Физкультура и математика.
консультация по физкультуре

Соколова Анастасия Эдуардовна

Математика на физкультурных занятиях. интеграция образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultura_-_matematika.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

 

Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического.

                               П. Ф. Лесгафт

                 

Дошкольный возраст - это особая пора жизнедеятельности ребенка: в этот период перестраивается вся его психическая жизнь и отношение к окружающему миру, происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер. Поэтому на данном этапе необходимо как можно больше внимания уделять обеспечению полноценного физического и интеллектуального развития ребенка.

Согласно ФГОС ДО задачи логико-математического развития дошкольников должны решаться в рамках познавательного направления развития в образовательной области «Познавательное развитие», речевого направления развития в образовательной области «Речевое развитие», а также интегрировано в ходе освоения детьми других образовательных областей.

По мнению специалистов в области образования, основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на развитие у дошкольника интереса к процессу познания, умений преодолевать трудности, стоящие на пути получения знаний, осуществлять самостоятельный поиск решений и достижению поставленной цели.

Обучение станет более успешным, если будет основываться на практической и игровой деятельности, что позволит создать условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся для них жизненно необходимыми и потому усваиваются легче и быстрее. Подвижные игры и игровые упражнения с математическим содержанием, способствующие закреплению знаний и навыков у детей, помогают дошкольникам проявить свою сообразительность, смекалку, учат вести самостоятельный поиск решения задачи. Они способствуют развитию приемов умственной деятельности. Их основу составляет взаимосвязь игры, двигательной деятельности и доступного, продуманного процесса усвоения знаний.

Подвижные игры и игровые упражнения с математическим содержанием развивают любознательность, познавательные интересы и двигательные способности дошкольников.

Таким образом, в ходе формирования у детей элементарных математических представлений с помощью средств практической и игровой деятельности происходит воспитание у дошкольников настойчивости и находчивости, самостоятельности и стремления к достижению положительного результата деятельности.

Даже если детям не даются специальные задания для ФЭМП, физкультура и математика все равно неразрывно связаны. Упражнения под счет, расчет на 1-2, 1-3, по порядку, перестроения в одну, две, три колонны, команды «направо», «налево», считалки – все это можно назвать элементами интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» в направлении формирования элементарных математических представлений.

Игры с математическим содержанием могут быть как малоподвижные, так и подвижные. Малоподвижные можно проводить в группе, а подвижные – перенести на улицу или в зал.

При выборе подвижных игр с математическим содержанием, как и при подборе любого материала, необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Давайте, попробуем поиграть в некоторые игры с математическим содержанием для разных возрастов.

Младший возраст.

П/и «Платочки»

По залу расставляются «домики» - элементы мягких модулей четырех основных цветов. Детям раздаются платочки. Под музыку малыши бегают врассыпную по залу, когда музыка заканчивается, они должны прибежать к домику такого цвета, какого цвета у них платочки. В дальнейшем можно усложнить игру, поменяв «домики» местами.

П/и «Цветные шарики»

В одной части зала ставятся корзины с обозначение четырех основных цветов, в другой части зала рассыпаются шарики. Дети должны разложить шарики в соответствующие по цвету корзины. Правилами необходимо ограничить количество шариков, которое может взять ребенок за один раз. Вариант для усложнения – девочки собирают шарики красного и зеленого цвета, мальчики – желтого и синего.

П/и «Найди свою фигуру»

По залу раскладываются обручи с фигурами двух видов, например, круг и квадрат. Девочки становятся вокруг обруча с квадратом, мальчики – с кругом. Под музыку дети врассыпную двигаются по залу (прыгают, бегают, ползают), когда музыка заканчивается – возвращаются в свой круг. В зависимости от количества ребят можно увеличить количество кругов (два квадрата, два круга). В качестве усложнения можно менять круги местами. Добавив треугольник и прямоугольник, можно проводить с более старшими детьми.

Средний возраст.

Эстафета «На что похоже?»

Дети делятся на две команды. В обруче между командами лежат картинки с предметами – круглыми и квадратными. Ребята из одной команды выбирают круглые, из второй – квадратные. На противоположной стороне лежат пустые обручи. Дети по одному бегут и кладут картинку в обруч. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок выполнила задание.

Эстафета «Над и под»

Играют двумя командами. У детей в руках треугольники и круги. На противоположной стороне лежат гимнастические палки. Надо преодолеть полосу препятствий и положить круг над палкой, а треугольник под палкой.

Старшая группа.

Подготовительная к школе группа.

И/у «Шифровка»

Для проведения этого игрового упражнения можно применять как плоские, так и объёмные фигуры. Проводить можно и как вводную часть на физкультурном занятии, так и в виде зарядки в группе. За каждой фигурой закрепляется определенное движение, например: треугольник – ходьба на носках, прямоугольник – бег и т.д. Педагог показывает фигуру, дети выполняют соответствующее упражнение. В виде зарядки это игровое упражнение можно применять с помощью «Даров Фребеля». Дети на шнурок нанизывают объемные фигуры в определенном порядке, составляя, таким образом, комплекс упражнений. Для усложнения можно применять фигуры одного вида, но разного цвета, например: красный кубик – руки в стороны, синий кубик – руки вверх и т.д.

Эстафета «Рыбалка»

Дети делятся на две команды. На противоположной стороне зала расположен большой обруч с рыбками, на которых изображены числа. Детям раздаются карточки. Ребята первой команды ловят рыбок с числом на 1 больше, чем на карточке. Дети второй команды – на один меньше. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.

Эстафета «Инженеры»

Дети делятся на команды. В руках у каждого элемент, необходимый для сборки. На противоположной стороне зала рядом с финишной фишкой лежит схема с изображением того, что нужно собрать. Дети по одному добегают до фишки и постепенно выкладывают изображение согласно схеме. Схемы могут быть любой тематики. Побеждает команда, которая быстро и без ошибок справилась с заданием.

Таким образом, включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно выражению Л.С. Выготского, "саму моторику", переводя её на "новый и высший этаж" и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки, благодаря чему улучшается двигательное развитие детей.

Использование  различных методов и приемов, для развития умственных способностей детей дошкольного возраста посредством различных форм физической культуры, творческих заданий, создания поисковых ситуаций, обеспечит на выходе из детского сада, преемственность с программой начальной школы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математике и физкультуре "На день рождение к белочке"

Упражнять детей  в выполнении двигательного содержания к предложенному сюжету. Закрепить умение действовать сообща при выполнении игровых упражнений. Сохранять равновесие при ходьбе по г\до...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.

Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам  "Королевы математики"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Интеграция физкультуры с математикой» «Путешествие в страну Математика»

Программное содержание. Цель: закрепление и систематизация накопленного опыта, уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования; соблюдение норм длительности учебных за...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по физкультуре и математике «Путешествие в королевство «Математика»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по физкультуре и математике  «Путешествие в королевство «Математика»...

"Физкультура с математикой"

Физкультурное развлечение для детей подготовительной к школе группы с использованием математических знаний....

Совместная деятельность Инструктора ФК и воспитателя в подготовительной к школе группе «Физкультура и математика»

Совместная деятельность Инструктора ФК и воспитателя    в подготовительной к школе группе«Физкультура и математика»...


 

Комментарии

Афанасьева Наталья Викторовна

Большое спасибо за публикацию! Интересная подборка игр и упражнений.