Мастер класс на тему: "Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий"
методическая разработка по физкультуре
Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение".
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и один наиболее, приемлемый для ДОУ - ритмическая гимнастика, беби - йога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий»
«Мастер – класс»
Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение".
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и один наиболее, приемлемый для ДОУ - ритмическая гимнастика, беби - йога.
Дети учатся:
- соотносить движения с музыкой;
- повышается интерес детей к правильному, красивому выполнению движений.
Задания:
1. - Основные виды движений:
- строевые упражнения
- виды подвижных игр
2. Ритмическая гимнастика с детьми (показ) под музыку
3.Разминка - ритмика " Делаем зарядку" с педагогами под музыку «Эй, лежебоки»
4. «Беби- йога»- упражнения на расслабление мышц с педагогами.
Консультация на тему: Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Подготовила: инструктор по физической культуре Татарникова Е.Ю.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Я считаю что, очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Наше дошкольное образовательное учреждение постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Ежегодно перед педагогами ставится задача по физическому воспитанию и развитию детей.
В нашем ДОУ существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основными условиями здоровьесберегающих образовательных технологий являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Всю эту работу осуществляем комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
-Динамические паузы провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
-Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
-Пальчиковая гимнастика провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирую мелкую моторику, стимулирую речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Провожу в любой удобный отрезок времени.
-Гимнастика для глаз провожу ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствую снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения использую наглядный материал, показ педагога.
-Дыхательная гимнастика провожу в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизирую кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Бодрящая гимнастика провожу ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлены следы -дорожка с пуговицами, ребристая дорожка, ходьба по палке
Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.
-Упражнения беби- йога, все упражнения построены на чередовании физической нагрузки и отдыха. Активное движение сменяется погружением в состояние глубокого расслабления – физического и психологического. Физическая нагрузка чередуется с расслаблением мышц, иногда упражнения выполняются под музыку или имеют речевое сопровождение в виде потешек.
Здоровьесберегающие образовательные технологии -это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья малышей.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Также в своей работе применяю технологии обучения здоровому образу жизни:
-Утреннюю гимнастику проводим ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируем ритмические умения и навыки.
- Ритмическая гимнастика. Занятия ритмической гимнастикой улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет мышцы, восстанавливают координацию движений, исправляют осанку, походка становится правильной и элегантной. Также, вырабатывается выносливость, силовые качества, улучшается подвижность суставов.
-Физкультурные занятия проводим 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные).
Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. В регулярных занятиях физкультурой укрепляем организм и способствуем повышению иммунитета детей. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
-Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, - «Неделя здоровья», развлечения с родителями). При проведении досугов, праздников все дети и их родители активно приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаем музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеем спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.
-Сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят обыгрывать их. Для этого использую кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, я использую разнообразные формы работы: консультации; выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Спорт и здоровье», «Игры на прогулке» «Движение – это жизнь», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Подвижные игры - круглый год» и т. д.).
Таким образом, проводимая мною физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса по коррекции опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста.
Конспект разработан в помощь педагогам дошкольного образования...
Мастер-класс для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики"
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноце...
Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»
Мастер-класс «Игры для развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи»Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал Ч. Дарвин,...
Статья по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующ...
Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов...
«Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей ...