Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору
статья

Буйко Анна Викторовна

Статья на тему "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2.docx30.39 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе   приобщения к музыкальному фольклору

1. На современном этапе приобщения воспитанников к музыкальному фольклору является актуальным в музыкальной деятельности.

Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир,  яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.

(слайд 1)

Поэтому главной задачей своей деятельности вижу в обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. (слайд2 )

2.Для этого перед собой поставила следующие задачи:

1.        Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему.

2.        Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.

3.        Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

4.        Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.

3. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. 


Малые фольклорные формы

                                                                                                                               

                               колыбельные

                                                                                                                  прибаутки

                                                               пестушки          

                                                                                            потешки

В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла») 

4. В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

фото

5. С русскими народными песнями и мелодиями начинаем знакомить уже в младшей группе. Предлагаю слушать детям музыку в аудиозаписи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Они их слушают как на музыкальных занятиях, так и вне занятий.

Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий.

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда в них включаем такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Дети любят играть на самодельных музыкальных инструментах, которые мы  создаём в ходе проектной деятельности совместно с родителями « Игрушки-шумелки».

Фото

6.Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.

Фото (хоровода)

 Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как у наших у ворот». Детям нравится песня «Где был, Иванушка?»

фото

7.       Старший дошкольный возраст – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми разрабатываю тематические занятия, основанные на фольклорном материале. Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме.

       Фольклорный материал отражается в различных видах музыкальной деятельности:

- пение народных песен;

- слушание народной музыки;

- народная хореография (танцы, хороводы)

- музыкально – фольклорные игры;

- игра на народных музыкальных инструментах.

8. Детей старшего возраста знакомлю с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отражается жизнь русского человека, ее горести и радости.(написать несколько примеров таких песен)

Большим интересов у детей пользуется песенный жанр – частушки. Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Не один праздник не обходится у нас без частушек. Частушки сопровождают нас по жизни с детства. Во всей мировой литературе не найти такого жанра! Поэтому мы стараемся с особым  вниманием относится к ней.

9.В нашем дошкольном учреждении проходят фольклорные праздники в соответствии с традиционным народным календарем праздников: «Рождество», «Масленица», «Сороки».

Вместе с педагогами и родителями готовим театрализованные представления с традиционными сказочными героями : «Баба-Яга», «Весна-красна», «Скоморохи».

10. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.  А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Наши дети участвуют в различных народных играх: перетягивание каната, «золотые ворота», «горелки» и др. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.

11.Наш детский сад тесно сотрудничает с Хуторским казачьем обществом «Хутор «Приморский»». Увлекательные и интересные развлечения и досуги проходят совместно с казаками. Цель взаимодействия: - это культурно-просветительский характер, направленный на популяризацию национальных традиций и поддержание отечественной культуры. 

12. Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями наших воспитанников. Родители любят принимать участие в совместных проектах и совместных досугах. Это укрепляет детско-взрослые отношения, сплачивает семьи.

- совместное развлечение «Синичкин день»,

- «Мы рисуем музыку»

13. Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.

Широко внедряя в работу детского сада музыкальный фольклор: народные игры, песни хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.

Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой"

В статье представлены примеры практической организации непосредственно образовательной деятельности детей 3-4 лет при ознакомлении с природой....

"ЛУЧИК" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству

Программа «Лучик» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе приобщения к народному ис...

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору...

«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к физической культуре»

Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом....

Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»

Семинар-практикум на тему "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ    ДОШКОЛЬНИКОВ  В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ  РОДНОГО КРАЯ&r...

Статья на тему "Художественно-эстетическое воспитание в процессе приобщения к фольклору"

Статья на тему "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору"...