Влияние фитбол – гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Зинченко Татьяна Михайловна

Краткое ознакомление со значением и методикой проведения фитбол - гимнастики в дошкольном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fitbol.zinchenko.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние фитбол – гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста

Детский возраст — это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

Задача сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной в работе дошкольных образовательных учреждений. Ее успешное решение во многом зависит от внедрения современных средств оздоровления в систему физического воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся упражнения с применением физкультурного оборудования и инвентаря нового поколения, в том числе и с большими гимнастическими мячами - фитболами.

Фитбол - гимнастика включает в себя общеразвивающие упражнения, строевые, в равновесии, акробатические, основные исходные положения на мяче и упражнения на растягивания.

Приоритетное направление воспитания дошкольников – безусловно, физическое воспитание. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности, формируются важнейшие двигательные навыки.

Фитбол – (fitball – большой мяч) представляет собой комплекс разнообразных движений и статических поз с опорой на специальный мяч из поливинилхлорида с воздушным наполнением тела диаметром от 45 (детский вариант) до 85 см (предназначен для людей ростом более 190 см и массой тела свыше 150кг. Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в фитбол – гимнастике как предмет, снаряд или опора.

Фитбол практически единственный вид оздоровительной аэробики, где при выполнении физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, слуховой, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе.

В занятиях фитбол – гимнастика применяется специальное музыкальное сопровождение, темп которого определяется характером движений и степенью амортизации мяча с учетом индивидуального уровня физической подготовленности занимающегося.

Правильно подобрать фитбол очень важно, так как от этого зависит тот уровень нагрузки, который вы будете получать.
           
Размер подбирают в зависимости от роста, в зависимости от длины руки.  Если мяч подобран правильно, вы сможете извлечь из тренировок максимальную пользу, в противном случае существует вероятность травм коленных суставов и перегрузки мышц бедер.

   длина руки – 46–55 см, диаметр фитбола – 45 см;
   длина руки – 56–65 см, диаметр фитбола – 55 см;
   длина руки – 66–80 см, диаметр фитбола – 65 см;
   длина руки – 81–90 см, диаметр фитбола – 75 см.

Фитболы есть массажные и обычные. У обычных, гладкая поверхность, а массажные виды мячей для фитнеса покрыты пупырышками, которые обеспечивают массажный эффект. Между видами, принципиальной разницы относительно эффективности нет.

Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплые цвета (красный, оранжевый) оказывают эрготропное влияние, повышают активность, усиливают возбуждение ЦНС. Этот цвет обычно выбирают дети с холерическими чертами. Холодные цвета (синий, фиолетовый) оказывают трофотропный эффект, то есть успокаивают, его обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зелёный цвета способствуют проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека.

За счет механической вибрации и амортизации функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах; эти упражнения оказывают благоприятное воздействие на позвоночник, суставы и окружающие ткани, что способствует профилактике и коррекции осанки.

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Упражнения на мячах доступны всем, независимо от возраста и состояния здоровья. По своему оздоровительному воздействию на организм занимающихся они уникальны и в основном благодаря, прежде всего, свойствам самого мяча.

Освоению каждого упражнения способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь.

От умения инструктора проводить различные виды упражнений с музыкальным сопровождением, обогащать занятия эстетическим содержанием, привлекать внимание занимающихся к выразительным, точным и красивым движениям в какой-то мере зависит эффективность занятий

Также игры с мячом являются необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывают положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Занятия с использованием фитбола доставляют детям большое удовольствие. Такие занятия имеют свои особенности, они уникальны по своему физиологическому воздействию на организм. Упражнения с использованием фитбола вызывают активную деятельность органов кровообращения и дыхания, усиливающую обменные процессы в организме.

Так же, нестабильная опора вынуждает ребенка в целях сохранения равновесия включать в работу те или иные группы мышц, чего невозможно добиться в условиях жесткой опоры.

Прыжковые, покачивающие, вращательные, перекатывающие движения стимулируют работу вестибулярного аппарата, развивая чувство равновесия, двигательную координацию и ориентирование в пространстве. В данных движениях намного больше необычных «полетов», новых ощущений и поэтому выполняются они с большим удовольствием. Длительное применение фитбол – гимнастики позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества, что способствует повышению уровня физической подготовленности детей.

 Особенность занятий фитбол – аэробикой состоит в том, что они имеют широкие возможности комплексно решать сразу несколько задач. Например, одновременно содействовать развитию двигательных способностей, развивать функцию равновесия, способствовать профилактике нарушений осанки.

  1.  Методика проведения занятий по фитбол – гимнастике

Все занятия по фитбол – гимнастике составляются согласно общеметодическим и специфическим принципам физического воспитания. По своему содержанию они должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся, их физической подготовленности, уровню здоровья и физического развития, а также решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.

Занятия на фитболе могут проводиться ежедневно или через день. Минимально — два раза в неделю.

Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе. Время проведения одного занятия с детьми 3—4 лет — 20—25 мин, с детьми 5—6 лет — 30—35 мин. Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении на ковриках, дети одеты по возможности легко, лучше без обуви (в носках). Положительный эмоциональный фон, улыбка, радость делают занятия особенно эффективными.

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей в этом возрасте.

Необходимо помнить, что занятия с детьми четвертого года жизни не имеют строго очерченной трехчастной формы. Это занятия-сказки. Упражнения выполняются детьми по ходу рассказывания сказки. Как правило, эти занятия не имеют большой мышечной нагрузки, в них преобладает множество упражнений на развитие мелкой моторики (хватание, бросание, поглаживание предметов, разные виды ритмичных хлопков), звукоподражание, а также различные игры с развернутым речевым содержанием.

Движения детей пятого года жизни более координированные и точные. Малыши уже выполняют равномерные ритмичные движения и регулируют произвольно напряжение и расслабление, охотно и многократно повторяя упражнения. Дети могут следить за своей осанкой, осваивают разнообразные виды ходьбы, шаг их становится более равномерным, но руки недостаточно энергичны, и выполнение ходьбы и бега с содружественными движениями вызывает множество трудностей. Если в младшей группе основное внимание уделялось работе над тонусом, статической координацией и сохранением заданной позы, то в средней главная задача — обучение технически правильному выполнению общеразвивающих движений и развитию двигательной координации.

Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность.

Дети шестого года имеют еще более координированные движения, которые подконтрольны сознанию и могут регулироваться и подчиняться собственному волевому приказу. Они уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают пользу упражнений, связь между способом выполнения и конечным результатом. Дети становятся более настойчивы в преодолении трудностей и могут многократно повторять упражнения, работать в коллективе, выполнять все команды, данные педагогом, организованно и дисциплинированно.

По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:

         - вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;

- основная часть — освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на тренажерах;

   - заключительная часть — подвижная игра и релаксация.

В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.

На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. У детей седьмого года жизни крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности. В этом возрасте больше внимания следует уделять игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции. После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью, в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Изменяется качество игр. Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта.

        Фитбол - гимнастика, как современная форма корригирующей гимнастики, имеет преимущество перед традиционными методиками, поскольку позволяет решать оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние танцевально-ритмической гимнастики на развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, ...

Развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста

Развитие двигательных способнотей детей дошкольного возраста...

Развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста средствами степ-аэробики

Степ-аэробика – разновидность оздоровительной аэробики, где упражнения выполняются на специальной степ-платформы, которая позволяет выполнять базовые движения в комплексе с шагами и подскоками н...

Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие двигательной активности детей дошкольного возраста

В самостоятельной деятельности дети младшего возраста больше, чем старшие дети, двигаются, поскольку в силу возрастных особенностей не могут долго сосредоточиться на таких занятиях, как рисование, леп...