Консультация для педагогов «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
консультация (младшая группа) на тему

Мантурова Ольга Вячеславовна

Консультация для педагогов во второй младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования  к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.

В ДОУ поступают дети с врожденной патологией (сердечно-сосудистой системы, почек, ЖКТ), с нарушением различных компонентов речи (ОНР, ФФНР, стертая форма дизартрии).

В этой связи занятия физическими упражнениями с элементами логоритмики должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Еще в начале прошлого века филолог Н.В. Корнейчуков (К. Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка».

Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.

Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.

Логопедическая ритмика позволяет:

- использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе;

- заинтересовать ребенка так, чтобы у него не пропадал интерес на протяжении всего занятия, что способствует поддержанию одинаковой интенсивной подвижности на протяжении всего занятия;

- активизировать речь детей;

- избежать усталости и переутомления.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкалльно0-ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение).

Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребенка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей.

В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.

Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.

Целью физкультурных занятий с элементами логоритмики является физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений.

К задачам физкультурных занятий с элементами логоритмики относятся следующие.

Обучающие:

- сохранять физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.

Развивающие:

- развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость);

- совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом;

- развивать основные психические процессы (память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).

Воспитательные:

- воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям;

- воспитывать чувство ритма и темпа;

- воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).

Методы и приемы логоритмики позволяют сделать занятия  интереснее, более насыщенными, решать оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей речевые и коммуникативные навыки.

Методы и приемы физкультурных занятий с элементами логоритмики:

1.Словесный:

- объяснение;

- заучивание текстов;

- четкое проговаривание слов текста и звуков;

- напоминания, указания;

- логоритмическое сопровождение упражнений;

- образные называния упражнений;

- поощрение.

2.Наглядный:

- показ карточек-картинок;

- показ упражнений педагогом;

- показ упражнений ребенком;

- подражание действиям птиц, насекомых, животным, явлениям природы;

- использование зрительных и звуковых ориентиров.

3.Практический:

- выполнение упражнений педагога вместе с детьми;

- выполнение упражнений детьми без участия педагога;

- индивидуальный подход к каждому ребенку;

- разучивание сложных упражнений по частям.

Основу организации занятий с детьми определяют следующие принципы:

1.Системность. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.

2.Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяется и дополняет развитие других функций.

3.Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.

4.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Это способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном подтягивании дефицитарных функций.

5.Постепенность и систематичность в освоении и формировании значимых функций. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

6.Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

7.Повторность материала позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Структура занятия состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть:

- логоритмическое упражнение (игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, физкультминутка);

- разминка (разные виды ходьбы, бега, прыжков; коррегирующие имитационно-подражательные движения);

- упражнения на восстановление дыхания;

- общеразвивающие упражнения.

Основная часть:

- обучение и закрепление основных движений, развитие физических качеств;

- психологические этюды;

- логоритмические игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;

- подвижные игры, музыкальные композиции.

Заключительная часть:

- заключительная ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений;

- логоритмические игровые упражнения на мышечное расслабление;

- игры малой подвижности;

- пластические этюды;

- упражнения в парах на тактильные ощущения.

Литература

Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: метод.пособие.–СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики на коррекционно- развивающих занятиях» (из опыта работы)

Выступление на педагогическом совете об использовании логопедической ритмики на коррекционно- развивающих занятиях учителя- логопеда....

Консультация для педагогов «Организация двигательной активности в летний период».

«Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Содержание. формы и методы организации двигательной активности детей с элементами логоритмики....

Консультация для педагогов "Организация двигательной активности детей в летний период"

Летом на спортивной площадке и на участке детского сада, особенно в хорошую погоду, умеренно теплую погоду, появляется большая возможность для увеличения двигательной активности детей....

«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»

Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач....

Консультация для педагогов "Организация двигательной активности у детей"

Разнообразные виды организации режима двигательной активности у дошкольников....