Консультация для педагогов «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для педагогов во второй младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_s_ispolzovaniem_logoritmiki.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Кризисные явления в обществе способствуют изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снижают их творческую активность, замедляют физическое и психическое развитие, вызывают отклонения в социальном поведении.
В ДОУ поступают дети с врожденной патологией (сердечно-сосудистой системы, почек, ЖКТ), с нарушением различных компонентов речи (ОНР, ФФНР, стертая форма дизартрии).
В этой связи занятия физическими упражнениями с элементами логоритмики должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Еще в начале прошлого века филолог Н.В. Корнейчуков (К. Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме… Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка».
Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая двигательная активность) также нарушает принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребенка.
Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и ее характером и содержанием.
Логопедическая ритмика позволяет:
- использовать методы и приемы, которые помогают ребенку выдержать занятие в одном темпе;
- заинтересовать ребенка так, чтобы у него не пропадал интерес на протяжении всего занятия, что способствует поддержанию одинаковой интенсивной подвижности на протяжении всего занятия;
- активизировать речь детей;
- избежать усталости и переутомления.
Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкалльно0-ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение).
Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребенка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей.
В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развивать произвольное внимание.
Целью физкультурных занятий с элементами логоритмики является физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста через формирование восприятия, чувства темпа, ритма, координации движений и коррекции речевых нарушений.
К задачам физкультурных занятий с элементами логоритмики относятся следующие.
Обучающие:
- сохранять физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста путем формирования потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.
Развивающие:
- развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость);
- совершенствовать координацию движений, статическое и динамическое равновесие в тесной взаимосвязи со словом;
- развивать основные психические процессы (память, воображение, внимание, любознательность, речь, мышление, зрительное и слуховое восприятие).
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально положительное отношение к физическим упражнениям;
- воспитывать чувство ритма и темпа;
- воспитывать личностные качества (дружелюбие, самостоятельность, терпение, спокойствие, умение работать в коллективе).
Методы и приемы логоритмики позволяют сделать занятия интереснее, более насыщенными, решать оздоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей речевые и коммуникативные навыки.
Методы и приемы физкультурных занятий с элементами логоритмики:
1.Словесный:
- объяснение;
- заучивание текстов;
- четкое проговаривание слов текста и звуков;
- напоминания, указания;
- логоритмическое сопровождение упражнений;
- образные называния упражнений;
- поощрение.
2.Наглядный:
- показ карточек-картинок;
- показ упражнений педагогом;
- показ упражнений ребенком;
- подражание действиям птиц, насекомых, животным, явлениям природы;
- использование зрительных и звуковых ориентиров.
3.Практический:
- выполнение упражнений педагога вместе с детьми;
- выполнение упражнений детьми без участия педагога;
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- разучивание сложных упражнений по частям.
Основу организации занятий с детьми определяют следующие принципы:
1.Системность. Нельзя развивать лишь одну функцию. Необходима системная работа по развитию ребенка.
2.Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяется и дополняет развитие других функций.
3.Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям.
4.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий. Это способствует оптимизации занятий и повышению эффективности, дает опору на функции, не имеющие недостатков при одновременном подтягивании дефицитарных функций.
5.Постепенность и систематичность в освоении и формировании значимых функций. Следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
6.Индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
7.Повторность материала позволяет формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Структура занятия состоит из 3-х частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть:
- логоритмическое упражнение (игровой самомассаж, пальчиковая гимнастика, физкультминутка);
- разминка (разные виды ходьбы, бега, прыжков; коррегирующие имитационно-подражательные движения);
- упражнения на восстановление дыхания;
- общеразвивающие упражнения.
Основная часть:
- обучение и закрепление основных движений, развитие физических качеств;
- психологические этюды;
- логоритмические игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
- подвижные игры, музыкальные композиции.
Заключительная часть:
- заключительная ходьба с одновременным выполнением дыхательных упражнений;
- логоритмические игровые упражнения на мышечное расслабление;
- игры малой подвижности;
- пластические этюды;
- упражнения в парах на тактильные ощущения.
Литература
Хацкалева Г.А. Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики: метод.пособие.–СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики на коррекционно- развивающих занятиях» (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете об использовании логопедической ритмики на коррекционно- развивающих занятиях учителя- логопеда....
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности в летний период».
«Движение - это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для ...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
Содержание. формы и методы организации двигательной активности детей с элементами логоритмики....
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей на прогулке в Зимнее время»
,...
Консультация для педагогов "Организация двигательной активности детей в летний период"
Летом на спортивной площадке и на участке детского сада, особенно в хорошую погоду, умеренно теплую погоду, появляется большая возможность для увеличения двигательной активности детей....
«Организация двигательной активности дошкольников с использованием логоритмики»
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач....
Консультация для педагогов "Организация двигательной активности у детей"
Разнообразные виды организации режима двигательной активности у дошкольников....