Опыт работы: «Лучший друг дошкольника – МЯЧ»
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)

Вокуева Татьяна Владимировна

          Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшения его функционального физического состояния я разграничиваю направления в работе в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лучший друг - мяч44.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 общеразвивающего вида»

г. Печора 

ОПЫТ  РАБОТЫ

ПО  ФИЗИЧЕСКОМУ  ВОСПИТАНИЮ:

«ЛУЧШИЙ ДРУГ ДОШКОЛЬНИКА – МЯЧ» 

Воспитатель: Вокуева Т.В.

I категория

Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Оно представляет собой воспитательно – образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками. В то же время  физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с опитимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

          Физические упражнения – это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.

          Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствуют успешному развитию физических и духовных сил ребенка.

          Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.

          Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшения его функционального физического состояния я разграничиваю направления в работе в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания.

Выделяю три направления и их задачи

  1. Оздоровительное направление – решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.  
  • формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры;
  • формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
  1. Воспитательное направление – является органической взаимосвязью физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания.
  • способность проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным  и индивидуальным особенностям детей;
  • создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливости;
  • научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им; постоянно напоминать им о необходимости бережно относиться к своей и общественной собственности;
  • вести борьбу с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью;
  • влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.
  1. Образовательное направление – входит обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
  • организовать процесс обучения в естественных условиях и обстоятельствах (насколько это возможно)

- всестороннее использование окружающей среды как источника воспитания и обучения движениям;

- подборки наиболее привлекательных источников из окружающей природы;

- разнородности ситуаций, побуждающих к учению;

- применения эффективных способов закрепления знаний;

  • создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач;
  • способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы;
  • обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений.

История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов.

Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Со второй младшей группы была мною организована «Школа мяча», один раз в неделю, для каждого возраста свое определенное время и продолжительность. С каждым возрастом задания и упражнения усложнялись. При систематическом  обучении детей значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети старшего возраста умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего возраста становятся правильнее, свободнее, достигают определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.

Ребенок старшего возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и правила её. Во время игры он должен уметь определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действиях с мячом. В 4 – 5 лет дети уже могут усвоить определенную последовательность изменения ситуаций, их взаимозависимость. В 5 – 6 лет они могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидения возможных действий противника. Следовательно, в подвижной коллективной игре создается соподчинение разнообразных мотивов действий.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей.

 План работы кружка «Школа мяча» (во второй младшей группе)    О

ОКТЯБРЬ

Учить катать мяч друг другу с расстояния 1,5–2 м (через ворота шириной 50-60см) в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя.

 Развивать местность и глазомер.

Воспитывать терпение.

НОЯБРЬ

Учить бросать мяч двумя руками от груди (из-за головы).

Развивать ловкость, глазомер, равновесие.

Воспитывать терпение.

ДЕКАБРЬ

Учить бросанию и ловле мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5м.

Развивать силу броска, глазомер.

Воспитывать терпение.

ЯНВАРЬ

Учить бросать мяч вверх и попытки ловить.

Развивать наблюдательность (за мечом), глазомер и умение рассчитывать силу броска мяча.

Воспитывать  терпение.

ФЕВРАЛЬ

Учить бросать мяч о землю и попытки ловить его.

Развивать силу броска, глазомер, ловкость.

Воспитывать терпение и уверенность в своих силах.

МАРТ

Учить бросать большой мяч двумя руками (маленький мяч одной рукой) через веревку, сетку.

Развивать ловкость, глазомер, силу броска.

Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому.

АПРЕЛЬ

1. Учить метать в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5-2м.

2. Развивать меткость, ловкость.

3. Воспитывать уверенность в себе.

МАЙ

1. Учить метать мяч вдаль правой и левой рукой.

2. Развивать меткость, глазомер, равновесия.

3. Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому.

Подвижные  игры

  1. «Мяч в кругу» - развивать  ловкость, меткость.
  2. «Попади в воротики» - развивать меткость, учить работать парами.
  3. «Кто дальше бросит мешочек» - развивать силу броска, учить технике броска, учить работать двумя руками поочереди.
  4. «Попади в цель» - развивать меткость, учить бросать  вверх.
  5. «Докати до стены» - учить отталкивать мяч при прокатывании.
  6. «Мяч с горки» - учить прокатывать мяч с горки.
  7. «Мяч в обруч» - учить бросать мяч в вертикальную цель.
  8. «Поиграй со мною мяч» - развивать координацию движений.
  9. «Лови, кати» - учить ловкости в работе с мячом.
  10. «Оттолкни и поймай» - развивать равновесия и ловкость.
  11. «Мяч по дорожке» - учить катить мяч по ограниченной плоскости.  

 План работы «Школа мяча» (в средней группе)    О

     

ОКТЯБРЬ

1.Научить бросать малый мяч вверх и ловить его одной рукой (не менее 4-6 раз).

2.Развивать глазомер, ловкость, равновесие.

3.Воспитывать терпение, желание работать с мячом.

НОЯБРЬ

1.Научить бросать мяч друг другу с хлопком.

2.Развивать ловкость, глазомер, равновесие.

3.Воспитывать терпение, желание работать со сверстником.

ДЕКАБРЬ

1.Научить бросать мяч друг другу и ловить с поворотом кругом.

2.Развивать силу броска, равновесие, ловкость.

3.Воспитывать чувство коллективной работы.

ЯНВАРЬ

Научить бросать мяч друг другу и ловля с отскоком от земли.

Развивать наблюдательность (за мечом), глазомер и умение рассчитывать силу броска мяча.

Воспитывать чувство коллективной помощи, поддержки, терпения.

ФЕВРАЛЬ

Научить бросать мяч друг другу и ловля в движении.

Развивать равновесие, глазомер, ловкость.

Воспитывать терпение в работе со сверстником.

МАРТ

1.Научить метать в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстоянии 3-4 м.

2.Развивать ловкость, глазомер, силу броска.

3.Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому.

АПРЕЛЬ

1. Научить метать вдаль предметы разного веса правой и левой рукой.

2. Развивать меткость, ловкость, силу броска.

3. Воспитывать уверенность в себе.

МАЙ

1. Научить бросать двумя руками набивной мяч (вес до 1кг) от груди и из-за головы.

2. Развивать силу броска, равновесия.

3. Воспитывать терпение и желание работать, не бояться трудностей.

Подвижные  игры

  1. РНИ «Большой мяч» - развивать координацию движений.
  2. «Подбрось, поймай, упасть не давай» - развитие быстроты движения, ловкости.
  3.  «Успей подхватить» - развивать ловкость и точность движений.
  4. Зимняя забава «Попади в обруч» - развивать меткость, ловкость.
  5. Зимняя забава «Снежки и ветер» - развитие двигательных навыков.
  6. Зимняя забава «Кто дальше?»
  7. «Поймай мяч» - развитие ловкости, равновесия.
  8. «Через сетку» -учить силе броска, развивать координацию движений.
  9. «Ямки» - развивать меткость.
  10. «Попади в булаву» - развивать равновесия и ловкость.
  11. «Мяч в домике живет» - учить работать в ограниченном пространстве.
  12. «Меткий стрелок» - развивать меткость.    

      План работы кружка «Школа мяча» (в старшей  группе)    О

ОКТЯБРЬ

Катание мяча с попаданием в предметы, катание «змейкой» между предметами.

Развивать местность и глазомер.

Воспитывать терпение.

НОЯБРЬ

1.Научить бросать мяч вверх и ловить двумя руками   (не менее 10 раз подряд); бросание и ловля одной рукой (4-6 раз подряд)

2.Развивать ловкость, глазомер, равновесие.

3.Воспитывать терпение.

ДЕКАБРЬ

1.Научить бросать мяч друг другу с хлопком; бросать и ловить друг другу из положения сидя.

2.Развивать силу броска, глазомер.

3.Воспитывать чувство коллективной работы.

ЯНВАРЬ

1.Научить бросать мяч друг другу и ловля с отскоком от земли.

2.Развивать наблюдательность (за мечом), глазомер и умение рассчитывать силу броска мяча.

3.Воспитывать чувство коллективной помощи, поддержки, терпения.

ФЕВРАЛЬ

1.Научить отбивать мяч о землю двумя руками стоя на полу (не менее 10 раз подряд); с продвижением вперёд ( расстояние 5-6 м).

2.Развивать равновесие, глазомер, ловкость.

3.Воспитывать терпение и уверенность в своих силах.

МАРТ

1.Научить отбивать мяч о землю одной рукой продвигаясь вперёд; отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком.

2.Развивать ловкость, глазомер, силу броска.

3.Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому.

АПРЕЛЬ

1. Научить метать в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м

2. Развивать меткость, ловкость

3. Воспитывать уверенность в себе.

МАЙ

1. Научить забрасывать мяч в баскетбольную корзину

2. Развивать меткость, глазомер, равновесия

3. Воспитывать чувство коллективной работы.

Подвижные игры

  1. «Не дай мяча водящему» - развивать быстроту движений, ловкость.
  2. РНИ «Большой мяч» - развивать координацию движений, формировать стремление к достижению цели.
  3.  «Блуждающий мяч» - развивать двигательную активность, ловкость детей.
  4. Башкирская НИ «Стрелок» - развивать ловкость, глазомер, быстроту реакции.
  5. «Успей подхватить» - развивать ловкость и точность движений.
  6. Зимняя забава «Снайперы» - развивать меткость, ловкость.
  7. Зимняя забава «Кто быстрее?»
  1. Зимняя забава «Кто дальше?»
  2. РНИ «Мячик кверху»
  3. «Кольцо на палочке» - развивать ловкость и быстроту реакции.
  4. «Ловля мячей сачками» - развивать глазомер, координацию движений.
  5. «Обруч через тоннель» - формировать ловкость, умение отталкивать обруч так, чтобы он не упал.
  6. «Сбей мяч» - развивать глазомер, силу броска.
  7. «Ловкая пара» - развивать ловкость и умение работать парами.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"

Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...

Выставка творческих работ "Лучшая новогодняя сказка"

В декабре 2019 г. в детском саду проходила выставка творческих работ (совместная деятельность родителей и детей). Выражаю благодарность семьям Семеней, Житихиных и Михалковских за участие в выставке!...

Буклет "Двигательная активность и речь: мозг активных детей работает лучше"

Физически активные дети лучше воспринимают речь и лучше говорят, чем их малоподвижные сверстники. К таким выводам пришли американские ученые, проанализировав мозговую активность у малышей с разной физ...

Материалы конкурсной работы "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2016"

В данном материале собраны методические разработки за определенный период времени....