ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРИРОДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ «КУБИКА БЛУМА»
статья (подготовительная группа)
Я задалась вопросом: как же помочь маленькому ребенку развить интерес к миру природы и как сделать это интересно и познавательно? Ища ответ на вопрос, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления – «Кубик Блума». Кубик представляет собой объемную фигуру (бумажную или тканевую), на сторонах которой написаны слова назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_doklad.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Зиновьева Евгения Васильевна
СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с. Малячкино, воспитатель
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРИРОДЫ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ «КУБИКА БЛУМА»
Познавательное развитие по ФОП в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. В детских учреждениях все создано для того, чтобы ребенок - исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает нужными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФОП. Поэтому мы, воспитатели, должны четко придерживаться разработанных критериев.
Познавательное развитие по ФОП в ДОУ определяет задачи, например:
- Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.
- Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. - Развитие творческих задатков и воображения.
- Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
- Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
- Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.
- Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
- Узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.
Каждый педагог в процессе планирования образовательной деятельности задумывается над ее целями и конкретными задачами: как повторить, обобщить или систематизировать знания по теме? Как закрепить умения? Как сформировать интерес к теме? Подбирает необходимый материал, составляет задания, и именно здесь многие из педагогов попадают в ловушку: все вопросы и задания сводятся к тому, чтобы воспитанник знал и понимал материал.
Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФОП ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира. Как результат этого возрос интерес педагогов к проблеме формирования предпосылок критического мышления у дошкольников.
Я задалась вопросом: как же помочь маленькому ребенку развить интерес к миру природы и как сделать это интересно и познавательно? Ища ответ на вопрос, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления – «Кубик Блума». Кубик представляет собой объемную фигуру (бумажную или тканевую), на сторонах которой написаны слова назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись (либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа.
Кубик Блума уникален тем, что позволяет формулировать вопросы-задания самого разного характера. Работа с кубиком выстраивается следующим образом: педагог или ребенок бросает кубик, далее звучит ответ на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить.
Я использую несколько вариантов работы с кубиком Блума:
– при изучении нового материала работу с кубиком делаю групповой;
– когда тема уже знакома, дети сами бросают кубик и дают индивидуальные ответы;
– вопросы на изученную тему формулируют сами дети.
Знакомя дошкольников с миром природы, прием «Кубик Блума» мы применяем в организации различных видов деткой деятельности.
На основе приема «Кубик Блума» разработана дидактическая игра «Времена года».
Кубик представляет собой пластмассовую объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова назови, почему, объясни, предложи, придумай, поделись и в середине приклеена липучка. Маленькие разрезные карточки по временам года тоже на липучках, разложены по разноцветным конвертам из фоамирана.
В организованной образовательной деятельности данный прием педагогу выявить уровень познавательной активности, отследить пробелы в знаниях детей.
Предлагаю разобрать подробнее на примере сказки «Зайчик и Месяц» (В.А. Сухомлинского).
«Холодно зимой Зайчику. Выбежал он на опушку, а уж ночь настала. Мороз трещит, снег от Месяца блестит, холодный ветер с яру дует. Сел Зайчик под кустом, протянул лапки к Месяцу, просит:
– Месяц, любимый, погрей меня своими лучами, а то долго ещё Солнышка ждать.
Жалко стало Месяцу Зайчика, он и говорит:
– Иди полем, полем, я тебе дорогу освещать буду, беги до большого стога соломы.
Побежал Зайчик к стогу соломы, зарылся в стог, выглядывает, улыбается Месяцу:
– Спасибо, любимый Месяц, теперь твои лучи тёплые-тёплые».
НАЗОВИ. Предполaгaет воcпроизведение знaний. Это caмые проcтые вопроcы. Воспитаннику предлaгaетcя проcто нaзвaть предмет, явление, термин и т.д.
Нaпример:
Что это за произведение? Кто его написал? Когда это было? Кто выбежал на опушку? Где происходило действие?
ОБЪЯСНИ. Это вопроcы уточняющие. Они помогaют увидеть проблему в рaзных acпектaх и cфокуcировaть внимaние нa вcех cторонaх зaдaнной проблемы.
Нaпример:
Правильно ли понял, что это сказка?
ПОЧЕМУ. Это блок вопроcов позволяет cформулировaть причинно-cледcтвенные cвязи, то еcть опиcaть процеccы, которые проиcходят c укaзaнным предметом, явлением.
Нaпример:
Почему зайчику стало холодно? Почему он обратился к Месяцу?
ПОДЕЛИСЬ. Вопроcы этого блокa преднaзнaчены для aктивaции мыcлительной деятельноcти дошкольников, учaт их aнaлизировaть, выделять фaкты и cледcтвия, оценивaть знaчимоcть полученных cведений.
Нaпример:
Что было бы если бы зайчик не обратился к Месяцу?
Как бы ты поступил если бы встретил зимой зайчика?
ПРИДУМАЙ. Это вопроcы творчеcкие, которые cодержaт в cебе элемент предположения, вымыcлa.
Нaпример:
Придумай свое окончание сказки
ПРЕДЛОЖИ. Ребенок должен предложить cвою зaдaчу, либо предложить cвое видение проблемы, cвои идеи.
Нaпример:
Как в реальной жизни можно помочь зимой животным?
Таким образом, ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания. Данный прием развивает не только мышление, но и речь.
Таким образом, использование приема «Кубик Блума» в практической работе позволило отметить, что у детей:
– повысился уровень развития познавательной активности, любознательности, исследовательских умений и навыков;
– в значительной степени развились коммуникативные навыки, умения излагать собственные мысли, анализировать и делать выводы;
– вырос познавательный интерес к объектам живой и неживой природы;
– сформировались основы бережного и заботливого отношения к природе.
Библиографический список.
1. Кригер Е.Э. «Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»- Барнаул, 2009.
2. Таксономия Блума в ДОУ. Методические рекомендации – Казань, Информационно методический отдел Управления образования ИКМО г. Казани, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников, посредством дидактических игр и наглядного пособия»
Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в первую оч...
План работы по самообразованию «Воспитание культуры поведения в природе у старших дошкольников посредством образовательных проектов»
План работы по самообразованию «Воспитание культуры поведения в природе у старших дошкольников посредством образовательных проектов»...
ПРОЕКТ «Профориентационные игры как средство формирования представлений о мире у детей старшего дошкольного возраста
представлен проект профориентационные игры для детей дошкольного возраста...
Формирование начальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности
В статье раскрываются вопросы по формированию первоначальных представлений о видах спорта у старших дошкольников посредством двигательно-познавательной деятельности, описыв...
Формирование представлений о строительных профессиях у старших дошкольников посредством игр
Ознакомление детей с трудом взрослых рассматривается в контексте проблем трудового воспитания, формирования моральных качеств и развития личности дошкольника. Знания о профессиях обогащают компетентно...
Консультация для педагогов На тему: «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников посредством дидактических игр и наглядного пособия»
Где начинается здоровье и счастье? Как добиваться успехов в жизни? Многие люди, даже достигнув преклонного возраста, продолжают совершать ошибки, разрушающие их организм. Конечно это в...
«Всесторонне развитие дошкольников посредством «Кубика Блума»»
Данная статья будет полезна всем тем, кто захочет использовать "Кубик Блума" в своей работа....