Сюжетно-ролевая игра - в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему
Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социальные отношения между людьми. Для каждой творческой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_mnogoobrazie_detskih_igr_mozhno_razdelit_na_dve_bolshie_gruppy.docx | 14.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Все многообразие детских игр можно разделить на две большие группы:
Сюжетно – ролевые
Игры с правилами
Сюжетно – ролевые игры
Игры на бытовые темы.
Игры с производственной тематикой.
Игры с использованием строительного материала, конструкторов.
Игры с природным материалом (с песком, водой, снегом)
Игры с общественно – политической тематикой.
Театрализованные игры.
Игры – забавы и развлечения.
Игры с правилами
Дидактические:
Игры с предметами и игрушками
Словесные дидактические игры
Настольно – печатные игры
Музыкально – дидактические игры
Подвижные:
Сюжетные
Бессюжетные
Игры с элементами спорта
Сюжетно – ролевые игры – группа игр, которые придумывают сами дети. В них отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, происходит условное преобразование их и воссоздаются социальные отношения между людьми. Для каждой творческой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Игры с правилами – группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, и четко установленные правила. В них заранее последовательность действий.
Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. При создании ребенком игрового образа требуется работа воображения, проявление творчества. Это роднит игры с правилами с творческими. Однако есть и существенное различие в их характере: в сюжетно – ролевой игре ребенок сам устанавливает правила в зависимости от роли, которую он выполняет так, как понимает ее и какие имеет знания; в играх с правилами строго следует готовому сюжету и четко установленными правилами.
Игры с правилами подразделяются на два вида: дидактические и подвижные. Основная задача дидактических игр – умственное развитие ребенка, обучение знаниям, подвижных – совершенствование движений, развитие двигательной активности. Но это не значит, что подвижные игры могут использоваться только с целью физического воспитания, а дидактические – умственного развития. И те и другие способствуют развитию мышления, воображения, воли, совершенствованию физических качеств.
У детей старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей и стремление им подражать.
Появляется желание выполнить свою роль с большей выдумкой, изобретательностью. Детей привлекает красивый материал, изящные конструкции, необычные элементы украшения построек. Для развития содержания игры они успешно используют свои технические умения. Могут договориться о теме игры, без конфликтов распределить между собой роли.
Появляются игры более сложные как по содержанию и использованию средств отображения реальной жизни, так и по организации. Постепенно развиваясь и усложняясь, они могут длиться неделю, две, месяц и т. д. в игре ребенок не просто воспроизводит жизнь, копируя ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев он вносит элемент творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов.
Руководство длительной игрой имеет свою специфику. Это объясняет прежде всего творческим характером игры, необходимостью постоянного развития и усложнения содержания. Следовательно, чтобы поддержать интерес детей в игре, воспитатель должен постоянно давать им новые, конкретные знания.
Наиболее полно и ярко раскрыть ребенку игровой образ помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.
Длительные сюжетно – ролевые игры могут развиваться тогда, когда у детей сформированы умения играть большими группами, совместно добиваться поставленной цели, что означает умение выбрать тему, подобрать необходимые средства для отображения и развития замысла, распределить роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, определить правила и четко их выполнять и т. д. Кроме того, дети должны обладать конструктивными умениями и навыками.
Увлекательная, сложная по содержанию игра удовлетворяет любознательность детей, их интерес к окружающей жизни.
Воспитатель своими советами, вопросами, рассказами должен помочь детям соотнести новые знания с уже имеющимися, выработать самостоятельные решения по развитию сюжета игры.
Руководство воспитателя в игре не должно подавлять инициативу и творчество детей, а, наоборот, всячески способствовать их развитию. Педагог, играя с детьми, является старшим другом, партнером, помогает использовать в игре знания, полученные на занятиях, при
выполнении индивидуальных заданий и поручений; побуждает к взаимопониманию, чуткости, справедливости, дружескому участию и т. д.
Воспитание творчества в игре – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Оно включает в себя влияние на его ум, характер, чувства. На основе рассказов взрослых, радио- и телепередач, чтения книг дети мысленно создают сюжеты самых разнообразных игр. «Путешествие в Антарктику», «Путешествие на атомоходе к Северному полюсу» и др.
«Игра имеет важное значение в жизни
ребенка, имеет то же значение, какое у
взрослого имеет деятельность, работа,
служба. Каков ребенок в игре, таким
во многом он будет и в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре… »
А. С. Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром, эмоционально-практическим путём, т.е. через игру....
Презентация на тему"Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
Презентация по патриотическому воспитанию...
Игры по трудовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста - это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формрование психологической готовности, ответственного отношения к тр...
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...
«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....
Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста
Картотека сюжетно-ролевых игр на военную тематику для детей старшего дошкольного возраста ...