Организационные формы сотрудничества логопеда и родителей в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.
статья по логопедии

Мельникова Надежда Леонидовна

В статье раскрываются формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей по преодолению нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организационные формы сотрудничества логопеда и родителей в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.

  Как известно, полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер,  что ведет к  комплексу проблем, решение которых возможно только при сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Без активного участия родителей в образовательном процессе невозможно достичь эффективного результата коррекционной работы и полностью  преодолеть нарушения в речевом развитии ребенка.

К сожалению,  очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания проблемам речевых нарушений своего ребенка. При этом очевидно, что помощь родителей чрезвычайно  необходима, именно  от их осознанного отношения к речевому дефекту и активного участия в процессе преодоления недостатков речи ребенка  будет во многом зависеть результативность коррекционно-образовательной работы.

Чтобы убедить родителей в необходимости активного участия в процессе преодоления недостатков речи у детей, важно установить доверительный контакт между дошкольной образовательной организацией и родителями.

 Условия сотрудничества подробно объясняются логопедом на родительском собрании в начале учебного года. Учитель-логопед информирует родителей о развитии речи ребенка в онтогенезе, об особенностях речи детей с общим недоразвитием речи, о содержании  коррекционно-речевой и оздоровительной работы. Логопед акцентирует внимание на важности участия семьи в логопедической работе, о необходимости  организации в домашних условиях работы по усвоению и закреплению знаний, полученных на занятиях.  Логопед обращает внимание родителей на важность тесного сотрудничества со специалистами  дошкольной организации, о необходимости посещения индивидуальных консультаций специалистов, занятий-практикумов, на которых происходит обучение определенным методам и приемам преодоления речевых нарушений.

В ходе индивидуальных бесед с родителями,  логопед выявляет степень осведомленности об особенностях развития своего ребенка. Уточняются анамнестические сведения, выявляются личностные особенности ребенка, характер его поведения дома и со сверстниками. Определяется уровень наблюдательности взрослых по отношению к своим детям.

Затем проводится анкетирование родителей.  С  его помощью определяется осведомленность  родителей об этапах нормального речевого развития ребенка дошкольного возраста и о возможных отклонениях в этом процессе, выявляются основные запросы, предъявляемые работникам дошкольной организации.  В зависимости от восприятия родителями дефекта ребенка,  логопед определяет родителей с адекватной и неадекватной позицией в отношении развития своего ребенка, уровень готовности родителей к сотрудничеству.

Информация о результатах психолого-педагогического обследования, ознакомление с индивидуальной программой работы с ребенком дается в ходе индивидуальных консультаций, которые проводятся по необходимости в течение всего образовательного процесса. На консультациях показываются успехи ребенка в преодолении дефекта и объясняется, какая помощь необходима со стороны родителей на конкретном этапе обучения.

Подгрупповые консультации проводятся в соответствии  с рабочей программой  учителя-логопеда. Тематика консультаций определяется на весь учебный год, при необходимости меняется. Часто подгрупповые и индивидуальные консультации сопровождаются показом логопедических занятий, обучением родителей приемам коррекционно-развивающей работы. Родителям даются рекомендации, как правильно выбрать время для занятий, обговаривается оптимальная временная нагрузка для ребенка. Предложенные логопедом методы и приемы работы, наглядный и дидактический материал помогают родителям правильно организовать домашние занятия с детьми, сделать их увлекательными и интересными. Благодаря активному вовлечению родителей в систему домашних занятий, родители превращаются из сторонних наблюдателей в его участников.  

Родителям предлагается посещать  логопедические занятия в течение всего периода обучения, на которых они могут оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей, что  усиливает эффект  коррекционно-педагогического воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

Немаловажное значение  имеют и родительские собрания, которые проводятся 3 раза в течение всего учебного года: в сентябре, январе, мае. На каждом собрании родители знакомятся с задачами и содержанием коррекционной работы, подводятся итоги прошедшего периода обучения, затрагиваются организационные вопросы, организуются подборка литературы, изучение которой могло бы помочь родителям получить необходимую информацию по вопросам речевого развития детей. Обязательно отмечаются  не только успехи  детей, но и активность родителей, которые занимаются со своими детьми. В мае родителям даются рекомендации на летний период.

В процессе работы с родителями широко используются  и такие формы взаимодействия как:  «Дни открытых дверей», родительские пятиминутки, практикумы по обучению родителей методам и приемам коррекционной работы с детьми, тематические семинары, практикумы, круглые столы, совместное проведение праздников и развлечений, литературных вечеров и многое другое.

 Родители с интересом включаются в совместную деятельность по подготовке к литературным вечерам,  оформлению альбомов по лексическим темам, совместному сочинению с детьми сказок, рассказов, изготовлению речевых игр, иллюстраций к описательным рассказам, всевозможных пособий по обучению элементам грамоты.  Благодаря активному сотрудничеству в  образовательном процессе родителей и специалистов образовательной организации, родители начинают более активно интересоваться успехами своих детей, включаться в повседневную жизнь группы, участвовать в различных мероприятиях, проводимых в детском саду. Все это сплачивает коллектив детей и родителей, а главное, способствует эффективности коррекционно-развивающей работы.

Немаловажное значение в установлении партнерских отношений с семьей имеют и информационно-просветительские формы взаимодействия: размещение информации на сайтах, предназначенных для родителей,  на информационных стендах «Позанимайтесь вместе с нами», «Советы логопеда», подборка статей из журналов, газет, книг по вопросам речевого развития детей  и многое другое.

 Поддержанию контакта родителей и логопеда в течение всего периода пребывания ребенка в группе помогают «Тетради домашних рекомендаций», в которых логопед прописывает речевой и дидактический  материал, пройденный на  индивидуальном занятии с ребенком, даются рекомендации по закреплению пройденного  учебного материала. В этих тетрадях родители  могут записывать вопросы к логопеду, возникающие по ходу выполнения задания, а логопед указывает на те, или иные методы и приемы по преодолению этих проблем, предлагает включить в домашние занятия те или иные упражнения, дидактические игры, заранее освоенные родителями в ходе индивидуальных консультаций и практикумов.

В конце учебного года мы приглашаем родителей на итоговое занятие-праздник, где дети демонстрируют свои знания, умения и навыки, приобретенные в ходе коррекционно-развивающей работы.

Опыт нашей работы показал, что разнообразные  формы взаимодействия педагогов и родителей, осознанное включение родителей в единый педагогический процесс воспитания и развития ребенка с речевыми нарушениями позволяют значительно повысить его эффективность и добиться оптимальных результатов в преодолении нарушений развития.

 г. Нижний Новгород                

МАДОУ «Детский сад № 52 «Ладушки»

Учитель-логопед  Мельникова Н.Л.

Литература.

1. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О.Е. Громова. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2008. -232с.

2. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007. -192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по организации развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Цель: расширить знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми.Задачи: познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком; расширять степень...

Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

Консультация направлена на повышение информативности родителей о возможностях применения ЛЕГО-конструирования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством LEGO-конструирования"

В консультации представлены основные принципы использования LEGO-технологий,  этапы развития способностей к конструированию....

Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

LEGO-конструирование в детском саду и домаСовременные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческ...

Консультация для родителей по теме "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования"

Консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования" поможет повысить педагогическую грамотность родителей....

Использование интерактивной доски в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста

Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении во всех ви...