«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к физической культуре»
консультация по физкультуре

Татьяна Геннадьевна Сергеева

Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приоритетное направление

педагогической работы

по теме:

«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к физической культуре»

Подготовила: Сергеева Т.Г.,

инструктор по физической культуре,

МБДОУ детский сад село Богословка,

 Пензенского района, Пензенской области

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него

человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек

привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от

обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную

землю и ее будущее.

В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.

Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физической культурой и спортом. Необходимо с раннего детства воспитывать будущего гражданина своей страны. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.

В нашем ДОУ сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста посредством физического развития осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных праздников и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные досуги и развлечения с привлечением родителей.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.

Задачи, поставленные по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры:

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей. 
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость. 
3. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста использовать сюжетные игры («Бесшумные разведчики», «Пожарные на учении», «Граница» и т.д.), тематические спортивные досуги, праздники.

4. Формировать гражданственно-патриотическое отношение и чувство сопричастности:

- к семье, городу, стране;

- к природе родного края;

- к культурному наследию своего народа.

5. Воспитывать чувство собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

С целью реализации поставленных задач в нашем детском саду проходят  такие мероприятия, как:

«Весёлые старты» - совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

«День космонавтики» - формируются гражданственно-патриотические отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

«Малые олимпийские игры»,  - укрепление здоровья  и совершенствование двигательных навыков, умений в играх и эстафетах.

«Будем в Армии служить!» - воспитание  у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

«Масленица» - ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа.

«День Победы» - воспитание патриотических чувств через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием.

«Зимние спортивные досуги», «Праздник лета», Папа, мама, я – спортивная семья!» - способствуют духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей.

Вышеперечисленные праздники и развлечения стали в детском саду традиционными. В их подготовке принимают участие дети, родители, педагоги и другие категории сотрудников детского сада.

Совместная деятельность инструктора по физической культуре и дошкольников (воспитанников):

  • НОД (непосредственная образовательная деятельность).
  • Организация и проведение спортивных досугов, праздников, развлечений.
  • Реализация мини-проектов.
  • Показ мультимедийных презентаций.
  • Организация развивающей среды.

Использование тематических подвижных игр 

  • В НОД,
  • В праздниках, досугах.
  • На прогулке.

(«Пожарные на учении», «Граница», «Бесшумные разведчики», русские народные игры и игры народов мира).

Предметно-развивающая реда:

Изготовление и оформление:

  • Атрибуты к досугам праздникам (олимпийский флаг, факел, эмблемы и т.д.).
  • Спортивный уголок «Олимпиада – Сочи 2014».
  • Стенд с рисунками детей «Олимпиада – Сочи 2014».
  • Фотовыставка «Мой папа в армии служил!».
  • Фотоотчет спортивных праздников «Нашей армии сыны нынче прославляются!», «Спортивная эстафета – 75 лет Великой Победы!».
  • Картотека подвижных игр: русских народных игр, игр народов мира.

Взаимодействие с родителями воспитанников:

  • Привлечение родителей к участию в спортивных праздниках досугах и организации их.
  • Привлечение к оформлению стендов рисунков по заданным темам и фотовыставок.
  • Консультации (личные беседы, папки-передвижки).
  • Анкетирование.

Взаимодействие с воспитателями  и музыкальным руководителем ДОУ:

  • Совместная подготовка и проведение тематических праздников, досугов.
  • Совместная реализация мини-проектов.
  • Консультации, беседы с молодыми педагогами.

В процессе работы по данной теме, исходя из моих личных наблюдений и отзывов воспитателей, родителей были сделаны следующие выводы.

Результаты педагогической деятельности по теме:

  • Воспитанники имеют начальные представления о семье, городе, стране, природе родного края, о себе, как представителе своего народа.
  • Повышен интерес к культурному наследию своего народа.
  • Сформированы нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух.
  • Развито чувство гордости за свою страну, край.
  • Обогатился словарный запас воспитанников.

Таким образом, благодаря совместной работе воспитателей и педагогов ДОУ формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая высокими нравственными и морально-психологическими качествами, а также потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

В настоящее время принимаю активное участие в региональном проекте «Здоровый дошкольник». Буду продолжать и дальше в рамках проекта побуждать дошкольников к доброму отношению друг к другу, к старшим. Прививать любовь к родному краю, воспитывать чувство гордости за свой народ. Учить гордиться тем, что я – Россиянин!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору

Статья на тему "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору"...

Формирование основ музыкальной культуры личности у младших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному искусству (из опыта работы)

Материал будет полезен музыкальным руководителям ДОУссылка на  дидактическую игру https://disk.yandex.ru/i/fxsRr_XnpTqhqw...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»

Семинар-практикум на тему "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ    ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ  РОДНОГО КРАЯ&r...