Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_vzaimodeystviya_dou_s_semyoy_.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-образовательный проект:
«Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Содержание и характер деятельности по решению задач по формированию здорового образа жизни зависят и от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Ведь семья является моделью для своего ребёнка. Поэтому важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ, формированию знаний о здоровье человека, мотивации на его сохранение, является взаимодействие с семьями воспитанников. Ведь Федеральные государственные требования ориентируют нас на то, что семья является полноправным участником образовательного процесса.
Наше дошкольное учреждение определило приоритетные задачи в работе с детьми и родителями по формированию начальных представлений здоровом образе жизни , а именно:
-создание условий для приобщения дошкольников к ЗОЖ через организацию предметной среды ,взаимодействие с семьями воспитанников, использование ресурсов социокультурной среды;
- поддержка семьи ,объединение усилий дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ.
-формирование системы знаний у детей о своем здоровье ,о ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепления здоровья, мотивации на приобщение к здоровому образу жизни.
Кроме этого нами были определенны пути решения задач-
формированию представлений, а впоследствии и навыка детей вести ЗОЖ способствует предметно-развивающая среда в детском саду. Именно микро и макро среда, в которой живет и действует малыш, в значительной степени способствует его физическому и социокультурному развитию. В детском саду отдельно выделены и функционируют дополнительные помещения:
- физкультурный зал;
- мини -тренажерный зал;
- «Комната природы» в которой отдельно выделены: живой уголок, экологическая комната(в ней проводится с детьми непосредственно образовательная деятельность по приобщению и формированию представлений о ЗОЖ ).
- мини - музей краеведения, в котором для воспитанников и их родителей представлена экспозиция «История спорта», где дети знакомятся с историей Российского спорта, Олимпийских игр, спортивной символикой. Здесь же размещены дипломы и спортивные награды воспитанников, выпускников, и даже сотрудников детского сада, материалы о спортивных достижениях семей воспитанников. Экспозиция существует уже пять лет, и постоянно пополняется. На наш взгляд ,эта форма работы педагогического коллектива имеет особое значение т.к. это способствует пропаганде основ ЗОЖ ,спорта как у воспитанников детского сада ,так и у их родителей.
-медицинский блок ,(который состоит из : процедурный кабинет, изолятор, медицинский кабинет)
Огромным ресурсом, который помогает в решении поставленных задач является тесное и разностороннее взаимодействие с социокультурной средой.
- работа с учреждениями здравоохранения:с Детской городской поликлиникой №10,с Лечебно-физкультурным диспансером(специалисты проводят осмотр детей )
- взаимодействие с Детско- юношеским центром «Магнитная стрелка». Во главу угла ставим пропаганду здорового образа жизни и приобщение воспитанников к физкультуре и спорту. Семейные команды нашего дошкольного учреждения ежегодно вместе с нашими педагогами принимают участие в городских соревнованиях «Домашний очаг», «Мама, папа, я – спортивная семья», ежегодных туристических слетах .А для воспитанников старшего дошкольного возраста сотрудники центра организуют тематические игры- занятия по туризму и краеведению, где дети учатся ставить палатки, пользоваться компасом, ориентироваться по карте.
- более десяти лет наше дошкольное учреждение сотрудничает с МБОУ СОШ № 27 (заключен договор о взаимодействии и составляется план совместной работы на каждый учебный год), где организовано военно-патриотическое объединение «Стрельцы» это кадетский класс. За эти годы стали традиционными мероприятия: «Посвящение в «КаДетки», «День защитника Отечества», «Мы будущие солдаты!», показательные выступления кадетов для наших воспитанников к государственным праздникам. Одной из задач сотрудничества является –пропаганда ЗОЖ.
- Важным содержанием работу с детьми наполняет сотрудничество с «Центром патриотического воспитания «Отечество». С помощью Центра организуем спортивно – патриотические праздники: «Спартакиада», «Мы юные пожарные», экскурсии воспитанников в воинскую и пожарную части г.Дзержинска, на площадь Героев.
Работа детского сада по формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ , строится на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников и ведется по следующим направлениям:
- Просветительская деятельность (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);
- Практически-действенная деятельность (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, обеспечение полноценного эмоционального общения с детьми).Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом ДОУ для детей, родителей , к мероприятиям организуемым коллективами социума.
Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ и обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ это вовлечение их в досуговые и оздоровительные мероприятия с детьми в детском саду, изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультирование родителей , наглядная агитация.
В данном направлении широко используются следующие формы работы с семьями воспитанников:
- Консультирование родителей (в групповых родительских уголках, на стенде «Со спортом мы дружны»);
- «Дни открытых дверей» ( 2 раза в год с организацией открытых НОД с участием родителей);
- Участие в родительских собраниях;
-Участие в спортивных праздниках, развлечениях;
- «Дни здоровья»(ежеквартально)
- Участие родителей в туристических походах(в осенний, весенне-летний периоды)
- Ежегодные туристические слеты(организуемые детско-юношеским центром»Магнитная стрелка»)
- Регулярные выпуски фотогазеты «Вот как мы живем!» (на стенде)
- Печать фотогазеты «Наша спортивная жизнь»,с освещением спортивных мероприятий в ДОУ.
-Организация выставок, экспозиций в мини-музее краеведения детского сада.
-Привлечение родителей к участию в туристических походах и природоохранных и здоровьесберегающих акциях
С привлечением родителей создаются экспозиции в мини-музее (созданы экспозиции – «История спорта», «Наша спортивная гордость», «Спортивные семьи» и т.д.). Организуются выставки семейных спортивных достижений, совместные праздники, походы, туристические слеты. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных соревнованиях , туристических слетах, природоохранных и здоровьесберегающих акциях, конкурсах. Итогами мероприятий для родителей, организуемых с детьми, стали регулярные выпуски фотожурнала «Наша спортивная жизнь» и фотогазеты «Вот как мы живем!» . Результатами привлечения родителей к мероприятиям организуемых с детьми в ДОУ стало укрепление связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.
Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний о своем здоровье ,о ЗОЖ .Работа с детьми организуется в следующих формах:
НОД по физической культуре, утренняя гимнастика, динамические паузы,
интегрированные НОД по физической культуре с другими образовательными областями (Познание, Музыка, Художественное творчество), закаляющие мероприятия (по оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник») ;, гимнастика после дневного сна.
Важной стороной работы с детьми является мероприятия по оздоровлению воспитанников. Ежегодно для этого организуются следующие мероприятия (по плану оздоровительно-профилактической работы):
- осуществление системы закаливающих мероприятий с учетом состояния здоровья детей (по оздоровительной технологии Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»);
- организация работы с ослабленными и часто болеющими детьми (под руководством старшей медицинской сестры);
- ежедневная гимнастика после сна;
- оздоровление фитонцидами ( в соответствии с планом);
- С – витаминизация третьих блюд;
- НОД по физической культуре на воздухе (с детьми старшего дошкольного возраста);
- спортивные секции и кружки: секция «Степ-аэробика» – для детей старших, подготовительных к школе групп; кружок «Здоровишки»- для детей средних групп.
С целью снижения заболеваемости воспитанников ежегодно проводятся следующие мероприятия:
(по плану оздоровительно-профилактических мероприятий):
- организация режима;
- профилактическая работа с детьми;
- организация двигательного режима;
- работа по профилактике плоскостопия и нарушение осанки;
- оздоровление фитонцидами;
- закаливание с учетом состояния здоровья детей;
- фито - лечение ( которое организует старшая медицинская сестра– дети пьют фито отвары два раза в неделю).
Таким образом ,подводя итоги мы сделали следующие выводы ,что:
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников - это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Данная работа имеет больший успех, когда ведется в тесном сотрудничестве с семьей. Целенаправленная работа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников, способствует позитивной динамике уровня освоения воспитанниками образовательной программы , а так же способствует росту активной родительской позиции.
Наши воспитанники, семейные команды и педагоги являются активными участниками муниципальных, городских спортивных мероприятий и конкурсов, были неоднократными победителями и лауреатами конкурсов. Все это становится возможным только при поддержки идей педагогов родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в первой младшей группе по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни «В здоровом теле, здоровый дух»
Дать детям представления оздоровом образе жизни. Сформировать культурно-гигиенические навыки и привычки....
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у младших дошкольников с ОВЗ
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании использования непосредственно образовательной деятельности в формировании основ культуры здоровья у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ...
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
laquo;Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ....
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».Сократ.В настоящее время возрастае...
Консультация для родителей дошкольников. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
laquo;Здоровье не всё, но всё без здоровья - ничто».Сократ. В настоящие время возрастает актуальность здорового образа жизни, что вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на орг...