"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ"
учебно-методический материал по физкультуре
Из опыта работы инструктора по физической культуре об использовании здоровьесберегающих технологий в рамках аспекта реализации требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlova_olga_viktorovna.docx | 19.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Ольга Викторовна
Инструктор по физической
культуре
ГБДОУ детский сад № 97
Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в практике работы инструктора по физической культуре: аспекты реализации требований ФГОС ДО
Здоровье человека, особенно ребенка, всегда будет актуальной темой. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма. В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей имеют нарушения физического и психического развития. Поэтому подготовка дошкольников к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением деятельности педагога в ДОУ.
Необходимо повысить эффективность образовательного процесса в целях «становления у дошкольников ценности здорового образа жизни, овладения его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» (ФГОС ДО). Эта цель может быть достигнута путем использования здоровесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Цель настоящей работы: раскрыть актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности.
Здоровьесберегающие технологии – это организованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей; направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающей технологии - предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру здоровья, сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанников мотивации к ведению здорового образа жизни.
Эта цель инструктором по физической культуре достигается путем решения следующих задач:
- обучение дошкольников жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
- содействие правильному физическому развитию детей;
- укрепление здоровья и профилактика заболеваний воспитанников средствами физической культуры и двигательной активности;
- формирование мотивации у дошкольников к здоровому образу жизни.
.
Инструктор по физической культуре в ДОУ может сделать для оздоровления дошкольника гораздо больше, чем любой врач. Его основная задача – сохранение и укрепление здоровья дошкольников, воспитание внимательного отношения к своему организму и развитие в детях стремления быть физически сильными и развитыми.
Одним из средств решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей являются здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим качественный образовательный процесс.
Наиболее эффективно и необходимо применение здоровьесберегающих технологий в случаях:
- гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т.п.);
- детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
- тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).
Существует несколько направлений работы ДОУ по здоровьесбережению и одно из них — физкультурно-оздоровительное, которое включает развитие физических качеств, умений и навыков, реализацию потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется мной, как инструктором по физкультуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей моей спортивной и физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
В каждой группе оборудован "Уголок спорта". В нем находятся традиционные пособия (массажеры, массажные коврики, спортивный инвентарь), а также нестандартное оборудование, изготовленное педагогами самостоятельно:
- "Сухой аквариум". Он способствует снятию напряжения и усталости, расслабляет мышцы плечевого пояса.
- Пробковый коврик. Ходьба по такому коврику обеспечивает массаж стоп ног.
- Вертушки, султанчики. Необходимы для развития речевого дыхания, чтобы тренировать работу легких, увеличивать их объем.
- Массажеры, в том числе самодельные. Известно, что на ладонях рук есть много точек, массажируя которые можно воздействовать на разные точки организма.
- Коврики и веревки с узелками. Нужны для массажа ступней ног, который способствует развитию координации движений.
С Использованием данного оборудования проводится бодрящая гимнастика после дневного сна, босиком под музыку.
В режим включены следующие здоровьесберегающие методики:
- гимнастика для глаз (снимает статическое напряжение глазных мышц, улучшает кровообращение);
- мимические разминки;
- пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции);
- дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку);
- точечный массаж;
- упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.
В результате здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка мотивацию к здоровому образу жизни, полноценное развитие.
Для реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе в условиях ДОУ нами используются следующие формы и методы:
Динамические паузы
Физминутки
Подвижные и спортивные игры
Релаксация
Гимнастика для глаз
Бодрящая гимнастика
Гимнастика ортопедическая и корригирующая
Физкультурные занятия
Самомассаж
Корригирующие упражнения
Ортопедические упражнения
Стретчинг
Ритмопластика
Пальчиковая гимнастика
Фитбол-гимнастика
Беседы о здоровье
Активный отдых
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит качество образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников; понимание того, что, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать, начиная с самого раннего возраста.
Комплексное применение здоровьесберегающих технологий в моей работе повышает результативность и эффективность физкультурно-образовательного процесса, укрепляет здоровье детей и формирует у них стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Список литературы:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: 1993.
- Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания.
- Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. — М.: Аркти, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".
Роль и использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях.Организация физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. оздоровительная работа с частоб...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе "Зимушка-зима"
День здоровья в старшей группе в зимний период времени...
Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навы...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Спортивное развлечение "Зимние забавы".
Зимнее развлечение...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ
содержание:Факторы, укрепляющие здоровье воспитанников;Валеологическая культура личности воспитателя;Здоровьесберегающие образовательные технологии;Оценка степени утомления дошкольников в НОД;Профилак...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...