Использование фитболов на игровых занятиях по физической культуре
методическая разработка по физкультуре по теме
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Для того, чтобы физкультурно-оздоровительная работа с детьми с особым социально-психологическим запросом проходила эффективно, необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса активно используются различными специалистами в спорте, педагогике и медицине...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_fitbolah.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование фитболов на игровых занятиях по физической культуре
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Для того, чтобы физкультурно-оздоровительная работа с детьми с особым социально-психологическим запросом проходила эффективно, необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была высоко оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса активно используются различными специалистами в спорте, педагогике и медицине.
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и специфические тактильно-кинестетические ощущения , вызываемые у человека в процессе взаимодействия с данным предметом. Шарообразная форма мяча посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-сладковатый запах, привлекающий детей и вызывающий у них особое удовольствие. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс. Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 5-6 лет – 30-35 минут. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках).
В нашем Детском саду, фитболы уже несколько лет активно используются на физкультурных занятиях, досугах и праздниках. Нами была разработана система комплексов упражнений с фитболами для индивидуально-подгрупповой работы с детьми , с целью совершенствования у них развития основных движений и профилактики нарушений осанки.В ходе регулярной диагностической работы, нами была отмечена высокая эффективность данной системы и улучшение развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста в среднем на 70%, по сравнению с 30% положительной динамики у контрольной группы.
Примерный комплекс игровых упражнений с фитболами для индивидуально – подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- «Пружинки»
И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.
В такт музыки пружиним на мяче (ноги параллельно друг другу, не отрываются от пола). Повторяем 8 раз.
2. «Салют»
И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки на плечах.
1 – руки в стороны;
2 – вернуться в и.п.
Повторяем 8 раз.
1 – руки вперед;
2 – вернуться в и.п.
Повторяем 8 раз.
1 – руки вверх, голова вверх;
2 – вернуться в и.п.
Повторяем 8 раз.
- «Маятник»
И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки за голову, локти в стороны.
1 – наклон вправо;
2 – вернуться в и.п.;
3 – наклон влево;
4 – вернуться в и.п.
Повторить 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую сторону.
- «Вертолет»
И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки в стороны.
1 – повороты корпуса вправо;
2 - вернуться в и.п.;
3 – поворот корпуса влево;
4 – вернуться в и.п.
Повторить 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую сторону.
- «Помахали хвостиком»
И.п. – сидя на мяче, руки на поясе.
1 – движение тазом вправо;
2 – движение тазом влево.
Повторить 4 раза в одну сторону, 4 раза в другую сторону.
Добавляем движения рук: руки вверх, двигаем прямыми руками из стороны в сторону вместе с движением тазобедренного сустава.
- «Коленочки»
И.п. – сидя на мяче, «пружинки», руки в стороны.
1 – правое колено подтянуть к груди, руками обхватить колено;
2 – вернуться в и.п.;
3 – левое колено подтянуть к груди, руками обхватить колено;
4 – вернуться в и.п.
Повторить 4 раза для одной ноги, 4 раза для другой ноги.
- «Топотушки руками»
И.п. – упор лежа, ноги на мяче.
Поочередно топаем правой и левой рукой. Повторяем по 4 раза на каждую руку.
Примечание: следим, чтобы корпус ребенка был параллелен земле.
- «Отжимания»
И.п. – упор лежа, ноги на мяче.
Отжимания повторить 8 раз.
- Прыжки «Клоуны»
И.п. – мяч в согнутых руках перед собой, ноги вместе.
1 – подпрыгнуть, ноги врозь, руки с мячом выпрямить перед собой;
2 – подпрыгнуть и вернуться в и.п.
Дети получают удовлетворение не только от того, что научились выполнять то или иное движение, но и от самого процесса игры. На первых этапах работы с детьми в подгруппах основное внимание уделялось работе над тонусом, статистической координацией и сохранением заданной позы, затем главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации.
Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.
В ходе работы появились и были структурированы:
«Правила работы с фитболами»
1. Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие – либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
7. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
8. Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке на занятии с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
Следует отметить, что эффективность игр обуславливается не только содержанием, но и в большей мере организацией и методикой их проведения, в которой учитываются возрастные особенности, смена периодов двигательной активности, интервалы для отдыха и дифференцированной оценки деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое занятие по физической культуре
«Весёлая собачка»группа раннего возраста Программное содержание: Упражнять в ходьбе в прямом направлении,по ребристой доске, повторить в умении взойти на ящик и сойти с него, упражнять в по...
Игровое занятие по физической культуре
«В гости к кошечке Мурке»Подготовила: Никифорова С.В. – воспитатель МДОУ д/с №2 "Малыш"Программное содержание:1.Упражнять в ходьбе по ребристой доске, упражнять в подлезании.Развивать умение ори...
КОНСПЕКТ Открытого игрового занятия По физической культуре «Веселые медвежата» (старший возраст)
Закрепить предсталвение детей о повадках и образе жизни бурых и белых медведей...
Сюжетно – игровое занятие по физической культуре « Человечек непростой появляется зимой »
В данном конспекте рассказывается о путешествии в Лапландию, входе которого дети выполняли разнличные физические упражнения....
Фотоматериалы открытого занятия для воспитателей на тему: " Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"
12 апреля 2019 г. в ГБОУ Школа №2075 д/о №2, прошло Открытое занятие для воспитателей " Использование здоровьесберегающих технологий" на занятиях по физической культуре с подгото...
Консультация для инструктора по физической культуре «Использования сенсомоторной коррекции на занятиях по физической культуре с детьми с ОВЗ»
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в коррекционных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исс...
Конспект сюжетно - игрового занятия по физической культуре (с использованием цифровых технологий) для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные игры в зимнем лесу"
Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса.Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной р...
Комментарии
Использование фитболов на игровых занятиях по физической культур
Ирина Александровн, спасибо,