Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников (консультация для педагогов)
консультация по физкультуре
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит:
- от организации физического воспитания детей,
- от уровня их двигательной подготовленности,
- от условий жизни,
- от индивидуальных особенностей,
- от телосложения и функциональных возможностей
растущего организма
Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются:
- жизнерадостностью,
- бодростью духа,
- высокой работоспособностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_i_fizkulturno-poznavatelnyh_zanyatiy_doshkolnikov.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников»
(консультация)
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит:
- от организации физического воспитания детей,
- от уровня их двигательной подготовленности,
- от условий жизни,
- от индивидуальных особенностей,
- от телосложения и функциональных возможностей
растущего организма
Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются:
- жизнерадостностью,
- бодростью духа,
- высокой работоспособностью
Мы считаем, что при организации двигательной активности необходимо уделить большое внимание планированию, что наиболее рационально делать по этапам:
1-ый этап педагогического процесса – «Утро»
2-ой этап – «Прогулка»
3-ий этап – «Вторая половина дня»
Этапы – это условное деление физкультурно- оздоровительной работы в режиме дня, они имеют свои задачи, в соответствии с которыми необходимо подбирать средства, методы и формы.
«Утро» - самый короткий по времени этап, но самый насыщенный по воспитательно-образовательным мероприятиям. Поэтому целесообразно планировать двигательную активность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной деятельности, продумать размещение физкультурного инвентаря, различных материалов.
Мы предлагаем в группе сделать уголок «спортсмена», где бы помещалось всё необходимое оборудование, дидактические игры («Назови вид спорта», «Кому, что нужно для игры»), рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбомов и журналов «Забочусь о своём здоровье».
На данном этапе желательно планировать игры малой и средней подвижности:
«Пронеси предмет между кеглями»,
«Кто больше наберёт очков»,
«Кто быстрее смотает верёвочку»,
«Не намочи ноги»,
«Настольный баскетбол» и другие.
Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большей подвижности:
«Колокольчик»,
«Кто быстрее построит башню»,
«Бездомный заяц»,
«Перетяжки»,
«Кто быстрее соберёт предметы»
Если предстоит физкультурное занятие, то планируем спокойную деятельность:
«Найди, что спрятано»,
«Подбрось – поймай»,
«Угадай, кого нет»,
«Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»
Можно организовать подготовительные упражнения для разогрева определённых групп мышц. Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирения.
Второй этап процесса – «Прогулка». В течение дня она организуется дважды: утром и вечером.
При планировании необходимо учитывать, какие занятия предшествовали ей: если носили подвижный характер, то лучше начать с наблюдения, если дети, наоборот, были ограничены в движениях, то лучше начать с подвижных и спортивных игр.
Мы рекомендуем проводить одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами, а также игровые упражнения для индивидуальной работы. Хорошим средством для закрепления основных элементов движений или с целью отработки двигательного навыка является подвижная сюжетная игра.
Важно в прогулку включать и игры спортивного плана (зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, городки), а также спортивные упражнения (зимой – катание на санках, ледянках, ходьба на лыжах, катание на коньках; весной, летом, осенью – катание на велосипеде, самокатах, роликах).
Третий этап пед.процесса – «Вторая половина дня». Основная задача которого – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для её реализации мы создаём положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребёнку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих процедур мы планируем активный отдых детей.
Компоненты активного отдыха – это физкультурные праздники, досуг, дни здоровья. Деятельность, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственных нагрузок, креплению их здоровья.
Также во второй половине дня важно организовывать и самостоятельную двигательную деятельность с использованием карточек для выполнения заданий – упражнений. Вечером, перед уходом детей, лучше предлагать спокойные, настольные игры, дыхательные упражнения, тренинги, релаксацию под музыку.
На формирование детских интересов влияет отношение родителей к физической культуре, к увлечению детей спортом. Поэтому мы постоянно предлагаем родителям наглядные консультации, проводим Дни открытых дверей, приглашаем к участию в спортивных праздниках.
В дополнение к обычным физкультурным занятиям мы предлагаем раз в неделю проводить физкультурно-познавательные занятия, основные задачи которых:
- воспитывать интерес к движениям и желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями;
- углублять знания о пользе физических упражнений;
- о роли двигательной активности;
- формировать элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека;
- о полезных и вредных привычках;
- о предупреждении некоторых заболеваний и травматизма;
- учить приёмам расслабления, аутотренингу, самомассажу;
- воспитывать нравственные качества дошкольников.
Нами разработаны темы физкультурно-познавательных занятий:
«Как стать силачом», «Мои помощники», «Сколькими способами может передвигаться человек», «Что лучше: руки или ноги?», «Футбольное поле чудес», «Здравствуй! «Белый медвежонок»» и другие.
Физкультурно-познавательные занятия помогают формировать у дошкольников интерес к физической культуре и потребность в здоровом образе жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация двигательной активности и физкультурно-познавательных занятий дошкольников»
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения дошкольника. Она зависит: - от организации физического воспитания детей, - от уровня их двигательной подготовленности...
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
Консультация для педагогов во второй младшей группе...
"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"
консультация для воспитателей по образовательной области "Физическое развитие"...
Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей. ( из опыта работы)
Особенности организации двигательной активности в повседневной жизни младших дошкольников. Игры на активизацию детей.( из опыта работы)...
Консультация для педагогов ДОУ по теме: «Организация двигательной активности детей на занятиях по развитию речи с использованием подвижных игр»
Работа по развитию речи детей дошкольного возраста нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. В игровой форме мышление протек...
Консультация для педагогов по организации двигательной активности дошкольников
В статье даны рекомендации об организации оптимальной двигательной активности детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов "Флешмоб как новая форма организации двигательной активности дошкольников"
В консультации раскрыты особенности организации и проведения детского танцевального флешмоба, перечислены мероприятия с участием детей, где составной частью является флешмоб.Танцевальный флешмоб спосо...