Защита дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
методическая разработка по физкультуре
И моя педагогическая задача состоит в том, чтобы таким образом направить педагогический процесс обучения, где каждый ребенок имел бы возможность продемонстрировать свои сильные стороны. А главный критерий для меня, видеть и понимать, что занятия гимнастикой прочно вошли в сферу интереса ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_programmy.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья!
Представляю ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩУЮ) ПРОГРАММУ «РИТМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Направление работы – физкультурно-спортивное, базовый уровень.
Моя цель- познакомить детей дошкольного возраста с миром гимнастики.
Гимнастика многогранна! Это красота движений, легкость, виртуозность! Это сила и грация! Это изящество, непревзойденная пластика, стиль и культура движений! Гимнастика завораживает!
Гимнастика стала сегодня подлинно народным средством физического воспитания. В нашей стране ежедневно занимаются гимнастикой миллионы людей. Она популярна благодаря ее доступности.
С древних времен в любой системе образования занятиям гимнастикой отводилось важное место. Современная наука объясняет это тем, что занятия гимнастикой задействуют разные отделы мозга, заставляют их взаимодействовать, формируя при этом огромное количество нейронных связей. Это служит мощным импульсом развития всех человеческих возможностей. А значит гимнастика универсальный способ развития личности. Моя задача сделать гимнастику доступной для всех.
Разработанная мною программа обучения гимнастике, ориентирована на охват самого широкого круга учащихся, заниматься по ней может любой ребенок, независимо от степени природной одаренности.
Основной акцент делается на естественном росте возможностей ребенка, сохранение его физического и психического комфорта.
Разнообразие форм работы на занятиях дает возможность каждому ребенку, даже в условиях группового занятия, найти собственный путь к успеху.
И моя педагогическая задача состоит в том, чтобы таким образом направить педагогический процесс обучения, где каждый ребенок имел бы возможность продемонстрировать свои сильные стороны. А главный критерий для меня, видеть и понимать, что занятия гимнастикой прочно вошли в сферу интереса ребенка.
Гимнастика очень разнообразна! Это позволяет использовать большой объем средств и методов в воспитательно-образовательном процессе. Одной из своих главных задач считаю поиск таких методов, которые позволяют сделать мой предмет доступным и увлекательным.
Работая над программой, я опиралась на лучшие традиционные методики, но современное обучение невозможно без применения новых педагогических технологий. Настоящей находкой для меня стала развивающая педагогика оздоровления. Это прекрасное подспорье в применении игровых методов и техники визуализации. Согласна с тем, что здоровый образ жизни (образ – ключевое слово!) должен вначале сформироваться в детском воображении и выстроен силой творческого действия ребенка и взрослого. И даже слово образование имеет корень- ОБРАЗ.
Работая над программой, я опиралась на лучшие традиционные методики, но современное обучение невозможно без применения новых педагогических технологий. Настоящей находкой для меня стала развивающая педагогика оздоровления. Это прекрасное подспорье в применении игровых методов и техники визуализации. Согласна с тем, что здоровый образ жизни (образ – ключевое слово!) должен вначале сформироваться в детском воображении и выстроен силой творческого действия ребенка и взрослого. И даже слово образование имеет корень- ОБРАЗ.
Обучение по Программе рассчитано на 3 года. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития и формирования детского сознания, развития воображения, как средства оздоровления детей. В течение этого срока можно наблюдать развитие и раскрытие способностей каждого ребенка и радоваться его собственным маленьким и большим успехам. Дети не просто создают некоторые новые образы, но и вживаются в них. Эффект оздоровления закрепляется в виде устойчивого психосоматического состояния, которое далее может воспроизводиться в режиме саморазвития.
Стараюсь сделать так, чтобы, созданные мною сюжетно-образные, сюжетно-ролевые занятия, помогали объяснить материал доступно и увлекательно. Рутинные упражнения превратить в увлекательные игры, а текущий контроль провести в форме увлекательной круговой тренировки-путешествия. Конечно, дети оценили этот подход и теперь одна из серьезных задач для меня, как педагога, грамотно использовать этот мотивирующий фактор, создавая методически выверенный материал для занятий. Самое главное в обучении гимнастике – практика. Можно забыть термины, а радость самостоятельного творчества остается навсегда. Поэтому стараюсь сделать так, чтобы ярких и творческих материалов было больше. Результаты бывают необыкновенно интересны.
Эта идея отлично проявила себя в разработанных мною сюжетно-ролевых и сюжетно-образных занятиях, таких как «Мы – обезьянки», «Зоопарк», «Домик для зверей», «Буратино пошел в школу», «А, ну-ка, девочки!», «А, ну-ка, мальчики!» и др. Можно сказать, что эти занятия дают возможность «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, каждой клеткой организма.
Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительности движений. В основе этого лежат музыкально-ритмические упражнения.
По методике развивающей педагогики оздоровления музыка должна не столько «озвучивать» движения ребенка, сколько выступать для него особым объектом двигательного освоения. По-другому это можно назвать восприятием музыки через движение. Произвольные танцы под разное музыкальное сопровождение, передающие определенные состояния и настроения. Развитие ориентировки на музыкальный ритм. Выполнение отдельных движений (ходьба, бег, прыжки и др.) в соответствии с определенным музыкальным ритмом и выражаемым через ритм образом: например, грациозный, неторопливый, с легкими подскоками, бег цирковой лошадки; размеренный и прерывистый ход секундной стрелки на часах; самостоятельный поиск образов, соответствующих заданному ритму, и их выражение через движение.
Особенно важным является интеграция двигательной и познавательной деятельности на основе единства четырех компонентов: движения, игры, сюжета, музыки.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, словом - интеллектуальную деятельность.
Так, имитируя позу кошечки, ребенок естественно преображается не в статике, а в динамике. Не надо объяснять ему, как расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит яркие кошачьи черты.
Изображая текущей под мостом реки -проползание под предметами- огибающей деревья и дом; имитируя движения ползающих животных -змеи, жука с переползанием друг через друга; ползание на четвереньках со сменой направления и скорости, от медленной к средней, в образе собачки, льва.
Лазание по гимнастической стенке с пролета на пролет в разных направлениях, висы на перекладине на небольшой высоте с вхождением в образ обезьянки, яблока, груши, вишенки.
Ходьба с имитацией походки животных; людей в зависимости от их внутреннего состояния –печаль, радость, бодрость, усталость; возраста-старичок, юноша, ребенок.
Игровые упражнения: «Зайцы», «Зайцы из цирка», «Слоны», «Тараканы». Игра-воображение с прыжками «Горячая сковородка». Прыжки на разных поверхностях- мягкие гимнастические маты, твердый пол, ребристые поверхности.
Включаю игровые задания на принятие позы: «Внимание, снимаю!»; «Стоп-кадр» — имитация фотографических изображений: «Лошадка перед прыжком»; имитация игрушек. Задание: «Скульптор и глина».
Данные упражнения носят развивающий многофункциональный характер, включая в себя черты двигательно-игровой, продуктивной, театральной деятельности, а также эмоционально-энергетический контакт участников.
Эти игровые задания как бы предваряют постановку осанки у ребенка. Ориентировка на позу как выразительная характеристика положения тела в пространстве. Поэтому создание условий для освоения позы выступает необходимым моментом воспитания здоровой осанки. Наряду с этим творчески развивающий характер должны носить и собственно упражнения для формирования и коррекции осанки. Для этого специально были мною разработаны развивающие игры с учетом возраста: УМНЫЕ ПЧЕЛЫ, ВЕСЕЛЫЕ КОРАБЛИКИ, ПОЛЕ ЦВЕТОВ.
В процессе игровой психогимнастики «Солнышко», «Бабочки», «На пикнике», «Мороженое», когда дети вызывают у себя различные ощущения типа холод — тепло, ощущения еды и напитков, они при посредстве собственного воображения овладевают навыками произвольной терморегуляции организма и развивают воображение.
Для успешного развития физических качеств были выбраны оптимальные системы занятий в работе с детьми. Применение серийно-поточного и фронтального способа выполнения упражнений позволяет увеличить нагрузку и моторную плотность занятий от 60% до 80%. Это более выраженный тренирующий эффект. Для решения этой задачи у меня есть еще один секрет: метод рассеянной нагрузки - если упражнения на развитие физических качеств выполнять, чередуя с основной дошкольной деятельностью- игровой, а потом те же упражнения на силу сделать в парах, да еще и под музыкальное сопровождение - в детских глазах только восторг. Вот это иногда скучные упражнения на силу превращаются в радость.
Большой объем выполняемых акробатических элементов вызывает заметные сдвиги в обмене веществ, работе функциональных систем организма, расширяя механизм адаптации не только к физической нагрузке, но и к действию различных факторов внешней среды.
Есть такое понятие: что тренируешь, то и тренируется. Если в сети нет напряжения утюг не заработает, то же самое и здесь. Детский организм нужно напрягать до разумных пределов. Если ребенок говорит, что устал. В ответ – только - это хорошо! Нужно здоровое напряжение, значит организм развивается и двигается, идет формирование мотивации и волевых качеств. Может быть это и есть ключ к тому закрытому замку, который называется желание на всю жизнь!
Обучаясь по программе, воспитанники становятся участниками и призерами городских конкурсов. Это подтверждает, что обучение с увлечением может быть полноценным и эффективным.
Думая о перспективах развития детей благодаря занятиям по программе «Ритмическая мозаика», я испытываю радость от того, что мой предмет нужный и многогранный.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Защита дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
И моя педагогическая задача состоит в том, чтобы таким образом направить педагогический процесс обучения, где каждый ребенок имел бы возможность продемонстрировать свои сильные стороны. А главный крит...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....