Разработка по проведению непосредственно-образовательной деятельности физкультурного на воздухе «Эстафеты»
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)

Варёнова Анастасия Владимировна

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях.  Этому требованию и отвечают игры-эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели. Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия.

Особое внимание уделяется использованию игр-эстафет на свежем воздухе. При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл estafeta.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5»

с. Кневичи Артёмовского городского округа

Разработка по проведению непосредственно-образовательной деятельности физкультурного на воздухе          

  «Эстафеты»

Подготовили: воспитатели старшей группы

                                                                                           Варёнова А.В.

                                                                                                Шайдуллина Г.Н.

                                                                                           Войтенко У.С.

                                                                                             Сартакова Л.М.          

2019г.

Введение

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях.  Этому требованию и отвечают игры-эстафеты, которые принадлежат к группе несюжетных подвижных игр с правилами и являются для детей наиболее увлекательной формой двигательной активности, т.к. ориентируют их на достижение определенной цели. Игры-эстафеты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движений, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия.

Особое внимание уделяется использованию игр-эстафет на свежем воздухе. При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств. Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка.

Неотъемлемым компонентом двигательной деятельности детей служит сознательная ориентировка их в пространстве, без которой не может быть целенаправленных, уверенных и точных движений и действий. Важна роль игр-эстафет как наилучших условий для выработки у детей прочных навыков ориентировки. Существуют также специальные игры-эстафеты, в которых выделяются задания на ориентировку в пространстве.

Учет достигнутого детьми уровня двигательных навыков, в целях еще большего их совершенствования, позволяет использовать доступные детям элементы соревнования. Это имеет важное значение для достижения высокого качества и быстроты выполнения движений, стимулирования к проявлению физических качеств и формирования нравственных качеств. При правильном педагогическом руководстве игрой-эстафетой дети учатся уступать, следовать требованиям, предъявляемым ко всем, уметь тормозить свои капризы и желания, у них воспитывается воля. Помимо этого, появляется возможность стимулировать творческую активность детей и направлять первые попытки их творческих поисков в подвижных играх.

Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств. И поэтому их необходимо шире включать в занятия и досуг детей.

                                           Виды игр-эстафет

Физическая нагрузка в эстафете зависит от используемых видов основных движений и от того, где проходят игры-эстафеты - в спортивном зале или на участке детского сада или на полосе препятствий. Все это дает основание разделить игры-эстафеты на 3 группы: малой, средней и большой подвижности.

1. К играм-эстафетам малой подвижности относятся эстафеты со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием.

Основная задача таких игр-эстафет: усвоение детьми очередности выполнения движений и правил передачи эстафеты. Задания выполняются по одному с небольшой скоростью и амплитудой движений. Продолжительность игровых заданий не более 20 сек., повторяется такая эстафета до 5 раз.

2. Средней подвижности: в этих играх увеличивается количество препятствий до 8, используется крупный и мелкий инвентарь и оборудование, вводятся дополнительные движения. Во время выполнения заданий дети сочетают бег с перепрыгиванием, с ведением мяча (одной или двумя руками), броском в корзину и т.д.

В играх-эстафетах средней подвижности исходные положения детей могут быть в колонну по одному, по двое, сидя лицом по направлению движения и т.п. Продолжительность игрового задания около 30 сек., повторяется эстафета не более 3 раз.

3.  Большой подвижности: это игры-эстафеты для хорошо физически подготовленных детей. Количество препятствий увеличивается до 10. К исходным положениям добавляются — сидя, спиной по направлению движения, лежа на животе и другие. Дети в таких эстафетах пробегают 25-30 м за 45-90 сек. (пульс не должен быть больше 140 ударов в минуту). И

 повторять эти задания можно не более 1-2 раз.

Эстафеты этой группы организуются в летнее время на дорожке препятствий, также дорожку препятствий целесообразно использовать еще и для формирования и совершенствования различных двигательных навыков.

В играх-эстафетах различаются соревнования 3-х видов: Индивидуальное или личное первенство (доступно детям с 5-ти лет и проходит по принципу «кто лучше?»). Такое соревнование дает возможность оценить качество выполнения движений каждым ребенком. Наиболее рационально применять его в начале овладения навыком, при первых попытках выполнения детьми нескольких элементов движения. При правильном применении данного вида соревнований снижается количество ошибок, сокращается время на выполнение движения. Дети становятся более организованными и дисциплинированными.

Коллективное или командное первенство проходит по принципу «чья команда выполнит быстрее или лучше?». Такой вид соревнований способствует воспитанию чувства ответственности перед товарищами, создает общность интересов и радостных переживаний, вызывает уважение друг к другу, гордость за достигнутые успехи. Используется этот вид       соревнований на этапе совершенствования двигательных навыков и доступен детям с 6-7 лет.

Индивидуально-коллективное первенство проводится по принципу «победит тот, кто быстрее выполнит, а выиграет та команда, в которой больше победителей. Такой вид соревнований способствует формированию у детей умения сочетать личные и коллективные интересы, используется на этапе закрепления и совершенствования двигательных навыков и доступен детям 7-го года жизни.

В педагогической практике игры-эстафеты классифицируются по различным признакам, позволяющим определенным образом систематизировать и облегчать подбор игровых заданий для детей дошкольного возраста.

1.  По количеству включаемых заданий: делятся на простые и сложные эстафеты.

Простые эстафеты — включают одно или два несложных задания: ведение мяча, перенос предметов, пролезание  в обруч, ползание по скамейке, ходьба с сохранением равновесия, перешагивание и пр.

Сложные эстафеты — включают более двух заданий. С учетом содержания заданий могут выступать как полосы препятствий.

2.  По требованиям к выполняемым заданиям эстафеты делятся на строго регламентированные и произвольные.

Строго регламентированные эстафеты выполняются заранее утвержденным способом. Педагог во время объяснения заданий игры-эстафеты указывает, каким способом выполняются задания (например, пролезание в обруч, ходьба по веревочке, приставляя пятку к носку, ведение мяча правой рукой и пр.). Такой вариант эффективен при повторении и закреплении упражнений.

Произвольные - в таких эстафетах игровые задания выполняются любым способом, каждый участник выбирает самый рациональный или удобный для себя.

3. По характеру перемещений эстафеты делятся на линейные, встречные и круговые.

Линейные. Участники перемещаются прямолинейно или по цепочке, выстроившись в колонну или в шеренгу. Дети передвигаются, выполняя игровые задания, до линии поворота, затем бегом возвращаются в свою       команду, передают эстафету и встают в конец строя. Игра-эстафета продолжается до тех пор, пока все участники команды выполнят игровые задания.

Во встречных эстафетах дети каждой команды делятся на две равные части и располагаются на противоположных сторонах площадки. По сигналу педагога выполнение игровых заданий начинает один из участников части команды, стоящей за линией старта. Перемещается игрок на противоположную сторону площадки, передает эстафету первому игроку второй части своей команды и встает в конец строя. Игрок, получивший эстафету, передвигается на противоположную сторону площадки. Игра-эстафета может проводиться до тех пор, пока части команд поменяются местами или пока части команд окажутся на своей стороне — в первоначальном построении.

В круговых эстафетах игроки или сами перемещаются по кругу, или построены в круг, или, стоя на месте, передают эстафету по цепочке в одну сторону, или переда ют эстафету по кругу.

4. По способу действий участников эстафеты делятся на индивидуальные и коллективные. 

В индивидуальных - все участники по очереди выполняют обусловленные действия:  на месте; с продвижением различными способами;  с передвижением и дополнительными заданиями.

В коллективных эстафетах участники передвигаются группами: успех решает согласованность действий всех участников команды; используется поочередное движение, сочетаемое с коллективными действиями.

5. Группируются эстафеты и с учетом вида упражнений:   гимнастические;   легкоатлетические;   игровые (бег, прыжки пр.);  лыжные;   водные.

Также эстафеты могут быть тематическими (сюжетны ми) и комическими. Учитывая классификацию подвижных игр и игр-эстафет и их многообразие, педагоги могут решать целый ряд образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Для того чтобы решить все поставленные задачи, необходимо знать методику проведения игр-эстафет.

Осень

Эстафета «Сбор урожая на дачном участке»

      Программное содержание: развивать ловкость, внимание.

      Материал: обручи, корзинки, овощи и фрукты.
      Участники делятся на две команды,  строятся в колонны по одному перед линией старта. У первых участников в руках корзины. На расстоянии от команд лежат обручи, в них разложены овощи и фрукты. Участники по очереди добегают до обруча, кладут овощ в корзину, возвращаясь, передают корзину следующему участнику. Выигрывает команда, собравшая овощи быстрее.

Зима

Эстафета «Лыжные гонки»

          Программное содержание: развивать ловкость, координацию движений.

           Материал: лыжи, шапка.
       
Перед каждой командой лежат по одной лыже и шапка, надев шапку и лыжу, необходимо передвигаться, имитируя лыжный ход до ориентира. Побеждает команда, которая раньше закончит эстафету.

Весна

Эстафета «Кузнечики»

        Программное содержание: развивать ловкость, координацию движений.

                Ведущий.  

       Прыгает пружинка-

       Зелёненькая спинка  -

       С травы на былинку.

       С ветки на тропинку. (Кузнечик.)

                Теперь все превращаются в кузнечиков.

     Команды строятся в две колонны на линии старта. По сигналу ведущего первый игрок каждой команды прыжками на двух ногах двигается до ориентира, огибают его, возвращаются к команде и передают эстафету второму игроку. Побеждает команда, которая раньше закончит эстафету.

 

Список литературы:

          1. Воронова Е.К. Игры- эстафеты для детей 5-7 лет: Практическое

              пособие.- М.: АРКТИ, 2009.- 88с.

2. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания

    детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных

    учреждений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176с.

3. Игры для детей дошкольного возраста ч.1. Колбасина Т., Лобурева

     И., Огурцова Г.- М.: Издательство: Образ компании, 2006.-192с.

4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и

 подвижные игры: Метод. Пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.- 152с.

5. Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и

   развития ребенка. Учеб. пособие.- 2.- изд. испр. – М.: издательский

        центр «Академия», 2006.- 368с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения непосредственно-образовательной деятельности (по реализации дополнительного образования воспитанников подготовительной к школе группы МБДОУ № 54, (в рамках проведения месячника оборонно-массовой и военно - патриотической работы

Цель: обогащение представления детей о жизни и быте кубанских казаков с позиции формирования качеств личности (сила, смелость, ловкость, закалка и т.д.). Задачи: - воспитывать патриотические чувства...

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Даже в сказке, без сомнения, полезны правила поведения»

Данная методическая разработка предполагает интеграцию следующих образовательных областей – «социализация», «коммуникация», «чтение художественной литературы, «труд».При проведении НОД по теме...

Методическая разработка проведения непосредственной образовательной деятельности по математике "Спасаем козлят"

Занятие проходит в игровой форме по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят" с мотивацией помощи козе в спасении козлят....

Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Птицы нашего края»

При проведении НОД по теме  «Птицы нашего края» решаются следующие задачи:          1. Развивать речевую  активность, зрительное восприятие и внимание, тво...

Разработка по проведению непосредственно-образовательной деятельности физкультурного на воздухе «Эстафеты»

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в слож...