Картотека подвижных игр и упражнений с мячом
картотека по физкультуре

Кветкин Даниил Андреевич

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста направлена на развитие ловкости, подвижности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр и упражнений

 с мячом

Игровое упражнение «Школа мяча» 5-6 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость.

Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками.

6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

Игровое упражнение «Школа мяча»  6-7 лет

Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Группа упражнений 1.

1)      Бросить мяч вверх и поймать двумя руками.

2)      Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.

3)      Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.

4)      Ударить мяч о землю и поймать двумя руками.

5)      Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой.

6)      Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их с хлопками.

Группа упражнений 2  (у стены).

1)      Ударить мяч о стену и поймать двумя руками.

2)      Ударить мяч о стену и поймать одной рукой.

3)      Ударить мяч о стену и поймать одной левой рукой.

4)      Ударить мяч о стену; после того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

5)      Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем левой рукой.

Все эти упражнения могут выполняться с хлопками.

«Салют»

Цель. Развивать  ловкость, зрительно – двигательную координацию.

Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:

Это не хлопушки:

Выстрелили пушки.

Люди пляшут и поют.

В небе — праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

«Зевака»

Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч.  Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и  выполняет  любое упражнение с мячом.

Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

 «У кого мяч» (игра малой подвижности)

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

Ход. Дети образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Педагог   дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

       

День и ночь

Цель. Обучать детей умению бросать и ловить мяч.

Ход. У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.

Правила: не двигаться, пока не последует команда «День!». Кто двигается, выбывает из игры.

Горячая картошка

Цель. Закреплять передачу мяча по кругу.

Ход. Игроки строятся в круг, один из игроков держит в руках мяч. Под музыку или звуки бубна дети передают по кругу мяч друг другу. Как только музыка остановилась, игрок, у которого оказался в руках мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 игрока-победителя.

Правила:при передаче мяч не бросать; уронившие мяч выбывают из игры.

Земля, вода, воздух

Цель. Учить детей, ловить мяч. Развивать ловкость и внимание, быстроту. Закрепить название рыб, птиц, животных.

Ход. Дети садятся по кругу. Педагог с мячом в руках становится в середине круга. Игра начинается по указанию педагога, который бросает любому из игроков малый мяч, называя одно из слов: земля, вода, воздух. Например, он говорит: «Вода». Игрок, которому руководитель бросил мяч, должен поймать его и быстро назвать рыбу или животное, живущее в воде (например, щука). Если учитель называет слово «воздух», то нужно назвать какую-нибудь птицу. После этого игрок бросает мяч другому игроку, называя одно из указанных слов. Можно в промежутке сказать: «Огонь». Тогда игрок должен ответить: «Горит, горит!»

Правила: игрок, допустивший ошибку, садится на расстоянии одного шага за круг и сидит до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не допустит ошибку. Тогда тот садится за круг, первый идет на свое место в кругу. Побеждает игрок, ни разу не допустивший ошибку.

Воевода

Цель. Упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.

Ход. Дети по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

Катится яблоко в круг хоровода,

-Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

-Я сегодня воевода.

-Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

- Раз, два, не воронь

- И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Правила: прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

 «Попади  и поймай»

Цель. Бросать мяч в горизонтальную цель и ловить его.

Ход. Группа детей распределяется на команды. Все выстраиваются в колонну по одному. Перед каждой командой на полу (земле) нарисованы квадраты на близком расстоянии друг от друга. По сигналу педагога первые из каждой команды бегут к квадратам и стараются ударить мячом в квадрат и поймать его. Движение напоминает забивку кольев. После этого мяч передается следующему игроку.

Правила: Можно ударять мяч левой рукой, ловить правой или наоборот. Либо ударять и ловить одной и той же рукой.

«Ловишка с мячом»

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве,  глазомер.

Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: 

Раз, два, три — мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!

Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.

Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает  один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.

«Играй, играй, мяч не теряй!»

Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

Ход. Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; кто не успел по сигналу поднять мяч, получает штрафное очко.

«Охотники и звери»

Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» — бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

«У кого меньше мячей»

Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей,  та команда победила.

Правилаперебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

«Кого назвали тот и ловит»

Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

Ход. Дети ходят или бегают по площадке. Педагог держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

Правила: слушать сигнал.

«Мяч водящему»

Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

Ход.  На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть.

Правила: начинать бросать мяч по сигналу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Пособие представляет собой  систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста.  Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешн...

Картотека подвижных игр и упражнений (с мячами)

Картотека подвижных игр и упражнений (с  мячами)...

Статья на тему: "Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет"

Статья на тему: "Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет"...

Тематическая памятка для педагогов «Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет»

В целях развития ручной ловкости используются подвижные игры с мячом, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета....

Консультация для педагогов "Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста"

Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когд...

Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...