Влияние речедвигательных игр на физическое и психическое развитие детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по физкультуре
Традиционными формами работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста актуальна стала технология речедвигательной моторики
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние речедвигательных игр на физическое и психическое развитие детей с общим недоразвитием речи
Т.Б. Володина
Л.М. Рябова
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 54 «Малыш» с осуществлением физического, психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников город Осинники, Кемеровская область
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статическим данным только 10 % процентов новорожденных появляются на свет здоровыми. Остальные дети имеют выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся с нарушением речи. Таким детям следует вовремя оказать помощь. Общеизвестно, что при нарушениях речи наблюдается отклонения в двигательной сфере ребёнка. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре с детьми дошкольного возраста актуальна стала технология речедвигательной моторики. Взаимосвязь движения и речи подтверждена в работах таких авторов, как В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, М.М. Кольцова. Было доказано что, развитие речедвигательного анализатора происходит на базе развития двигательного. Область коры головного мозга, ответственная за общие движения, находится в непосредственной близости от области коры, отвечающей за деятельность артикуляционной моторики. Совместная работа этих двух анализаторных систем дает положительную динамику процесса усвоения ребенком правильного произношения.
Для получения хороших результатов педагогическая деятельность с детьми с общим недоразвитием речи проходит при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Вместе с инструктором по физической культуре и логопедом разработали перспективное планирование по физической культуре игровой деятельности для детей логопедических групп. Эти игры используются как на коррекционном часе, так и во всех режимных моментах. Для более успешной работы нам помогает картотека речедвигательных игр. Для закрепления той или иной темы для родителей еженедельно выставляется логопедический материал. Разработка таких игр заключается, прежде всего, в содействии оптимальному телесно-физическому развитию ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей, уровня здоровья и требований социализаций. С этой целью предусматривалась постановка и решение целого комплекса задач, включающих в себя:
- развитие основных двигательных навыков (бег, ходьба и др.)
- развитие базовых двигательных качеств (выносливость, гибкость, координация и др.)
- укрепление мышечного корсета и сводов стопы;
- формирование правильной осанки;
- развитие общей моторики;
Вся работа делится на этапы и направления
Этапы:
- восприятие и оценка ситуации:
- постановка двигательной задачи, создание образа будущего движения;
- программирование решения определённой задачи, т.е. исходящей из цели, намечают содержания движения и средства;
- фактическое выполнение движения регулирование тонуса и координации движения;
Исходя из этого были выделены 3 направления развития.
1. Развитие статической координации;
2, Динамической координации;
3. Двигательная память;
Для развития статической координации движении общей моторики использоваться упражнения и игры на тренировку опорно-способности и равновесия с речевым сопровождением.
Эти упражнения и игры воспитывают в детях умение
вслушиваться в речь и генерировать ответные двигательные
реакции. Одновременно эти упражнения, формируют у детей подражательность движениям. Например: можно использовать такие игры как «В зоопарков «В лесу», «На лугу». В ходе этих игр каждый ребенок проговаривает слова и застывает в определенной форме, изображающего какое-либо живое существо, а ведущий узнает. Так же используют игры-соревнования. Например: «Маленький кролик», «Гусеница».
Для развития работоспособности мышц и выносливости способствуют игры и упражнения на сопротивление: «Кто сильнее?», «Потолок», «Замок». Все эти игры способствуют статистической координации.
Развитие динамической координации осуществляется в упражнениях и играх, представляющих собой уже комплексы специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм. Сначала идет чередование активных движений со статическими позами. Например: «Золотая рожь»9 «Самолет», «Мой мячик».
Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами, которые являются достаточно сложными, развивают статическую и динамическую согласованность движений, точность и пластику.
Для развития двигательной памяти подбираются упражнения из серий последовательно повторяющихся движений, причем сначала серия может состоять из 2-3 движений, а затем из 5-6. Например, в таких играх как «Робот», «Регулировщик», «Зеркало», «Умное эхо» и т.д.
Все игровые материалы направлены на развитие психомоторных качеств движения, сочетаются с играми на формирование дыхательной и голосовой функции, а так же развивает чувство ритма.
Библиографический список
- Генинг М.Г. Обучение дошкольников правильной речи. (текст)//М.Г.
Генинг - Чебоксары, 1980-ЗЗс. - Максаков ,А.И. , учите играя (текст)/ А.И. Максаков , Г.А. Тумакова . -
М. :, просвещение ,1983. - 52с. - Селивестров В.И игры в логопедической работе (текст) В.И
Селивестров - М.: Просвещение , 1987 - 45 с. - Сергиенко Г.Н. Учимся, говорим, играем (текст)/ Г.Н. Сергиенко-
Воронеж , 2006 Г.-206 с. - Сафонова О. активизация речевого общения старших
дошкольников (текст)/ О . Сафонова -7/Д.в .- 2007-№1.-с.50~56. - Швайко Г-С. Игры и игровые упражнения для развития речи (текст) / Г.С.
Швайко - М.: Просвещение, 1988 - 27 с .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.
В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи....
Структура неосознаваемыхвзаимоотношений ребенка в семье,их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи
Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....
Проблема влияния невербальных функций на овладение навыком письма у детей с общим недоразвитием речи
В статье приведен обзор исследований разных авторов о становлении навыка письма. Описывается проблема несформированности предпосылок готовности к овладению письмом у дошкольников с общим недоразвитием...
Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...
Консультация учителя – логопеда для инструктора по физической культуре: «Значение подвижной игры в развитии детей с общим недоразвитием речи»
Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, кот...
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II-III УРОВНЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....