СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ДЕТСКОГО САДА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
В статье представлен опыт сотрудничества детского сада со студентами педагогического колледжа по организации и проведении различных форм физкультурно-спортивной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Показана эффективность включения студентов в практическую деятельность с детьми на повышение уровня их профессиональных компетенций.
Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольники, студенты, взаимодействие, профессиональные компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovkova_a_i_publikatsia_v_sbornik_1.docx | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И
ДЕТСКОГО САДА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Путникова Надежда Александровна,
Головкова Анастасия Игоревна,
ГБПОУ педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова,
г. Санкт-Петербург, Россия
Чистякова Надежда Владимировна,
ГБДОУ № 28 Кировского района Санкт-Петербурга, Россия
Аннотация. В статье представлен опыт сотрудничества детского сада со студентами педагогического колледжа по организации и проведении различных форм физкультурно-спортивной работы с детьми старшего дошкольного возраста. Показана эффективность включения студентов в практическую деятельность с детьми на повышение уровня их профессиональных компетенций.
Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольники, студенты, взаимодействие, профессиональные компетенции.
Современная подготовка студентов педагогических колледжей ориентирована на создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, их социальной активности, самостоятельности, творческой инициативы и мобильности будущих специалистов [2,4,6].
Система подготовки студентов педагогических колледжей в плане формирования у них профессиональных компетенций по организации физического воспитания дошкольников предъявляют требования к обеспечению преемственности содержания основных образовательных программ среднего профессионального образования и содержания разделов образовательной программы дошкольного образования [1,3,5, 7]. Решение данной проблемы возможно в условиях взаимодействия образовательных организаций. Одним из путей организации взаимодействия в области физической культуры является проведение студентами физкультурно-спортивных мероприятий с дошкольниками на базе детского сада.
Результаты эмпирических исследований и педагогическая практика показывают, что имеется ряд противоречий методологического, теоретического, организационно-педагогического характера между:
- научной и практической значимостью реализации взаимодействия в системе «среднее профессиональное – дошкольная организация» и недостаточной разработанностью теоретических основ комплексного решения данной педагогической проблемы;
- возрастающими требованиями, предъявляемыми к обеспечению преемственности содержания основных образовательных программ среднего профессионального и дошкольного образования, и недостаточным уровнем ее организации, слабо учитывающей возможности взаимодействия;
- необходимостью обновления содержания образования с учетом перспективы профессиональной самореализации выпускников колледжа и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью различных форм взаимодействия в профессиональном образовании будущих специалистов дошкольного образования в сфере физического воспитания дошкольников.
Для формирования компетенций у студентов по дисциплине «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов необходима специальная профессиональная подготовка в условиях дошкольного учреждения. Данная работа со студентами педагогического колледжа № 1 им. Н.А. Некрасова, г. Санкт-Петербурга, осуществляется на базе ГБДОУ № 28 Кировского района. Она предусматривает овладение будущими воспитателями не только теоретических знаний, но и, в большей степени, освоение практических умений и навыков, необходимых для формирования физической культуры личности, как самих студентов, так и детей старшего дошкольного возраста.
В начале учебного года педагогическим коллективом был составлен перспективный план дошкольного учреждения, в который были включены физкультурно-спортивные мероприятия, ориентированные на совместную работу. На предварительном этапе сотрудничества представители педагогического колледжа совместно со студентами, педагогами дошкольной организации, а также родителями дошкольников спланировали тематику мероприятий, сроки, место проведения, участники, ответственные. Взяв за основу программный материал по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, при планировании физкультурно-спортивных праздников, развлечений и досугов исходили из условий дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их двигательного опыта и физической подготовленности.
В рамках совместного сотрудничества решается комплекс задач по планированию и проведению разных форм организации двигательной активности детей. Студенты колледжа учатся правильно выстраивать педагогический процесс по проведению физкультурно-спортивных мероприятий, подбору средств и методических приёмов и разработке и поиске новых, устанавливают отношения с детьми, родителями, сотрудниками детского сада. В процессе взаимодействия у студентов формируется правильная лексика, жесты, культура поведения. Они учатся анализировать деятельность свою и воспитанников дошкольного учреждения, на этой основе корректировать стратегию и тактику обучения и воспитания детей.
Студенты в режиме жизнедеятельности детского сада реализуют различные формы физического воспитания дошкольников. Прежде всего, это: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, бодрящая гимнастика, самостоятельная двигательная деятельность, а также индивидуальные формы работы. Наиболее популярными формами совместного проведения занятий физическими упражнениями, в процессе которых у студентов формируются профессиональные компетенции, являются физкультурные праздники, досуги, развлечения, соревнования, подвижные игры.
Отличительной особенностью в аспекте создания наиболее благоприятных условий для профессионального роста студентов и взаимодействия с детьми являются физкультурные праздники и досуги. При их проведении создается положительная эмоциональная атмосфера для психологического благополучия, определенный духовный настрой, оказывающий влияние на развитие умственных способностей, нравственности, пробуждают интерес к самовыражению, способствуют не только лучшему усвоению знаний и совершенствованию навыков, но и благотворно влияют на детскую психику. Физкультурные досуги, праздники и соревнования в полной мере реализуют двигательные потребности детей старшего дошкольного возраста, помогают выявлять способности к занятиям спортом, повышают интерес родителей в дальнейшем развитии ребенка. Среди задач, стоящих перед студентами, в их обязанности входило красочное оформление мест проведения, подбор музыкального сопровождения, составление комплексов движений для ритмических композиций и их проведение, а также, организация и участие в подвижных играх.
Анализ результатов совместной работы, проведенной в течение года, показал, что у студентов педагогического колледжа уровень профессиональной подготовленности значительно вырос. Особенно, это относится к проявлению творческих способностей в плане разработки новых методических приемов и форм проведения физкультурно-спортивных мероприятий транслируемых и переносимых на детское сообщество современной субкультуры – квесты, флешмобы и др.
Библиографический список
- Абдульманова Л.В. Содержательно-теоретическая подготовка будущих воспитателей к формированию основ физической культуры детей дошкольного возраста / Л.В. Абдульманова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 9. С. 85-91.
- Аблитарова А.Р. Подготовка будущих воспитателей к использованию нетрадиционных технологий и форм физического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Аблитарова А.Р.. Материалы VI международной научной конференции: «Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества». 2016. С. 291-296.
- Кот Н.А. Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей / Н.А. Кот // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2011. № 2. С. 16-20.
- Любашина В.В. Подготовка будущих воспитателей к осуществлению процесса физического воспитания и развития детей в условиях дошкольного учреждения / В.В. Любашина // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 44-1. С. 133-141.
- Правдов М.А. Интеграция деятельности педагогов образовательных учреждений студентов в открытом образовательном пространстве педагогического вуза / М.А. Правдов, Д.М. Правдов, А.В. Корнев, Л.В. Правдова //Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 33. С. 28-33.
- Правдов М.А. Формирование профессиональных компетенций у студентов факультета физической культуры педагогического вуза на основе проведения конкурсов профессионального мастерства / М.А. Правдов, Н.Б. Павлюк, Д.М. Правдов, А.В Корнев.// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 9. С. 70.
- Савицкая О.В., Мискевич Т.В., Старовойтова Т.Е. Профессионально-прикладная подготовка будущих воспитателей к физкультурно-оздоровительной работе / О.В. Савицкая, Т.В. Мискевич, Т.Е. Старовойтова. Материалы VII Международной научно-практической конференции: «Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи». 2019. С. 220-222.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система закаливания детей старшего дошкольного возраста
старшая группа...
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...
Сюжетно-ролевая игра - в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социаль...
«Детский сад «Семицветик» г. Белоярский» Проект «Организация сотрудничества с родителями в вопросах воспитания и образования детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации стандарта дошкольного образования»
Проект организуется с родителями, детьми и педагогами в подготовительной к щколе группе. Для эффективности проведения мероприятий используется интерактивный метод обучения....
Фитбол- гимнастика - инновационное направление совершенствования системы физического воспитания детей дошкольного возраста.
В статье даны рекомендации по использованию фитбол-гимнастики для детей дошкольного возраста....
Педагогический проект по интеграции речевого и физического развития детей дошкольного возраста
laquo;Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучия.... (Концепция дошкольного воспитания)Данный материал может быть полез...
Организационные формы сотрудничества логопеда и родителей в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей по преодолению нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста...