Тема: «Совершенствование физических качеств дошкольников через Квест – игру»
статья по физкультуре

Сердюкова Марина Владимировна

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно - сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 

СТАТЬЯ

Тема: «Совершенствование физических

качеств дошкольников через Квест – игру»

        Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, неоптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно - сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Современным обществом осознается необходимость укрепления здоровья детей не только средствами медицины, но и средствами образования.

        В нашу жизнь вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье. Бурный рост и развитие детского организма, высокая ранимость психики ребёнка требуют бережного к нему отношения. Вместе с тем, излишний комфорт, тепличные условия сдерживают накопление жизненных сил ребёнка, изнеживают, тормозят развитие. Необходимо повышать уровень физической и двигательной активности детей. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна.

Но как это сделать, какими средствами и путями? Как построить работу, чтобы был учтен весь комплекс физических и интеллектуальных проблем? Ведь нужно способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Для решения теоретических и практических проблем физкультурно- оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении я стараюсь внедрять и использовать в процессе физического развития детей инновационные технологии. Одной из таких технологий является квест - игра.

Квест- технология   направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников,  формирование двигательно-эмоциональной сферы детей, создание необходимого  двигательного режима, положительного психологического настроя, хорошего уровня знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач образовательной области «Физическое развитие» является становление ценности здорового образа жизни, овладение элементарными нормами и правилами здорового образа  жизни детьми.

Процесс формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте не может протекать стихийно. Он нуждается в целенаправленной организации. В связи с этим, неизбежно встает вопрос о путях, механизмах, методах, приемах формирования ЗОЖ и совершенствования физических качеств детей дошкольного возраста.

Целью технологии квест в моей работе является становление осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, накопление валеологических знаний,  развитие и совершенствование  физических качеств, таких как ловкость, быстрота, выносливость, сила и т.д. Повышение атмосферы сплочённости и дружбы. Развитие самостоятельности, активности и инициативности.

Если говорить о квесте как о форме организации детских спортивных мероприятий, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет.  Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть  спортивные соревнования , эстафеты, элементы игровых сюжетов и т.д.. Дети принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов. Изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, они получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к выполнению игровых действий.

Формы проведения:

  1. Соревнования.
  2. Проект, исследования, эксперименты.

Задания для квестов:

  1. Поиск «сокровищ»
  2. Расследование происшествий
  3. Помощь героям
  4. Путешествия

Мной были разработаны и проведены такие  квест - игры для детей старшего дошкольного возраста как: «В поисках Здоровья», «Наш друг Светофорчик», «Приключение Снеговика», дети получали удовольствие от преодоления  препятствий, достижения цели и ненавязчиво закрепляли физические навыки и качества.

Игровой квест обязательно завершается подведением итогов и обязательным получением подарков. Во время квест - игры    дети получают большой эмоциональный заряд, что позволяет сформировать перспективы для дальнейшей организации работы на основе возникшего у детей интереса. Игровые квесты рассматривают как средство всестороннего развития личности ребенка.

Продолжительность квест - игр в детском саду составляет: 20-25 минут для младших дошкольников; 30-35 минут для воспитанников средней группы; 40-45 минут для старших дошкольников.

 Использую в своей работе  игровые квесты  разных видов:

-по количеству участников разделяю на командные, общегрупповые,

- по продолжительности они бывают кратковременные и долговременные;

 -по содержанию - сюжетные и не сюжетные, в виде соревнований, проектов.

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность.

Например, в соответствии с игровой легендой, дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.

Организационная часть квеста также включает: распределение детей на команды; знакомство с правилами; раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек. Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.

Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии: Что вызвало наибольший интерес? Что узнали нового? Что показалось трудным? Довольны ли вы своими результатами? Что получилось, а над чем нужно ещё поработать.
В своей работе использую: загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться. «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования. Карта — изображение маршрута в схематической форме. «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята. «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по стрелкам, следам и т.п.. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

Применяя данную технологию в своей работе, я увидела положительные результаты:

- улучшились физические показатели детей;

-у детей появился интерес к физической культуре, заметно повысились физическая активность, все мои воспитанники  стали с удовольствием включаться  в игру,  самостоятельно решать проблемные ситуации, научились договариваться, приходить к согласию, выражать свое мнение, что привело к сплочению детского коллектива.

 Образовательная деятельность в формате  квест - игры соответствует концепции, заданной Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Потенциал квеста в формировании здорового образа жизни заключается в том, что квест по своей форме, структуре, представляет интересную для детей деятельность, и самое главное, деятельность активную. Физическая активность является одним из непременных атрибутов многих игровых квестов.

Поэтому ребенок в такой игре может не только закреплять свои представления о здоровом образе жизни, но и одновременно развиваться физически, укреплять свое здоровье посредством выполнения определенных заданий на каждом этапе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы

Данный перспективный план разработан с учётом возраста и интересов дошкольников, с учётом постепенно усложнения игр....

Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы

Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Сложи узор", Зака "Как гусеница и муравей в гос...

Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми подготовительной к школе группы

Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Уникуб", Воскобовича "Двухцветный и четырёхцвет...

Мониторинг освоения программы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы 2013 – 2014 уч. г.

Задачи мониторинга: 1. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами. 2. Наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала ребёнка. 3. ...

Мониторинг освоения программы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми подготовительной к школе группы 2014 – 2015 уч. г.

Задачи мониторинга:1. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами. 2. Наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала ребёнка.3. От...

Семинар - практикум для родителей детей группы компенсирующей направленности Тема «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру».

Знакомство родителей с дидактическими играми, направленными на формирование связной речи, мышления, зрительного и слухового внимания, памяти.Донести до родителей о значении дидактических игр в развити...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру»

На сегодняшний день —Поэтому перед нами встала задача, как научить детей связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жи...