Картотека игр и упражнений с мячом
картотека по физкультуре
Цель: учить ребенка управлять свои телом, развитие координации движения рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_s_myachom.docx | 160.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений с мячом.
«Бросай мяч и ударяй по нему».
Цель: учить ребенка управлять свои телом, развитие координации движения рук.
Покажите малышу большой мяч. Дайте ему потрогать мяч, расскажите о том, как можно играть с мячом. Затем покажите ребенку, как можно катать и бросать мяч, ударять по нему.
Начните с простой игры. Сядьте с малышом лицом друг к другу. Покатите мяч по направлению к ребенку. Попросите ребенка покатать мяч обратно к Вам.
Если ребенок не понимает задачи, измените игру. Посадите малышом лицом к стене, а сами сядьте позади него. Обхватите руки ребенка и покатите мяч к стене.
Затем отойдите на расстояние около полутора метров от стены и покажите малышу, как весело бросать мяч: он ударяется о стенку и возвращается обратно.
Будьте эмоциональны, смейтесь и одобряйте удачные действия Вашего малыша.
Следующим этапом будет игра, в которой малышу нужно попытаться бросить мяч не только вперед, но и назад. Если у малыша не получается бросок, направляйте его движения, обхватив его руки.
Можно сделать игру интереснее, предложив малышу сбивать мячом пустые пластиковые бутылки.
«Лови мяч».
Цель: научить ребенка прослеживать взглядом движение катящегося мяча и захватывать его.
Посадите малыша на пол, сядьте позади ребенка и обхватите его руки. Попросите кого-нибудь из близких катить мяч по направлению к вам с расстояния 60 см. Покажите малышу, как нужно захватывать катящийся мяч. Затем предложите ему ловить мяч самостоятельно. Если ребенок справляется, учите его ловить мяч, сидя на корточках или стоя.
«Скати с горочки».
Цель: учить ребенка действовать с мелкими предметами: переносить их, складывать, прокатывать, ловить.
Вам понадобятся: любые предметы шарообразной формы (диаметром 3-8 см), которые вы найдете у себя в квартире: различные мячи – для большого тенниса, резиновые, пластмассовые; шарики для настольного тенниса, шарики от сломанных погремушек, шарики из скомканной бумаги и т.п.; гладильная доска, закрепив один конец которой на стуле, вы создадите дома прекрасные условия для скатывания и ловли. В игре одновременно участвуют либо мама с ребенком, либо возможно объединение двух детей.
Первый ребенок встает у приподнятого над полом конца горки. Рядом с ним в коробочке 3–4 шарика или небольших мячика.
Второй ребенок стоит в 2–3 шагах от опущенного на пол конца горки. У него в руках пустая коробочка.
Первый ребенок берет по одному шарику из коробочки и одной рукой скатывает их с горки. А второй ребенок в это время ловит скатывающиеся шарики и складывает их в пустую коробочку. Собрав шарики, он вместе с этой коробочкой идет на место первого ребенка скатывать шарики, а первый ребенок – на его место, т.е. дети меняются местами.
Шарик с горки покатился | Мама достает шарик из своей коробочки и скатывает с горки одной рукой. |
И в коробке очутился | Папа ловит скатившийся шарик и кладет его в свою коробочку. |
Мы с тобой его возьмем | Коробочка с пойманными шариками приносится к началу горки. |
И на горку принесем |
Советы маме. При объяснении игры попросите папу или другого члена семьи помочь вам. Например, мама будет скатывать шарики, а папа их ловить и складывать в коробочку.
Постарайтесь объяснить малышу, что если мячик или шарик просто класть на доску или отталкивать тихонько, то он упадет на пол, не докатившись до ее конца.
При ловле скатывающихся шариков ребенок сначала, будет ловить их двумя руками – так ему на первых порах удобнее.
Но напоминайте малышу, чтобы он старался ловить шарики одной рукой (правой и левой).
«Слепим снежные комочки».
Цель: развивать мелкую моторику рук, укреплять мышцы пальцев, учить бросать малый мяч в даль.
Эту игру лучше проводить в зимнее время, т..к. желательно, чтобы ребенок смог предварительно потренироваться в лепке снежков на улице.
Для этой игры вам придется сделать несколько мягких поролоновых мячей (например, из поролоновых губок для мытья тела – такие мячи не только легкие, но и яркие).
Мама, сжимая мячик между ладонями, показывает, как лепить "снежок": "Смотри, Ванюшка, комочек мягкий, я могу его сжимать ладошками: вот так – вот так!"
Ребенок повторяет за мамой движения. " Молодец! Давай еще слепим" – мама дает возможность малышу слепить еще 3 комочка. "А теперь бросай "снежки" мне, я буду их ловить!" Ребенок бросает мячи-комочки одной рукой маме.
Мама делает вид, что ловит "снежки", но поймать или удержать их не может: "Как много "снежков". Я их и поймать не смогла! Давай соберем "снежки" и снова поиграем". Мама с малышом собирают мячи и игра повторяется.
Советы маме. В игре ребенок лепит всего 4 снежных комочка: 2 – для бросания правой рукой, 2 – для бросания левой рукой.
Напоминайте малышу, чтобы он с усилием нажимал на мяч во время лепки "снежка" и чтобы у него сверху оказывалась по очереди то правая, то левая ладошки.
Предложите просто помять мяч пальцами рук.
При бросании "снежков" малыш будет стремиться подойти к вам поближе, поэтому старайтесь держаться от него на два– три шага.
«Мячи в корзине».
Цель: развивать глазомер, ловкость, координацию движений при метании в горизонтальную цель.
Любые маленькие мячи (от большого тенниса, резиновые, мягкие из разных материалов) или бумажные шары из скомканной бумаги.
В качестве горизонтальной цели лучше использовать корзину большого диаметра (высокий таз или обклеенную цветной бумагой большую коробку), чтобы бросаемые мячи могли в них задерживаться.
Поставьте корзину (таз, коробку) на пол и на расстоянии 60–150 см от нее по кругу разложите 4–5 цветных кружочков или выложите круг из длинного шнура. Встав у обозначенного места (цветной кружок, шнур), мама показывает малышу, как можно забросить мячи в корзину: "Посмотри, как я умею! Хочешь тоже поиграть?"
Ребенок становится на круг или в любом месте около шнура. Мама кладет перед ним на пол коробочку с 4–6 мячами и встает напротив ребенка с другой стороны корзины, чтобы малыш видел ее движения, которые она сопровождает словами:
Мяч одной рукой возьмем | Наклоняются и берут по одному мячу |
и к плечу поднимем | Поднимают руку с мячом вверх к плечу |
На корзину поглядим | Смотрят на корзину |
мяч в корзину кинем | Бросают мяч в корзину одной рукой |
Бросают мяч в корзину одной рукой.
Сначала ребенок бросает мячи правой, а потом левой рукой (по 2–3 шт. каждой). Затем мама с малышом собирают брошенные мячи в свои коробочки, и игра повторяется.
Советы маме. Чтобы мячик не выскакивал из корзины (тазика, коробки), положите на его дно сложенное детское одеяло, толстую фланелевую пеленку или небольшую подушку.
На начальном этапе обучения бросанию предмета в корзину расстояние до цели не должно превышать 60 см, так как дети в этом возрасте не бросают, а кладут предметы в цель. С течением времени расстояние до цели увеличивается.
Сначала малыш будет спешить побыстрее забросить все мячи в корзину ведущей рукой. Объясните ему, что торопиться не надо. Пусть он выполняет каждый бросок под слова стихотворения. Напоминайте ему, что бросать мячи в корзину надо сначала правой, потом левой рукой.
При метании в цель большинство детей этого возраста бросают предметы одной рукой от плеча, как рассмотрено выше. Покажите малышу и способ метания одной рукой снизу, так как, используя этот способ, ему будет легче попасть точно в цель.
Для сохранения интереса малыша вы можете менять высоту "цели", ставя тазик на предметы разной высоты. А летом в хорошую солнечную погоду бросайте мячи в тазик с водой.
Варианты игры. Чтобы сохранить интерес ребенка к игре используйте для метания: кубики, маленькие мягкие игрушки, которые так же забрасываются в корзину, таз или коробку; разноцветные мешочки, наполненные любой крупой (гречкой, рисом и т.п.) весом 70– 100 граммов. Такие мешочки можно бросать в большой обруч или в круг, выложенный из шнура.
«Брось в речку».
Цель: учить ребенка метанию вдаль разными руками.
На одной стороне комнаты мама кладет на пол цветные кружочки (шнур, приклеивает полоску пластыря) – это "берег". В 2–3 метрах от берега расстилает простынь (большую пеленку, покрывало или какую-нибудь ткань), желательно голубоватого оттенка – это "речка". Для метания лучше использовать бумажные шары из скомканной бумаги (они меньше отскакивают от пола, чем упругие мячи) – это "камушки".
Содержание. Мама кладет в коробочку 4–6 бумажных шаров, ставит их у обозначенного места (кружок, шнур, полоска пластыря) и предлагает малышу, стоя на "берегу", бросать "камушки" в "речку". Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами:
К бережку мы подойдем | Подходят к «берегу» |
В руки камушки возьмем | Наклоняются и берут каждой рукой по шарику |
Руку правую поднимем | Поднимают правую руку вверх |
Камушек мы в речку кинем | Бросают шарик правой рукой в «речку» |
Ручку левую поднимем | Поднимают левую руку вверх |
Тоже камушек мы кинем | Бросают шарик в «речку» левой рукой |
В зависимости от того, сколько бумажных шариков вы положили в коробочку, наклоняться за ними вам придется 2 или 3 раза. Затем мама предлагает достать "камушки" из "речки". Пусть ребенок залезет в "речку" и побарахтается в ней: лежа на животе или на спине подрыгает руками и ногами, изображая купание, перекатывается с боку на бок и т.п. Собрав "камушки" и вернувшись на "берег", вы сможете повторить игру.
Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль расстояние от ребенка до речки увеличивается.
«Перебрось через речку».
Цель: учить ребенка метанию вдаль одной рукой (правой и левой).
Содержание. См. игру "Брось в речку". Но "речка" располагается на расстоянии 1,5-2 м от "берега", чтобы ребенок смог перекинуть через нее "камушек". Через "речку" перекидывается "мостик" - доска. Показ упражнения и выполнение его вместе с ребенком мама сопровождает словами:
К бережку мы подойдем | Подходят к «берегу» |
В руки камушки возьмем | Наклоняются и берут каждой рукой по шарику |
Ручку правую поднимем | Поднимают правую руку вверх |
Через речку перекинем | Бросают шарик через «речку» правой рукой |
Ручку левую поднимем | Поднимают левую руку вверх |
Тоже камень перекинем | Бросают шарик через «речку» левой рукой |
"Какие мы с тобой молодцы! - говорит мама – Все камушки на другой берег перебросили. Давай теперь по мостику пройдем, камушки соберем и обратно принесем". Ребенок идет по доске, собирает "камушки" и возвращается тем же путем обратно.
Советы маме. Напоминайте малышу, чтобы он бросал камушки по очереди правой и левой рукой, не торопился (слова стихотворения служат сигналом для выполнения). С приобретением навыка метания вдаль, расстояние от ребенка до речки увеличивается.
Для разнообразия вы также можете использовать мешочки, наполненные крупой (см. "Мячи в корзине").
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека подвижных игр и упражнений (с мячами)
Картотека подвижных игр и упражнений (с мячами)...
КАРТОТЕКА ИГР И ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ
(c детьми старшего дошкольного возраста в совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов)...
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ...
Картотека игр, игровых упражнений с мячом для детей старшего дошкольного возраста
Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают действия с мячом. Игры и упражнения с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согла...
Картотека игр и упражнений с массажным мячом
«Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский, и мы с вами, точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи ребенка....
Картотека подвижных игр и упражнений с мячом
Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста направлена на развитие ловкости, подвижности....
Картотека упражнений с мячом
Картотека упражнений...