«Развитие двигательной активности дошкольников посредством использования игр с элементами спорта»
материал по физкультуре (подготовительная группа)
Использование игр в ДОУ с элементами спорта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalashnkova_n.v._razvtie_dvigatelnoy_aktvnosti_rebenka.docx | 45.02 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие двигательной активности дошкольников посредством использования игр с элементами спорта»
1,2
Дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. Все чаще можно встретить во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм, слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие ребята перестали выходить играть во двор, отдавая предпочтения малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятием с конструктором, просмотру мультфильмов. Это вызывает озабоченность педагогов и врачей: мало, очень мало двигаются дети. А для ребенка малоподвижный образ жизни - это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта приводит к развитию двигательной активности детей.
Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является предпосылкой к сознательным физическим упражнениям школьника.
Значение двигательных действий в общем развитии ребенка очень велико. Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентации в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).
Двигательные функции неразрывно связаны с вегетативными, с такими жизненно важными системами, как кровообращение и дыхание, начиная с внешнего дыхания и кончая дыханием на клеточном уровне. Следовательно, совершенствование движений развивает не только двигательные функции человека, но и одновременно расширяет резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, совершенствует их регуляторные аппараты. Рациональная двигательная активность оказывает положительное влияние на нервную систему и психическое развитие ребенка.
Неблагоприятное влияние недостатка двигательной активности может особенно остро проявиться в период роста и созревания детского организма. Последствия дефицита двигательной активности у детей школьного возраста могут иметь длительный латентный период и проявиться только в зрелом возрасте, оказывая отрицательное влияние на работоспособность и состояние здоровья взрослого. Продолжающийся недостаток двигательной активности может постепенно вызвать серьезные отклонения в жизнедеятельности организма.
Одним из средств повышения двигательной активности являются спортивные игры.
3
Парциальная программа «Играйте на здоровье: программа и
технология ее применения в ДОУ (3-5 лет), (5-7 лет)»
(Волошина Л.Н., Курилова Т.В.)
Цель программы заключается в совершенствовании двигательной деятельности дошкольников на основе использования игр с элементами спорта
Задачи:
1.Формирование устойчивого интереса к подвижным играм и играм с
элементами спорта, игровым упражнениям, желание использовать их в
самостоятельной двигательной деятельности.
2.Обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными
действиями, обучение правильной технике выполнения элементов игр.
3.Содействие развитию двигательных способностей.
4.Воспитание положительных морально-волевых качеств.
5.Формирование навыков и стереотипов здорового образа жизни.
Ведущая идея программы –вызвать устойчивый интерес детей к играм с элементами спорта и на этой основе создать предпосылки для физического совершенствования ребёнка.
Наша работа построена на обучении подвижным играм с элементами спорта и игровым упражнениям. Игры, игровые упражнения, включающие самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для детей.
Использование предложенных в программе игр с элементами спорта обогащает двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и интересам. Игра является и формой
организации, и методом проведения физкультурного занятия. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все
образовательные задачи решаются путём соответствующего подбора игр и
игровых упражнений, рационального распределения и чередования объёма
физических нагрузок.
4
рекомендуются следующие правила:
∙ Использование считалок, сговоров, жеребьевок, увлекательных способов разделения на команды, выбора ведущего.
∙Учет того, что у детей быстро пропадает увлечение, если они не получают радости победы. Но при условии легкой победы играющие снижают свою активность, прекращают поиск лучших путей решения двигательной задачи.
∙Из предложенного многообразия заданий по объему и содержанию выбор адекватных потенциальным возможностям детей, места проведения занятий, погодным условиям.
∙Сбережение здоровья детей! Регулировка психо - эмоциональной нагрузки!
Перевозбуждение так же вредно, как и физические перегрузки. Своевременное предупреждение травматизма.
∙ Сообщение детям знаний, необходимых для решения двигательных задач, обсуждение проблемы «Как мы играем».
∙Вспомнить и научить детей играть в старые, забытые народные игры, они могут использоваться в качестве разминки перед разучиванием элементов спортивных игр и упражнений, приобщают детей к национальной культуре.
5
Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча, шайбы), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.
Для игр с элементами спорта характерна определенная специфика и точность
техники двигательных действий, определенный состав участников, распределение функций, четкая организация игровых условий (разметка площадки, подбор инвентаря).
Некоторые из них, например, городки по признаку преобладающего движения можно отнести к играм с метанием. Однако, такие игры, как баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис построены на многообразных двигательных действиях. В различных комбинациях здесь используются ходьба, бег, прыжки, метание. Эти действия требуют сохранения устойчивого положения в заданной позе после приседаний, поворотов наклонов. При этом двигательные действия могут выполняться различными способами, в сочетаниях, с изменениями темпа и скорости. Двигательные действия, включающие в себя игры с элементами спорта, затрагивают и мелкие мышцы рук (баскетбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон, городки), тем самым, стимулируя их развитие.
6
Наблюдения показали, что уже в 3-4 года у ребенка вызывают интерес действия с мячом и ракеткой, битой, клюшкой. Ребенка интересуют изменения, которые происходят в результате выполнения тех или иных действий в играх с элементами спорта. Причиной, побуждающей интерес детей к играм с элементами спорта являются, прежде всего, игры старших ребят, которые они наблюдают на прогулке, игровые действия взрослых. Это лишний раз подчеркивает необходимость использования игр с элементами спорта в системе физического воспитания младших дошкольников.
Не просто организовать обучение играм с элементами спорта. Но немного фантазии и достаточно сложная для детей деятельность превращается в увлекательное занятие.
По содержанию и методике проведения игровые занятия отличаются от традиционных тем, что для решения образовательных, оздоровительных, развивающих и воспитательных задач подбираются подвижные игры соответствующего содержания. Игра является и формой организации и методом проведения физкультурного занятия во всех возрастных группах.
Такая форма проведения создает благоприятные условия для овладения элементарными умениями игры футбол, хоккей, городки и др.
Городки
Задачи обучения
1.Познакомить с русской народной игрой «городки», инвентарем для игры (бита, городок), элементами площадки для игры ( город, кон), несколькими фигурами (забор, ворота, бочка).
2.Отрабатывать элементарные действия с битой (брать, передавать, бросать),
разучить способы ее метания (прямой рукой сбоку и от плеча).
3.Учить строить простейшие фигуры.
4.Развивать силу, глазомер.
5.Формировать осторожность, внимательность, побуждать к взаимодействию в игровых ситуациях.
Средняя группа
1.Познакомить с площадкой для игры «городки» (город, кон, полукон), закрепить названия и способы построения простейших фигур (забор, бочка, ворота), познакомить с новыми фигурами (рак, письмо).
2.Формировать технику правильного броска биты (способ -прямой рукой сбоку, от плеча).
3.Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм.
4.Развивать координацию движений, точность.
5.Учить правилам безопасности в игре.
Оценка уровня физической подготовленности к игре
1. Сила кистей рук / правой и левой / измеряется детским динамометром, показатели заносятся в таблицу.
2. Дальность броска биты /правой и левой рукой/ измеряется расстояние, оцениваются качественные показатели: исходное положение, прицел, бросок, сохранение равновесия.
3. Глазомер / оценивается количество точных попаданий правой и левой рукой в один городок из пяти бросков –расстояние 3 метра.
Дифференцированный подход в обучении игре
«Городки»
п р е д п о л а га е т:
1.Учет возрастных возможностей / программа для 2 младшей и средней группы /.
2.Учет половых особенностей: городки / пластмассовые для девочек, деревянные для мальчиков /. Для детей младшего дошкольного возраста длина городка –10 см; бита -40 см, вес–400 грамм; сечение городков и бит –3 см.
3.При отборе игровых упражнений для общефизической и технической подготовки, учитываются результаты диагностики, содержание занятий может меняться.
Настольный теннис
2 младшая группа
1.Познакомить детей с теннисным шариком и ракеткой, показать свойства шарика (легкий, прыгает, ломается, если обращаться не аккуратно)
2.Формировать действия с ракеткой (брать, держать, передавать, вращать),
действия с маленьким мячиком (катать, бросать, ловить, отбивать)
3.Развивать мелкую моторику рук, согласованность движений.
4.Создавать ситуации, побуждающие детей проявлять усилия в овладении
действиями с мячом и ракеткой, развивать эмоциональную сферу ребенка в
действиях с мячом и ракеткой.
5.Воспитывать желание действовать с маленьким мячиком самостоятельно.
Средняя группа
1.Учить выполнять действия с мячом и ракеткой (катать, прокатывать, отбивать), формировать стойку теннисиста.
2.Формировать бережное отношение к теннисному мячику и ракетке.
3.Воспитывать терпение, уверенность в движениях, создавать условия для
проявления положительных эмоций.
4.Развивать глазомер, согласованность движений, мелкую моторику рук.
Оценка уровня физической подготовленности к игре «настольный теннис»
1.«Подбрось-поймай» -(чувство «мяча» -глазомер, количество повторений)
2.«Отрази мяч» (подвешенный на веревочке, количество раз).
3.«Постой на ракетке» (постоять на ракетке на одной ноге в сек).
Дифференцированный подход в обучении игре«настольный теннис»
реализуется через:
1.Использование самодельных, облегченных ракеток с большой игровой поверхностью (ширина 17-20см, ширина ручки 5-6 см) или просто кружочков и квадратов из фанеры.
2.Можно подогнать фабричную ракетку, укоротив и уменьшив диаметр ручки.
3.Подбором игр, заданий с учетом исходного уровня глазомера , согласованности движений, мелкой моторики рук у младших дошкольников
Хоккей
2 младшая группа
1.Познакомить детей с клюшкой и шайбой, простейшими действиями
с ними.
2.Учить водить клюшку, не отрывая ее от поверхности; ударять по неподвижной
шайбе и останавливать шайбу клюшкой.
3.Развивать координационные способности, ориентировку в пространстве.
4.Воспитывать желание получить положительные результаты; выполнять
простейшие требования безопасной игры.
5.Закладывать предпосылки последующих совместных действий со сверстниками в игре хоккей.
Средняя группа
1.Познакомить детей со стойкой хоккеиста, расширить круг представлений о
действиях с клюшкой и шайбой.
2.Учить вести шайбу, не отрывая клюшку от нее; забивать шайбу с места в ворота, закрепить передачу шайбы в парах.
3.Создавать условия, обеспечивающие получение положительного результата в действиях с клюшкой и шайбой в парах.
4.Укреплять уверенность в своих действиях, активность, инициативность в игре; обеспечить соблюдение правил безопасной игры.
5.Развивать реакцию на движущийся объект, точность, быстроту.Оценка уровня физической подготовленностик игре хоккей
1.Ведение шайбы клюшкой, не отрывая клюшку от шайбы ( техника, глаз
омер, скорость передвижения).
2.Удары по воротам с места (меткость, сила), высота ворот -
ширина ворот-расстояние -
3.Ведение шайбы между предметами расстояние 10 метров ( расстояние между предметами 2 м).
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению
игре хоккей
Реализуется через:
1.Использование шайб различного размера и веса (80 –
100 гр.), пластиковой легкой шайбы; клюшек разной высоты ( в зависимости от роста).
2.Увеличение или уменьшение расстояния при действиях в парах (1-2-3 м)
3.Дозировку физической нагрузки при подборе игр и упражнений.
Баскетбол
1.Формировать многообразие действий с мячом (катание, бросание, ловля,
перебрасывание, забрасывание из разных и.п. –сидя, стоя на коленях, стоя).
2.Воспитывать интерес к играм с мячом, желание играть вдвоем, втроем.
3.Развивать согласованность движений, глазомер.
4.В процессе освоения действий с мячом развивать О.Д.
–ходьбу, бег, прыжки, лазание.
Средняя группа
1.Познакомить детей с названием и инвентарем для игры в баскетбол, создавать общее представление о действиях в этой игре ( стойка, передача мяча, ведение мяча на месте и в движении)
2.Создавать ситуации, побуждающие к коллективным действиям с мячом.
3.Воспитывать целеустремленность, желание достичь положительного результата, доброжелательное отношение друг к другу.
4.Развивать координацию движений, точность, ловкость.
Оценка уровня физической подготовленности
к игре баскетбол
1.Бег 10 метров с ходу (скорость бега, быстрота)
2.Челночный бег 30 метров (ловкость)
3.Броски мяча в вертикальную цель с расстояния 2-х метров (глазомер, сила)
4.Бросание и ловля мяча с расстояния 1,5-2 метров (техника, ловкость, глазомер)
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению игре баскетбол
Реализуется через:
1.Использование на разных этапах обучения мячей разного веса и диаметра (детские резиновые, волейбольные, мини баскетбольные);
2.Увеличение расстояния при работе с мячом в парах (от 1 до 2 метров);
3.Постепенное увеличение высоты размещения корзины
(от1,5 до 2 метров);Постепенное увеличение дозировки (повторение действий с мячом от 4 до 10 раз)
Футбол
Задачи обучения:
2 младшая группа
1.Познакомить детей с названием и особенностями игры в футбол (играем с мячом
ногами).
2.Формировать элементарные для футбола действия с мячом (удары по
неподвижному мячу ногой, остановка движущегос
я мяча, ведение, удар по
воротам).
3.Воспитывать интерес к действиям с мячом, желание играть вдвоем, втроем.
4.Развивать координационные способности, ловкость, глазомер.
5.В процессе овладения действий с мячом совершенствовать технику ходьбы, бега.
Средняя группа
1.Познакомить детей с условиями для игры в футбол.
2.Создать представление об элементах техникиигры в футбол (удары по неподвижному мячу, остановка мяча, ведение мяча, удар по воротам).
3.Учить игровому взаимодействию.
4.Развивать координационные способности, точность, выносливость. Оценка уровня физической подготовленностик игре в футбол
1.Бег 10 метров с ходу (скорость бега, быстрота)
2.Челночный бег 30 метров (ловкость)
3.Удар по неподвижному мячу (техника, сила удара, расстояние).
4.Ведение по прямой 5 метров (техника, скорость).
5.Удары по воротам 3 раза с расстояния 2-х метров (число попаданий, техника удара).
Индивидуально-дифференцированный подход к обучению игре в футбол
Реализуется через:
1.Комплектование подгрупп по половому признаку, уровню физической подготовленности.
2.Увеличение или уменьшение расстояния в действиях с мячом, веса и размера мяча.
3.Рациональную дозировку физической нагрузки с учетом возможностей и состояния ребенка.
В заключении хочется отметить, что выбор способов, приемов и средств обучения с учетом состояния здоровья детей, уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности каждого ребенка, исключение «факторов риска» в реализации программы «Играйте на здоровье» позволяет достичь положительных результатов в укреплении здоровья детей, в создании благоприятного эмоционального состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВВЕДЕНИЯ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СПОРТИВНЫХ ИГР
Проблема сохранения и укрепления здоровья человека уже длительное время остается одной из актуальных проблем, решаемых представителями разных областей человекознания. И это не случайно. «Здоровье до т...
"Активизация речевых зон коры головного мозга посредством развития двигательной активности дошкольников"
Доклад на методическом объединении логопедов...
Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования. Это и обусловило выбор этой темы....
Мастер – класс для педагогов «Развитие сенсомоторной активности дошкольников посредством использования физкультурных минуток и динамических пауз»
laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, ...
«Развитие речевой активности дошкольников посредством использования приёма ИЗОсказка»
Чтобы научить детей излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, наряду с традиционными методиками, можно использовать и инновационные комбинированные методы обучения.Од...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИБИРСКИХ БОРДОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕСИБИРСКИХ БОРДОВДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»...
Мастер-класс для педагогов "Развитие речевой активности дошкольников посредством использования книжного адвент-календаря"
Книжный адвент-календарь-это календарь приближения какого-то события.Так как дети не совсем четко представляют, что такое время, и сколько надо ждать, чтобы наступило ожидаемое событие, в этом случае ...