Опыт работы: «Лучший друг дошкольника – МЯЧ»
методическая разработка по физкультуре (младшая, средняя, старшая группа)
Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшения его функционального физического состояния я разграничиваю направления в работе в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лучший друг - мяч | 44.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 общеразвивающего вида»
г. Печора
ОПЫТ РАБОТЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ:
«ЛУЧШИЙ ДРУГ ДОШКОЛЬНИКА – МЯЧ»
Воспитатель: Вокуева Т.В.
I категория
Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Оно представляет собой воспитательно – образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками. В то же время физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Прежде всего – это процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с опитимизацией развития физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физические упражнения – это основное и специфическое средство физической культуры. Естественные силы природы и гигиенические факторы можно назвать вспомогательными средствами физической культуры.
Педагогически правильное применение физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов способствуют успешному развитию физических и духовных сил ребенка.
Детский возраст – это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей средствами физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного физического развития, образования, воспитания и оздоровления.
Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшения его функционального физического состояния я разграничиваю направления в работе в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания.
Выделяю три направления и их задачи
- Оздоровительное направление – решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.
- формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры;
- формировать у детей жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.
- Воспитательное направление – является органической взаимосвязью физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания.
- способность проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера, терпение и выносливости;
- научить детей ухаживать за спортивным оборудованием, инвентарем, пользоваться им; постоянно напоминать им о необходимости бережно относиться к своей и общественной собственности;
- вести борьбу с индивидуализмом, эгоизмом, несправедливостью;
- влиять на формирование чувства прекрасного, способствовать гармоничному, пропорциональному развитию тела, стойкости, формированию осанки, изяществу, ловкости, грациозности и уверенности в движениях.
- Образовательное направление – входит обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.
- организовать процесс обучения в естественных условиях и обстоятельствах (насколько это возможно)
- всестороннее использование окружающей среды как источника воспитания и обучения движениям;
- подборки наиболее привлекательных источников из окружающей природы;
- разнородности ситуаций, побуждающих к учению;
- применения эффективных способов закрепления знаний;
- создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в двигательной сфере с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач;
- способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы;
- обращать самое серьезное внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям, формирование и совершенствование новых двигательных умений и навыков в прикладном, спортивном направлении.
Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы «растут» вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. Упражнения с мячом являются одними из наиболее древних видов физических упражнений.
История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча и игр с мячом. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру. Поражает разнообразие игр и упражнений с мячом у разных народов.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр. Со второй младшей группы была мною организована «Школа мяча», один раз в неделю, для каждого возраста свое определенное время и продолжительность. С каждым возрастом задания и упражнения усложнялись. При систематическом обучении детей значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети старшего возраста умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего возраста становятся правильнее, свободнее, достигают определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.
Ребенок старшего возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и правила её. Во время игры он должен уметь определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действиях с мячом. В 4 – 5 лет дети уже могут усвоить определенную последовательность изменения ситуаций, их взаимозависимость. В 5 – 6 лет они могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидения возможных действий противника. Следовательно, в подвижной коллективной игре создается соподчинение разнообразных мотивов действий.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей.
План работы кружка «Школа мяча» (во второй младшей группе)
ОКТЯБРЬ | Учить катать мяч друг другу с расстояния 1,5–2 м (через ворота шириной 50-60см) в положении сидя ноги врозь, скрестив ноги или стоя. Развивать местность и глазомер. Воспитывать терпение. |
НОЯБРЬ | Учить бросать мяч двумя руками от груди (из-за головы). Развивать ловкость, глазомер, равновесие. Воспитывать терпение. |
ДЕКАБРЬ | Учить бросанию и ловле мяча от воспитателя с расстояния 1-1,5м. Развивать силу броска, глазомер. Воспитывать терпение. |
ЯНВАРЬ | Учить бросать мяч вверх и попытки ловить. Развивать наблюдательность (за мечом), глазомер и умение рассчитывать силу броска мяча. Воспитывать терпение. |
ФЕВРАЛЬ | Учить бросать мяч о землю и попытки ловить его. Развивать силу броска, глазомер, ловкость. Воспитывать терпение и уверенность в своих силах. |
МАРТ | Учить бросать большой мяч двумя руками (маленький мяч одной рукой) через веревку, сетку. Развивать ловкость, глазомер, силу броска. Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому. |
АПРЕЛЬ | 1. Учить метать в горизонтальную цель двумя руками снизу и от груди с расстояния 1,5-2м. 2. Развивать меткость, ловкость. 3. Воспитывать уверенность в себе. |
МАЙ | 1. Учить метать мяч вдаль правой и левой рукой. 2. Развивать меткость, глазомер, равновесия. 3. Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому. |
Подвижные игры
- «Мяч в кругу» - развивать ловкость, меткость.
- «Попади в воротики» - развивать меткость, учить работать парами.
- «Кто дальше бросит мешочек» - развивать силу броска, учить технике броска, учить работать двумя руками поочереди.
- «Попади в цель» - развивать меткость, учить бросать вверх.
- «Докати до стены» - учить отталкивать мяч при прокатывании.
- «Мяч с горки» - учить прокатывать мяч с горки.
- «Мяч в обруч» - учить бросать мяч в вертикальную цель.
- «Поиграй со мною мяч» - развивать координацию движений.
- «Лови, кати» - учить ловкости в работе с мячом.
- «Оттолкни и поймай» - развивать равновесия и ловкость.
- «Мяч по дорожке» - учить катить мяч по ограниченной плоскости.
План работы «Школа мяча» (в средней группе)
ОКТЯБРЬ | 1.Научить бросать малый мяч вверх и ловить его одной рукой (не менее 4-6 раз). 2.Развивать глазомер, ловкость, равновесие. 3.Воспитывать терпение, желание работать с мячом. |
НОЯБРЬ | 1.Научить бросать мяч друг другу с хлопком. 2.Развивать ловкость, глазомер, равновесие. 3.Воспитывать терпение, желание работать со сверстником. |
ДЕКАБРЬ | 1.Научить бросать мяч друг другу и ловить с поворотом кругом. 2.Развивать силу броска, равновесие, ловкость. 3.Воспитывать чувство коллективной работы. |
ЯНВАРЬ | Научить бросать мяч друг другу и ловля с отскоком от земли. Развивать наблюдательность (за мечом), глазомер и умение рассчитывать силу броска мяча. Воспитывать чувство коллективной помощи, поддержки, терпения. |
ФЕВРАЛЬ | Научить бросать мяч друг другу и ловля в движении. Развивать равновесие, глазомер, ловкость. Воспитывать терпение в работе со сверстником. |
МАРТ | 1.Научить метать в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстоянии 3-4 м. 2.Развивать ловкость, глазомер, силу броска. 3.Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому. |
АПРЕЛЬ | 1. Научить метать вдаль предметы разного веса правой и левой рукой. 2. Развивать меткость, ловкость, силу броска. 3. Воспитывать уверенность в себе. |
МАЙ | 1. Научить бросать двумя руками набивной мяч (вес до 1кг) от груди и из-за головы. 2. Развивать силу броска, равновесия. 3. Воспитывать терпение и желание работать, не бояться трудностей. |
Подвижные игры
- РНИ «Большой мяч» - развивать координацию движений.
- «Подбрось, поймай, упасть не давай» - развитие быстроты движения, ловкости.
- «Успей подхватить» - развивать ловкость и точность движений.
- Зимняя забава «Попади в обруч» - развивать меткость, ловкость.
- Зимняя забава «Снежки и ветер» - развитие двигательных навыков.
- Зимняя забава «Кто дальше?»
- «Поймай мяч» - развитие ловкости, равновесия.
- «Через сетку» -учить силе броска, развивать координацию движений.
- «Ямки» - развивать меткость.
- «Попади в булаву» - развивать равновесия и ловкость.
- «Мяч в домике живет» - учить работать в ограниченном пространстве.
- «Меткий стрелок» - развивать меткость.
План работы кружка «Школа мяча» (в старшей группе)
ОКТЯБРЬ | Катание мяча с попаданием в предметы, катание «змейкой» между предметами. Развивать местность и глазомер. Воспитывать терпение. |
НОЯБРЬ | 1.Научить бросать мяч вверх и ловить двумя руками (не менее 10 раз подряд); бросание и ловля одной рукой (4-6 раз подряд) 2.Развивать ловкость, глазомер, равновесие. 3.Воспитывать терпение. |
ДЕКАБРЬ | 1.Научить бросать мяч друг другу с хлопком; бросать и ловить друг другу из положения сидя. 2.Развивать силу броска, глазомер. 3.Воспитывать чувство коллективной работы. |
ЯНВАРЬ | 1.Научить бросать мяч друг другу и ловля с отскоком от земли. 2.Развивать наблюдательность (за мечом), глазомер и умение рассчитывать силу броска мяча. 3.Воспитывать чувство коллективной помощи, поддержки, терпения. |
ФЕВРАЛЬ | 1.Научить отбивать мяч о землю двумя руками стоя на полу (не менее 10 раз подряд); с продвижением вперёд ( расстояние 5-6 м). 2.Развивать равновесие, глазомер, ловкость. 3.Воспитывать терпение и уверенность в своих силах. |
МАРТ | 1.Научить отбивать мяч о землю одной рукой продвигаясь вперёд; отбивать мяч о стенку с хлопком, поворотом, отскоком. 2.Развивать ловкость, глазомер, силу броска. 3.Воспитывать терпение, желание работать и учиться новому. |
АПРЕЛЬ | 1. Научить метать в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3-4 м 2. Развивать меткость, ловкость 3. Воспитывать уверенность в себе. |
МАЙ | 1. Научить забрасывать мяч в баскетбольную корзину 2. Развивать меткость, глазомер, равновесия 3. Воспитывать чувство коллективной работы. |
Подвижные игры
- «Не дай мяча водящему» - развивать быстроту движений, ловкость.
- РНИ «Большой мяч» - развивать координацию движений, формировать стремление к достижению цели.
- «Блуждающий мяч» - развивать двигательную активность, ловкость детей.
- Башкирская НИ «Стрелок» - развивать ловкость, глазомер, быстроту реакции.
- «Успей подхватить» - развивать ловкость и точность движений.
- Зимняя забава «Снайперы» - развивать меткость, ловкость.
- Зимняя забава «Кто быстрее?»
- Зимняя забава «Кто дальше?»
- РНИ «Мячик кверху»
- «Кольцо на палочке» - развивать ловкость и быстроту реакции.
- «Ловля мячей сачками» - развивать глазомер, координацию движений.
- «Обруч через тоннель» - формировать ловкость, умение отталкивать обруч так, чтобы он не упал.
- «Сбей мяч» - развивать глазомер, силу броска.
- «Ловкая пара» - развивать ловкость и умение работать парами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Опыт семейного воспитания.Папка-ширма "Опыт экологического воспитания"
Какими вырастут наши дети, зависит от нас.Как научить любить природу, заботиться о ней, приумножать,а не только брать.Об этом делятся своим опытом родители одной из моих воспитанниц.Думаю, что информа...
Выставка творческих работ "Лучшая новогодняя сказка"
В декабре 2019 г. в детском саду проходила выставка творческих работ (совместная деятельность родителей и детей). Выражаю благодарность семьям Семеней, Житихиных и Михалковских за участие в выставке!...
«Любить и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»
педагогическое кредо...
Буклет "Двигательная активность и речь: мозг активных детей работает лучше"
Физически активные дети лучше воспринимают речь и лучше говорят, чем их малоподвижные сверстники. К таким выводам пришли американские ученые, проанализировав мозговую активность у малышей с разной физ...
Конкурсная Работа "Лучший педагогический проект" 2022
Проект "Планета Живая и мертвая"...
Материалы конкурсной работы "Лучший воспитатель Тамбовской области - 2016"
В данном материале собраны методические разработки за определенный период времени....