Народные игры, особенности их проведения. Использование народных игр на занятиях по физической культуре.
консультация по физкультуре

Афонасова Ирина Анатольевна

В материале раскрываются особенности проведения народных игр, классификация игр. Приведены примеры игр с правилами, которые педагог может использовать на занятиях и свободной деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры, особенности их проведения.

Использование народных игр на занятиях по физической культуре.

«Подвижная игра является упражнением,

посредством которого,  ребенок  готовится к жизни»
                                            П. Ф. Лесгафт

Русские народные подвижные игры – одно из средств  гармоничного развития  дошкольника.

Народные игры - представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  

 Характерная  особенность народной подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. 

Таким образом, подвижная игра – это школа воспитания, в которой есть свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.

Кто не помнит известных всем пряток, колдунчиков, салочек и других игр!

Когда они возникли? Кто придумал эти игры?        

Они созданы народом, так же как сказки и песни.

Из истории.

Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах,  связанных с первоначальными движениями самого малыша.

В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, зазывалки, считалки.

В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

В народных играх  много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение.  
В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка.  Велико  значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Несомненна роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминология. Учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений их образность, у них развивается чувство ритма.

В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать во время прогулок, физкультминутках, динамических паузах, на занятиях физической культурой.

Особенности организации народных подвижных игр.

  • Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них.
  • При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили
  • Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты. .
  • В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.
  • Правила игры излагать  кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.
  • При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.
  • Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.
  • В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка
  • Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение прийти на выручку, учит преодолевать трудности.

 Главная задача педагога, при проведении народных игр, научить детей играть активно и самостоятельно.

Чтобы народные игры всегда были интересны детям надо:

-никогда не заставлять детей играть, а только приглашать

- использовать яркие заставки к игре (зазывалки, загадки, потешки, игрушки)

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка

- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом

- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи

- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней

- создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой

Классификация игр:

по возрасту

  • для детей младшего, среднего, и старшего возраста

по содержанию

  • от самых простых , до сложных  с правилами,  и полуспортивных игр

по преобладающему виду движений

  • игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползаньем, катанием, бросанием и ловлей, метанием

по физическим качествам

  • игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости

по сюжету

  • сюжетные и бессюжетные

по способу организации играющих

  •  командные и некомандные

по подвижности

  • малой, средней и большой подвижности

по сезону

  • летние и зимние

«Много двоих – хватит троих»

Дети встают парами лицом в центр круга.  Игру начинают двое, один из них — водящий, он стоит на 3—4 шага  сзади того, кто убегает от него.  Убегающий  хлопает три раза в ладоши, после третьего хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встаёт впереди какой-нибудь пары. Прежде чем  встать, на бегу кричит: «Много троих, хватит двоих». Тот, кто в этой паре оказывается за ним, убегает от водящего. Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями.
Правила:
1.  Во время игры нельзя пробегать через круг.
2.  Убегающему  нельзя пробегать более двух кругов.
3.  Как только он вбегает в круг, он должен сразу встать впереди какой-нибудь пары. Нарушивший  это правило, становится водящим.

«Горелки»

Водящего  выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии. ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глядь на небо, птички летят , колокольчики звенят! Раз-два не воронь, беги как огонь!"  Водящий смотрит в небо, а последняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача этой пары постараться встать впереди, взявшись за руки.  Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары.

Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре.

«Горелки с платочком»

Водящего  выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии. ему строго воспрещается оглядываться назад. После кто-то один или все вместе начинают приговаривать:

 "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глядь на небо, птички летят , колокольчики звенят! Раз-два не воронь, беги как огонь!"

 Водящий смотрит в небо, а последняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону. Задача этой пары постараться встать впереди, взявшись за руки.  Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары.

Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре.

«Фанты»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:
- Динь, динь, динь!
- Кто там?
- Почта!
- Откуда?
- Из города …
- А что в городе делают?
Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

«Веревочка»

Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих.
Но дети внимательны, они отпускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.
Правила:
1. Играющие должны веревку держать двумя

 руками.
2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.

«Цепи»

Две шеренги  детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит:

 
- Цепи, цепи, разбейте нас!

- Кем из нас? – отвечает другая
- Стёпой!  -  отвечает первая

 Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить  вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в  шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

«Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

«Капуста»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила:  Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.
Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

«Бабка Ёжка»

Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг неё дети водят хоровод и поют: 
                  Бабка Ежка  - Костяная Ножка

                   С печки упала, ногу сломала,

                  А потом и говорит: « У меня нога болит!»

 После слов «у меня нога болит» Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Все разбегаются. К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры : «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много.

Вариант: пойманный становится бабкой Ёжкой.

«Золотые ворота»

Пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

                      Ай, люди, ай, люди,

                      Наши руки мы сплели.

                      Мы их подняли повыше,

                      Получилась красота!

                      Получились не простые,

                      Золотые ворота!        
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
                       Золотые ворота,
                       Пропускают не всегда.
                       Первый раз прощается,
                       Второй - запрещается.
                       А на третий раз,
                       Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитболов на игровых занятиях по физической культуре

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых прогр...

Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физической культуре и обучению детей плаванию с нарушением ОДА

Я, как воспитатель по физической культуре, стала задумываться над тем, как нужно организовать физкультурные занятия, чтобы снизить заболеваемость, повысить уровень их физической подготовки. Не секрет,...

Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"

12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2,  прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с  подгото...

Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных  группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...

Конспект ОД по организации и проведение русских народных подвижных игр в режиме дня «Народные игры». Старшая группа.

Задачи:Образовательная:1. Знакомить детей с народными подвижными играми:а) закреплять умение подбрасывать мяч кверху и целится в игрока, быстро реагировать на сигнал «стой», имя ребенка на...

Методические особенности использования хатха-йоги на занятиях по физической культуре в ДОУ

Данный материал адресован педагогам, инструкторам по физической культуре,родителям....

Особенности обучения ребенка с РАС на индивидуальных занятиях по физической культуре

На занятиях физической культурой с момента осознания и восприятия движений ребенка в пространстве, он устанавливает прямой взгляд на инструктора при опоре на визуальные подсказки. Работа с балансиром ...