Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору
статья
Статья на тему "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad2.docx | 30.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору
1. На современном этапе приобщения воспитанников к музыкальному фольклору является актуальным в музыкальной деятельности.
Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Детский фольклор - это целый мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
(слайд 1)
Поэтому главной задачей своей деятельности вижу в обогащение детей знаниями о народном музыкальном фольклоре. (слайд2 )
2.Для этого перед собой поставила следующие задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развивать интерес к нему.
2. Оказывать содействие накоплению эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
3. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.
4. Способствовать оптимальному развитию всех музыкальных способностей детей.
3. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Малые фольклорные формы
колыбельные
прибаутки
пестушки
потешки
В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла»)
4. В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.
фото
5. С русскими народными песнями и мелодиями начинаем знакомить уже в младшей группе. Предлагаю слушать детям музыку в аудиозаписи в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Они их слушают как на музыкальных занятиях, так и вне занятий.
Постепенно, в зависимости от возраста детей, расширяю репертуар русских народных песен и мелодий.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда в них включаем такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Дети любят играть на самодельных музыкальных инструментах, которые мы создаём в ходе проектной деятельности совместно с родителями « Игрушки-шумелки».
Фото
6.Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Ее богатые разнообразные ритмы, яркая гармония вызывают у детей эмоциональную отзывчивость.
Фото (хоровода)
Большой интерес ребята проявляют к тем песням, которые можно инсценировать: «Ой, вставала я ранёшенько», «Как у наших у ворот». Детям нравится песня «Где был, Иванушка?»
фото
7. Старший дошкольный возраст – активный этап освоения фольклора. Для работы с детьми разрабатываю тематические занятия, основанные на фольклорном материале. Музыкальные занятия проходят в интересной, увлекательной форме.
Фольклорный материал отражается в различных видах музыкальной деятельности:
- пение народных песен;
- слушание народной музыки;
- народная хореография (танцы, хороводы)
- музыкально – фольклорные игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
8. Детей старшего возраста знакомлю с русской лирической песней, демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отражается жизнь русского человека, ее горести и радости.(написать несколько примеров таких песен)
Большим интересов у детей пользуется песенный жанр – частушки. Русская частушка – уникальный жанр русского народного словесно-музыкального творчества. Не один праздник не обходится у нас без частушек. Частушки сопровождают нас по жизни с детства. Во всей мировой литературе не найти такого жанра! Поэтому мы стараемся с особым вниманием относится к ней.
9.В нашем дошкольном учреждении проходят фольклорные праздники в соответствии с традиционным народным календарем праздников: «Рождество», «Масленица», «Сороки».
Вместе с педагогами и родителями готовим театрализованные представления с традиционными сказочными героями : «Баба-Яга», «Весна-красна», «Скоморохи».
10. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры почти исчезли сегодня из детства. Наши дети участвуют в различных народных играх: перетягивание каната, «золотые ворота», «горелки» и др. Они развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию.
11.Наш детский сад тесно сотрудничает с Хуторским казачьем обществом «Хутор «Приморский»». Увлекательные и интересные развлечения и досуги проходят совместно с казаками. Цель взаимодействия: - это культурно-просветительский характер, направленный на популяризацию национальных традиций и поддержание отечественной культуры.
12. Нельзя не оценить положительное взаимодействие с родителями наших воспитанников. Родители любят принимать участие в совместных проектах и совместных досугах. Это укрепляет детско-взрослые отношения, сплачивает семьи.
- совместное развлечение «Синичкин день»,
- «Мы рисуем музыку»
13. Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становится актуальной задачей.
Широко внедряя в работу детского сада музыкальный фольклор: народные игры, песни хороводы, мы привлекаем наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Работа, проводимая в нашем детском саду по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники не смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой"
В статье представлены примеры практической организации непосредственно образовательной деятельности детей 3-4 лет при ознакомлении с природой....
"ЛУЧИК" Программа по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников на основе приобщения к народному искусству
Программа «Лучик» является специализированной программой для дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию на основе приобщения к народному ис...
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору...
«Духовно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к физической культуре»
Одним из эффективных средств решения задач патриотического воспитания подрастающего поколения являются занятия физической культурой и спортом....
Творческий отчет «Формирование художественно – эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно – прикладной деятельности»
Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,умение понимать и ценить произведения искусства,приобщаться к художественному твор...
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»
Семинар-практикум на тему "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ&r...
Статья на тему "Художественно-эстетическое воспитание в процессе приобщения к фольклору"
Статья на тему "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к фольклору"...