумайте роль родителей в этом занятии. Обязательно записывайте занятие на видео с экрана, чтобы вы могли позже пересмотреть видео и проанализировать свои ошибки.

5. Подкрепляйте занятие домашними заданиями.

Проверяйте, как ребенок усваивает материал и динамику его движения. Желательно предлагать родителям выполнять домашнее задание с ребенком, чтобы иметь возможность закрепить результаты. Периодически можно организовывать консультационные этапные видеоконференции с родителями ребенка, на которых разобрать успехи и трудности ребенка в овладении материалом. Так вы сможете определить, как работают ваши рекомендации и инструменты, чтобы скорректировать их в процессе обучения.

6. Определите время консультирования.

Выберите время для проведения дистанционных занятий и согласуйте его с родителями ребенка. Лучше заниматься в первой половине дня. Расскажите детям и родителям, что занятия будут проходить каждый день в обозначенные часы. Так вы сможете планировать свое расписание, а дети и их родители — свое.

7. Залог успеха дистанционных занятий

- много наглядности, положительный эмоциональный настрой ребенка и смена видов деятельности! Одно из условий эффективной удаленной коррекционной работы — это частая смена видов деятельности и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Продумайте урок заранее - из каких частей он будет состоять.

Не забывайте менять формы деятельности ребенка – чередуйте спокойные виды деятельности физкультминутками, заданиями на тренировку внимания, памяти, развития воображения.

8. Помните об обратной связи.

Обратная связь позволяет контролировать процесс коррекционной работы и эмоциональное состояние и включенность ребенка. По возможности, организуйте одну еженедельную встречу с родителями в режиме видеоконференции. Заранее сообщите время, формат и тематику общения.

Обсудите, с какими трудностями они сталкиваются, что ребенку нравится больше всего. Обсудите организационные вопросы и эффективность выполнения домашних заданий.

9. Создайте четкие инструкции.

Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить консультация, где искать домашнее задание, куда вы будете высылать видео и другие учебные материалы, когда проходят консультации по Skype. Возможно даже организовать с родителями ребенка общий чат.

2. Форматы дистанционной работы

Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении -обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между логопедом и ребенком невозможно.

Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В дистанционном обучении учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.

Технологии дистанционного обучения можно разделить локальные и сетевые, сетевые -на синхронные (on-line) и асинхронные (off-line)

При использовании синхронных (on-line) инструментов коммуникации логопед и ученик взаимодействуют в одно время (процесс в реальном времени). Эта форма больше приближена к традиционной, особенно, если участники учебного процесса визуализированы (например, используют Skype). В этом случае можно видеть живые реакции собеседника, слышать интонацию, что способствует более полному взаимопониманию.

Синхронное участие предусмотрено в следующих наиболее распространенных технологиях:

- чат–позволяет организовать дискуссию с помощью текстовых сообщений, передаваемых в реальном времени, независимо от местонахождения пользователей;

- аудиоконференция–позволяет общаться нескольким участникам с помощью устной речи в реальном времени. Эта форма не задействует зрительный анализатор и требует хорошего состояния слуха и речи пользователей;

- видеоконференция –дает возможность нескольким пользователям взаимодействовать в реальном времени. Такая форма очень приближена к традиционной форме обучения. Кроме того, существуют программные инструменты, переводящие устную речь в письменную (титры), что дает возможность людям с нарушениями слуха включиться в этот процесс.

Асинхронный (off-line) способ взаимодействия  логопеда и ребенка представляет детям (родителям) возможность самим определять время занятий.

К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки, телеконференция и др.

Достоинства взаимодействия off-line следующие:

-Есть возможность обращаться к материалам многократно, в индивидуальном темпе, скорость восприятия и переработки информации значения не имеет; возникающие вопросы можно задать по телефону (устно) или по электронной почте (письменно).

-Менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линии связи. Они могут использоваться даже при подключении к сети Интернет по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения).

-Большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциям. Современные почтовые программы  позволяют отправлять сообщения в гипертекстовом формате (т. е. с гиперссылками, шрифтовыми и цветовыми выделениями фрагментов текста, вставкой графических изображений и т. д.) кроме того, к письму можно прикрепить файл произвольного формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word. Эффективность технологий off-line проявляется при организации текущих консультаций, текущего контроля на основе контрольных и самостоятельных работ, проверяемых «вручную» логопедом.

3. Достоинства и недостатки on-line -педагогики

Основные отличительные черты дистанционной работы коррекционного-педагога от очных занятий:

1.Необходимость строить всю логопедическую работу, основываясь на применении ИКТ и использовании Интернет-ресурсов, что и отличает дистанционный коррекционно-образовательный процесс от традиционной формы коррекции и ведения документации.

2.Необходимость работы с детьми, имеющими различные первичные (и вторичные) дефекты речевого нарушения: слабое зрение, слух, нарушения формирования опорно-двигательного аппарата (ДЦП ) и т. п. - что расширяет направления и способы логопедической коррекции и требует от логопеда дополнительного внимания к своим обязанностям.

3.Необходимость особо интенсивного сотрудничества с родителями детей, которые зачастую становятся неотъемлемой частью каждого логопедического занятия: произошла эволюция отношения родителей к дистанционному обучению - от скептического игнорирования до вдохновенного сотрудничества в команде.

4.Необходимость более тесного и активного сотрудничества с воспитателем, дефектологом (олигофренопедагогом, сурдопедагогом, тифлопедагогом), психологом, социальным педагогом, позволяющего осуществлять комплексную индивидуально ориентированную психолого-дефектолого-социально-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.

Плюсы дистанционных логопедических занятий

- модульность - в основу программы логопедической работы дистанционного образования закладывается модульный принцип, что позволяет из набора отдельных независимых курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям детей с нарушениями речи;

- дальнодействие-расстояние от места нахождения ребенка до логопеда (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективной логопедической работы; экономия времени на поездки в школу (на занятие к логопеду);

- асинхронность-дошкольник и логопед могут проводить работу независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

- охват - «массовость» -численность обучающихся не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам информации (картотекам, наглядности), а также могут общаться друг с другом и с логопедом через сети связи или с помощью других средств информационных технологий;

- рентабельность - экономическая эффективность дистанционного образования;

- новая роль логопеда (в системе дистанционного обучения —тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование коррекционно-развивающего процесса, корректировка программы, консультирование и т.д.; взаимодействие с учениками осуществляется как синхронно, так и асинхронно с помощью почты или систем связи;

- гибкость - дети не посещают регулярных занятий, каждый может заниматься столько, сколько ему необходимо; есть возможность заниматься в любом месте и в любое время;

- психологический комфорт (индивидуальный темп занятий).

Минусы дистанционных логопедических занятий:

-отсутствие прямого очного общения между детьми и логопедом:

-рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания;

 -сложно создать творческую атмосферу в группе;

 -социальная изоляция затрудняет работу по развитию коммуникативной функции речи;

-невозможна (или сильно затруднена) работа над звукопроизношением, особенно постановка звуков механическим способом;

-необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет: нужна хорошая техническая оснащенность, но не все семьи с детьми с ОВЗ имеют компьютер и выход в Интернет; нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;

-необходимость в базовых навыков владения ИКТ;

-сложность мотивации дошкольников к дистанционны логопедическим занятиям: не подходит несамостоятельным детям с низкой мотивацией к обучению;

-проблема идентификации пользователя при проверке знаний: при выполнении задания в электронном виде часто невозможно сказать, кто его выполнил;

-необходимость привлечения к работе родителей: отсутствие жесткого контроля и, как следствие, проблемы с самоорганизацией;

-высокая трудоемкость разработки логопедических курсов дистанционного обучения;

- негативное влияние компьютера на здоровье: осанку, зрение, слух и т. п.

4. Техническое оснащение дистанционных занятий

Какое оборудование необходимо для логопедической работы онлайн?

 Ноутбук или ПК с веб-камерой имеют значительное преимущество даже перед самыми дорогими и новыми мобильными устройствами и планшетами. Во-первых, большой экран и чёткое изображение помогают видеть все движения артикуляционного аппарата. Некачественное изображение или небольшой размер экрана затрудняют зрительный контроль со стороны логопеда. Следовательно, помощь может быть оказана некорректно. Во-вторых, ноутбук устойчиво располагается на поверхности стола, в отличие от планшета или телефона, которые могут упасть. Если это произойдёт в процессе демонстрации картинок или способа выполнения упражнения, занятие будет прервано в самый ответственный момент. В-третьих, ноутбук и ПК позволяют демонстрировать экран, на котором могут открыты ваши электронные книги, логопедические пособия или картинки. На телефоне или планшете это сделать сложнее. В-четвёртых, скорость загрузки и работы разных программ на ПК и ноутбуке значительно выше, чем на мобильных устройствах. В приложениях на планшете легко запутаться. Тем более на телефоны и планшеты регулярно приходят сообщения и звонки, что существенно снижает качество работы.

Наушники и микрофон не обязательно использовать, но они значительно улучшают качество работы. Благодаря наушникам, только вы слышите своего ученика и звук не распространяется в соседние помещения. Также наушники помогают отследить все нюансы звукопроизношения или звучания голоса. А микрофон поможет вам контролировать громкость собственного голоса.

При проведении дистанционных логопедических занятий информационные технологии должны обеспечивать доставку дошкольникам с нарушениями речи основного объема изучаемого материала,  интерактивное взаимодействие дошкольников с нарушениями речи и логопеда в процессе коррекционно-развивающего обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

-предоставление пособий (электронный учебник) и другого печатного материала;

-пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

-занятия, проводимые через компьютерные телекоммуникации, проводимые в режиме двусторонней видеоконференции (on-line);

-мультимедийные вставки;

-односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

-электронная почта, голосовая почта (off-line);

-доступ к базам данных;

-телевидеоконференции (родительское собрание);

-чат-технологии (консультирование родителей).

Электронный учебник включает:

-Общие сведения об учебнике.

-Базовые тексты на  гипертекстовой  основе,  предусматривающие  дополнительную  информацию (текстовую, графическую).

-Мультимедийные вставки.

-Задания.

-Блок контроля, тестирование.

Какие программы подходят для логопедической работы онлайн?

  1. Skype – это бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами (IP-телефония), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.

Программа позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки(до 50 абонентов, включая инициатора), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов.

Есть возможность вместе с изображением с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора, а также создавать и отправлять видеосообщения пользователям настольных версий программы.

  1. Zoom- это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения дошкольников. Организовать встречу в Zoom может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Стоимость платного тарифа c неограниченной продолжительностью конференций всех размеров и с количеством участников до 100 человек –$14.99 в месяц. Так же есть тарифные планы и с другими условиями (бизнес, предприятия), но стоимость у них намного выше (оплата за год).

 Данная программа подходит для индивидуальных и групповых занятий. Участники могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие в Zoom можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного занятия в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Преимущества сервиса Zoom:

- Хорошая связь. Обычно платформа не подводит.

- Видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра

- Можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делится не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор

- В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску

- Есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы всем или выбрать одного ребенка. Чат можно настроить на автоматическое сохранение или сохранять вручную при каждой конференции (Чат→Подробнее→Сохранить чат).

-Можно производить запись занятия как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроить автовключение записи, а также ставить ее на паузу.

-Во время конференции можно назначить со-организатора, у которого будут такие же возможности как и у организатора: включать и выключать микрофон у отдельных участников, переименовывать и делить на комнаты.

- Возможность делить детей на пары и группы. Это как на офлайн занятии разделить детей и дать отдельные задания.

 Можно детей разделить на пары и группы и распределить их в отдельные комнаты — сессионные залы (мини-конференции), где они будут общаться только друг с другом, остальные их не будут ни видеть, ни слышать. Количество комнат определяет логопед, участников можно распределить автоматически или в ручную. У организатора есть возможность ходить по комнатам и проверять, что там происходит. Также можно перемещать участников из комнаты в комнату.

- Виртуальный фон. Если у вас есть зеленый однотонный фон, то можно сделать замену фона в соответствии с темой занятия.

- Карандаш. Во время демонстрации экрана есть инструмент “Комментировать” (Co-annotation), то есть можно рисовать, выделять, стирать и т.д. Это может делать как логопед, так и дошкольники (в настройках можно выключить данную функцию у детей).

-Возможность передачи управления своей мышью и клавиатурой. Минус платформы в том, что дети могут только рисовать, на виртуальной доске невозможно ничего передвигать (как, например, в Realtimeboard), но логопед может включить демонстрацию своего экрана и передать управление своей мышью, то есть дошкольник со своей стороны будет двигать мышью логопеда и делать все, что требуется на его компьютере (будь то перевернуть карточку в презентации, нажать на WheelDecide, соединить картинки и т.д.), а также можно передать управление клавиатурой. Во время веб-конференции участник запрашивает у того, кто демонстрирует свой экран, управление. У демонстратора всплывает запрос на подтверждение. Если подтверждаете, то оба могут работать с мышкой и клавиатурой, приоритет у демонстратора.

5. Содержание дистанционных логопедических занятий

Прежде чем преступить к занятию рекомендуется выполнить следующие рекомендации:

1. Организуйте своё рабочее место в отдельном помещении, в котором не будут присутствовать посторонние люди.

2. Продумайте освещение - днём работайте напротив окна, а вечером используйте дополнительный свет.

 3. Приготовьте заранее пособия, инструменты или игрушки, которые пригодятся вам в процессе занятия.

 4. Все электронные пособия скопируйте в отдельную папку с названием “Занятия в Скайпе”

 5. Ссылки на разные онлайн ресурсы храните в едином текстовом документе.

6. Структура занятия и порядок работы не отличаются от обычного логопедического занятия.

7. Привлекайте к занятиям родителей - попросите их сидеть рядом и оказывать помощь при необходимости.

8. Предупредите своих учеников, что к занятиям в Скайпе нужно относиться ответственно:

 - выходить на связь вовремя;

- заниматься сидя за столом;

 - приводить себя и помещение в порядок.

 Самое главное - в процессе работы чувствуйте себя комфортно и уверенно. Проводите коррекционную работу без суеты. Ведите себя также естественно и увлечённо, как на обычном логопедическом занятии.

Задачи дистанционного логопедического занятия.

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

-ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним.

-знакомство детей  с компьютерными программами.

-преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером.

-формирование у детей начальных навыков работы на компьютере.

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

-формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

-формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

-развитие психических функций.

Организация дистанционных логопедических занятий

1. Подготовительный этап направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребёнка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Ребёнок вводится в проблемную ситуацию.

2. Основной этап предусматривает решение поставленных коррекционно-образовательных задач, отвечающих целям занятия.

3. Заключительный этап необходим для совместной, а затем и самостоятельной  оценки ребёнком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения.

Свойства дистанционного логопедического занятия:

-приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка (реализация принципа адаптивности);

-управляемость: в любой момент возможна коррекция логопедом процесса обучения;

-интерактивность и диалоговый характер обучения -ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и логопеда; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

-оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

-поддержание у ребенка состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

-неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

        

6.  Конспект on-line занятия

Тип занятия: комплексное

Форма проведения: on-line

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение предикативного словаря (едет, плывет, летит). Совершенствование навыка составления предложения по простой сюжетной картинке. Уточнение атрибутивного словаря. Закрепление навыка согласования имен прилагаемых с именами существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа. Совершенствование навыка сопряженного проговаривания потешки.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие артикуляционной, мелкой моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные задачи. Воспитание положительного отношения к организационной образовательной деятельности, активности, любознательности, навыков сотрудничества, уважения к труду взрослых.

Оборудование. предметные картинки по теме «Транспорт» ,  маленькие модели машинок, предметная картинка с изображением экскаватора.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Игра «На машине». Развитие мелкой моторики, координации речи с движениями. Создание эмоционально положительного фона занятия.

Логопед здоровается с ребенком, предлагает выполнить знакомое упражнение с машинкой сначала для одной, потом для другой руки.

Вот машинка по ладошке             Катает машинку на ладошке.

Едет, словно по дорожке,

На работу утром – маме,              Везет машинку по большому пальцу,

В магазин – овощами –             указательному, среднему,безымянному,

По дороге в детский сад,             мизинцу.

В воскресенье – в зоосад,

Летом – к бабушке на дачу,

Где люблю играть я в мячик.

  1. Упражнение «Что делает?» Уточнение предикативного словаря (едет, плывет, летит). Совершенствование навыка составления предложения по простой сюжетной картинке.

Логопед предлагает ребенку картинки  с изображением транспорта.

Логопед: Назови транспорт, который ты видишь на картинках.

Ребенок: Самолет, вертолет, машина, автобус, пароход, пожарная машина, скорая помощь, ракета, катер, лодка.

Логопед: Назови транспорт, о котором можно сказать, что он едет.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Назови транспорт, о котором можно сказать, что он плывет.

Ребенок выполняет задание.

Логопед: Назови по одной картинке. который на ней нарисован, и скажи, что он делает.

Логопед  берет одну из картинок.

Логопед: Автобус едет.

Ребенок: Самолет летит.

               Пароход плывет.

               Вертолет летит.

  1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Экскаватор». Развитие артикуляционной моторики.

Логопед демонстрирует  картинку с изображением экскаватора.

Логопед:                                Этот новый экскаватор

                    Роет землю не лопатой:

                    Он орудует ковшом

                    Там, где будут строить дом.

Посмотри, как я сделаю язык «ковшом» и подниму его за верхние зубы.

Логопед  выполняет упражнение «Чашечка».

Ребенок выполняют упражнение, подражая учителю-дефектологу, 3-4 раза. После каждого выполнения взрослый предоставляет ему возможность отдохнуть и проглотить слюну.

  1. Упражнение «Какой?» Уточнение атрибутивного словаря. Закрепление навыка согласования имен прилагаемых с именами существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

Логопед: Сейчас ты снова выберешь картинки и на этот раз скажешь, какого цвета  транспорт.

Логопед берет одну картинку.

Логопед: Желтый вертолет.

Ребенок. Синий поезд.

               Красная машина

               Желтый автобус.

Логопед: Замечательно! Ты справился с моими заданиями.

  1. Организация окончания занятия.

По предложению логопеда ребенок рассказывает, в какие игры он играл на занятии; какие из них ему особенно понравились. Педагог положительно оценивает деятельность  ребенка.

Заключение

Дистанционное, или удаленное, логопедическое консультирование — это перспективный метод коррекционной работы с использованием современных средств связи и новых информационных технологий.

Такая форма взаимодействия с ребенком и его родителями необходима в связи с новыми реалиями для обеспечения непрерывной и системной коррекционной работы.

Изучение передового опыта применения научно-обоснованных и эффективных практик и технологий дистанционного обучения позволит нам сохранить преемственность отечественной дефектологии и запустить процесс формирования нового, перспективного направления – дистанционной коррекционной педагогики, что сделает ее доступной для отдаленных регионов Российской Федерации, повысит компетенции родительского сообщества.

Тенденции развития современного мира приводят к тому, что возрастает популярность работы онлайн и некоторые услуги теперь можно предоставлять дистанционно. Логопедическая практика не стала исключением - такие программы, как Skype или Zoom помогают успешно проводить занятия по коррекции речи у детей, подростков и взрослых. Логопедическая работа онлайн - хорошая альтернатива обычным логопедическим занятиям в том случае, когда нет возможности лично посетить логопеда из-за географической удалённости.

Преимущества онлайн работы

- Можно заниматься в комфортных условиях, не покидая квартиры или кабинета.

-Проще обеспечить непрерывность и регулярность коррекционной работы.

-Логопедические занятия онлайн выгоднее с точки зрения временных и финансовых затрат.

Недостатки онлайн работы

-Трудно установить личный и эмоциональный контакт с учеником.

-В процессе логопедической работы с маленькими детьми необходимо привлекать к занятиям родителей.

-Зависимость от бесперебойной работы интернета и исправности устройства с помощью которого проводится занятие.

-Невозможно реализовать коррекционные задачи, требующие личного участия логопеда: массаж или механическая постановка звука.

При правильной организации дистанционные занятия по коррекции речи могут быть не менее эффективными, чем логопедические занятия лично с логопедом.

           Список источников информации

  1. Скуратовская М.Л. Включение проектной деятельности в формирование профессиональных компетенций педагога-дефектолога // Специальное образование: матер. XIII международ. науч.-практич. конф. СПб., 2017. Т. I. С. 36–40.
  2. https://logopedprofiportal.ru/ «Организация и содержание дистанционной работы логопеда ДОУ».
  3. https://www.instagram.com/kompas_logopeda/ Курс «ЛогоSkype».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнил учитель-дефектолог : Загородняя Н.В. «Возможности онлайн-педагогики в дефектологии.»

Слайд 2

Методические рекомендации по проведению дистанционных занятий для логопедов. Логопедическая работа онлайн - хорошая альтернатива обычным логопедическим занятиям в том случае, когда нет возможности лично посетить логопеда по ряду причин. + Проще обеспечить непрерывность и регулярность коррекционной работы. + Можно заниматься в комфортных условиях не покидая квартиры или кабинета. + Логопедические занятия онлайн выгоднее с точки временных и финансовых затрат. -Трудно установить личный и эмоциональный контакт учеником. -В процессе логопедической работы с маленькими детьми необходимо привлекать к занятиям родителей. -Зависимость от бесперебойной работы интернета и исправности устройства с помощью которого проводится занятие. -Невозможно реализовать коррекционные задачи, требующие личного участия логопеда.

Слайд 3

Форматы дистанционного сопровождения 1) Работа с ребенком (занятие в Zoom, Skype) 2) Работа с родителями (онлайн консультации, рекомендации, разработка маршрута по занятиям с ребенком) 3) Марафоны, задания, чаты – как формат онлайн поддержки детей с инициативными родителями.

Слайд 4

Как коррекционному педагогу эффективно использовать дистанционное консультирование? 1. Оцените возможности. Убедитесь, что вы и родители ваших подопечных имеют техническую возможность перейти на дистанционные занятия — должно быть необходимое оборудование (компьютер или планшет), программное обеспечение (программы Skype или Zoom ), выход в интернет. 2. Дайте себе время на перестройку. Удаленное консультирование отличается от очных занятий в детском саду или логопедическом кабинете. Дайте себе время адаптироваться и перестроить коррекционный процесс по-новому. 3. Определите цели. Чего вы хотите от дистанционного консультирования? С какими категориями пациентов и с какими нарушениями развития можно и нужно заниматься дистанционно? 4. Подкрепляйте занятие домашними заданиями. Проверяйте, как ребенок усваивает материал и динамику его движения. Желательно предлагать родителям выполнять домашнее задание с ребенком, чтобы иметь возможность закрепить результаты

Слайд 5

6. Определите время консультирования. Выберите время для проведения дистанционных занятий и согласуйте его с родителями ребенка. Лучше заниматься в первой половине дня. 7. Залог успеха дистанционных занятий - много наглядности, положительный эмоциональный настрой ребенка и смена видов деятельности! Одно из условий эффективной удаленной коррекционной работы — это частая смена видов деятельности и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Продумайте урок заранее - из каких частей он будет состоять. Не забывайте менять формы деятельности ребенка – чередуйте спокойные виды деятельности физкультминутками, заданиями на тренировку внимания, памяти, развития воображения. 9. Помните об обратной связи. По возможности, организуйте одну еженедельную встречу с родителями в режиме видеоконференции. 10. Создайте четкие инструкции. Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей много вопросов. Возможно даже организовать с родителями ребенка общий чат.

Слайд 6

Рекомендации по логопедическим занятиям онлайн 1. Организуйте своё рабочее место в отдельном помещении, в котором не будут присутствовать посторонние люди. 2. Продумайте освещение - днём работайте напротив окна, а вечером используйте дополнительный свет. 3. Приготовьте заранее пособия, инструменты или игрушки, которые пригодятся вам в процессе занятия. 4. Все электронные пособия скопируйте в отдельную папку с названием “Занятия в Скайпе” 5. Ссылки на разные онлайн ресурсы храните в едином текстовом документе. 6. Структура занятия и порядок работы не отличаются от обычного логопедического занятия. 7. Привлекайте к занятиям родителей - попросите их сидеть рядом и оказывать помощь при необходимости. 8. Предупредите своих учеников, что к занятиям в Скайпе нужно относиться ответственно: - выходить на связь вовремя; - заниматься сидя за столом;

Слайд 7

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗРБОТКИ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Самостоятельное создание дидактических пособий с помощью программы MicrosoftPowerPointи использование их в работе с детьми. Мультимедийное логопедическое занятие в программе PowerPoint . Логопедическое интернет-занятие. Самостоятельное создание дидактических пособий для логопедической работы по развитию: https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_51812%2Fall •слухового восприятия (неречевые звуки, голоса диких животных) •зрительного восприятия (восприятие цвета, какого фрагмента не хватает на картинке) •словесно-логического мышления (четвёртый –лишний, отгадай загадки -реши кроссворд) •фонематических процессов •лексики (домашние животные, дикие животные, птицы, грибы, электроприборы, одежда, посуда, весна, город) •грамматического строя речи: словообразования (почему насекомые так названы) •связной речи (сказки) •письма (однокоренные слова) •Чтения (поиграем-почитаем, Муркинасемья )

Слайд 8

Примеры мультимедийных логопедических занятий: https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_51811 • Малыш и Карлсон • Двенадцать месяцев • Алиса в Зазеркалье • Снегурочка • Профессии Примеры мультимедийных логопедических занятий (презентаций) учителей-логопедов Ю.Е. Розовой, Т.В. Коробченко на авторских сайтах: •Ю.Е. Розова http://nsportal.ru/rozova-yuliya-evgenevna •Т.В. Коробченко Т.В. http://nsportal.ru/korobchenko-tatyana-vasilevna

Слайд 9

Например: Буква А http://pedolimp.ru/21048 Буква Ц http://pedsovet.su/load/299-1-0-38491 Преимущества занятий-презентаций заключается: в экономии времени при подготовке к занятиям; в отсутствии необходимости подбора наглядного и дидактического материала; в повышении активности детей, поддержании внимания на всех этапах занятия; возможности использования элементов программирования, когда за операцией следует проверка.

Слайд 10

Ищем звуки в словах со Смешариками : https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52705%2Fall Чей звук? https://vk.com/eletskaya_olga?w=wall-30895474_52709 Онлайн- игра«Раскраска -алфавит» http://www.logoprog.ru/games/paint-pict.html Онлайн-игра «Фонетическая раскраска» http://www.logoprog.ru/games/paint-sounds.html Логопедическая игра «Похожие слова» http://www.logoprog.ru/games/match-words.html Артикуляционная гимнастика https://vk.com/videos-30895474?z=video-30895474_456239156%2Fclub30895474%2Fpl_-30895474_-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации родителям при выполнении домашнего задания учителя-логопеда

В статье разъясняется методика выполнения домашнего задания учителя-логопеда....

Методические рекомендации по проведению логоритмических занятий

Стендовый доклад на городском семинаре "Логоритмика в работе с детьми с нарушением речи"...

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общеразвивающим упражнениям. Конспекты физкультурных занятий разра

В пособии даны методические рекомендации по проведению физкультурных занятий с детьми 5— 6 лет. Раскрывается структура занятий, подробно описана методика обучения основным видам движений и общер...

Методические рекомендации по подготовке онлайн-занятий для дошкольников

Методические рекомендации по подготовке онлайн-занятий для дошкольников (авторские права)...

Методические рекомендации к пособию: «Пошагай-ка» для учителей-логопедов

Пособие "Пошагай-ка" предназначено для автоматизации звуков в логопедической практике для детей с ОНР. Оно состоит из круглой кокробочки с вклеенными в неё иппликаторами Кузнецова. Ребёнок н...

Методические рекомендации родителям по выполнению домашних заданий учителя-логопеда

Для наиболее успешной работы логопеда,небоходима помощь и заинтересованность родителей. Для того чтобы родители могли помочь своему ребенку и логопеду, небоходимо им обЬяснить, как они могут погать....